Утверждаю заместитель Министра
| ||
ОПД Ф.09 | Трудовое правоТрудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и системы трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт; рабочее время и время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты рабочих и служащих; система заработной платы; правила внутреннего распорядка; трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. | |
ОПД Ф.10 | Основы управления персоналомТеория управления в роли человека в организации. Государственная система управления трудовыми ресурсами. Философия и концепция управления персоналом. Принципы и методы управления персоналом. Организационное проектирование системы управления персоналом. Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом. Кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Кадровое планирование: оперативный план работы с персоналом, планирование потребности в персонале, планирование производительности труда и показателей по труду. Технология управления персоналом и его развитием: найм, отбор, прием, деловая оценка персонала; профориентация и трудовая адаптация, обучение аттестация персонала; управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением, работа с кадровым резервом; мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала; условия, персонала. режим и дисциплина труда; высвобождение персонала. Оценка результатов труда персонала, оценка затрат на персонал. Оценка социальной и экономической эффективности проектов совершенствования системы процессов управления персоналом. | 250 |
ОПД Ф.11 | Управление трудовыми ресурсамиТрудовые ресурсы: формирование и использование. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. Миграция трудовых ресурсов: сущность, виды, причины. Миграционная политика, управление миграционными процессами. Занятость населения: понятие формы виды. Безработица: понятие, характеристика основных типов, причины возникновения, тенденции. Методы оценки и показатели безработицы. Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Структуризация и сегментация рынков труда. Внешний и внутренний рынки труда. Прогнозирование ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда и занятости, основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Механизм реализации государственной политики занятости. Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобожденных работников. Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу; высвобожденным с предприятий; впервые ищущим работу. Зарубежный опыт регулирования процессов занятости. | |
ОПД Ф.12 | Основы социального страхованияМесто социального страхования в государственной системе социальной защиты населения; правовые основы социального страхования; принципы осуществления социального страхования; субъекты социального страхования, их права и обязанности; государственные и негосударственные страховщики; виды социальных рисков; медицинское страхование; страхование пенсий; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве; страхование по временной нетрудоспособности; страхование по безработице; управление системой социального страхования; бюджеты фондов социального страхования; источники поступлений денежных средств и контроль за расходованием бюджетов фондов обязательного страхования; финансовая система социального страхования. | |
ЕН Р.00 | Региональный (вузовский компонент) | 250 |
ЕН В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом | 250 |
СД. 00 | Специальные дисциплины | 1500 |
СД. 01 | Психофизиология профессиональной деятельностиМетоды психофизиологических исследований; психофизиологические основы построения профессии; основы профессиографии; теория профессионализации персонала. Деятельная природа профессионализации. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Психофизиологические функциональные состояния. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Влияние эмоций на деятельность человека. Психофизиология памяти, внимания и сознания. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок. Методы распределения функций. Распределение функций и рабочая нагрузка. | |
СД. 02 | Экономика и социология трудаТруд как социально-экономическая категория; трудовой потенциал общества, организации, человека; социально-трудовые отношения и их регулирование; качество трудовой жизни; формирование кадровой политики организации; экономическая сущность организации труда; разделение и кооперация труда; организация и аттестация рабочих мест; рационализация трудовых процессов; изучение затрат рабочего времени; нормирование труда; Условия труда, охрана и безопасность труда; режим труда и отдыха; функционально-стоимостной анализ трудовой деятельности; анализ и планирование трудовых показателей; социальные основы трудовой деятельности; социология организации; основы трудового поведения личности; социальная политика организации; социологическое исследования в организации; оценка эффективности и аудит в социально-трудовой сфере; оценка затрат на персонал; оценка эффективности и производительности труда; оценка эффективности труда руководителей и специалистов управления; аудит в социально-трудовой сфере. | |
СД. 03 | Основы безопасности трудаБезопасность организации; угроза безопасности объекта; направления безопасности; принципы построения систем безопасности организации; охрана труда; факторы, определяющие безопасные условия труда; законодательная база безопасных условий труда; несчастный случай; травматизм и профессиональная заболеваемость; управление безопасностью труда (организационное, методическое, информационное); службы охраны труда, уполномоченные и представители по охране труда; аттестация рабочих мест и сертификация предприятий; показатели травматизма; затраты на охрану труда и технику безопасности; условия труда, элементы и факторы; опасные и вредные производственные факторы; степень тяжести труда; утомление; фазы работоспособности; режимы труда и отдыха; дисциплины труда; управление дисциплиной труда. | |
СД. 04 | КонфликтологияСтановление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта; функции конфликта, их позитивные и негативные проявления; типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам; источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере; мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний; структура, фазы и стадии развития конфликта; методы предупреждения и урегулирования конфликтов; стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов; социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений; роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами. | |
СД. 05 | Организация труда персоналаСущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе; краткий исторический очерк развития организации труда персонала; научная организация труда – понятие, содержание, задачи и принципы; регламентация и проектирование организации труда; разделение и кооперация труда; организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда; устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест; планировка рабочего места; оснащение и оборудование рабочих мест; условия труда; организация технического нормирования; основные задачи нормирования труда; объекты и методы нормирования труда; изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации; нормативы времени; организация процессов труда по управлению коллективом; виды умственного труда; методы и средства выполнения управленческих операций; организационно-распорядительная деятельность персонала управления, как форма осуществления управленческого решения; индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста); принципы и правила планирования рабочего времени; делегирование полномочий; основные правила делегирования полномочий; экономическая эффективность научной организации труда. | |
СД. 06 | Этика деловых отношенийОбщие закономерности межличностных отношений; этика приветствий и представлений; внешний облик делового человека; основы риторики; правила подготовки и проведения деловой беседы; этические нормы телефонного разговора; правила конструктивной критики и принципы восприятия критики; этика взаимоотношений с “трудным” руководителем; правила подготовки и проведения служебных совещаний; проведение переговоров с деловыми партнерами. | |
СД. 07 | Информационные технологии управления персоналомИнформационный контур управления персоналом; экономическая информация и ее свойства; информационная система управления персоналом и информационные технологии; эволюция информационных систем и их классификация; средства компьютерной, коммуникационной и организационной техники; характеристика и классификация современных программных средств; нормативно-методическое обеспечение информационных технологий управления персоналом; информационная безопасность; современная концепция автоматизированных рабочих мест (АРМ), классификация и принципы построения; АРМ кадровой службы; вычислительные сети, нейросетевые технологии и средства мультимедиа; интеллектуальные информационные технологии и системы поддержки принятых решений; экономическая эффективность применения автоматизированных информационных технологий | |
СД. 08 | Управление социальным развитием организацииСоциальная среда организации как объект управления персоналом; формирование основ научного управления социальным развитием; отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем; современные тенденции социального развития и гуманизации труда; влияние на организацию социальной политики государства; факторы внутренней и внешней социальной среды организации; создание благоприятных условий для труда, быта и досуга работников, повышение качества их трудовой жизни; задачи и функции социальной службы организации. | |
СД. 09 | Организационная культураПонятие, структура и содержание организационной культуры; системный подход к изучению культуры; основные компоненты организационной культуры (ценности, коммуникационные системы, внешний вид персонала, трудовая этика и мораль, характер взаимодействия и пр.); факторы, влияющие на особенности организационной культуры; понятие и виды субкультур; сильные и слабые культуры; типология культур, характеристика основных типов; содержание и показатели анализа организационной культуры; принципы и методы формирования организационной культуры; методы поддержания организационной культуры; взаимосвязь культуры и стратегии организации; организации; методы изменения культуры; влияние организационной культуры на организационную эффективность. | |
СД. 10 | Мотивация трудовой деятельностиМотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом. Теоретические основы трудовой мотивации. Структура, функции и механизм трудовой мотивации. Материальное стимулирование труда - основные направления мотивации. Оплата труда, ее определяющая роль в системе вознаграждения. Оплата труда в России. Зарубежный опыт оплаты труда. Формы и системы организации заработной платы. Районное регулирование заработной платы в Российской Федерации. Учет трудового вклада. | |
СД. 11 | Инновационный менеджментИнновационное управление трудом; развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровой работы; принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе; классификация нововведений в кадровой работе, кадровая реформа; инновационный потенциал работника; новатор; кадровая элита; прогнозирование, стратегия, диффузия нововведений в кадровой работе; цели, функции подразделений служб управления персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе; типы, виды оргструктур управления инновациями; государственная инновационная политика, государственные приоритеты в сфере инновационного менеджмента в кадровой работе; нормативная база, развитие нововведений по стадиям технологии управления персоналом и его развития; новаторская деятельность; интеллектуальная собственность; восприимчивость организации к нововведениям; сопротивление и внедрение нововведений; сопровождение нововведений; экономическая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе. | |
СД. 12 | Делопроизводство в кадровой службеДокумент и системы документации; состав и содержание кадровой документации, основные документы, регламентирующие управление персоналом (правила внутреннего распорядка, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые договоры (контракты) и др.); правила оформления документов (состав реквизитов, требования к их оформлению, требования к бланкам документов и их оформлению); порядок заполнения типовых форм; порядок оформления документов при приеме на работу; порядок учета кадров; порядок оформления документов при переводе; расторжение трудового договора (контракта); порядок подготовки приказов по личному составу; ведение трудовой книжки; ведение личных дел; современные способы и техника создания документов; организация документооборота; систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения. | |
СД.Р.00 | Региональный (вузовский) компонент | 250 |
СД.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом | 250 |
ФТД.00 | Факультативы | 450 |
ФТД.01 | Военная подготовка | 450 |
| Всего на теоретическое обучение (152 недели х 54часа) | 8208 |
П.00 | Практики | 16 недель |
| Дипломное проектирование | 12 недель |
| Итоговая государственная аттестация | 3 недели |
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 062100 – “УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ”
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки менеджера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии 182 недели;
Практики:
производственная (организационно-экономическая) - не менее 8 недель;
преддипломная – не менее 8 недель;
Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы не менее 15 недель;
Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 48 недель.
5.2. Для лиц, имеющих средне (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки менеджера по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 062100 – “УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ”
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки менеджера:
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки менеджера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а также факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова “по отраслям” или “по видам”, специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин – в пределах 5 %;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Объем часов по каждой из двух других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136 часов.
Если вуз выбирает более четырех дисциплин, объем часов по отдельной из них может быть сокращен в пределах норматива рациональной технологии образовательного процесса.
Занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
устанавливать наименование специализацией по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля их освоения студентами;
реализовывать основную образовательную программу подготовки менеджера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования и способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научно и\или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило должны иметь ученую степень и\или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться необходимой информационной базой, доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и всем видам занятий – практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами (список литератур, рекомендуемой для использования в учебном процессе при изучении дисциплин специализации, приведен в Приложении 1).
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарно-гигиеническим нормам.
6.5. Требования к организации практик
Устанавливает в соответствии с предложениями УМО.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 062100 – “УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ”
7.1. Специалист должен:
– иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
– понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
знать:
– теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;
– принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
уметь:
– выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
– систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
– использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
– разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
– критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
– уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
владеть:
– специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии
навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
– основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.
7.2. Каждый вуз должен разработать и иметь фонд контрольных заданий для оценки качества подготовки специалистов. Фонд используется для регулярного проведения самоанализа работы, а также при аттестации специальности и вуза.
7.3.Фонд должен включать операционные формы заданий, вопросов, тестов, задач, которые позволяют оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям настоящего стандарта и квалификационным требованиям.
7.4. Итоговая государственная аттестация менеджеров включает защиту дипломного проекта и сдачу комплексного государственного экзамена по специальности, позволяющего выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности.
7.5. Выпускная квалификационная работа менеджера - дипломный проект должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.
7.6. Комплексный государственный экзамен по специальности включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Он проводится на заключительном этапе учебного процесса до разработки дипломного проекта.
С о с т а в и т е л и
Учебно-методическое объединение по образованию
в области менеджмента.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на совещании Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента 22 ноября 1999 года. Протокол № 26.
Одобрено на совещании Межведомственного научно-методического совета по экономике и управлению 16 февраля 2000 года. Протокол №1.
Председатель Совет УМО
доктор экономических наук, профессор Поршнев А.Г.
Заместитель председателя Совет УМО
доктор экономических наук, профессор Коротков Э.М.
С о г л а с о в а н о
Управление образовательных программ и стандартов
высшего и среднего профессионального образования Шестаков Г.К.
Начальник отдела гуманитарного и
экономического образования Петрова Т.Э.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: