Учебник Г. И. Даниловой: «Мировая Художественная культура»

в 9 классе по теме: «Дом-жилище человека». (1 час)
в теме: «Своеобразие архитектурных традиций».
учебник Г.И.Даниловой: «Мировая Художественная культура». (7-9 классы)
Вид урока: сотрудничество, развитие.
Тип урока: проект-исследование.
Методы: эвристический, проблемно-поисковый, наглядно - иллюстративный, развивающие логическое и ассоциативное мышление, творческие способности.
Цель урока: создать условия для:
развития представлений о своеобразии жилищных построек различных народов мира;
развития диалогической культуры и способностей к восприятию духовно- нравственного наследия различных народов мира;
для воспитания толерантного отношения к позиции другого человека;
воспитания любви к родному краю и малой Родине.
Дидактические цели:
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
Принимать самостоятельные аргументированные решения;
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;
Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.
Задачи урока:
Формирование навыков диалогического общения (между учениками, между учеником и учителем, между эпохами, между родителями и детьми - домашнее задание);
Развитие способностей к анализу;
Развитие творческих способностей;
Воспитание уважительного отношения к минувшему;
Развитие духовно – нравственных качеств личности.
В ходе урока формируются следующие знания, умения и навыки:
знать исторические и археологические данные об истории возникновения первых жилищ человека;
знать традиции русского домостроения, особенностями казачьих поселений;
Сделать выводы о том, как в архитектуре учитываются природно-климатические условия и образ жизни человека;
уметь различать виды жилищных построек;
используя сформированные навыки довести результаты своих исследований до всех одноклассников и членов своей семьи. (д/з)
В ходе урока формируются следующие компетентности:
Коммуникативная компетентность. (Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию);
Информационная компетентность. (Навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете, а также в окружающем мире. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Применение интернет - ресурсов и интернет – технологий);
Учебно-познавательная компетентность. (Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности).
Общекультурные компетентности. (Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов).
Ценностно-смысловые компетентности. (Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности).
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, экран;
Презентация проекта – исследования: «Дом-жилище человека»(общий результат работы групп учеников);
Дидактические материалы: карточки с таблицей для проверки усвоения знаний: «Заполните пустые строки в таблице»;
карточки с таблицей для домашнего задания: «Индивидуальная карта развития ученика»;
Рабочая тетрадь ученика.
Подготовительный этап: этапы проекта- исследования смотри приложение№1
План-конспект урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | |
2.Вводная беседа. История изучает и те времена, когда люди еще не умели читать и писать. Как же о них и их делах узнают наши современники? Много интересного хранит земля. В ней ученые-археологи находят остатки поселков и даже целых городов. Жители города могли погибнуть из-за внезапного пожара, нападения врагов, другого бедствия. Потом на этом месте никто не селился, и за сотни лет постепенно все покрылось толстым слоем земли. Археологи удаляют землю и нередко находят каменные строения такими, какими они были много веков назад. Жизнь в них словно замерла. На протяжении истории человек возводил храмы, строил дома, служившие ему защитой от холода, дождя и зноя. Легким и непрочным сооружениям первобытного человека суждена была длительная жизнь. По словам итальянского архитектора Альберти(1404-1472),люди «не ограничивались тем, что было необходимо для безопасности, но захотели и всего того, что способно создавать всяческие удобства». Человек все чаще начинал задумываться о благоустройстве и уюте своего жилища. | |
3.Постановка проблемы. Сегодняшний наш урок является обобщающим уроком нашего проекта исследования: «Дом-жилище человека». Каждая группа учащихся выступит со своими сообщениями. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока? (Какие древние города и жилища обнаружили археологи? А на территории Ростовской области есть древние города? Какими были дома у разных народов мира? В чем причина их различия? Какими были дома наших предков? Как влияли климатические условия на вид жилищ?...) Итак, в конце урока мы вместе ответим на наш проблемный вопрос: «Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека?» (слайд№7) В рабочих тетрадях записываем тему урока: «Дом-жилище человека». | Формулируют вопросы и под руководством учителя ставят проблемный вопрос. Формулируют и записывают тему урока. |
4.Усвоение нового материала. 1 группа: Первые жилища человека. В древнем городе Иерихоне археологи обнаружили остатки глинобитных одноквартирных домов с полами, покрытыми штукатуркой из извести. В кладке подобных домов были обнаружены оконные проемы.( слайд№8) Большая часть горожан города Ура в Месопотамии жила в одноэтажных домах из сырцового кирпича, в которых начитывалось от5 до 10 комнат, освещенных маленькими окнами. ( слайд№9) В Древнем Египте кирпичные дома богатых людей возводились посреди фруктовых садов с прудом и беседками. Стены были покрыты фресковыми росписями. В таких домах было очень тесно, так как он служил исключительно для ночлега. Большая часть жизни горожан проходила на площадях и стадионах. . ( слайд№10) При строительстве домов в Древнем Риме учитывалось влияние солнца. Жилые комнаты и спальни ориентированы на юг или восток, а кабинеты, библиотеки, кухни, кладовые, для которых солнце вредно обращались на север. В крупных городах возводились первые многоэтажные дома -инсулы. За пределами городов, строили живописные дома- виллы. Они поражали великолепием и роскошью. ( слайд№11) На территории Ростовской области находится -заповедник «Танаис». Танаис - античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье реки Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от города Ростова-на-Дону, у посёлка Недвиговка. Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3000 гектаров и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры 19 века. Это самый северный пункт античной цивилизации. ( слайд№12) В музее заповеднике мы можем увидеть реконструкцию хижины сельской округи Танаиса (I—II вв. н. э.). ( слайд№13) Приходилось ли кому - либо из вас бывать в музее-заповеднике: «Танаис» ? Поделитесь своими впечатлениями. 2группа: «Традиции русского домостроительства». У большинства народов мира сложились свои традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С 11 века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, - то есть срубленный дом. Россия – страна лесная, поэтому дома мастерили из дерева. Такой дом был всегда обращен к проезжей дороге, к озеру или реке. ( слайд№14) Избы были четырехстенные и пятистенные. Планировка избы долгое время оставалась неизменной: по одну сторону сени по другую клеть. В давние времена избу топили по черному: дым выходил через дверь или специальное окошко над ней. Сбоку от печи настилали полати. К теплой избе примыкали и хозяйственные помещения, в которые можно было попасть не выходя во двор. Какими факторами обусловлена эта особенность? (холодными зимами) Сени – холодный коридор. Сруб – отапливаемая часть избы. Клеть или горница – место для хранения домашнего имущества и для ночлега в теплое время года. Полати – нары для спанья, устраиваемые между печью и стенкой. ( слайд№15-18) 3 группа: «Казачьи поселения». Донской, любимый край! Эту неистребимую нашу любовь к родной земле прекрасно выразил М.А.Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов…ковылистый простор, курганы в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь». ( слайд№19) Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся область Войска Донского, которая занимала часть современной Ростовской области. Историческое название связано с рекой Дон.В течение нескольких столетий (вплоть до начала XX века) на территории Области Войска Донского широко распространенным типом жилища был курень. Казачьи курени XIX — начала XX вв. представляли собой наземные срубные (или реже — каменные) двухкамерные постройки. Городок-укрепление в центре, которого ставилась изба на несколько односумств – КУРЕНЬ. Курень-изба, где пекут хлеб. ( слайд№20-23) Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Что такое Родина? Кто-то скажет, что это место где человек родился, вырос. Другие скажут, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Для многих Родина начинается с, отчего дома. Наша малая Родина - село Екатериновка, вот так выглядели дома в нашем селе в начале 19 века. Каким бы ни был отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. ( слайд№24) Какие воспоминания ваших дедушек и бабушек вы слышали об устройстве и особенностях жилищ в нашем селе? 4 группа: «Виды жилищных построек народов мира». Общий характер жилищных построек, определяют,географическое положение, условия и образ жизни народа. В холодных территориях люди живут в снежном доме. В основании дома укладывают ледяные плиты. Форма дома куполообразная. К иглу прорывается длинный узкий тоннель. Иглу отапливаются лампами-жирниками, на них же готовится пища. Пол устилается несколькими рядами шкур. Иглу – снежный дом, используется северными народами на Аляске и в Арктике. ( слайд№25) Жилище цилиндрической формы и коническую крышу. Основание яранги составляют жерди, поставленные по кругу. Пол устлан шкурами. В центре находится очаг. Яранга – у кочевых народов Крайнего Севера переносное жилище из оленьих шкур. ( слайд№26) Чум – у некоторых северных народов коническое по форме сооружение, крытое берестой или звериными шкурами. В центре находится очаг. ( слайд№27) Природно-климатические условия степей Азии и Монголии продиктовали их обитателям особый вид жилища. Юрта – легкие удобные дома без внутренних перегородок у народов Средней Азии и Монголии. ( слайд№28) Конструкция юрты проста. Остов ее стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток. Снаружи она укутывается войлоком. Жилища народов Африки, ЮАР, Танзании, Уганды, поражают своей необычностью. Архитектура домов обусловлена природно-климатическими условиями и традициями народов мира. ( слайд№29-30) Японский дом- это, прежде всего крыша, опирающаяся на деревянный каркас. В нем нет окон. В каждой комнате , 3 из 4 стен подвижны. Дом приподнят над землей. Неотъемлемой частью японского дома является сад... ( слайд№31-32) | Представители групп защищают свой проект по слайдам презентации, остальные слушают и смотрят слайды. Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока. Рассказ ученика, побывавшего в музее-заповеднике: «Танаис». Ведут дискуссию -рассуждают. Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока. Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока. Ведут дискуссию -рассуждают. Записывают в рабочую тетрадь основные понятия - словарь урока. приложение№2 |
5.Первичная проверка знаний. Учащиеся заполняют карточки: «Заполните пустые строки в таблице». 2 варианта, а затем осуществляют взаимопроверку практического задания и выставляют оценку. Слайд№33-34, приложение№3 | Практическая работа по карточкам, взаимопроверка. |
6. Заключение. Наш урок подходит к концу, и мы можем дать ответ, на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока: «Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека?» (дети делают выводы о том, что у различных народов мира архитектура жилищ определяется природно-климатическими условиями, образом жизни и традициями) Приходилось ли вам видеть какие – либо необычные дома-жилища человека? Какие ваши впечатления? | Диалогическое общение в сотрудничестве. Формулируют выводы. |
7.Итоги. 1) Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности. Спасибо за участие, за сотрудничество. Координаторы выставляют оценки с краткими комментариями. (Рецензия на ответ одноклассника, приложение№4) 2) Самооценка учащимися своей учебной деятельности. Самооценку учебной деятельности учащихся на уроке провожу через рефлексию. Рефлексия - «возврат» - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе. Осуществляю рефлексию следующими способами: Барометр настроения Уходя с урока, ученики на обратной стороне карточки «отмечают птичкой» свое настроение. ( приложение№5) Уровень утомляемости на уроке. Ученики по окончании урока делают отметку о своем физическом состоянии на фигуре. (приложение№6) | Координаторы выставляют оценки за урок, с комментариями Самооценка своей деятельности-рефлексия |
8.Домашнее задание. 1)Все учащиеся получают практическое задание: заполнить индивидуальную карту развития - карточка. (приложение№7) 2)Обсудить с родителями или другими членами семьи ответ на вопрос: «В каком доме в будущем вы хотели бы жить?» | |
| |
| |
Приложение №1: «Этапы проведения проекта – исследования».
Подготовительный этап:На добровольных началах формирую 4 группы из учеников класса. Распределяю обязанности: теоретика, историка, археолога, информатика, координатора.
Представление проблемной ситуации:
-вербально;
-с помощью мультимедийных средств.
Мозговая атака.
Обсуждение.
Выдвижение гипотез.
Определение типа проекта.
Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Приложение №3: Карточки для выполнения практического задания
«Заполните пустые строки в таблице».
1 Вариант. Ф.И.------------------------------------------------------
Название жилища | У каких народов | Природно-климатические условия | Строительные материалы |
изба | Русских | холодные | |
курень | Донские казаки | | Дерево, камень |
иглу | Гренландия, Аляска, Арктика | Очень холодные, суровые | |
Яранга | | Очень холодные, суровые | Шесты и шкуры |
Чум | Кочевые Северные народы | | Шесты и береста |
| Кочевники Средней Азии и Монголии | Холодные, суховеи | Деревянные решетки и войлок |
Японский дом | | Теплый и влажный | Легкие деревянные перегородки и бумага |
Оценка за практическое задание:
Оценка за урок:
«Заполните пустые строки в таблице».
2 Вариант. Ф.И.------------------------------------------------------
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
Оценка за практическое задание:
Оценка за урок:
Приложение №2:Словарь урока.
Первые многоэтажные дома -инсулы. За пределами городов, строили живописные дома- виллы.
Изба, - то есть срубленный дом.
Сени – холодный коридор.
Сруб – отапливаемая часть избы.
Клеть или горница – место для хранения домашнего имущества и для ночлега в теплое время года.
Полати – нары для спанья, устраиваемые между печью и стенкой.
Городок-укрепление в центре, которого ставилась изба на несколько односумств – КУРЕНЬ.
Курень-изба, где пекут хлеб.
Иглу – снежный дом, используется северными народами на Аляске и в Арктике.
Яранга – у кочевых народов Крайнего Севера переносное жилище из оленьих шкур.
Чум – у некоторых северных народов коническое по форме сооружение, крытое берестой или звериными шкурами.
Юрта – легкие удобные дома без внутренних перегородок у народов Средней Азии и Монголии.
Приложение №4
Рецензия на ответ одноклассника.
В своей практике начала применять такой педагогический прием как рецензия на ответ одноклассника. Обычно это делаем в конце урока, когда необходимо выставить оценки за работу на уроке.
Алгоритм рецензии на ответ:
Верно, отвечал или нет…
Поправлял учитель или нет…
Допускал ошибки, перечень ошибок…
Я бы на данный вопрос ответил так…
Примеры к ответу я могу добавить…
Я предлагаю поставить такую - то оценку, если ответит на мой дополнительный вопрос…
Данный методический прием позволяет:
Добиться концентрации внимания учеников на протяжении всего урока;
Развивает умения давать полные ,обоснованные ответы;
Учит правильно формулировать вопросы;
Учит делать выводы и анализировать ситуацию;
Развивает логическое мышление и монологическую речь учащихся.
Данная форма работы на уроке нравится детям, и они объективно оценивают одноклассников. Часто получают оценки и те - кто подготовил верную рецензию.
Приложение №5
Самооценка учащихся своей учебной деятельности.
Самооценку учебной деятельности учащихся на уроке провожу через рефлексию.
Рефлексия - «возврат» - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе.
Барометр настроения



радость уныние скепсис
Уходя с урока, ученики рисуют на отдельных листочках либо в тетрадях свое настроение.
Приложение №6
Уровень утомляемости на уроке. Ученики по окончании урока делают отметку о своем физическом состоянии на фигуре
Полон сил
и энергии
Устал,
опустошен
Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными.
Приложение №7Д/З Индивидуальная карта развития ученика.
Ф.И.----------------------------------------
Что делал на уроке | Я на уроке узнал | В чем ценность урока для меня | Что вызвало затруднения | Свою работу я оценил бы на оценку | Группа выставила мне оценку | Меня порадовало (огорчило) |
| | | | | | |
В каком доме в будущем вы хотели бы жить и почему?
МБОУ Екатериновская сош
Матвеево - Курганского района
Ростовской области
Урок Мировой художественной культуры
в 9 классе по теме: «Дом-жилище человека». (1 час)
в теме: «Своеобразие архитектурных традиций».
учебник Г.И.Даниловой: «Мировая Художественная культура». (7-9 классы)
Филимонова Татьяна Николаевна
Учитель МХК
2013г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: