Высшего профессионального образования «институт международных экономических связей»
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Факультет мировой экономики и международной торговли
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО
Рекомендуется для направления подготовки
080200.62 – «Менеджмент» и 080100.62 – «Экономика»
Профили подготовки
080200.62 «Менеджмент»
«Международный менеджмент»
080100.62 «Экономика»
«Мировая экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит»
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.
Квалификации (степени) выпускника - бакалавр менеджмента
бакалавр экономики
Москва
2013
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Ученого Совета ИМЭС
Протокол № 5 от 27.12.2012 года
Данную программу разработал Никитин Валерий Николаевич, к.п.н., доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС.
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.
Обсуждена и рекомендована
к утверждению на заседании кафедры
Гуманитарных и социально-экономических
дисциплин НОУ ВПО ИМЭС
Протокол № 2 от 06.12.2012 года.
Аннотация программы дисциплины «Психология»
Дисциплина «Психология» посвящена изучению, изменений психологических явлений в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество.
Аннотация рабочей программы дисциплины «Психология» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению 080200,62 «Менеджмент» и 080100.62 «Экономика» базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) профилей «Международный менеджмент», «Мировая экономика», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансы и кредит».
Цели и задачи дисциплины:
Целью дисциплины является формирование у студентов системных научных представлений о психологии как науке, которые помогут ориентироваться в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения.
Целевая установка реализуется посредством нескольких ключевых задач, включая определение и раскрытие:
психологических особенностей личности, мотивы поведения, память и мышление, характер и темперамент;
эволюцию научных идей, психологических концепций, а также взаимодействие психологии с науками, изучающими человека;
показать сложность душевной и духовной жизни человека;
создать целостный образ человеческой психологии, сформировать у будущего профессионала интерес к самопознанию.
Место дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Психология» относится к циклу основных дисциплин. В концептуальном плане она выступает фундаментальной основой подготовки управленческих кадров, имеет выраженную методологическую и прикладную направленность.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих основных компетенций:
по направлению 080200.62 «Менеджмент»:
ОК- 5,6,7,10,11;
по направлению 080100.62 «Экономика»:
.ОК-1,2,7,8,9.
В результате изучения курса студент должен:
иметь представление об основных этапах формирования и развития психологии в ХIХ – ХХI вв., содержание основных концепций, школ и походов в психологии, а также их роли и значении в современных условиях.
знать сущность, структуру и специальную терминологию (тезаурус) учебной дисциплины, основные этапы формирования и развития личности, особенности человека как индивид; структуру, процессы деятельности и общения как способов социальной жизни человека, психологическую структуру сознания как интегративного способа бытия человека.
уметь выявлять и объяснять противоречия между житейской и научной психологией о человеке, осуществлять поиск и выбор оптимальных решений в ситуациях взаимодействия и общения, применять методы психологического познания для самосознания.
владеть первичными навыками проведения психологических исследований личности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
(направление 080200.62 «Менеджмент»и 080100.62 «Экономика»)
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | ||
очное | очно-заочное | заочное | |
Аудиторные занятия (всего) | 36/1 | 18/0,5 | 8/0,2 |
В том числе: | | | |
Лекции | 22/0,6 | 12/0,3 | 8/0,2 |
Практические занятия (ПЗ) | | | |
Семинары (С) (в т.ч. в интерактивной форме) | 14/0,4 | 6/0,2 | - |
Лабораторные работы (ЛР) | | | |
Самостоятельная работа (всего) | 72/2 | 90/2,5 | 100/2,8 |
В том числе: | | | |
Курсовой проект (работа) | | | |
Расчетно-графические работы | | | |
Реферат | 15/0,4 | 15/0,4 | 15/0,4 |
Другие виды самостоятельной работы | | | |
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям | 57/1,6 | 75/2,1 | 85/2,4 |
Вид аттестации | зачёт | зачёт | зачёт |
Общая трудоемкость 108 часа 3 зачетных единицы | | | |
| | |
5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (наименование и краткое содержание тем) |
1. | Предмет психологии, её задачи и методы |
Феномен человека. Человек в проекциях научно-философского и вненаучного знания. Человек – существо многомерное, сложно организованное. Человек как природное явление как душевно-духовное образование. Культура как вторая природа человека. Человек в разных сферах культуры, в философии, искусстве, религии, образовании и др. История предмета человека психологии. Представление о человеке в основных направлениях психологии. Субъективность как предмет психологии человека. Определение психологии как науки. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности.
Житейская и научная психология о человеке. О реальности внутреннего мира человека. Человеческая субъективность как объективная реальность. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах. История предмета психологии человека. Представление о человеке в основных направлениях психологии. Проблема целостного и частичного описания человека в психологии. Субъективность как предмет психологии человека.
Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Методы практической психологии. Практическая психология и психологическая практика. Работа с сознанием как предмет практической психологии. Методы психологической практики: консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг др. |
2. | Онтология и психология жизнедеятельности человека | 2.1. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека. Деятельностное бытиё человека. Многомерность категории «деятельность». Человек как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка. Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельности. Структура общения. Типы совместной деятельности. Человек как субъект общения. Общение как восприятие людьми друг друга. 2.2. Человек среди людей. Типы и формы социальных объединений. Единицы анализа форм организации человеческих общностей. Социальная организованность – объединение с целевой детерминацией деятельности. Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей. 2.3. Сознание как интегративный способ бытия человека. Категория сознания в философии и психологии. Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая структура сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Самосознание как сознание самости. Рефлексивное сознание в человеческой жизни. |
3. | Образы субъективной реальности | 3.1. Человек как индивид (телесное существование человека). Индивидуальные свойства человека. Учение о плоти, душе и теле. Душа или психика; тело или организм. Тело – храм души. Учение о плоти, душе и теле. Душа или психика; тело или организм. Тело – храм души. Возрастно-половые особенности человека. Индивидуально-типические свойства человека. Учение о темпераменте и его типах в психологии. Нейропсихологические основы тесного бытия человека. 3.2. Психология субъектности (душевная жизнь человека). Понятие о субъекте и его психологической организации. Субъект как источник активности, распорядитель сил. Субъект как вторая природа, натура, как психосоциальная реальность. Субъектность как способ индивидуального бытия сознания. Душа как витальная целостность. Три разряда душевной жизни в психологических учениях: желания (воля), чувства, разум. Желания и воля как формы душевной жизни. Чувства и эмоции человека. Разумная жизнь человека. Способности и характер человека. 3.3. Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное бытиё человека). Понятие духовного бытия человека. Принцип духовности в человеческой реальности. Понятие духовной психологии. Ступени духовного роста человека. Понятие индивидуального духа. Различие обликов индивидуального духа человека, человек как личность, как индивидуальность, как универсум. История образов личности: личность как личина, маска, персона, герой, лик, ипостась. Личность как социально-культурная реальность, как реальность для Другого. Личность как самоопределённость человека. Личность как реальность для других. Индивидуальность как встреча с собой Другим. Встреча с собой, диалог с собой. Антиномии индивидуальности: своеобразие (капризность, оригинальность, непохожесть) – самобытность (авторство, укоренённость в мире, собственный способ жизни). Рефлексия собственной жизни. Автортво жизни. Аутотентичность. Собственное лицо. Авторское мировоззрение. Личная нравственность. «На том стою и не могу иначе» - формула индивидуальности. Универсальность как полнота бытия человека. Ипостась как форма человеческой целостности. Кризис самости в её родовой, культурной и индивидуальной определённости. Встреча с Над-мирностью. Человек и мир как эквивалентность. Со-бытийность человека и мира. Вселенско-вечное со-бытие. Конечно-бесконечное бытиё. Жизнь как целое. |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
«Психология» как дисциплина взаимодействует с философией, культурологией, социологией, с организационным поведением и другими дисциплинами, где деятельность человека является объектом исследования.
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
5.3.1 Очное отделение
Наименование раздела дисциплины | Лекции | | | Семи- нары | СРС | Всего |
Раздел 1. Предмет психологии, её задачи и методы | 6 | | | 4 | 24 | 34 |
Раздел 2. Онтология и психология жизнедеятельности человека | 6 | | | 4 | 24 | 34 |
Раздел 3. Образы субъективной реальности | 10 | | | 6 | 24 | 40 |
ИТОГО | 22 | | | 14 | 72 | 108 |
5.3.2 Очно-заочное отделение
Наименование раздела дисциплины | Лекции | | | Семи- нары | СРС | Всего |
Раздел 1. Предмет психологии, её задачи и методы | 4 | | | 2 | 30 | 36 |
Раздел 2. Онтология и психология жизнедеятельности человека | 4 | | | 2 | 30 | 36 |
Раздел 3. Образы субъективной реальности | 4 | | | 2 | 30 | 36 |
ИТОГО | 12 | | | 6 | 90 | 108 |
5.3.3 Заочное отделение
Наименование раздела дисциплины | Лекции | | | Семи- нары | СРС | Всего |
Раздел 1. Предмет психологии, её задачи и методы | 2 | | | | 30 | 32 |
Раздел 2. Онтология и психология жизнедеятельности человека | 2 | | | | 30 | 32 |
Раздел 3. Образы субъективной реальности | 4 | | | | 40 | 44 |
ИТОГО | 8 | | | | 100 | 108 |
7. Примерная тематика рефератов
1.Личность – как способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими людьми.
2. Внешняя и внутренняя жизнь человека.
3. Образ человека в искусстве.
4. Осмысленность человеческого бытия.
5. Внутренний мир человека в мифах, сказках, легендах, притчах, пословицах.
6. Психология обыденной жизни.
7. Психоанализ как учение о глубиной психике и личности человека.
8. Гештальтпсихология как течение в психологии, ориентированное на целостное изучение человеческой психики.
9. Гуманистическая психология как направление психологии, ориентированное на уникальную личность человека.
10. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии: внешнее наблюдение, тесты, изучение продуктов деятельности.
11. Методы описательной (гуманитарной) психологии: описание и понимания психологии человека.
12. Биографический метод, эмпатия, активное слушание, интерпретация внутреннего мира человека – методы гуманитарной психологии.
13. Методы практической психологии.
14. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности.
15. Деятельностные способности человека: преобразования, организации, управления, регуляции.
16. Общение как коммуникация.
17. Виды взаимодействия: содружество, конкуренция, конфликт.
18. Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия.
19. Группы первичные и вторичные; формальные и неформальные, групп членства и референтные группы.
20. Уровень развития социальных организованностей: диффузная группа, просоциальная организация, коллектив, асоциальная ассоциация, корпорация.
21. Лидерство, сплочённость, организованность в группе.
22. Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей.
23. Учение З.Фрейда о бессознательном.
24. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях.
25. Понятие о механизмах психологической защиты.
26. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности.
27. Половозрастные особенности человека.
28. Современные взгляды на темперамент человека.
29. Учение Н.А. Бернштейна о физиологических основах психической деятельности.
30. Учение П.К. Анохина о физиологических основах психической деятельности.
31. Самость – субъект психики – душа как понятие для обозначения внутренней, душевной жизни.
32. Побуждения и желания субъекта.
33. Мотивация субъектного поведения.
34. Психологический механизм воли – намеренное изменение смысла действия, придание дополнительного побуждения деятельности.
35. Разум человека. Основные формы познания.
36. Характер как остров душевной жизни (субъектности).
37. Личное место в системе реальных отношений с другими (позиция и роль).
38. Ценностные ориентации личности.
39. Достоинство личности. Личные отношения. Личный характер.
40. Антиномия: самость – универсальность.
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию — Москва: АСТ, с 1988 по 2008 год.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов, ООО «Питер Пресс», 2012.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - Кн. 1: Общие основы психологии, 2003.
4. Психология личности/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. (Хрестоматия по психологии) — Москва: АСТ, 2009.
5. Психология: учебник для бакалавров / Под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2012.
6. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. М., Форум, 2013
7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- Спб.:2008.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебник для вузов, Ростов н/Д: Феникс, 2003.
б) дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977, Гл.1.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989.
6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогический антропологии. М., 1990.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
8. Фрейд З. Психология бессознательного. Проблемы метатеории. М., 1989.
9. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994, ХШ. Дух и жизнь.
в) программное обеспечение
специального программного обеспечения не требуется
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Для углубления и закрепления лекционного материала в рамках данного учебного курса практикума (см. Приложение), который объединяет тематические проблемно-поисковые и практические задания с выраженной творческой и прикладной ориентацией для формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Приложение
ПРАКТИКУМ
(проблемно-поисковые и практические задания)
Тема 1.1. Человек и его познание
Вопросы для обсуждения и размышления:
Что есть человек и в чём он проявляется?
Какова человеческая сущность?
Каково место и назначение человека в мире?
Что есть человеческое в человеке?
Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?
Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания. Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сотрудничали друг с другом?
Тема 1.2. Предмет психологической науки
Каждый человек вне изучения психологической науки имеет представление о человеческой психологии, владеет знаниями житейской психологии. В чём отличие знаний житейской психологии от понятий научной психологии?
Почему менеджеру необходима научная психология человека?
Как бы вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:
а) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения;
б) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии;
в) ваш собственный опыт говорит, что некоторые люди, далёкие от профессиональных занятий психологией, тем не менее являются тонкими знатоками человеческих душ;
г) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М. Достоевского и А.С. Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом?
4. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В.Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В.Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы – ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология – психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие – неэкспериментальные – методы. В чём вы видите причину подобной «непоследовательности» В.Вундта?
5. Из истории психологии известно, что попытки описать строение человеческой субъективности приводили чаще всего к схематичным и упрощённым моделям внутреннего мира человека, к подмене целого частью.
Подумайте, есть ли в принципе необходимость выделения частей при познании целого? Возможен ли научный анализ живой реальности, какой является человеческая субъективность?
Тема 1.3. Методы психологического познания человека
Задачей физики является построение физической картины мира, биологии – биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «психологическая картина мира»? Как может быть вписан в эту картину человек?
Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться к точности, доказательности, объективности получаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочетание «точность психологического исследования»?
И.П. Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?
Тема 2.1. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека
Философ Э.В. Ильенков утверждает, что «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным из извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».
Как категория «деятельность» связывает между собой понятие «индивид» , «субъект», «личность», с одной стороны, и понятия «норма», «эталон», «культура» -- с другой?
Почему первое впечатление студентов о преподавателе является столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе?
Психолог Т.В. Драгунова так характеризует подростковый возраст: «У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка… Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами.. Появляется желание быть такими же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка».
В чём, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельности, общности и сознания подростка? Можно ли приведённую характеристику использовать применительно к начальному периоду студенческой жизни?
Тема 2.2. Человек среди людей
В психологических исследованиях и опытом путём было установлено, что при комплектовании экипажа космического корабля нельзя ориентироваться только на взаимную симпатию. Но и производить набор экипажа только на основании их профессиональной компетентности тоже нельзя.
Какие критерии отбора для корабля вы бы предложили? Каких дополнительных качеств у членов группы требует длительная изоляция от других людей?
Психолог А.В. Петровский утверждает, то «социально-психологический облик группы первичен, черты её лидера вторичны».
Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением?
Специальные исследования показали, что большая часть подростков, состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, находится в изоляции в своём классе.
На какие выводы наводят эти данные?
Как вы полагаете, может ли (со-бытийная) общность превратиться в социальное объединение (формальную организацию) и наоборот? Каковы возможные причины и условия этого? Подберите известные примеры такого превращения.
Тема 2.3. Сознание как интегративный способ бытия человека
Стало хрестоматийным утверждение К. Маркса о сознании: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание… Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение». Так ли это? О каком сознании идёт речь в данном положении?
В психологии, ориентированной на естественнонаучную парадигму, типичным является утверждение о том, что сознании есть продукт деятельности высших отделов мозга: подсознательные (бессознательные) процессы локализуются в подкорковых отделах мозга.
В чём принципиальная ограниченность подобных представлений о сознании человека? Как совместить с этим представлением результаты духовной практики йогов по управлению и контролю процессами, протекающими внутри человеческого организма (дыхание, кровообращение и др.)?
В психологии осознание предмета обозначают внешней рефлексией; осознание себя составляет задачу внутренней рефлексии.
По одному ли механизму формируются эти способности? Что здесь общего и различного? Подумайте, являются ли переживания стыда и совести рефлексивными процессами? В чём их различие?
Можно ли согласиться утверждением, что процесс воспитания человека есть процесс формирования его сознания?
Тема 3.1. Человек как индивид (телесное существование человека)
В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие особых характерологических качеств у мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое объяснение этого явления? Каков общий механизм взаимосвязи физического и психического в развитии человека?
Возможно ли утверждение о том, «личностью не рождаются, а становятся», перенести на оформление индивида как мальчика или девочки? Согласны ли вы с утверждением, что биологический пол индивида – предпосылка становления психологического пола человека? Для ответа на поставленные вопросы воспользуйтесь медицинской и психологической литературой по изменению пола индивида.
Спортивный психолог П.А.Рудик пишет: «В бытовой обстановке человек может проявлять себя вялы, на работе же – энергичным и деятельным. Это можно наблюдать и среди спортсменов. Часто боксёры, футболисты, легкоатлеты, выходя на ринг или на стадион, как бы преображаются, показывают совсем другие черты темперамента, чем в обыденной жизни».
Можно ли на этом основании сделать вывод о зависимости темперамента человека от условий и характера его деятельности?
Философ А.Г. Спиркин, касаясь проблемы соотношения органического и психического, пишет: «В коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли, наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество; образ камня лишён его цвета, формы, веса и твёрдости. В организме мы оказываемся лишь перед анатомическими структурами и перед физиологическими процессами. Психические же мы как бы теряем при этом из поля зрения, подобно тому, как, отвлекаясь от значения слова, мы терем и само слово, оказываясь перед «голым» физическим звуком и физиологическим процессом его произнесения». О каком, на ваш взгляд, важнейшем свойстве психического идёт речь в данном отрывке и в чём его сущность?
Тема 3.2. Психология субъектности (душевная жизнь человека)
Ключевыми для проблемы психологии способностей являются понятия «индивидуальные способности», «задатки», «способы деятельности», «родовые способности». Напомним, что способности связывают с продуктивным осуществлением определённой деятельности. Утверждается, что развитие индивидуальных способностей своим непременным условием имеет присвоение продуктов культуры; предпосылкой этого являются определённые анатомо-физиологические особенности человека – его задатки.
Как в эти положения вписывается понятие «родовые способности»?
Насколько жестко понятие способа связано с приёмом, методом осуществления деятельности? Возможно ли понятие способа использовать относительно таких форм активности человека, как общение, взаимодействие, познание? Если возможно, то как такое расширенное понимание способа уточняет понимание способностей?
Приглашаем вас принять участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения и определить своё отношение к спору.
К.Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».
Д.Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот 500 только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все 500?»
3. Подумайте, как в трёх сторонах душевной жизни (желаниях, разуме, чувствах) проявляется общее свойство психического – его связь с природным и социальным миром. Покажите, что потребности, мышление, эмоции невозможно понять и объяснить вне их роли в жизнедеятельности человека.
4. Потребность – буквально: по-требованию. Но по требованию кого или чего? Поразмышляйте в связи с этим над следующими утверждениями: «Наши аппетиты, как и наши насущные потребности, ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам, которые существуют. Ведь не могут же люди пресытиться чем-то заранее. Значит, мы будем изобретать потребности, вот и всё! Разве наши предки в прошлые века могли испытать потребность в телевизоре или телефоне? Они великолепно обходились без них. Но стоило изобрести, и мы оказались в их власти.
5. Можно ли взаимосвязь памяти и мышления объяснить путём использования понятий «знания» и «способности»? Всегда ли запоминается только то, что понимается?
6. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: «ничто – ни слов, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя». Дайте психологическое обоснование правомерности этого высказывания.
7. Почему именно характер составляет основу, стержень человека как субъекта? Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Что является объективной предпосылкой расхождения характера и личности?
Тема 3.3. Человек как личность, индивидуальность и универсальность (духовное бытиё человека)
Академик Б.В. Раушенбах пишет: «Хотя термин «духовность» употребляется сегодня чаще, чем надо, общепринятого его определения не существует. Возможно, впрочем, что строгая терминология здесь излишня, поскольку это не понятие рациональной логики».
Согласны ли вы с утверждением и предположением академика? Как вы для себя определяете термин «духовность»?
Жизнедеятельность человека как индивида связана с удовлетворение его органических потребностей. Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов. Однако та же потребность для человека как субъекта социальных отношений существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах её удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур.
Подумайте, может ли и в каких условиях отношение человека в пище быть его личностной чертой?
Один из авторов широко известной работы «С чего начинается личность?» - философ Э.В. Ильенков, отвечая на вопрос «Что же такое личность?», приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность… Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность … бывает. Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально-детерминированных его деяниях».
Со всеми ли высказываниями философа вы согласны? Как вы понимаете выражение «мифическая личность», «раздвоение личности»?
Ниже приведено несколько высказываний писателей и учёных о личности и индивидуальности. Можно ли считать, что эти суждения непротиворечивы, что они взаимодополняют друг друга?
«Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность» (А.С.Макаренко).
«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов).
«Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» (С.Л. Рубинштейн).
«Чем выше организованно общественное существо, тем более выражена в нём индивидуальность» (И.И. Мечников).
«В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто» (А.Моруа).
«Как сила человека, – пишет Н. Кузанский, – человеческим образом способна прийти ко всему, так всё в мире приходит к нему, и стремление этой чудесной силы охватит весь мир есть не что иное, как свёртывание в ней человеческим образом вселенского целого».
О каком потенциальном проявлении человека пишет Н. Кузанский? Как вы понимаете выражение «сила человека» в приведённом высказывании?
Можете ли вы привести из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру?
страница 1
скачать
Другие похожие работы: