Урок кубановедения: Межнациональные отношения на Кубани
Урок кубановедения: Межнациональные отношения на Кубани.
Цель урока: обратить внимание учащихся на многонациональный состав Кубани с древности до наших дней; рассказать о вхождение народов региона в состав России; выделить основные этапы истории формирования региональной многонациональной общности.
Задачи: - развитие уверенности в себе, самостоятельности, ответственности, чувства долга и доброжелательности по отношению друг к другу мигрантов и принимающего населения; - углубление знаний традиций, культур, обычаев различных народов и народностей, проживающих на одной территории;
Оборудование урока: мультимедиа проектор.
Ход урока:
Орг. Момент.
Новая тема.
План урока.
1.Народы Кубани с древности до наших дней.
2.Вхожение народов региона в состав России.
3.История формирования региональной многонациональной общности.
- Дайте определение понятиям: племя, этнос, нация, народ.
- Дайте определение понятию толерантность.
- Что называется этнической толерантностью?
1. Проверка опережающего домашнего задания по теме : « Народы Кубани с древности до наших дней»
Заполнение таблицы: «Этнополитическая эволюция культурно- исторического развития региона»
Племена, этносы | Хронологические рамки | Этническое происхождение. |
Сообщения учащихся о формировании современного этнического состава населения Кубани
Сообщение: Современный этнический состав населения Кубани начал складываться во второй половине XVIII века. Особенно интенсивно эти процессы протекали во второй половине XIX века, и новый их всплеск приходится уже на наше время .
Однако и в более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.
Не позднее XV века правобережье Кубани, а также часть равнинного междуречья Лабы и Кубани были заняты ногайцами — тюркоязычными кочевниками, которые выделились из состава Золотой Орды в конце XIV века. В середине XVI века ногайцы потеснили проживавших по соседству кубанских татар и вынудили разделиться на две части. Одна откочевала на земли нижней Кубани за рекой Кирпили на Тамани и в Закубанье, а другая перешла в междуречье Кубани и Лабы, где в свою очередь потеснили давних жителей этих мест — адыгейские племена темиргоевцев и бесленеевцев. В XIV–XVI веках прямые предки абазин (ближайших «этнических» родственников абхазов) переселились из окрестностей нынешнего Туапсе на Северный Кавказ и расселились в ущельях и долинах рек Белой, Лабы, Урупа, Зеленчука. Эти переселения практически всегда имели характер военных завоеваний, и исход дела решался силой оружия.
Адыгейцы, являются очень древним из исторически уловимых народов, населявших берега Кубани, хотя их корни и происхождение до конца еще не ясны . Существует гипотеза о переселении их далеких предков «кашаков» из Передней Азии в эпоху бронзового века. Уже в первом тысячелетии до новой эры среди ряда народов Кубани выделяются меоты, которые традиционно считаются генетическими предшественниками адыгейцев. Немалая часть края являлась этнической территорией адыгейцев, то есть именно здесь проходило формирование адыгейского народа.
Сообщение: Славяне имеют давние исторические связи с Кубанью: в X–XI веках на Тамани существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Однако предки нынешнего славянского населения появляются здесь значительно позже, после длительного перерыва — с XVIII века. В 1710 году находят пристанище на Кубани некрасовские казаки численностью до 10 тыс. человек — выходцы с Дона, участники восстания Кондратия Булавина. Однако уже с 1740 года некрасовцы переселяются общинами на территорию Османской империи, спасаясь от притеснений царского правительства.
С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографические группы — черноморское и линейное казачество. Их основу составили запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения пограничной службы. Кубанские земли были жалованы бывшим запорожцам Екатерины II.
Сообщение: Конец ХIX в. — значительные изменения в национальном составе населения Кубани
Особенно значительные изменения в национальном составе населения Кубани происходят в 1860–1870-е годы. Это было связано с окончанием военных действия на Кавказе и правительственными мероприятиями по заселению нагорной полосы и Черноморского побережья nocле ухода части горских племен в Турцию. В это время здесь появляются греки, эстонцы, молдаване, которые, прибывая к новому месту жительства целыми общинами, основывали селения.
Армяне жили на Кубани со средневековья. Так, еще до прибытия сюда казаков, у горцев существовали армянские поселения — Гяурхабль и другие. Возможно, армяне переселились сюда из Крыма в XV веке. В 1839 году черкесо-гаи (кубанские армяне) основали селение Армавир. К концу XIX века относится массовая волна переселения на Кубань, в нагарную полосу, амшенских армян — выходцев с территории Турции.
Миграционный поток на Кубань из других регионов России был, начиная с 60-х годов XIX века, очень активным. В результате население Черноморской губернии (приморская полоса от Анапы до Адлера, где не было военного казачьего управления) выросло с 1861 по 1914 год на 1600%, а Кубанской области — на 437% . К 1917 году большинство на Кубами составляло славянское население, не относящиеся к казачьему сословию.
Изменения этнического состава населения происходили на Кубани и после 1917 года. Так, в течение 1920–1930-х годов значительно уменьшилось количество украинцев как результат голода 1933 года и насильственной смены национальности (ранее многие потомки запорожцев причисляли себя к украинцам).
В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области (Турция) был образован ассирийский хутор Урмия (ассирийцы в незначительном числе впервые появились на Кубани на рубеже XX века), а к 1930 году в этот хутор переселилось около 100 семей из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест.
Уже в последние десятилетия, с 1970-х годов, в крае появились курды, турки-месхетинцы, хемшилы (армяне-мусульмане). В 1990-х годах на территории Краснодарского края появились представители езидской диаспоры.
Учитель: Северный Кавказ, как уже неоднократно подтверждала история, является чрезвычайно важным для России регионом. Это — ворота, в том числе морские, в Закавказье и на Балканы, поставщик продовольствия в другие регионы страны и уникальная курортная зона. Вместе с тем Северный Кавказ — один из потенциально конфликтных регионов Российской Федерации. Причина этого — сложный клубок межнациональных противоречий, как исторически унаследованных от Российской империи, так и созданных после 1917 года. Достаточно вспомнить Кавказскую войну прошлого века, в результате которой этот регион был присоединен к России, и выселение нескольких народов в ходе сталинских репрессий.
Причины обострения межнациональных конфликтов:
Во-первых, культурные и языковые различия, несмотря на тенденции к ассимиляции, поглощению одних народов другими, обнаруживают особую стойкость даже в развитых обществах.
Во-вторых, возрождение этничности в развитых странах сопровождалось появлением новых политических лидеров меньшинств, которые отстаивают право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.
В-третьих, во всех многонациональных странах имеются элементы долго существовавшего социально-экономического неравенства различных этносов, и на этой почве возникает вопрос о статусе и групповых правах меньшинств.
В-четвертых, изменения национального состава населения вследствие миграционных процессов и (или) различий в темпах роста отдельных групп нарушают сложившееся этническое разделение труда, обостряя межгрупповое соперничество.
В-пятых, ускорение социально-экономического развития особенно на ранних стадиях индустриализации, скорее усиливает, нежели ослабляет, этническое обособление, обостряет соперничество за ресурсы, распределение благ и привилегий .
Россия исторически сформировалась как многонациональное государство и остается таковым сегодня. Первое и основное ее отличие от других стран заключается в том, что своим возникновением она обязана не только, а может, и не столько завоеванию других народов, сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению нерусских народов. Простые люди всегда умели мирно уживаться друг с другом, хотя порой принадлежали к очень разным культурам.
Второе немаловажное отличие — классовое размежевание, начиная с Киевской Руси, проходило не по этническим границам. Знать тех народов, которые вошли в состав России, вливалась в состав правящего российского сословия. Общее дело, как известно, стирает национальные различия. Вот что писал потомок грузинских царей, князь Багратион, военному министру Российской империи: «Ради Бога, пошлите меня куда угодно… Вся главная квартира немцами наполнена так, что русскому жить невозможно и толку нет никакого» . Можно сказать, что Русское государство, постоянно страдавшее от нехватки как рабочих рук, так и рук, умеющих владеть мечом и копьем, стремилось не вытеснить, а поставить себе на службу людские ресурсы своих новых подданных.
Стоит оговориться, что это — лишь исторический пример, который трудно приложить к нынешней ситуации, новым экономическим, социальным, технологическим реалиям...
«Одним из первых сторонников России, — отмечал Ф.А. Щербина, — был бжедуховский князь Батыр Гирей. Он не только стал в самые близкие отношения с войсковым судьей Головатым и другими старшинами, приезжал к черноморцам в гости, посылал табун своих лошадей на выпас в Черноморию и открыто признавал себя и подвластных ему горцев подданными России»
Лозунг «очищение Кубани от инородцев» стал довольно популярен в последнее время. И какими бы словами ни маскировалась его сущность, он предполагает депортацию, то есть выселение с территории края тясяч людей по признаку принадлежности к той или иной национальности. Конечно, в условиях очень многонациональной миграции на Кубань легко увидеть причину всех своих бед в национальной принадлежности соседа. Очень часто этому способствует непонимание прибывшими сюда мигрантами особенностей местной жизни и явно видимые различия в уровне жизни некоторых из них и большей части местного населения. Приведите примеры межкультурного понимания произошедшего в вашем поселке.
Сообщение: Поселок Красносельский всегда был многонациональным и много конфессиональным поселением. Поэтому вопрос толерантности, всегда был самым актуальным вопросом для жителей. В начале 90-х годов 20 века на территории поселка стали селиться представители езидской диаспоры, мигрировавшие из Армении и Грузии.
Вопрос об этнической принадлежности езидов окончательно не решен. Большая часть езидов считают себя уникальным этносом и всячески подчеркивают неправомерность отождествления их с курдами. Язык езидов (ездики) принадлежит к северо-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Возможно, когда-то у них существовала собственная письменность, забытая со временем. Сегодня езиды пользуются русскими и латинскими буквами. Наряду с родным языком большинство армянских езидов владеют армянским и русским. Езиды проживают в основном в Ираке, Иране, Турции, Сирии и Армении. Они сохранили традиционную социальную структуру, главной особенностью которой являются касты. Все езиды разделены на две категории: миряне и духовный класс. Мирянами являются мриды и беки, а духовенством — шейхи и пиры. Кастовая принадлежность передается по наследству. Брачные отношения с представителями других национальностей, а также между езидами разных каст встречаются крайне редко. Среди сельского населения они вообще недопустимы. В случае нарушения запрета, провинившимся грозит изгнание из общины. Главой семьи является отец или старший сын. Принцип старшинства также соблюдается среди женщин. Мужчины занимаются всеми хозяйственными и семейными проблемами. Они также являются главными в религиозно-ритуальной жизни. Однако езидские женщины пользуются значительно более широкими правами, чем женщины-мусульманки. В поселке Красносельском Гулькевичского района новые поселенцы некоторое время вызывали у местных жителей сложные отношения к себе. Прежде всего, это было связано с иным темпераментом, иными культурными традициями езидов. Первые переселенцы были в основном сельскими жителями из горных селений Армении. Они отличались низким уровнем грамотности, не всегда понимали цель получения образования. Дети, поступившие в школу, сталкивались с огромным языковым барьером и новыми для них нормами поведения. Традиционно женщины – езидки имели в лучшем случае 4-5 классов образования. Они с трудом умели читать и писать. Особенные трудности вызывали ранние браки. Даже, находясь в Российской Федерации в 90-е годы, брачный возраст девочек равнялся 14-16 годам, мальчиков 16-18. Девочки обычно оканчивали 6- 7 класс, далее следовала помолвка, после которой девушка должна была находиться дома до замужества. Главным занятием на новом месте была торговля, которой занимались мужчины. Поэтому среди мальчиков- езидов интерес к получению образования практически отсутствовал. Возможно, причиной этому могло быть и кастовое деление. Появившись в новой для них школьной среде, дети вызывали не только интерес, но и даже неприятие среди русскоязычных сверстников. Поэтому в нашей школе были выполнены следующие задачи:
1.Воспитание понятия толерантности.
2. Возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.
3. Учащимся были показаны последствия проявления нетерпимости между народами и культурами.
4. Познакомили с культурой, историей этносов представленных в классе.
В результате проведенной работы адаптация обучающихся проходит успешно, отсутствуют конфликты на межнациональной почве. Последние пять лет повысился брачный возраст езидов. Девушки получили возможность заканчивать 9 классов и получать дальнейшую профессию. Мальчики получают полное среднее образование. Многие выпускники продолжают обучение в техникумах и Вузах.
В настоящее время ситуация сильно изменилась. Это связано с повышением престижа образования, началом понимания новой культуры, осознание и гордость за собственную этническую принадлежность. Вместе с тем езиды продолжают бережно хранить свои культурные традиции. Например, в период приготовления к свадьбе все также совершается обряд жертвоприношения. Используется свадебное дерево, символизирующее семейный достаток и благополучие, молодых встречают хлебом, который кладут на плечи жениха и невесты. В период застолья женщины и мужчины сидят за разными столами. Но можно наблюдать и изменения, возникающие при взаимодействии с европейской культурой. Это изменение свадебного наряда жениха и невесты, вместе с традиционной пищей все чаще на столах встречаются и традиционные блюда народом Кубани.
Нам удалось совершить важный шаг навстречу друг другу. Мы стремимся изучать и сохранять культурные традиции наших предков, перенять самое лучшее, что есть у наших соседей. В сентябре 2008 года в школе проводился опрос среди родителей -езидов об изучении езидского языка. 100% ответом было возможное изучение родного языка во внеурочное время, и все родители заявили о том, что их дети должны получать основные знания только вместе с русскими детьми. А итогом межкультурного взаимодействия стала победа пятиклассника Авдоян Тарика в конкурсе «Русский медвежонок».
Подведение итогов урока:
Наш поселок как и наша малая Родина многонациональный и многоконфессиональный, и сегодня в преддверии олимпийских игр 2014 года как никогда важно сохранить мир и спокойствие в нашем регионе. А для этого необходимо совсем немного- быть толерантными. Взаимное уважение в крае и в стране начинается прежде всего с каждого из нас. Я предлагаю вам провести упражнение: « Толерантность как норма».(приложение 1).
Приложение 1. Упражнение «Толерантность как норма». Цель: развитие толерантного поведения, конструктивного взаимодействия в группе. Терпимость и уважение к другому человеку, другим мнениям, непредубежденность при оценке людей и событий условия благополучного взаимодействия людей в группе. Психологический климат существенно влияет на состояние и самочувствие каждого члена коллектива при осуществлении совместной деятельности. «Если бы мы знали других людей так же, как самих себя, самые предосудительные поступки казались бы нам достойными снисхождения», - сказал А. Моруа. Опишите, пожалуйста, в чем суть названных характеристик, зачем нужны человеку перечисленные качества и насколько эти качества выражены у вас самих (1 - совсем не выражено, 5- очень сильно выражено). 1. Расположенность к другим 2. Снисходительность. 3. Терпение. 4. Чувство юмора. 5. Чуткость. 6. Доверие. 7. Альтруизм. 8. Терпение к различиям. 9. Умение владеть собой. 10. Доброжелательность. 11. Умение не осуждать других. 12. Гуманизм. 13. Умение слушать. 14. Способность к сопереживанию. Оцените психологический климат в вашем классе, чтобы на реальном материале понять значение толерантности и взаимного уважения друг к другу. Инструкция: ниже приведены пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре ты отметишь цифру, тем более, по твоему мнению, выражена эта характеристика в твоем классе. Для взаимоотношений в вашем классе характерны: Дружелюбие 1 2 3 4 5 Враждебность Согласие 1 2 3 4 5 Несогласие Удовлетворенность 1 2 3 4 5 Неудовлетворенность Увлеченность 1 2 3 4 5 Равнодушие Продуктивность 1 2 3 4 5 Непродуктивность Теплота 1 2 3 4 5 Холодность Сотрудничество 1 2 3 4 5 Конкурентность Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 Недоброжелательность Интерес 1 2 3 4 5 Скука Успешность 1 2 3 4 5 Неуспешность Подсчитайте сумму баллов. 10—20 — благоприятный психологический климат в классе. 21—35 — средние взаимоотношения. 36—50 — негативный психологический климат в классе.
63
Использованная литература
1.Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока. М., 1991. С. 33–34.
2.Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска // История края. Т. 1. Екатеринодар, 1910. С. 610–611.
3.Бондарь Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани // Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы. Краснодар, 1991. С. 8–9.
4.Виноградов В. Слишком преданы свободе // Армавирский собеседник. 22 окт. 1992. С.1.
5. Рашин А.Г. Население России за 100 лет. М., 1956. С. 44.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: