Урок «мир профессий»
Библиотечный урок
«МИР ПРОФЕССИЙ»
Автор – библиотекарь Сюсюкалова Елена Ильинична
Целевая аудитория : учащиеся 9-11 классов
Цели:
познакомить учащихся с типами и классами профессий;
помочь учащимся в определении их направленности на тот или иной тип и класс профессий;
помочь в выборе наиболее подходящей профессиональной группы;
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Мир профессий», памятки учащимся.
Вступительное слово библиотекаря.
«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Дж. Голсуорси
Профессиональные способности и склонности – это наиболее важные психологические качества, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и профессиональной дальнейшей деятельности.
То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит прежде всего, от его склонностей и способностей.
Сегодня мы хотим познакомить вас с типами и классами профессий, помочь вам определиться в этом многообразном мире профессий.
Тип профессий - группа профессий, сходных по предмету труда.
Предмет труда - это то, на что направлен труд человека.
Тип «Человек – человек» (Арина Волошина)
Предметом профессий этого типа являются люди.
В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, т.е. главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Качества предъявляемые профессией к человеку
Профессии типа «Человек – человек»:
Умение устанавливать и поддерживать деловые контакты;
понимать состояние людей;
умение разбираться в человеческих отношениях;
находить общий язык с людьми;
оказывать влияние на других;
иметь хорошую память;
- проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность;
- обладать развитыми речевыми способностями.
Тип «Человек – техника» (Евгений Гуляев)
Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Тип профессий «Человек – техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления;
пространственных представлений;
технической осведомленности и сообразительности;
хороших двигательных навыков;ловкости.
Тип «Человек – знаковая система» (Татьяна Басаргина)
Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Тип «Человек – художественный образ» (Оксана Лейман)
Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Тип «Человек-природа» (Арина Волошина)
Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КЛАСС
Профессии связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем. В большинстве случаев профессии этого класса не требуется высшего образования.
ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСС
Профессии, связаные с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления и, как правило, высшего образования.
Библиотекарь: Ребята, мы с вами познакомились с основными типами и классами профессий, а сейчас мы предлагаем вам поиграть. Известно очень много пословиц и поговорок о труде. Попробуйте по двум словам отгадать всю пословицу:
Дело – мастер. Труд – лень. Труд – рыбка. Руки – скуки.
Ответы: Дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Руки не для скуки.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
1. Человек трудом …
2. Славен человек не словами…
3. Птицу узнают в полете, …
4. Кто любит трудиться, …
5. Тяжело тому жить, …
Ответы:
1. Человек трудом велик.
2. Славен человек не словами, славен делами.
3. Птицу узнают в полете, человека в работе.
4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
5. Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Дидактическая игра «Что кому нужно»
Парикмахеру – ножницы, расческа.
Учителю – книга, доска.
Футболисту – мяч.
Врач – градусник, шприц.
Скрипачу – скрипка.
Продавцу – весы, калькулятор.
Повар – кастрюля, половник.
Слесарь – отвёртка, молоток.
Дидактическая игра «Назови профессию»
Ведущий: Сейчас я буду произносить фразы соответствующим тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит:
- Московское время десять часов пятнадцать минут…
- Принести вам чаю…
- Откройте рот и скажите: «А – а – а…»
- Мороженное… сливочное, шоколадное…
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.
- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Комсомольская»
- Тема сегодняшнего урока: «Имя прилагательное».
Дидактическая игра «Найди название профессии»
В буквах спрятались, названия профессий, найдите их:
Ватокарьслкпврачмлковшповарбд
каоучительвдепродовецтдхудожник
Всаёменеджеримуимиджмекеросайюк
Ответ:
Ватокарьслкпврачмлковшповарбд
каоучительвдепродавецтдхудожник
Всаёменеджеримуимиджмекеросайюк
Игра: “ Цепочка профессий”
3 команды (9,10,11 классы):
кто больше назовёт профессий, записав их на листке в столбик в течение 1 минуты (читать по очереди, не повторяться).
Ведущий: О разных профессиях мы вспомнили сегодня. Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, что правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или, что у него золотые руки. Мы желаем вам правильно избрать свой путь в будущем, и дарим вам памятки о сегодняшнем мероприятии. А теперь, ребята, прикрепите выданные вам жетончики на тот тип профессии, которую вы хотите получить по окончании школы.
Спасибо за внимание! Удачи всем!
страница 1
скачать
Другие похожие работы: