Урок по теме: Выборы представительных органов муниципального образования город Новороссийск
Открытый урок по теме:
Выборы
представительных органов муниципального образования
город Новороссийск
1.История выборов представительных органов в Новороссийске.
6 декабря 1895 года в Новороссийске состоялись первые выборы депутатов (гласных) городского самоуправления. Из 188 выборщиков на выборы явилось чуть больше половины. Голосование осуществлялось с помощью шаров. Белый шар – «за», чёрный – «против». Выборы проходили весь день. Из 23 гласных в первый день было выбрано только 22 гласных, причем количество избирателей колебалось от 87 до 93. Так что понадобились дополнительные выборы, которые и состоялись на следующий день. В этот день количество избирателей было еще меньше и колебалось от 78 до 87 человек. Всего было избрано 23 гласных и 11 кандидатов. Выборы в городскую Думу проводились с 1896 года через каждые два года, а после 1908 года - через четыре.
7 декабря 1905 года на расширенном заседании Черноморского комитета РСДРП было принято решение о немедленном проведении выборов в Совет рабочих депутатов. Выборы проходили в обстановке политической забастовки, которая охватила крупные промышленные центры России, в том числе и Новороссийск. Выборы в Совет рабочих депутатов продолжались с 8 по 10 декабря. Требовалось избрать в Совет по одному представителю от каждых из ста трудящихся. «Эксплуататоры всех мастей», то есть все сословия, кроме рабочих, крестьян и частично интеллигенции, были лишены права участия в выборах. 72 делегата Совета представляли, в первую очередь, рабочих города, затем интеллигенцию, безработных и крестьян из ближайших селений. Утром 12 декабря 1905 года Совет рабочих депутатов стал реальным хозяином в городе. В Новороссийске на две недели установился политический режим, вошедший в историю под названием «Новороссийская Республика».
7 марта 1917 года был избран Новороссийский Совет рабочих и солдатских депутатов. Из 108 депутатских мандатов большевикам принадлежало только 3. Большинство в Совете, как и в Советах других городов, имели меньшевики и эсеры.
С 20 ноября по 10 декабря 1920 года состоялись выборы в сельские, волостные, и окружной Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Черноморья. Начался новый этап работы по восстановлению разрушенного хозяйства. Требовались большие усилия, чтобы засеять как можно больше земель, обеспечить деревню сельхозмашинами, а крестьян - промтоварами в обмен на хлеб и продукты питания. Борьба с голодом, детской беспризорностью, подъем промышленности и транспорта в Новороссийске, все эти вопросы решали новые органы власти.
В 1924 году в Кубано-Черноморской области произошла реорганизация административного деления. Область была разделена на 4 округа: Кубанский, Черноморский, Армавирский и Майкопский. Внутри округов вместо волостей были созданы районы. Новороссийск стал центром Черноморского округа. Большую роль в развитии промышленности и городского хозяйства в Новороссийске играл горсовет. Это был поистине народный орган самоуправления.
В 1926 году среди 218 членов городского Совета и 74 кандидатов е 54,1 процентов были рабочими, 7,2 процента - красноармейцами, пятую часть депутатов составляли женщины. Советы вели большую работу по руководству народным хозяйством Новороссийска.
В 30-е годы, годы первых пятилеток объем промышленного производства в городе увеличился с 6,7 до 134 миллионов, производительность труда возросла в 5,2 раза. Значительно увеличилось население города. В 1939 году оно составляло 109 тысяч человек.
Как и все жители страны, новороссийцы испытали на себе и борьбу с голодом, и противоречия НЭПа, и бремя политических репрессий. Но, несмотря на все испытания, к 1940 году Новороссийск стал крупным экономическим и культурным центром Краснодарского края.
Выборы в местные Советы депутатов трудящихся, в краевые и государственные органы власти проходили в праздничной атмосфере, с участием большого количества избирателей.
Депутатами избирались лучшие представители рабочего класса, крестьянства, трудовой интеллигенции. Особое внимание уделялось представителям основных отраслей промышленности города - портовикам и цементникам.
Золотыми буквами в историю Новороссийска вписаны имена первых председателей городских Советов депутатов Л.Ф.Москвичева, И.О. Бейнаровича, М.И. Воронкова, И.И.Белобока, П.А. Катенева, Н.Е.Попова, М.М.Осипова, руководивших городом с 1922 по 1942 годы.
С 1994 в Новороссийске года действует собрание представителей, которое в декабре 1996 года принимает Устав города и решение вернуться к историческому названию высшего органа городской власти - городской Думе.
В 1992 году избирается новый Совет народных депутатов, который возглавил Н.Ф. Хворостянский. Вся жизнь и деятельность Н.Ф. Хворостянского неразрывно связана с историей города. И сегодня одна из улиц Новороссийска носит его имя.
22 декабря 1996 года в Новороссийске состоялись первые в постсоветское время выборы в городскую Думу. Они прошли на альтернативной основе, по одномандатным округам, с большим количеством выдвинутых кандидатур. С тех пор и по настоящее время в Новороссийске высшим органом власти является городская Дума.
2. Роль и место городской Думы в системе местной власти.
Городская Дума является представительным органом муниципального образования город Новороссийск и состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Городская Дума осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Дума города Новороссийска обладает правами юридического лица. Численность депутатов Думы, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.
Организацию деятельности городской Думы в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет председатель Думы, избираемый этим органом из своего состава.
Расходы на обеспечение деятельности Городской Думы предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Полномочия городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия Думы могут быть также прекращены:
- в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;
- в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
- в случае преобразования муниципального образования.
В случае досрочного прекращения полномочий городской Думы, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.
Статус выборных лиц (депутатов)- это гарантии и ограничения, связанные с исполнением выборными лицами местного самоуправления своих полномочий.
Депутату, выборному должностному лицу городской Думы обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Депутаты городской Думы могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.
Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:
- смерти;
- отставки по собственному желанию;
- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
-признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
-вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
-отзыва избирателями;
-досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Компетенция городской Думы.
В исключительной компетенции Думы города Новороссийска находятся:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
принятие планов и программ развития муниципального образования,
- утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
-определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
-определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия городской Думы определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Нормативные правовые акты городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
3. Выборы депутатов городской Думы.
В декабре 2009 истекают полномочия состава городской Думы 4 созыва, и согласно избирательному законодательству Российской Федерации, выборы депутатов городской Думы 5 созыва будут назначены на второе воскресенье марта 2010 года.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» выборы будут назначены не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования, то есть в декабре 2009 года. Решение о назначении выборов принимает городская Дума и опубликовывает это решение в средствах массовой информации.
Все нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления и избирательными комиссиями, обязательно доводятся до общего сведения населения города.
Подготовку и проведение муниципальных выборов в городе Новороссийске осуществляют:
Избирательная комиссия муниципального образования (работает на постоянной основе);
Территориальные избирательные комиссии Центральная, Приморская, Южная, Пригородная, Восточная, судов загранплавания; (работают на постоянной основе);
Участковые избирательные комиссии (формируются только на время подготовки и проведения выборов).
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее, чем за 45 дней образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории города. Единая нумерация участков устанавливается избирательной комиссией Краснодарского края.(№ 33-Восточный, № 34-Центральный, № 35-Приморский, № 58-Южный, № 59 - Пригородный).
Всего на территории города Новороссийска будет создано 122 избирательных участков.
Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ должны быть опубликованы главой администрации города не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
Отдельно по каждому избирательному участку и не позднее, чем за 21 день до дня голосования составляются списки избирателей. Избирательные комиссии, главы районных администраций, командиры воинских частей, руководители учреждений и учебных заведений вносят сведения об избирателях, зарегистрированных или временно пребывающих на данной территории.
Списки избирателей могут корректироваться до самого дня голосования и даже в день голосования, до окончания выборов.
Для выборов депутатов городской Думы в Новороссийске будет создано 31одномандатный округ. (В настоящее время в Думе города Новороссийска работает 31 депутат).
Избирательная комиссия муниципального образования не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов, в которых обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, входящих в данный округ, указаны название и номер округа, число избирателей и место его нахождения. И опубликовывает ее в средствах массовой информации.
( Пример по предстоящим выборам).
Затем начинается выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов.
По новому Закону кандидатом в депутаты городской Думы выдвинут любой гражданин РФ, обладающим пассивным избирательным правом и достигший возраста 18 лет.
Выдвижение кандидата может быть путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (политической партией, общественной организацией). Кандидат передает документы о своем выдвижении в избирательную комиссию муниципального образования и проводит сбор подписей избирателей в свою поддержку. Количество подписей определяется решением ИКМО и составляет 2 процента от числа избирателей, проживающих на территории данного округа.
Подписи могут собираться только у избирателей, проживающих на территории округа и только у тех, кто обладает пассивным избирательным правом. (Работа с подписными листами).
Избирательная комиссия, организующая выборы, обязана не позднее 10 дней после приема документов на регистрацию принять решение о регистрации или об отказе в ней. (Причины отказа).
После регистрации кандидаты начинают предвыборную агитацию. (Встречи с избирателями, распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, на каналах телерадиовещания и периодических печатных изданиях). Агитацию проводят сами кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные от политических партий и доверенные лица избирательного объединения.
Запрещается проводить агитацию органам государственной, краевой, местной власти, лицам, занимающие выборные должности, государственным и муниципальным служащим, воинским частям, благотворительным и религиозным организациям, избирательным комиссиям, иностранным гражданам, сотрудникам СМИ. (Ограничения в агитации)
Агитационный период заканчивается ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Вся деятельность кандидата финансируется из избирательного фонда, в который перечисляют свои добровольные пожертвования организации или частные лица. Кандидат обязан предоставлять в избирательную комиссию финансовые отчеты о расходах со своего избирательного фонда.
После проведения выборов, которые проходят на избирательных участках с 8.00 до 20.00, участковые избирательные комиссии производят подсчет голосов и передают протоколы голосования в территориальные избирательные комиссии. Они контролируют процесс голосования в течение всего дня выборов, используя систему «ГАС Выборы», и передают данные в ИКМО. Общие данные по району со всеми необходимыми документами передаются в избирательную комиссию муниципального образования.
Избирательная комиссия, организующая выборы, направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
Официальное опубликование результатов выборов с числом голосов, поданного за каждого из зарегистрированных кандидатов, осуществляется не позднее, чем через один месяц со дня голосования.
Официальное опубликование результатов выборов, с числом голосов, поданных за каждого из зарегистрированных кандидатов, осуществляется не менее, чем через один месяц со дня голосования.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: