Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по учебнику М. Г. Федорова, З. П. Федоровой «Мир и мой родной край» (система Эльконина-Давыдова) Тема: Почва
Методика реализации внутрипонятийных связей
Васильева Аграфена Николаевна,
учитель математики
Отличник народного образования РС (Я)
Возникновение и развитие теоретического мышления является одним из первых и важнейших результатов развивающего обучения, именно оно и рассчитано на формирование теоретического мышления. Из опыта работы хочется делать вывод, что наличие или отсутствие его у учащихся - это достаточный показатель того, достигнута ли цель данного обучения или нет. Основная задача любого обучения является на формирование целенаправленного мышления, и оно основано на формирование различных понятий, в том числе и математических, так как они выступают в качестве основной формы мышления. Понятия не могут существовать в отдельности друг от друга, они взаимно обусловлены, взаимосвязаны, поэтому в обучении, рассчитанном на усвоение понятий, изложение материала не может быть произвольным. Оно должно быть обусловлено объективной логикой развертывания системы этих понятий и тогда именно эти системы теоретических понятий со всеми своими вытекающими отсюда последствиями, будут являться средством осуществления организации учебной деятельности учащихся по типу поисково - исследовательской деятельности.
В учебном курсе понятия могут играть разную роль: одни из них являются общими, другие же играют подчиненную функцию. Учитель должен уметь выделять общие ведущие понятия курса, которые удовлетворяют следующим основным критериям:
- должны формировать научное мировоззрение;
- должны служить средством для изучения различных вопросов математики;
- активно работать на протяжении большого промежутка времени;
- способствовать наиболее полной реализации внутрипредметных
связей;
- иметь прикладную практическую направленность;
Примеры ведущих понятий: число, величина, фигура, функция, график, уравнение, неравенства, равносильность и алгоритм и.т.д.
Существование каждого понятия было бы не возможно без определения отношения к другим. Некоторые понятия не могут существовать вне этих отношений. Так, например понятия радиус, хорда, диаметр, вписанный угол и. т. д. не мыслимо без соотнесения их с понятиями окружности
Например:

Цель реализации внутрипонятийных связей: научить учащихся выделять существенные признаки понятия, сформировывать у них умение переформулирование определения понятий через другую совокупность существенных признаков. Учащиеся должны из набора существенных признаков объекта уметь устанавливать его принадлежность понятию и наоборот. Основная функция внутрипонятийных связей - образование понятия.
Например. Понятие арифметическая прогрессия:

Для любого понятия может быть выделен минимальный список наиболее важных отношений, необходимый в дальнейшем для изучения других вопросов.
Приведем пример (фрагмент урока по теме «Биссектриса угла» в 5 классе )
На доске нарисованы три угла.









Что вы видите на этих рисунках? Провести анализ и выделить основные признаки.
Анализ: (проводится детьми)
1. нарисованы углы.
2. лучи выходят из вершины угла
3. лучи делят углы на части.
4. в случае (2) луч делит угол на равные части
Какие основные признаки заметили во 2 случае.
- Луч делит угол на равные части и выходит из вершины угла;
луч | | Выходит из вершины угла | | Делит на равные части | | Понятие биссектрисы |
| | |
Для успешной реализации внутрипонятийных связей большое значение имеет работа школьников по осознанию тех связей, которые существуют между свойствами понятия.
Например. Тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (6класс).
Что я умею:
3.
4.
Дети:
- Умею 1 и 2 . Слагаю дроби с одинаковыми знаменателями. Дроби слагаются, если у них знаменатели одинаковые.
- В 3 и 4 примерах «ловушка»
Учитель:
- Можно ли выйти из этой «ловушки»
Дети:
- Можно, если знаменатели были бы одинаковыми.
Учитель:
- Какие способы можно придумать, чтоб знаменатели были одинаковыми.
- Давайте рассмотрим знаменатели 12 и 3
- Какая задача перед нами стоит?
Дети:
- Искать и найти новый одинаковый знаменатель.
(Работа в группах)
Версии детей:
П


12 : 4=3
Второй способ:



Рассуждение детей:
- Применяем основное свойство дроби.
1- способ


2-способ

- Для решения задачи берем 2-ой способ.
- Можно ли этот способ применить для 4-ого примера?
- Да можно. Применяем понятие «кратность»



15
Вывод:
- применили основное свойство дроби.
- применили понятие «кратность».
( после 2-ого урока можно ввести моделирование)



bd
Приведенные примеры показывают, что для усвоения понятия необходимо отыскать такой вид деятельности, который позволял бы усваивать основные элементы понятия и отношения между ними. При этом вид деятельности, будет зависеть от характера понятий.

Исследовательская деятельность как средство развития
экологической культуры учащихся.
Рожина М.Н. учитель биологии высокой категории
Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт.
По системе РО наша школа работает десятый год, опираясь на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдовым.
Учащиеся, которые обучаются по системе РО, имеют более высокий уровень поисково-исследовательской деятельности, готовы к исследованию, поиску, самостоятельному решению и делать выводы, рефлексии, оценивать результаты.
Опираясь на их способность поискового мышления, я применяю на уроках элементы исследования в виде сообщений и мини-рефератов. На уроках-семинарах учащиеся с удовольствием защищают перед классом свои работы. Систематическое выполнение поисковых заданий позволяет школьникам развить интеллектуальные умения, приобретать высокий уровень познавательной самостоятельности, овладевать системой умения осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.
С 2001 года мои учащиеся – активные участники научно-практических конференций в кустовом, улусном и республиканском уровнях по направлениям естественных наук.
Годы | Темы работ | Фамилия и имя уч-ся | Место, уровень |
2001 | Использование леса как топливо в сельской местности | Ческидович Саша - 11 класс | Поощр. пр Республ. |
2002 | Состояние загрязненности воздуха начальной школы в зимнее время | Мухин Вася – 2 класс | 1 место Улусные |
2002 | Шиповник – косметолог, врач и кулинар | Белолюбская Анюта 10 класс | 3 место Кустовые |
2003 | Состояние листьев березы в окрестностях деревни | Мухин Вася 4 класс | 2 место Улусные |
2003 | Динамика растений | Федорова Диана 10 класс | 4 место Республ. |
2004 | Квартира как экосистема | Федорова Диана 11 класс | 1м-в улусе 2м.- в респ |
2005 | Без особого труда, но не детская еда | Соловьев Саша 6 класс | 1 место Кустовые |
2006 | Интерес к здоровому питанию как сохранение здоровья каждого | Соловьев Саша 7 класс | 4 место улусные |
Предлагаю фрагменты исследовательских работ учащихся:
Федорова Диана -11 класс. «Квартира как экосистема»
«… Какой должна быть экологически чистая квартира?
Температура. Она должна быть 18-210 С
Воздух. Квартира должна проветриваться хотя бы один раз в день
Нужно правильно использовать и соблюдать инструкции электроприборов
Комфорт и уют. Очень важно в квартире сочетаемость красок и цветов
Биотические факторы. Взаимоотношения членов семьи должна быть доброжелательной друг к другу.
Мебель. Должна быть из натуральных материалов…»
Соловьев Саша – 7 класс. «Интерес к здоровому питанию – как сохранения здоровья каждого »
«… Работая над этой темой, я узнал много нового о продуктах питания. Оказывается, чрезмерное увлечение такими продуктами может спровоцировать развитие избыточной массы, появление кариеса, раздражения слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника. Хотя, реклама называет эти продукты очень легкими, лучшими, удачными, быстрыми, это совершенно не соответствует действительности. Поэтому сильно не верьте к рекламам осаждающих экраны наших телевизоров. Я надеюсь, что ваш интерес к здоровому питанию позволит сохранить ваше здоровье и здоровье родных и близких…»
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: