NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» для студентов 4 курса очной формы обучения по специальностям: «Биология»(020201. 65)

ТЕМА 1. Предмет и структура философского знания.

Возникновение философии как особой отрасли человеческого знания. Становление философии. Основные направления, типы, школы философии и этапы ее исторического развития. Мировоззрение и философия, типы мировоззрений, взаимосвязь философии и естествознания. Важнейшие отрасли философского знания. Главные философские направления XIX – XXI веках.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре, в жизни человека и общества. Особенности философской методологии и эволюции ее предмета в истории человеческой мысли. Социальные функции философии. Структура философского знания.
ТЕМА 2. Философия Древнего мира.

Даосизм и конфуцианство как основные течения древнекитайской философии. Принцип естественности/цзы жань/ и принцип недеяния /у вэй/ в свете современных проблем глобальной экологии. Ценностная направленность конфуцианской философии и естественная необходимость принципа духовно-нравственных норм поведения человека /у син/.

Философская культура Древней Индии и ее особенности в ведическом, эпическом и классическом периодах. «Четыре благородные истины» буддизма и ценности современного потребительского общества в свете глобальной экологии.

Космоцентризм ранней греческой философии. Атомистический материализм Демокрита и идеи детерминизма. Диалектика Гераклита. Элеаты о неизменности бытия. Сократ о самопознании человека и его «диалектический» метод. Мир идей и мир вещей Платона. Его учение о душе. Философская система Аристотеля. Его учение о четырех видах причин, энтелехии. Создание Аристотелем логики и психологии.

Принципы философии скептицизма, эпикуреизма и стоицизма в эпоху эллинизма.
ТЕМА 3. Философия Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени.

Теоцентризм средневековой философии. Понимание соотношения веры и разума в периоды апологетики, патристики и схоластики. Реализм и номинализм. Философские взгляды Фомы Аквинского.

Антропоцентризм и культ уникальной индивидуальности в философии Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.

Обоснование Ф.Бэконом и Р.Декартом опытного знания, учения Ф.Бэкона об индуктивном методе и идолах познания и Р.Декарта о дедуктивном методе, интеллектуальной интуиции и его правила для руководства ума.

Эмпиризм и рационализм в европейской философии XVII-XVIII вв. Философия Б.Спинозы. Критика Дж. Локком учения о врожденных идеях, его учение о первичных и вторичных качествах и значение этого учения в последующей истории философии. Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Д.Юма.

Философия Просвещения. Концепция суверенной личности. Вера в человеческий разум и общественный прогресс во французском Просвещении. Общественный идеал правового общества. Французские материалисты. Американское, английское, немецкое и русское Просвещение. Понимание человека как продукта воспитания и среды.
ТЕМА 4. Немецкая классическая философия.

Преодоление в философии И.Канта онтологизма предшествующей философии и обоснование теоретически деятельной природы субъекта познания. Мир «вещей в себе» и мир явлений в его философии «критического» периода. Разум и рассудок, идеи и понятия, антиномии разума. Этика категорического императива.

Философия И. Фихте и Ф. Шеллинга, общие представления.

Философская система Г.В.Ф.Гегеля. Диалектика саморазвития абсолютной идеи. Законы и категории его диалектической системы.

Антропологический материализм Л.Фейербаха, его критический анализ религиозного мышления и роли религии в историческом процессе.
ТЕМА 5. Философия классического марксизма XIX в. и Новейшего

времени (конец XIX – XXI века)

Философия классического марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс): ее предпосылки и источники, основные идеи и принципы. Место человека, понимание отношения личности и общества в марксизме. Диалектико-материалистическое понимание природы, общества и познания. Новое понимание промышленной революции в общественном развитии. Обоснование коммунистической идеи в марксизме. Марксизм и опыт истории XX века. Ленинизм в СССР и странах социализма. Поиск новых путей достижения гуманизма, социального равенства людей и социальной справедливости в организации жизни и распределении материальных и духовных благ в конце XX – начале XXI веков.

Формирование неклассической философии, ее характерные особенности. «Философия жизни», её основные учения и их содержание. Антропологическая тематика в современной философии. Экзистенциальная философия, ее особенности и значение.

Философия науки, техники и техносферы, её социокультурные предпосылки и идейное содержание. Формирование на этой основе концепций индустриальности, постиндустриального, техногенного общества и перспектив техноноосферного развития жизни. Постмодернизм как реакция на скоротечность социальных и культурных процессов в обществе на основе модернизаций.

Становление философии социоприродного развития земного мира. В.И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден о формировании ноосферы, переходе от биосферного развития к ноосферному – на основе эволюции человеческого разума, достижений науки. Новое понимание социоприродного развития как становления постбиосферной, искусственной, техно-ноосферной жизни.
ТЕМА 6. Особенности русской философии ХIХ-ХХ вв.

Тема судьбы России в философии П.Я.Чаадаева. Славянофилы и западники. Русская философия истории в концепции Н. Л.Данилевского. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX века. Философия всеединства B.C. Соловьева и его последователей. Учение Н. А. Бердяева о свободе, творчестве и смысле истории. Философия русского космизма. Российская философия советского периода, ее особенности. Зарубежная русская философия.

РАЗДЕЛ II. Сущность и основные формы бытия

ТЕМА 7. Единство и многообразие мира.

Учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия: 1) бытие вещей, процессов и состояний природы; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие общества. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Мир вещей и мир идей. Материя и развитие представлений о ней в истории философской мысли. Современные представления о материи, ее свойствах, формах, способах существования. Пространство, время, движение, развитие, эволюция – как атрибуты материи. Целостное единство и многообразие мира. Детерминизм и индетерминизм. Научные, философские и религиозные картины мира. Понятие субстанции, материалистический и идеалистический монизм.
ТЕМА 8. Диалектика бытия.

Сущность диалектического понимания мира. Основные принципы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Материалистическая и идеалистическая диалектика. Диалектика и метафизика. Особенности современных метафизических представлений. Понятия связи, развития, закона и закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Законы и категории философии и науки, их отличие. Закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Диалектические противоречия и формы их разрешения, взаимосвязи количественных и качественных изменений и способы отношения нового к старому в саморазвитии сложных систем. Необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление, устойчивость и изменчивость в явлениях и процессах бытия.

Исторические формы диалектики: Античная (Гераклит, Сократ); эпохи Возрождения (Н. Коперник, Н. Кузанский, Дж. Бруно, Лейбниц); немецкой классической философии (И. Канта, Г. Гегель); марксистской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); российских социал-демократов (Герцен, Белинский, Чернышевский); западных теоретиков индустриализма и постиндустриализма (Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Д. Белл); российских теоретиков ноосферного и техно-ноосферного, - или социоприродного, – перехода жизни (В.И. Вернадский, Э. Леруа, В.А. Кутырев).
РАЗДЕЛ III. Познавательное отношение человека к миру.

ТЕМА 9. Проблема сознания в философии.

Постановка проблемы сознания в философии. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма психического отражения и его формирование в антропосоциогенезе. Биологические и социальные факторы генезиса и эволюции сознания. Структура сознания: самосознание, знания, чувства, воля, подсознание, мышление. Сознание и мозг, сознание и язык. Знак, значение, символ, понимание.

Сознание, самосознание и личность. Сознание и творчество. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания: сущность, уровни, формы. Относительная самостоятельность и активная роль общественного сознания в жизни человека и общества.
ТЕМА 10. Философское учение о познании.

Гносеология как философская теория познания мира, общества и человека. Субъект, объект, предмет и средства познания. Познавательные способности: чувственность, рассудок, интеллект, интуиция. Чувственное и рациональное познание и их формы. Познание, творчество, практика. Познание, его возможности и границы. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Соотношение истины, лжи и заблуждений в науке. Критерии истины, критерии научности.

Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания и их методы познания. Основные формы научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Особенности философского и научного познания мира. Наука и техника в современном мире, их роль в техногенном развитии общества, человека и земной природы.

РАЗДЕЛ IV. Бытие человека и общества.

ТЕМА 11. Философская антропология. Человек как объект философского познания.

Человек как философская проблема. Истоки интереса к человеку. Специфика философского понимания человека: восточная и западная традиции. Необходимость интеграции междисциплинарных знаний о человеке и создания единого учения о нём.

Философская антропология, ее объект и предмет, круг проблем, место и значение в системе философского знания. Ч. Дарвин и Ф. Энгельс о происхождении и формировании человека. Трудовая теория антропосоциогенеза. Место и образ человека в истории философской мысли, основные учения о человеке. Многомерность человека.

Человек во Вселенной. Человек, общество, культура. Природа человека и смысл его существования. Общество и его структура. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.Образ человека в истории духовной культуры. Сущность человека, его жизнедеятельность и творческая природа. Свобода и ответственность, отчуждение, смысл жизни и судьба человека. Роль нравственных, религиозных, эстетических, политико-правовых, научных и экологических ценностей в определении человеком смысла своей жизни.

Техногенное общественное развитие и его воздействие на биосферу и человека. Формирование техногенных качеств у современного человека и глобальная трансформация его природных и социальных качеств. Крупные изменения состояния здоровья человека, его средней продолжительности жизни, демографических процессов, тела и телесности. Перспективы развития человека как постбиосферного биотехносоциального существа на основе интеграции «био», «техно» и «социо». Необходимость коренного изменения условий жизнедеятельности человека.


ТЕМА 12. Общество как объект философского анализа.

Понятие общества в социальной философии. Общество и его структура. Мировоззренческие и методологические основы идеалистических и материалистических концепций общества. Формационная, цивилизационная, постиндустриальная и социоприродная (техногенного развития) концепции общества и подходы к его исследованию. Объективное и субъективное в историческом процессе. Специфика социальной формы движения материи. Проблемы свободы и необходимости в социальной жизни. Формирование техногенного общества как социотехноприродного организма.

Социальная философия, ее объект и предмет, основные принципы. история философских учений об обществе. Особенности познания социальных явлений и исторического процесса. Человек, общество, культура, их взаимосвязи. Человек в информационно-техническом мире. Роль научной рациональности в развитии общества. Место и роль социальной философии в системе обществознания.

Источники и движущие силы, субъекты исторического процесса. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Многообразие и единство мировой истории, ее смысл и направленность.
ТЕМА 13. Природные основы общественной жизни.

Эволюция взглядов на взаимосвязи общества, человека и природы. Исторические типы отношений между обществом и природой. Природа как основа существования общества. Общество, человек и природа, их взаимосвязи как объект философского исследования. Экологическая проблематика социоприродных связей. Социальная экология и экология человека.

Современная техногенная цивилизация (общество) и земная естественная природа: противоречивый характер их отношений и необходимость гармонизации их эволюции. Экологический эволюционный кризис и экологический коллапс как результат стихийного техногенного общественного развития, трансформации и уничтожения биосферы. Формирование техносферы и усиление роли «второй природы» в человеческой деятельности и жизни. Необходимость формирования экологической культуры человечества и каждого человека. Устойчивое развитие общества и биосферы как перспектива гуманизации и экологизации социоприродной эволюции на нашей планете.
ТЕМА 14. Философский анализ общественной жизни и социокультурных ценностей.

Общество как система деятельности и отношений между людьми, его саморазвитие. Общественная жизнь как многогранная жизнедеятельность людей и социальных общностей. Основания и содержание общественной жизни, ее основных сфер и социокультурных ценностей. Методологические подходы в изучении динамики социальной жизни.

Экономическая сфера общественной жизни. Социальная сфера жизни общества. Социальные группы, расы, этнос, семья в истории общества. Политическая, правовая и духовная жизнь общества. Роль философии в формировании общества и его духовной жизни.

Философия о ценностях человека и человечества. Место аксиологии в системе философского знания, ее основной вопрос и круг познавательных проблем. Важнейшие понятия и идеи в аксиологии. Сущность ценностного отношения человека к окружающему миру. Понятие ценности в аксиологии. Духовно-нравственные идеалы человечества. Ценность и антиценность. Добро и Зло как символизация ценностей и антиценностей.

Формы существования ценностей, их классификация. Ценности и проблема смысла жизни. Идеал, его значение для человека. Воспитание и проблема формирования ценностных ориентаций личности.


ТЕМА 15. Философия глобальных проблем и судьбы человечества.

Будущее человечества. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Глобальные проблемы современности. Человечество перед лицом глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Формирование техногенной цивилизации (индустриальных и постиндустриальных общественных систем) и изменение социального облика земного мира. Особая роль научного знания, информации, техники и технологий в развитии новой земной реальности. Становление и развитие глобальности жизни народов как новое измерение человеческого бытия.

Тенденции усиления техногенного развития земного мира, глобальные процессы и проблемы человечества как проявление противоречивости всемирной истории, вызывающей эволюционный кризис современной цивилизации и земной природы.

Типология и содержание глобальных проблем. Первый комплекс проблем как порождение крайне противоречивых отношений основных социальных общностей – от общественно-экономических систем до социальных групп. Второй комплекс проблем как итог отношений общества (человечества, человека) с биосферой и земной природой в целом. Третий комплекс – сохранения и выживания человека и человечества в условиях перехода жизни к постбиосферным формам. Россия в процессах глобализации. Основные направления решения глобальных проблем.

Возможные сценарии общественного развития. Успешное решение глобальных проблем и сохранение биосферной жизни. Осуществление гуманистической перестройки общественной жизни и коэволюционного, устойчивого развития общества и биосферы. Другой возможный вариант: уничтожение биосферы и формирование искусственной постбиосферной жизни с трудно предсказуемыми последствиями

1.6. Методические рекомендации по самостоятельному изучению

курса «Философия»
1.6.1. Организация самостоятельной работы студентов по изучению

дисциплины «Философия»

Как известно, качество подготовки будущих специалистов зависит в значительной степени не только от набора изучаемых дисциплин, но и от полноты изучения последних. Здесь существенную роль в первую очередь играют качество и полнота лекционного курса и семинарских занятий, организаторские способности педагога в области учебного процесса. И немаловажное значение придается организации самостоятельной работы студентов, особенно заочной формы обучения. Последняя категория, как правило, прослушивает лекции, получает рекомендации по учебной литературе, далее, в лучшем случае, контрольные работы, экзаменационные вопросы, а затем на очередной сессии сдается зачет или экзамен по предмету. Подобная схема действует, естественно, не для профильных дисциплин, к которым относится и философия.

Поэтому в данном учебно-методическом комплексе предусматривается ряд методических мер, направленных на улучшение качества подготовки специалистов в процессе изучения такой важной дисциплины, как философия. Для подготовки студента по данной дисциплине разработано подробное содержание курса «Философия», которое, наряду с другими документами, находится в библиотеке и читальном зале в электронном виде – и студент в любое время может получить (скопировать) документ или же получить через систему Интернета. Практически – это несколько сокращенный учебно-методический комплекс дисциплины. В процессе лекционных занятий студент получает подробную информацию, как работать с данным материалом.

Для студентов факультета «Биоэкология» не предусмотрены рефераты, или контрольные работы по философии. Но такая форма самостоятельной работы является весьма эффективной, и преподаватель рекомендует для тех, кто хочет получить хорошие знания, ряд тем рефератов и контрольных работ по выбору студента. Поскольку специальности по психологии и социальной работе органически связаны со знанием философии, то целью контрольной работы является формирование ряда умений, необходимых студенту при освоении будущей специальности и специалисту в профессиональной деятельности. Особенно для указанных специальностей важно находить и систематизировать философскую литературу, которая имеет во многом решающее значение для понимания социальных (для социальных работников) и психологических (для психологов) процессов на современном этапе развития общества и человека. Поэтому тематика рефератов и контрольных работ по философии непосредственно связана с квалификационными дисциплинами. Таким образом, студент получает углубленные знания по профилю своей будущей деятельности, более глубоко понимает проблемы, над которыми придется ему работать в будущем. При сборе материалов рекомендуется использовать новейшие исследования, особенно в области философской антропологии и социальной философии. Это – монографии, научные статьи, социологические исследования, статистические данные и т.п.

Классическая структура любой работы (реферата, контрольной) обычно требует правильного оформления титульного листа и самого содержания. Последнее включает в себя в виде плана (оглавления) и дальнейшего раскрытия – введение, основная часть (два-три параграфа), заключение и список использованных источников и литературы.

На титульном листе указывается название учебного заведения, название дисциплины, название кафедры и факультета, шифр и название специальности, год написания контрольной работы, подробные сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, курс, номер группы. Для этого существуют на кафедре философии и культурологи образцы, в соответствии с которыми оформляется титульный лист.

В содержании перечисляются все разделы работы с номерами страниц. Во введении необходимо показать актуальность темы, обозначить проблему, сформулировать предмет, цель и задачи работы. Основная часть должна быть разбита на разделы в соответствии с логикой изложения и поставленными задачами. В заключении необходимо показать, как решены поставленные задачи и насколько близко исполнитель реферата (контрольной работы) подошел к достижению поставленной цели работы.

В конце работы приводится список использованной литературы, который печатается в алфавитном порядке или в порядке появления ссылок в тексте. Сведения об источнике должны содержать фамилию и инициалы автора, полное название работы, место издания и название издательства, год издания, а также количество страниц. В случае если научный или методический источник берется через Интернет, то необходимо привести постоянный адрес источника – сайт. При подборе литературы необходимо учитывать, чтобы источник был, с одной стороны, авторитетным и «свежим» по изданию, а с другой – соответствовал теме реферата, рассматриваемым проблемам. Автору реферата также следует обратить внимание на аргументацию – обоснованность доказательства, использование сносок на литературу, достаточное количество научных источников.

Нумерация страниц производится арабскими цифрами внизу страницы справа. При этом титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Примерный объем реферата – 20-30 страниц компьютерного текста. Для основного текста используется шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал – 1,5, отступ первой строки абзаца – 1,25, выравнивание по ширине. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами. Размеры полей: верхнее и нижнее – по 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм.

Работа над рефератом (контрольной) проходит в несколько этапов:

-выбор (вместе с преподавателем) темы исследования, если такая тема

не определяется университетскими, факультетскими или кафедральными решениями;

-определение (вместе с преподавателем) и подборка необходимой литературы, справочных изданий, статистических материалов и т.п.;

-написание полного текста реферата (не исключается и консультация с преподавателем, если есть какие-либо сомнения);

-сдача контрольной работы на проверку преподавателю;

-доработка контрольной работы с учетом замечаний преподавателя или другого проверяющего лица реферат (контрольную);

-сдача контрольной работы в установленные сроки перед защитой

на семинарском занятии, в группе, или в беседе с преподавателем;

-защита контрольной работы, или реферата.

Срок окончательной сдачи готовой работы определяется учебным графиком, а если сроки не определены, преследуются цели лучшей подготовки к экзамену по философии, то – преподавателем. Выполненная работа подписывается студентом и представляется на защиту. Удовлетворяющая требованиям работа представляется на защиту, о чем руководитель делает заключение на титульном листе. Защита контрольной работы, реферата обычно проводится публично, в присутствии группы, или ее части.

1.6.2. Тематика самостоятельной работы студентов

Студенты готовятся самостоятельно по каждой теме по каждой из 15 изучаемых тем и по практическим занятиям . Но поскольку не по всем темам изучаемой дисциплины проводятся семинары или иные практические занятия, то им дается задание на изучение видных философов, их концепций, а также основных философских и общенаучных понятий. Проверка выполнения работы проводится во время выступления студентов с докладами на практических занятиях как визуально, так и с устными ответами на вопросы. При контрольной проверке на семинаре или консультации речь пойдет также и о том, в каких случаях осмысления вопросов социально-техногенного развития мира, экологии и природопользования могут использоваться философские и научные понятия, которые студент усвоил. Ему надо привести примеры. Далее темы для самоподготовки с изучением понятий и персоналий, а также теоретические вопросы и вопросы для самоконтроля даются в теоретической части учебно-методического блока.


,


1.7. Список рекомендованной литературы для

самостоятельного изучения студентами дисциплины «Философия»
Основная учебная, справочная и дополнительная литература,

рекомендуемая студентам по курсу философии,

находится в читальном зале №1и №2 РГУ им.И.Канта
Основная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007. - №2

Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов вузов.- М., 2007 - №2

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 2005. №1

Афанасенко И.Д. Русская цивилизация. История развития.- СПб., 2006.№1

Блинников А.В. Великие философы: Учеб. словарь-справ.- М., 1997.- №2

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.- №2

Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – М., 2006. - №1

Демиденко Э.С.Философия социально-техногенного развития мира: статьи, понятия, термины /Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева, Н.В.Попкова.- М., 2011. - № 1.

Канке В.А. Философия. Историч. и систематический курс.-М., 2006.- №1, 2

Краткий терминологический словарь гуманитар. дисциплин.-М.,2005- №1

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник.- М., 2009. - № 1.

Никола У. Иллюстрированный философский словарь. – 2006. -№1

Новейший философский словарь.- Ростов н/Д, 2005. №1

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006. - №1

Философия русского зарубежья.- Калининград, 2004 - №1.

Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М., 2009.- №2.

Справочная литература

Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХ веков. – М., 2002.

Алексеев П.В. Философы России начала ХХ1 столетия. – М., 2009

Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. – М., 1997.

Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003

Философия в вопросах и ответах /Под ред. Е.Е. Несмеянова. – М., 1999.

Философская энциклопедия. В 4-х томах. – М., 2000
Дополнительная литература для самостоятельной работы

(Книги находятся в областной библиотеке и библиотеке РГУ)

1. Антология мировой философии.- 1969-1972.

2. Аристотель .Соч.: в 4-х томах.- М., 1976-1983.

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

4. Асмус В.Ф. Бергсон и его критика интеллекта // Асмус. В.Ф. Историко-философские этюды. – М, 1984. – 217-261.

5. Балашов Л.Е. Практическая философия. – М., 2001. (Раздел 7. Гуманизм – философия человечности. Раздел 8. Как мы думаем?). – С. 200-273.

6. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир. – М., 2007.

7. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии /пер. с англ. – М., 1983.

8. Бек У. Заблуждения глобализма // Сумерки глобализации: настольная книга антиглобализма. – СПб. – М., 2004

9. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

10. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

11. Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах.- М., 1971-1972.

12 Брюшинкин В.Н. Феноменология русской души // Вопросы философии .-2005.№1.

13. Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход // Свободная мысль. – 1998. № 5.

14. Брандман Э.М. Глобализация и информационная безопасность общества //Философия и общество. – 2006. № 1.

15. Вернадский В.И. Рассуждения натуралиста. – М., 1975.

16. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2003.

17. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты. – Р/Д, 1994.

18. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. – Т.1-3. – М., 1974.

19. Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003.

20. Гор А. Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

21. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М., 2003.

22. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

23. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. – 1995. № 8.

24. Гуревич П.С. Философия: Учебник для психологов. – М. – Воронеж, 2004.

25. Декарт Р. Избранные произведения.- М., 1950.

26. Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «конец света» природного человека. Доклад на XIX Всемирном Философском конгрессе. – Брянск, 1993.

27. Демиденко Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни. – М., 2003. С. 99-157.

28. Демиденко Э.С. Формирование метаобщества и постбиосферной земной жизни. – М. – Брянск, 2006.

29. Демиденко Э.С., Дергачева Е.А., Попкова Н.В. Техногенное общество и земной мир. – М. – Брянск, 2007.

30. Демиденко Э.С., Попкова Н.В., Шустов А.Ф. Техногенное развитие общества и жизни на Земле. – М. – Брянск, 2007.

31. Демиденко Э.С. Философия о глобальных процессах и проблемах современности. Лекция. – Брянск, 2007

32. Дергачева Е.А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности. – Брянск, 2005.

33. Дворцов А.Т. Гегель. – М., 1972.

34. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. – М., 1986.

35. Дубинин Н.П. Что такое человек? – М., 1983.

36. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. – М., 1981.

37. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

38. Ильин М., Сегал Е. Как человек стал великаном. – М., 1994.

39. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000.

40. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы филос. – 1997. №9.

41. Классическая философия науки.- М.,2007.

42. Кант И. Соч. в 6-и томах.- М., 1964-1966.

43. Калинников Л.А. Кант в русской философской культуре.- Калининград, 2005.

44. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983.

45. Ковалев А.М. Справедливое общество – утопия или возможность. – М., 2005.

46. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XXI вв. – М., 1989

47. Кутырев В.А. Разум против человека. – М., 1999.

48. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980

49. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.- М., 1991.

50. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. –

Т.18.

51. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. – М., 1983.

52. Лысков А.П. Человек: Путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии.- М., 1997.

53. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. – Свердловск, 1988.

54. Макаров И.М. Искусственный интеллект: состояние, проблемы, перспективы // Человек. 1995. № 2.

55. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – Изд. 2-е. – М., 1992.

56. Мамлеев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. – 1993. №11.

Маритен Ж. Философ в мире /Пер. с фр. Б.Л. Губмана. – М., 1994.

57. Маркс Ф., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Глава первая. – Соч. – 2-е изд. Т.3.

58. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. – СПб., 2008.

59. Мир философии. – М., 1991.

60. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. №3.

61. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? – М., 1999.

62. Мышление как высшая форма отражения действительности //Андреев И.Д. Диалектическая логика. – М., 1995.

63. Нещадин А.А. Судьба России в современнойглобализации.-М., 2003.

64. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

65. Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины // Вопросы философии. – 1987. №10.

66. Поппер К. Логика и рост научного знания.- М., 1983.

67. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

68. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1991. №2.

69. Пугач Г.В. Познавательная активность человека: сущность, природные и социальные предпосылки. – М, 1985.

70. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Д

72. Соловьев В.С. Соч.: в 2-х томах.- М., 1989.

73. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

73. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1999. – 522-802.

74. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.- М., 1987.

75. Фейербах Л. Сочинения: в 2-х т. – СПб, 1993.

76. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами Земли и неба // Вопросы философии – 1994. №2.

77. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

78. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М., 1993.

78. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. – М., 2004.

79. Хайдеггер М. Что такое – философия? // Вопросы философии. – 1993. №8.

80. Хрестоматия по философии /Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1997.

81. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения / Редкол. Фролов И.Т. и др. Сост. П.С. Гуревич. – М., 1991.

82. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 21.

83. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20.

84. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд. – Т. 20.

85. Язык, речь, речевая деятельность // Бургин М., Кузнецов В. Введение в современную точную методологию науки. – М., 1994.

86. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1994.
1.8. Тематика рефератов для студентов

Философия как высшая мудрость.

Философия и науки: их взаимосвязь.

Философия и биология: территория единства.

Предмет философии и предмет биологии: общее и различия в изучении человека.

Философия и геоэкология в информационную эпоху.

Своеобразие мышления в философии и психологии.

Проблема связи философии с психологией и психопатологией в книге К. Ясперса «Общая психопатология».

Философский пессимизм как психологическое состояние.

Философский оптимизм: научное предвидение и психологическое состояние. Онтопсихология: синтез психологии и философии.

От первобытного сознания – к искусственному интеллекту.

Прогресс человечества: философские и геоэкологические подходы.

Свобода как нравственный императив.

Динамика и ответственность человеческого разума.

Переход от биосферы к техноноосфере.

Культура как продукт человеческой активности.

Философия жизни: в поисках смысла и содержания.

Исток культуры – в пробуждении нравственности и совести.

Сознание и разум: философия и психология в поисках их сущности.

Своеобразие мышления на Востоке и Западе.

И. Канта о рассудке и разуме.

Этика И. Канта: философские и психологические грани.

Человеческие качества: биологические и социальные.

Целостность человека: междисциплинарный синтез.

Трансформация человека в эпоху техногенного развития.

Деградация биологических качеств человека в условиях формирования искусственного мира.

Социобиопсихологическая целостность человека.

Человек разумный как философский и психологический образ.

Философское и биологическое постижение эроса как человеческой страсти.

Философия и биофилософия в современном мире.

Оптимизм: грани философии и биосферной жизни.

Современный человек как биотехносоциальное существо. Перспективы эволюции человечества.

1.9. Глоссарий понятий, терминов и персоналий для словаря по дисциплине «Философия»

страница 1страница 2страница 3 ... страница 19страница 20


скачать

Другие похожие работы:


Учебно-методический комплекс «Теория оптимизации»

Учебно-методический комплекс: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Учебно-методический комплекс «Учебная практика»

Учебно-методический комплекс: 1 стр.