В рязани торжественно отметили День рождения 120-летие Марины Цветаевой и 100-летие Ариадны Эфрон «Моим стихам,как драгоценным винам…»
Мы цепи таинственной звенья…
В Рязани торжественно отметили День рождения - 120-летие Марины Цветаевой и 100-летие Ариадны Эфрон
«Моим стихам,как драгоценным винам…»


Зоя Пятницкая - исполнитель, актриса Рязанского театра на Соборной, член Союза театральных деятелей России. Песни на стихи Марины Цветаевой проникновенно исполнила актриса Рязанского театра на Соборной Татьяна Крючкова.
Прозвучал рассказ с демонстрацией фотодокументов из личного архива заслуженного работника культуры России Тамары Цукановой о пребывании Ариадны Эфрон в нашем городе, о ее работе в качестве преподавателя графической дисциплины в Рязанском художественном училище. Не секрет, что творческие биографии Марины Цветаевой и Ариадны Эфрон усеяны путями тернистыми.
Если душа родилась крылатой
Так обозначила начало своего творческого пути Марина Цветаева, яркий представитель поэзии «серебряного века». Марк Слоним, собрат Цветаевой по перу в эмиграции в Париже, писал: «Цветаева романтиком родилась... Романтизм ее был природным». Но беда всех романтиков - это разрыв между реалистической действительностью и мечтой. Отсюда - традиционное цветаевское одиночество в жизни.
Ее поэзия сложна для восприятия и требует, прежде всего, усилия мысли,так как чтение есть еще и сотворчество. Вероника Лосская, профессор литературы в университете в Сорбонне пишет о лирике Марины Цветаевой: «Язык Цветаевой не гладкий, а рвущийся, синтаксис усложненный, мысль скрытая и глубокая».
Притягательна философская лирика поэта-пророка: «О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты Закон звезды и формула цветка»... Несмотря на уход от действительности в область мечты, Марина Цветаева отдавала дань и патриотической лирике. Таковы стихи, запечатлевшие подвиг моряков- челюскинцев в 1934 году:
Сегодня, - да здравствует
Советский Союз!
За вас каждым мускулом
Держусь - и горжусь:
Челюскинцы - русские!
Поэзия Марины Цветаевой пронизана огненным, венценосным началом! Оттого-то и видится, что любимая стихия поэта - «Огонь»:
Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю - и горю дотла!

Человек - часть природного и вселенского Мироздания. Человек способен познать мировое таинство только через «единственно осмысленную стихию - слово». Поэт-пророк - связующий мост между земным и Надземным... В творчестве Марины Цветаевой присутствует безмерное начало. Бесконечная мысль поэта находится в постоянной зависимости чередующихся гармонии и хаоса - непреложных законов Космоса. В гармонию вселенной органично вплетается музыка Сфер.
Госпожу свою - Музыку славлю...
Пропела Цветаева. Стихи Марины Цветаевой поистине музыкальны! В них - особая мажорная тональность, ритм, полифония... Внутренний слух поэта соизмерим с ощущением музыки сфер, с литургией творческого вдохновения:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов...
Творчество Марины Цветаевой принадлежит и народной поэзии. «Я сама - народ... Вы же знаете, как я люблю народное искусство», - писала Цветаева. Фольклорное поэтическое начало прослеживается в сказках-поэмах - «Молодец», «Егорушка», «Переулочки». В лирической жемчужине - поэме «Царь-девица».
«Для того, чтобы стать народным поэтом, надо дать целому народу через тебя петь», - размышляет автор. Таковыми были поэты - Некрасов, Блок, Кольцов, Есенин... И потому, утверждает Цветаева, «блоковско-есенинское место до сих пор в России «вакантное».
Биография Марины Цветаевой немыслима без позитивного влияния ее дочери - художника, переводчика, публициста, поэта - Ариадны Эфрон.
«Сердце – сердцу весть подает!»
Пропел народ... Именно с этой поговорки и начинается письмо писателя Марии Белкиной к художнику, бывшему ученику Ариадны Эфрон в Рязанском художественном училище Анатолию Фокину. Знакомство по переписке состоялось с доброй руки Тамары Цукановой. Анатолий Фокин предоставил писателю фотодокументы о Рязанском периоде жизни Ариадны Эфрон.
В результате была дополнена и переиздана книга Марии Белкиной «Скрещение судеб». (Москва, 1992г.).
Ариадна Эфрон, оптимистически настроенная, вернулась в СССР перед войной вместе с отцом, Сергеем Эфроном. Они поселились в Болшеве... В 1939 году их репрессировали...
После лагерной ссылки в 1947 году Ариадна Эфрон поселилась в Рязани. Преподавала книжную графику в Рязанском художественном училище. Какой удивительной находкой оказалась Ариадна Эфрон для училища! Ведь она окончила школу прикладных искусств и курсы истории искусств при Лувре в Париже.

Наивысшей похвалой Учителю стали воспоминания любимых учеников - Татьяны Щегловой (в будущем хранителя Рязанского художественного музея), художников Чугунова, Суханова, Фокина, Фадеева, Цуканова (мужа Т.Н. Цукановой). А также преподавателя Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера.
Один из любимых учеников Ариадны Эфрон Анатолий Фокин с благодарностью писал: «...Ариадна Эфрон как-то изнутри вся светилась сама!.. Общение с ней обогатило духовно, научило нас жизнелюбию, нравственности, которую мы пронесли через всю жизнь...».
Что касается искусства живописи Ариадны Эфрон, то сохранилось не так много - акварели и рисунки художника. Ее работы завораживают камерным звучанием, простотой, скромностью, жизнелюбием, профессионализмом.
Большую часть жизни Ариадна посвятила бескорыстному служению своим родителям, прежде всего, матери, работе по сохранению и пропаганде творческого наследия Марины Цветаевой. Примечательно, что физические и моральные испытания не сломили духа Ариадны Эфрон, ее веры в светлое и прекрасное будущее человечества!
Майя Мартолина
Фото автора
Вечерняя Рязань.- 2012. – 18 окт. (№ 40). – С. 11
страница 1
скачать
Другие похожие работы: