Учебно-методический комплекс «Производственная практика»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«Производственная практика»
по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
профиля «Олигофренопедагогика»
УТВЕРЖДЕНО
Решением учебно-методического совета
НОУ ВПО «ОмГА»
Протокол № 1 от «5» сентября 2012 г.
Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович
Омск, 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА»
Направление подготовки:
050700.62 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки: «Олигофренопедагогика»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы – 4 года
Форма обучения: очная, заочная
УТВЕРЖДЕНО
Решением учебно-методического совета
НОУ ВПО «ОмГА»
Протокол № 8 от 1 от «5» сентября 2012 г.
Омск -2012
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Цели производственной практики на 3-м курсе: формирование у студентов знаний, умений и навыков определения и анализа структуры интеллектуального дефекта и осуществления коррекционно-педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи производственной практики:
формирование представлений о содержании, направлениях и особенности организации профессиональной деятельности дефектолога в организациях и учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты;
формирование у студентов системы практических знаний о процессе воспитания и образования детей с нарушениями речи;
актуализация способности студентов использовать теоретические знания при решении проблем организации коррекционно-компенсаторного процесса в отношении лиц с нарушениями интеллекта;
формирование у студентов способности к использованию современных средств сбора и обработки информации в профессиональной деятельности;
стимулирование студентов к самостоятельной творческой деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.
РАЗДЕЛ 2.
МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Производственная практика в специальных коррекционных учреждениях VIII вида относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин, реализуется в 6 семестре в течение 6,6 недель.
Для освоения практических навыков студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология», «олигофренопедагогика», и т.д.
Освоение навыков практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья».
РАЗДЕЛ 3.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Компетенции студента, формируемые в результате прохождения учебной практики:
знать:
о рациональном выборе и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
уметь:
организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной программы (ПК-5);
владеть:
способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ (ПК-12).
РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Формы проведения производственной (педагогической) практики
Формой проведения практики является производственная педагогическая практика в специальных коррекционных учреждениях VIII вида.
Место и время проведения производственной (педагогической) практики
Кафедра логопедии и олигофренопедагогики имеет договоры с комитетами по образованию города и области, на основании которых направляет студентов для прохождения практики в специальных коррекционных учреждениях VIII вида. В школах имеются специалисты учителя-дефектологи с большим опытом работы, с высшей квалификационной категорией.
Согласно БУП направления подготовки 050700.68 бакалавр, «специальное (дефектологическое) образование. Профиль «олигофренопедагогика» учебная практика проводится в 6 семестре, 4,5 зачетных единиц, 3 недели.
Содержание производственной (педагогической) практики
Разделы (этапы) практики | Виды производственной (педагогической) работы | Формы текущего контроля | |||
Запись конспектов просмотренных занятий | Составление конспектов занятийи их проведение | Диагностическое обследование | Изготовление пособий для проведения занятий | ||
1-2неделя. Знакомство с документацией и программами. Проведение диагностических обследований, заполнение протоколов обследований. | + | | + | + | Протоколы обследования. Дневник практики |
3-4неделя. Просмотр и проведение уроков в младших классах. Внеклассные мероприятия. | + | + | | + | Дневник практики Конспекты |
5-6неделя. Просмотр и проведение уроков в старших классах. Работа с родителями. | + | + | | + | Дневник практики Конспекты |
7неделя. Проведение занятий, оформление отчета по практике. | | + | | + | Отчет, диф. зач. |
РАЗДЕЛ 7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Результаты практики оформляются в форме отчета, в соответствии с требованиями руководителя практики, и предоставляются в двухнедельный срок после окончания практики. В дневнике по производственной (педагогической) практике руководитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его доклад и отзыв руководителя от производственной организации, приведенный в дневнике.
Форма аттестации результатов практики – дифференцированный зачет.
Оценка по практике в виде дифференцированного зачета приравнивается к оценке по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом ОмГА.
РАЗДЕЛ 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Основная литература
«Дневник учебной технологической практики» / Практическое руководство// Федина С.В.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – В. Новгород, 2005.
«Методические рекомендации к педагогической практике по дополнительной специальности «Олигофренопедагогика» / Практическое руководство// Федина С.В.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – В. Новгород, 2008;
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. ред.Пузанова Б.П..- М. «Академия» 2001.
Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Ред. Воронковой В.В. - М. «Просвещение» 2008.
Программы специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Ред. Бгаджноковой И.М. - М. «Просвещение» 2011.
Дополнительная литература
Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. –М: Владос, 2003.
Епифанцева Т.Б.и др. Настольная книга педагога-дефектолога.Ростов-на-Дону «Феникс» 2005.
РАЗДЕЛ 9. МАТЕРЕАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
В соответствии требованиям ФГОС по направлению подготовки 050700.68 бакалавр, «специальное (дефектологическое) образование (олигофренопедагогика) проводится на базе специальных коррекционных дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов, в которых имеются специально оборудованные кабинеты, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении занятий с детьми.
Студенты перед прохождением практики с детьми дошкольного возраста проходят медицинскую комиссию и оформляют санитарные медицинские книжки.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».
Авторы-составители: Рягин С.Н., зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор; Ермолина Н.И., к.мед.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы; Карпова Л.Г., к.пс.н., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры педагогики, психологии и социальной работы от 31 августа 2012 года, протокол № 1.
Приложение №1.
Требования к оформлению дневника педагогической практики.
Титульный лист дневника должен отражать следующие данные: полное название учреждения, его адрес. Далее оформляется список детей группы, возраст детей, заключение ПМПК на каждого ребенка, расписание занятий.
Важнейший раздел дневника практиканта – анализ учебно-методической и нормативной документации ОУ. Он должен отражать специфику деятельности данного образовательного учреждения, действующие образовательные программы, их качественный анализ, различные виды планирования.
Далее в дневнике записываются ежедневные наблюдения студента за ходом занятий.
Примерная схема наблюдения за ходом занятия
Ход занятия | Время (мин.) | Управляющая деятельность учителя-дефектолога | Деятельность детей (ребенка) | Вопросы, замечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Приложение №2.
Психолого - педагогическая характеристика ребёнка - дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Примерная схема составления.
Общие сведения об ученике:
фамилия, имя, год рождения (или возраст);
группа, какое ДОУ посещал ранее;
состав семьи и семейное условие; где работают родители; культурный и материальный уровень семьи; имеется ли в семье ещё кто - либо с интеллектуальными нарушениями;
особенности воспитания в семье; отношения к ребенку всех членов семьи; особенности взаимоотношений в семье, взаимопонимание, контроль и самостоятельность;
состояние здоровья. Общее физическое развитие, имеющиеся нарушения (их характер, темп развития, причины и время появления и др.). Из медицинской карты - данные медицинских обследований, наблюдений школьного врача, заключения врачей - специалистов, логопеда и др.;
общее развитие и кругозор; интересы и склонности, их устойчивость; посещение кружков, секций;
игровая деятельность, умение использовать помощь;
уровень дисциплинированности: дисциплинирован или нет; упрямый - покладистый, уступчивый; агрессивный - спокойный, доброжелательный; усидчивый - активный, подвижный;
другие признаки.
Ребёнок и коллектив:
Особенности игровой и других видов деятельности
Психологическая характеристика познавательной деятельности ребенка (оценка всех познавательных процессов с учетом нарушения и возраста):
Психологические выводы: основные направления развития психики и поведения ребёнка; оценка степени сохранности и глубины нарушений (сенсорных, интеллектуальных, личностных, поведенческих, межличностных и др).
Почему Вы выбрали именно этого ребенка?
Педагогические рекомендации.
(Примечание. Здесь должны содержаться лишь основные пути работы с ребенком. Более подробное описание работы содержится в «Плане коррекционно - развивающей работы ребёнка с отклонениями в развитии»).
Характеристика составлена
студентом_____ курса
________________________________
________________________________
Дата ____________ Подпись__________
Приложение №3.
Обязанности студентов в период учебной практики
Студент обязан работать в практическом учреждении ежедневно (график работы студента составляется с учетом целей и задач конкретного дня практики и расписания занятий) и своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.
В соответствии с программой практики студент должен осуществлять перспективное и индивидуальное планирование своей работы в практическом учреждении, ежедневно вести педагогический дневник по установленной форме.
Выполнять правила внутреннего распорядка практического учреждения, распоряжения руководителя практики и администрации школы.
Не реже одного раза в неделю обсуждать с педагогом, осуществляющим методическое руководство, ход выполнения практики.
Приложение №4.
Договор
«О совместной деятельности по проведению практики студентов»
г. Омск «___» 20 г
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия», именуемое в дальнейшем «Академия», в лице Ректора, Еремеева Александра Эммануиловича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и____________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице руководителя__________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Стороны принимают на себя обязательства организовать практику (производственную) студентам Академии (бакалаврам)________________________________________________________________________________________________________________________________________.
1.2. В соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиля «Олигофренопедагогика».
1.3. Настоящий договор предусматривает реализацию программ практик студентов на базе Исполнителя.
2. Обязательства Академии
2.1.Академи обязуется:
2.1. Направить студентов на предприятие «Исполнителя» для прохождении практики в соответствии с утвержденным учебным планом. 2.2. Оказывать работникам «Исполнителя» методическую помощь в организации и проведении практики.
2.3. Выделять преподавателей для научного руководства и курирования практик. 2.4. Осуществлять текущий контроль за прохождением практики со стороны руководителей практики от Академии.
2.5 .Разрабатывать и утверждать рабочие программы практик, определять формы их организации и контроля.
2.6.По согласованию с Исполнителем привлекает его сотрудников для
руководства практикой студентов на договорных условиях.
3. Обязательства Исполнителя
3.1. Исполнитель обязан:
3.1.1. Предоставлять базу для проведения практики со студентами по программам практик.
3.1.2. Знакомить студентов с организацией деятельности Исполнителя.
3.1.3. Информировать студентов об основных направлениях массово-информационной деятельности Исполнителя.
3.1.4. Обеспечивать участие сотрудников Исполнителя в подведении итогов практик.
4. Срок договора
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторон и действует до
« » 20 г.
4.2. Договор может быть расторгнут досрочно по письменному соглашению сторон, о досрочном расторжении договора сторона должна предупредить контрагента за 1 месяц.
5. Заключительные положения
5.1. Все изменения и дополнения в данный договор вносятся на основании письменного соглашения сторон.
5.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.
5.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу.
У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.
6. Реквизиты сторон:
Академия | Исполнитель |
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия» 644122, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2 «А» тел/факс: (3812) 28-47-42, 28-47-37 ИНН/КПП 5502040870/550301001 Р/с 40703810808000000004 «СДМ-БАНК» (ОАО) в г. Омск, 644043, г. Омск, ул. Красный путь, д. 89. К/с 30101810600000000850 БИК 045209850 | |
Ректор НОУ ВПО «ОмГА»
____________Еремеев А.Э. _____________/______________
м.п. м.п.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: