NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Вариант 2 Часть 1


10 класс Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А22) поставьте знак «x» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Что характеризует общество как динамичную систему?

1) наличие общественных отношений

2) сохранение связи с природой

3) наличие социальных институтов

4) самоорганизация и саморазвитие

А2. При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?

1) культурной

2) этнической

3) демографической

4) социально-классовой

А3. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1) наличием судебной системы

2) лидерством одной политической партии

3) избранием законодательного органа власти

4) верховенством закона

А4. Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда

1) регулируют общественные отношения

2) устанавливаются государством

3) гарантируют равноправие

4) обеспечивают социальную справедливость

А5. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К социаль­ным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности

А6. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социаль­ная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что свойственно и человеку, и животному?

1) стремление к преобразованию мира

2) самопознание

3) необходимость отдыха

4) свобода выбора цели

А8. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.

Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.

1) верно только А

2) верно только

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. В какой сфере общества происходят процессы маргинализа­ции, стратификации?

  1. экономической

  2. социальной

  3. политической

  4. духовной

А10. Какую сферу общества представляют наука, образование, искусство, религия?

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

А11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность.

Б. Общество — это простая сумма индивидов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1) уровень воспитанности

2) вся преобразовательная деятельность человека

3) производство и применение орудий труда

4) приспособление организма к окружающей действитель­ности

А13. Популярные компьютерные игры и другие виртуальные развлечения — продукт культуры

1) элитарной

2) массовой

3) экранной

4) национальной

А14. Какая из перечисленных наук дает ответы на вопрос, что такое добро и зло?

1) психология

2) этика

3) эстетика

4) социология

А15. Какая из перечисленных религий является древнейшей?

1) католицизм

2) ислам

3) православие

4) буддизм

А16. Запишите слово, пропущенное в схеме.


Факторы производства





Земля

Капитал



Предпринимательские

способности


А17. Социальные нормы

1) играют роль регулятора поведения людей

2) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

3) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

4) всегда являются неписаными нормами поведения

А18. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

2) содержатся только в священных книгах

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

А19. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья - это малая группа.

Б. Семья - это социальный институт.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А20. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?

1) принадлежность жениха и невесты к разным националь­ностям

2) нахождение в браке одной из сторон

3) отсутствие у жениха счета в банке

4) беременность невесты

А21. Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство является институтом политической си­стемы.

Б. Государство обеспечивает своей силой действие право­вых норм.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А22. Любое государство характеризуется

1) верховенством права

2) наличием аппарата управления

3) политическим плюрализмом

4) соблюдением прав человека

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номерами заданий (В1-В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв и цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии приведёнными образцами.

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственная власть в Российской Федерации.

Ветви власти

Высшие органы государственной власти РФ

Законодательная

Федеральное Собрание РФ

Исполнительная




Ответ: ____________________________________________________.

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, характеризуют понятие «искусство». Образность, эмоциональность, фантазия, обоснован­ность, субъективность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому по­нятию.

Ответ: ____________________________________________________ .

В3. Установите соответствие между стадией экономической деятельности и её проявлением: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

Проявление

Стадия экономической деятельности

А) начисление банковского процента по вкладам

1) распределение

Б) покупка акций

2) обмен

В) получение прибыли




Г) продажа именных обли­гаций




Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем полу­чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г













В4. Найдите в приведенном списке конституционные обя­занности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду

2) получить специальное образование

3) платить законно установленные налоги и сборы

4) разрешать споры в судебном порядке

5) защищать Отечество

Ответ: _________________________________________________.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) Все больше и больше людей в мире пользуют­ся мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS-сообщений. (2) Привычка общаться с помощью ко­ротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз «SMS-зависимость». (4) Специалисты отде­ления вредных привычек одной из клиник зафиксиро­вали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.

Определите какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4













В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социаль­ные группы постоянно изменяют свой ___________(1). Это явление получило название социальной _____________(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемеще­ния, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной груп­пы в другую, смена места работы, а также переселе­ние людей из одной местности или страны в другую,

т. е. __________________ (4). (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном OOO ит.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) миграция

Б) мобильность

B) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

3) стратификация

И) маргинализация

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6




















Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1


Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Качество баллов, выставляемых за задания части 3, зависят от полноты и правильности вашего ответа.

Извлечение из Семейного Кодекса РФ

Статья 8O

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовер­шеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

< ... >

Статья 81

  1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов али­менты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более де­тей — половины заработка и(или) иного дохода родителей.

  2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сто­рон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 86

    1. При отсутствии соглашения и при наличии исключи­тельных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершен­нолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуж­дающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твер­дой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

    1. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фак­тически понесенных дополнительных расходах, так и в дополни­тельных расходах, которые необходимо произвести в будущем.

Статья 87

      1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содер­жать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родите­лей и заботиться о них.

      2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов али­менты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родите­лей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

      3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного поло­жения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уп­лате ежемесячно.

C1. Назовите любые три установленные законом обстоятель­ства, от которых зависит размер алиментов на несовер­шеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.

С2.При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.

С3. Какие аспекты отношений детей и родителей регулиру­ет каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Се­мейным кодексом.

С4. В некоторых регионах России местные власти применя­ют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспо­собных родителей, меры морального воздействия наря­ду с правовыми механизмами. Используя знания обще­ствоведческого курса, приведите три объяснения, поче­му в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: