Успешность школьников на уроках химии
Успешность школьников на уроках химии
В восьмом классе ребята приходят в кабинет химии с огромным желанием изучать этот предмет. На таком уровне мотивации проходит примерно полторы четверти, а потом следует снижение познавательной активности и, соответственно, снижается качество обучения.
Активность ребенка снижается, потому что он не чувствует себя успешным в изучении предмета, то есть у него что-то не получается, он что-то не понимает.
Из опыта работы видно, что пока идет изучение понятий и свойств макромира (тела, вещества, смеси, выделение веществ из смесей и др.) затруднений в обучении не возникает. Но когда происходит переход к изучению микромира ( атомы, молекулы, валентность, атомная масса, моль и др.), т.е. невидимых объектов, тогда успешность обучении резко падает.
Предлагаю несколько способов повысить успешность ученика в изучении химии
Использование моделей атомов и молекул снимает страх перед невидимым объектом, то что можно сделать руками становится понятным и легко изучается .
Темы:
Атомно-молекулярное учение, валентность, уравнение химической реакции. Типы химических реакций
2.Использование кроссвордов
Темы: Повторение и обобщение тем
Программа: Hot Potatoes
3.Использование учебной литературы:
Предлагается ответить на вопросы, пользуясь учебником, и в результате ученик успешно и активно участвует в процессе обучения.
Тема: Химия веществ. Задается «рыба»
Формула, название. Физические свойства. Химические свойства. Способы получения. Применение.
4.Тесты.
Преимущества этого метода контроля знаний:
Перед тестом не возникает такого страха, как перед традиционным заданием.
Тест дает довольно точные показатели при срезе знаний
Тест быстро проверяется
Тестирование – форма итоговой аттестации и к ней необходимо готовиться.
5.Алгоритм решения задач. Выдается на парту и помогает самостоятельно решать задачи:
1. Записать данные из условия задачи.
2.Что надо найти?
3.Написать уравнение химической реакции? Расставьте коэффициенты!
(в уравнении подчеркнуть одной чертой формулу вещества, масса или объем которого дано, а двумя чертами формулу того вещества, массу или объем которого надо найти)
4.Вычислить количество данного вещества (подчеркнуто одной чертой) по формуле:
ν =m/M где ν- количество вещества,
m-масса вг, M-молярная масса
Ил ν =V/Vm где ν- количество вещества,
V- объем, Vm=22,4 л/моль
5.Вычислить количество искомого вещества (подчеркнуто двумя чертами) по уравнению химической реакции. Смотрим на коэффициенты перед формулами веществ!
6.Находим массу ( или объем) искомого вещества.
6.Пошаговая инструкция при выполнении практических работ. Разрабатывается к каждой практической работе. Например
Практическая работа №2
«РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ ВЕЩЕСТВ»
Цель: закрепить знания о смесях и чистых веществах; практически провести разделение смесей.
Т.Б.
Осторожное обращение с реактивами и горячими предметами
Выполнение работы:
Задание 1 Выделите поваренную соль из смеси с песком:
Растворите смесь песка и соли в воде.
Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки. Зарисуйте прибор в тетрадь (с28 рис.17).
Отфильтруйте смесь.
Поместите несколько капелек фильтрата на стекло для выпаривания, возьмите щипцы и нагрейте стекло в пламени спиртовки до появления кристаллов поваренной соли
Ответьте на вопросы:
А) каков характер разделяемых смесей
Б) на чем основаны методы разделения
Задание2 Разделите смесь железа и серы:
Смесь порошкообразных железа и серы поместите на лист бумаги.
С обратной стороны листа поднесите магнит и, удерживая железо стряхните серу на другой лист бумаги.
Ответьте на вопросы
А) каков характер разделяемых смесей
Б) на чем основаны методы разделения
Сделайте общий вывод по итогам работы!!!
Связь изучаемого понятия с реальностью.
Так как раздел «Применение вещества» изучается в конце темы, то концентрация на нем ослабевает, поэтому хорошо использовать в начале урока небольшой предметный рассказ о веществе. Например, в теме «Углекислый газ» вначале урока можно прочитать:
Тот, кто после напряженной работы или длительной прогулки по пыльной улице отведает лимонад или газированной воды, ощутит освежающее действие этих напитков.
Крошечные пузырьки газа разрыхляют тесто, благодаря им булочки становятся мягкими.
Тысячи кубических метров этого газа ежедневно выбрасываются из дымовых труб. В природном круговороте веществ он играет решающую роль, на нем основаны многие химические процессы, а в твердом виде он представляет собой чрезвычайно распространенное охлаждающее средство - сухой лед.
Во всех случаях здесь действует один и тот же углекислый газ .
Если задания и объяснения ученику понятны, если он видит пути решения, то и обучение будет успешным, а значит, качество обучения будет высоким.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: