NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Устный журнал Оформление: «Раскладушка»


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В ЖИЗНИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Устный журнал

Оформление:
1. «Раскладушка» с материалами о Великой Отечественной войне.
2. Книжная выставка «Великая Отечественная война в поэзии и прозе».
3. Тематическая папка «Склоняя голову» (материалы, посвященные 60-летию Сталинградской битвы).
4. Тематическая папка «Аллея героев» (материалы, посвященные нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны).
5. Рисунки и сочинения учащихся, посвященные 60-летию Сталинградской битвы.
6. Журнал, оформленный на листах ватмана, с использованием рисунков детей, фотографий, репродукций о Великой Отечественной войне.

Страница 1.
«Вставай, страна огромная…»
1-й чтец:

Отцов и прадедов примета, –
Как будто справдилась она:
Таких хлебов, такого лета
Не год, не два ждала война.
Как частый бор, колосовые
Шумели глухо над землей.
Не пешеходы – верховые
Во ржи скрывались с головой.
В свой полный цвет входило лето,
Земля ломилась, всем полна…
Отцов и прадедов примета -
Как будто справдилась она:
Гром грянул – началась война.

(Звучит отрывок из песни «Священная война»).

2-й чтец:

Мы помним суровые даты -
Они всему миру известны,
В те дни умирали солдаты
Под стенами древнего Бреста.


(Проекция на экран фотографии Брестской крепости).

2-й чтец:
Отражая вероломное нападение гитлеровских захватчиков, гарнизон Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях первых дней войны проявил беспримерную стойкость, массовый героизм и мужество. В течение месяца советские воины самоотверженно сражались в условиях полного окружения с превосходящими силами противника. Они упорно дрались, когда немецкие таки входили в Минск; отвергли предложение о капитуляции, когда фронт отодвинулся к Березине. И даже когда немецко-фашистские войска были уже под Смоленском, оставшиеся в живых воины все еще продолжали свою героическую борьбу в крепости.

1-й чтец:
Большинство защитников Брестской крепости погибли, лишь немногим удалось вырваться из вражеского кольца. Участниками героической обороны были представители более 30-и наций и народностей нашей страны.
Это майор Гаврилов, комиссар Фомин, капитан Зубачев, военфельдшер Авакумова, лейтенанты Виноградов и Семененко, старшина Мейер и многие-многие другие.

(Проекция на экран фотографий защитников Брестской крепости).

В 1965 году в связи с празднованием 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Брестской крепости были присвоено почетное звание «Крепость-герой». Подвиг защитников Брестской крепости навсегда сохранится в памяти народной.

Страница 2.
«Москва! Твоя оборона идет через наши сердца!»
(Звучит отрывок из песни «У деревни Крюково»).

1-й чтец:

Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
Их было только двадцать восемь,
А за спиной у них Москва.

На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг…
«Так защитим Москву, родные!» –
Сказал гвардейцам политрук.

Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров!
«Бей за Москву, за нас, ребята!» –
Последний раз кричит Клочков.

Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей,
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.

И славу им ветра разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только двадцать восемь,
за их спиной была Москва!»

2-й чтец:

Защитники Москвы сражались за каждый оборонительный рубеж. Бесчисленны примеры мужества и самоотверженности, проявленные ими на подступах к Москве. С исключительной стойкостью оборонялись на Волоколамском шоссе полки 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова.

(Проекция на экран портрета генерала Панфилова).

3-й чтец:

В боях на Волоколамском направлении в районе деревни Горки Рузского района высокое мужество и отвагу проявили воины-артеллеристы 3-й батареи 694-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Утром 18 ноября 1941 года наступившие вражеские танки обрушили на батарею шквальный огонь. Вскоре были тяжело ранены комиссар, зам. командира батареи и два командира взвода. На батарее осталось только два орудия, но и танки противника были вынуждены откатится назад, понеся большие потери.
2-й чтец:
Спустя некоторое время на участке, который держало под обстрелом орудие сержанта Плохих, вновь появились вражеские танки. В первые же минуты боя сержант подбил четыре танка. Но и расчет орудия понес потери. Был убит наводчик Гусев и ранен боец Дыскин. Несмотря на ранение, боец Дыскин не оставил огневую позицию, и вдвоем с сержантом Плохих они продолжали вести огонь. В течение нескольких минут Дыскин подбил еще три вражеских танка. Но тут кончились снаряды. Отважные артиллеристы, взорвав орудие, начали отходить. В этот момент Дыскин был вторично тяжело ранен.
3-й чтец:
За проявленную отвагу и мужество рядовому Ефиму Афанасьевичу Дыскину было присвоено звание Героя Советского Союза, а сержант Плохих был награжден орденом Ленина. В этом бою 3-я батарея сражалась без прикрытия пехоты, уничтожила 10 танков и около батальона пехоты противника.

(При наличии портретов Дыскина и Плохих спроецировать их на экран).

1-й чтец:
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!


Страница 3.
«Немеркнущая слава Сталинграда»
(Звучит отрывок из песни «На Мамаевом кургане тишина…»)

1-й чтец:
У Сталинграда вещей битвы жар
Простерся в вечность заревом кровавым,
И, чуя гибель, враг от нас бежал,
Гонимый вспять оружьем нашим правым.


2-й чтец:

На фронтах Великой Отечественной войны наравне с мужчинами сражались женщины. Они проявили невиданный в истории патриотизм, мужество и отвагу.
Храбрость и находчивость в сражениях за Сталинград проявила летчица Екатерина Буданова. Это она, возвращаясь с боевого задания, обнаружила 12 вражеских бомбардировщиков и атаковала их. Растерявшись, воздушные пираты сбросили бомбовый груз, не дойдя до цели. Но, увидев, что имеют дело с одним самолетом, они перешли в контратаку. Несмотря на то, что боеприпасы и горючее на исходе, Буданова продолжила бой. Ведущий бомбардировщик группы был сбит. Затем летчица сделала заход на очередную цель и стала сближаться с противником с намерением поразить его таранным ударом. У фашистов не выдержали нервы и они отступили. А советская летчица, раненая, но победившая, посадила свой изрешеченный пулями и снарядами самолет на летное поле, где ее ожидали боевые друзья.


3-й чтец:
Исключительные мужество и храбрость проявили женщины-санитарки.
За несколько дней санитарка Анна Бондарчук вынесла с поля боя на улицах Сталинграда 120 раненых бойцов и командиров, за что была награждена орденом Ленина. А Евдокия Дуденкова спасла жизнь более 500 воинам, причем 124 тяжело раненых она вынесла из горящего госпиталя в ночь с 23 на 24 августа 1942 года.
Высоко оценивая подвиг женщин-медиков, маршал В.И. Чуйков отмечал, что при переправе через Волгу каждая из врачей и медсестер, работавших в санитарных батальонах дивизий и на эвакопунктах 62-й армии под непрерывным обстрелом, в течение ночи перевязывали 100, а то и более раненых. Были случаи, когда за одну ночь на левый берег медики переправляли по 2–3 тысячи человек. Сибирячка Тамара Шмакова, служившая санитаркой в 284-й дивизии 62-й армии, выносила раненых из-под огня даже тогда, когда, казалось, нельзя было руку поднять над землей.
Родина высоко оценила подвиг военных медиков. Тысячи патриотов, сражавшихся за жизнь защитников Сталинграда, были удостоены правительственных наград.
(По ходу повествования проецируются на экран портреты маршала Чуйкова и санитарок Бондарчук, Дуденковой, Шмаковой).

1-й чтец:
Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там кровью тысяч людей
Каждый метр земли был пропитан.

Там сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу, –
Там давно уже пушки молчат,
И поля от пожарищ остыли.

Там сегодня над Волгой-рекой,
На священной земле Сталинградской
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.

Жизнь! Мы славим величье ее.
Жить! – вот благо и счастье людское.
За него, за счастье твое и мое
Свои жизни отдали герои…

Страница 4.
«На привале»

(Звучит отрывок из вальса «Старинный сон»).

1-й чтец:


Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой…

Два ученика в солдатской форме исполняют частушки:

Гитлер к нам с войной пришел,
О том не подумал,
Что на Дон к нам попадет
И капут он тут найдет.

В ноябре Гитлер собрался
В Москве праздновать парад.
Да какой уж тут парад?
Унести бы ноги рад.

Хорошо воюют все
Наши хуторяне.
Очищают мать-Россию
От фашистской дряни.

Куры, яйца, мясо, сало
Немцам вкусным кажутся.
Мы им перца поддадим -
Мало не покажется.
Немец к нам в Калач пришел
И хотел прижиться.
Наш солдат крикнул «Ура!»
Убежала немчура.

От своей родной земли
Фрица мы прогоним.
Будем гнать его взашей
До берлинских рубежей.

Ходи ноги, ходи пол,
Ходи половица.
Наш казак в Берлин придет –
Вот фриц удивится!

1-й солдат:
Что же, праздник –
Всем утеха.
Пляске – место,
Песне – честь.

2-й солдат:
Ну, а как по части смеха?
Смех в программе тоже есть?

1-й солдат:
Просто смех?

2-й солдат:
Зачем же просто.
Мы без смеха
Как без рук.
В деле бодрости и роста
Смех солдату
Лучший друг.

1-й солдат:

Скажем прямо, скучновато,
Если в роте нет певца.

2-й солдат:
А без шутки нет солдата

Вместе:
Без улыбки нет бойца.


(Исполняется танец «Яблочко». Можно подобрать небольшую интермедию из солдатской жизни).


Страница 5.
«Книга памяти в наших сердцах»
(Звучит отрывок из песни В. Высоцкого «Братские могилы»).

1-й чтец:
Стоит высоко над рекой
Героям обелиск.
Роняет под ноги легко
Береза желтый лист.
О, сколько горьких дум и слез
Оставила война!
На камне – русских мужиков
Простые имена:
Иван Фомин. Макар Петров,
Никифоров Андрей,
Матвей Кузьмин, Илья Фролов
Ефимов Тимофей…
Пришла победа майским днем
В дома российских вдов –
Сто тысяч бед в селе родном
На пятьдесят дворов.

2-й чтец:

Не обошла война и наш хутор. Уходили на фронт отцы, мужья, братья. Одним «судьба улыбнулась» и они вернулись домой, другие погибли на полях сражений. Но всех их помнят односельчане.
(Идет перечисление фамилий воинов-земляков с показом фотографий).


Учитель:
Много книг написано о войне, но сегодня у меня в руках их две, написанных самыми знаменитыми писателями. Строки их рождены на войне и самой войной. Это «Книги Памяти» Волгоградской области и Фроловского района, в которые вошли имена наших земляков. Это имена солдат, сложивших головы на фронтах, имена партизан и подпольщиков, имена мирных жителей, замученных и расстрелянных фашистами.

1-й чтец:
В центре нашего хутора над братской могилой высится монумент с мемориальной доской. На ней 25 фамилий, 25 жизней, отданных за нас, за наше счастливое детство, за наше светлое будущее. Их ждали родные в Татарии и в Башкирии, на Украине и в Белоруссии, в Мордовии и Чувашии, но они навечно остались здесь, на Волгоградской земле.

(Перечисляются фамилии воинов, проецируются на экран имеющиеся фотографии).

2-й чтец:
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Их миллионы – незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Все то, что вы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать нам завещали,
Единственные жизни положив.
Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Их миллионы – незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.


Страница 6.
«Солдат из Трептов-парка»
(Звучит отрывок из песни «Алеша»)

Поставили гранитного навеки,
С винтовкой – честь по чести –
Как в бою.
Мать привезли из дальней деревеньки:
«Ну, узнаешь?»
«Да вроде узнаю».

А что там вроде!..
Если б без оружья,
Да если б строгость соскоблить с лица,
Тогда бы стал похожим он на мужа,
А сын – другой,
Хотя и был в отца.

Живого разве мыслимо из камня?
А так, похож.
Известно – возмужал…
Да если б сын
Да встретил мать глазами –
Да разве б он на месте устоял!

2-й чтец:
Подвиг русских солдат, храбрых и добросердечных, увековечен в памятниках. Они есть и в России, и за ее пределами. Об одном из них мы вам сегодня и расскажем.

1-й чтец:
В Берлинском Трептов-парке на высоком постаменте стоит памятник: советский солдат держит в одно руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасенную им девочку. Скульптор Вучетич воплотил в этом монументе подвиг советских воинов, освобождавших мир от фашизма.
(Проекция на экран фотографии памятника).

2-й чтец:
Солдата из Трептов-парка знает весь мир. Но не все знают, что у бронзового воина есть конкретный прототип.
Только в 1965 году маршал Чуйков в своих воспоминаниях «Конец третьего рейха», опубликованных в журнале «Октябрь», назвал имя солдата, чей образ запечатлен в монументе: гвардии старший сержант знаменщик 220-го гвардейского полка Николай Иванович Масалов.

Учитель:
Летом 1943 года Н.И. Масалов стал командиром отделения, а перед операцией «Висла–Одер» был назначен знаменщиком полка. Физически сильный, сметливый и расторопный, гвардии сержант Николай Масалов пронес гвардейское знамя до Одера, шел с ним на штурм Зееловских высот. Он донес его до Берлина.
За час до начала штурма Берлинского района Пиргартен полк занял позицию у Ландвер-канала. Вдруг в напряженной, словно бы предгрозовой тишине послышался детский голос, с отчаянием звавший: «Мутти, Мутти!» «Мать зовет…», – сказал кто-то из солдат. «Это под мостом», – услышал замполит хриплый голос Масалова. «Ты уверен?». «Да, под мостом», – повторил Николай, – я примерно знаю где. Разрешите?» Секунду поколебавшись, майор приказал: «Иди!».
Впереди была безлюдная площадь, которая простреливалась справа и слева, под буграми и трещинами асфальта могли быть мины. Масалов медленно пополз. Он пересек площадь, укрылся за выступом бетонированного барьера вдоль канала, замер. Собравшись с силами, Николай быстро перелез через барьер. Справа короткими прицельными очередями застрочил немецкий крупнокалиберный пулемет, второй, третий. Товарищам Масалова секунды казались часами. Затем пулеметы смолкли, не слышно стало и ребенка. Неужели все напрасно?
Пулеметчики прекратили стрельбу, потеряв Масалова из виду. Он успел скрыться под мостом через канал, там, откуда слышался плач. Николай увидел убитую молодую женщину, рядом с ней лежал узелок с одеждой. По ранам на ее спине Масалов понял, что произошло. Видимо, женщина бежала из фашистского логова, и эсэсовцы стреляли ей в спину. К убитой матери припала плачущая девочка лет трех, в белом платьице в горошек. Масалов взял ее на руки. Она тут же смолкла.
Десять минут солдаты ждали Масалова. Затем несколько из них, не сговариваясь, приготовились к броску на помощь Николаю. И тут услышали его голос: «Я с ребенком! Прикройте огнем. Пулемет справа на балконе дома с колоннами».
Как раз в этот момент командующий артиллерией генерал Пожарский дал команду: «Огонь!»
Началась артподготовка. Николай Масалов распрямился и, четко печатая шаг, как привык ходить со знаменем, прошел через площадь с девочкой на руках.
Казалось, весь фронт салютует подвигу солдата.
1-й чтец:
После войны Николай Иванович Масалов вернулся в родной поселок. Очень скромный человек, он почти никогда не говорил о том, как воевал. И вдруг в журнале «Октябрь» появилась статья, в которой рассказывалось, что именно он послужил прообразом воина-освободителя в берлинском Трептов-парке.
Поселок Тяжинский в Кемеровской области сразу обрел известность. К Масалову приезжали делегации из разных городов, его пригласили в Берлин.

2-й чтец:
Когда берлинские комсомольцы попытались найти спасенную Николаем Ивановичем девочку, откликнулись 198 человек, которых спасли от пуль, голода, холода советские солдаты только в Берлине. Поэтому памятник в Трептов-парке можно считать памятникам сотням и тысячам воинов с благородными сердцами, воинов, спасших мир от фашизма.

Страница 7.
«Этот день Победы порохом пропах…»

1-й чтец:
В тяжелый воз нуждою впряжены,
Его везли мы в гору, не плошая.
Четвертый год! Четвертый год войны!..
И вот земля – та самая, чужая…

Вот крыша дома в виде корабля,
Вот садика притихшие верхушки,
Осенние смиренные поля.
Но то она – немецкая земля,
Чьи под Москвой месили землю пушки.

И ветер дышит жаркою золой, –
То час настал для исполненья гнева.
И низко виснет над чужой землей
Ревущее грозою наше небо.

2-й чтец:

Четвертый год! Четвертый год войны
Нам локти мажет желтой прусской глиной,
И тысячи стволов наведены
Указками дороги до Берлина.

И в этот грозный предреченный час,
У этих сел, фольварков и предместий,
О мести не расспрашивайте нас,
Спросите так: «Верны ль мы нашей чести?»

Ее завет и краток и суров,
И с нами здесь никто не будет в споре:
Да, смерть – за смерть! Да, кровь – за кровь!
За горе – горе!

Учитель:

В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение 11-ти суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины Егоров и Кантария (проекции фотографий на экран) водрузили над рейхстагом Знамя Победы. Исторический день 9 мая стал днем Победы над фашистской Германией.

(Демонстрируется отрывок видеозаписи об историческом параде Победы на Красной площади).
На фоне песни «День Победы» читают 3-1 и 4-й чтецы.
3-й чтец:
Прошла война,
Ушла за поворот.
В чехлах стоят
Гвардейские знамена.
И жизнь, и время
Движутся вперед.
Остались только 20 миллионов.

Остались в поле брани навсегда,
Легли живой дорогою победы.
За нас легли,
Затем, чтоб никогда
Нам этой муки в жизни не изведать.

И память нам
Покоя не дает.
И совесть нас с тобой
Частенько гложет.
И 60, и 300 лет пройдет,
Никто у нас войны
Забыть не сможет.

4-й чтец:

А тех, кто жив, кто чудом уцелел
Сегодня мы как чудо изучаем.
Но даже чуду, чуду есть предел,
Все реже их на улицах встречаем.

Сквозь штурм свинца,
Сквозь ураган огня,
Сквозь смерть прошли они,
Не зная брода.
Весь мир не может до сих пор понять
Как их хватило на четыре года.

Глядят на нас,
Глядят фронтовики.
Глядят на нас исчезнувшие роты.
Глядят на нас ушедшие полки,
Глядят на нас с надеждой и заботой.

И как мы тут,
И что у нас за жизнь?
Куда идем семьею многоликой.
Готовы ль также Родине служить?
Достойны ли Истории Великой?


Список литературы

1. Смирнов С.С. Брестская крепость. – М.: Дет. лит., 1965.
2. Плотников Ю.В. и др. Исторический подвиг Сталинграда. – М.: Мысль, 1985.
3. Преподавание истории в школе. – 1991. – № 3.
4. Воспитание школьников. – 1986. – №2.
5. Клуб. – 2000. – №4.

В сценарии использованы стихи А. Твардовского, В. Приходько, А. Сафронова, Н. Благова, А. Прокофьева, М. Клипиницер.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Классный час во 2 классе

Классный час: 1 стр.



Устный журнал «Наша речь»

Устный журнал: 1 стр.