Вариант 2 Часть 1
10 класс Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А22) поставьте знак «x» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Что характеризует общество как динамичную систему?
1) наличие общественных отношений
2) сохранение связи с природой
3) наличие социальных институтов
4) самоорганизация и саморазвитие
А2. При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?
1) культурной
2) этнической
3) демографической
4) социально-классовой
А3. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется
1) наличием судебной системы
2) лидерством одной политической партии
3) избранием законодательного органа власти
4) верховенством закона
А4. Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда
1) регулируют общественные отношения
2) устанавливаются государством
3) гарантируют равноправие
4) обеспечивают социальную справедливость
А5. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К социальным характеристикам человека относят
1) возрастные особенности
2) расовые отличия
3) проявления наследственности и изменчивости
4) духовные идеалы и ценности
А6. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Что свойственно и человеку, и животному?
1) стремление к преобразованию мира
2) самопознание
3) необходимость отдыха
4) свобода выбора цели
А8. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.
Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.
1) верно только А
2) верно только
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. В какой сфере общества происходят процессы маргинализации, стратификации?
экономической
социальной
политической
духовной
А10. Какую сферу общества представляют наука, образование, искусство, религия?
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
А11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность.
Б. Общество — это простая сумма индивидов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Под культурой в наиболее общем смысле понимается
1) уровень воспитанности
2) вся преобразовательная деятельность человека
3) производство и применение орудий труда
4) приспособление организма к окружающей действительности
А13. Популярные компьютерные игры и другие виртуальные развлечения — продукт культуры
1) элитарной
2) массовой
3) экранной
4) национальной
А14. Какая из перечисленных наук дает ответы на вопрос, что такое добро и зло?
1) психология
2) этика
3) эстетика
4) социология
А15. Какая из перечисленных религий является древнейшей?
1) католицизм
2) ислам
3) православие
4) буддизм
А16. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Факторы производства




Земля
Капитал
…
Предпринимательские
способности
А17. Социальные нормы
1) играют роль регулятора поведения людей
2) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести
3) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах
4) всегда являются неписаными нормами поведения
А18. Моральные нормы, в отличие от правовых,
1) регламентируют поведение людей
2) содержатся только в священных книгах
3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения
4) осваиваются в процессе социализации
А19. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья - это малая группа.
Б. Семья - это социальный институт.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А20. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?
1) принадлежность жениха и невесты к разным национальностям
2) нахождение в браке одной из сторон
3) отсутствие у жениха счета в банке
4) беременность невесты
А21. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство является институтом политической системы.
Б. Государство обеспечивает своей силой действие правовых норм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А22. Любое государство характеризуется
1) верховенством права
2) наличием аппарата управления
3) политическим плюрализмом
4) соблюдением прав человека
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номерами заданий (В1-В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв и цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии приведёнными образцами.
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Государственная власть в Российской Федерации.
Ветви власти | Высшие органы государственной власти РФ |
Законодательная | Федеральное Собрание РФ |
Исполнительная | |
Ответ: ____________________________________________________.
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство». Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: ____________________________________________________ .
В3. Установите соответствие между стадией экономической деятельности и её проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Проявление | Стадия экономической деятельности |
А) начисление банковского процента по вкладам | 1) распределение |
Б) покупка акций | 2) обмен |
В) получение прибыли | |
Г) продажа именных облигаций | |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г |
| | | |
В4. Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранять природу и окружающую среду
2) получить специальное образование
3) платить законно установленные налоги и сборы
4) разрешать споры в судебном порядке
5) защищать Отечество
Ответ: _________________________________________________.
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS-сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.
Определите какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
-
1
2
3
4
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ___________(1). Это явление получило название социальной _____________(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую,
т. е. __________________ (4). (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном OOO ит.п. Каналами мобильности выступают социальные (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) миграция
Б) мобильность
B) горизонтальная
Г) институт
Д) статус
Е) вертикальная
Ж) группа
3) стратификация
И) маргинализация
В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Качество баллов, выставляемых за задания части 3, зависят от полноты и правильности вашего ответа.
Извлечение из Семейного Кодекса РФ
Статья 8O
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
< ... >
Статья 81
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и(или) иного дохода родителей.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Статья 86
При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Статья 87
Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
C1. Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
С2.При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.
С3. Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.
С4. В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: