NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Вода и её свойства»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Пижанка Кировской области

Урок-заседание клуба по окружающему миру

во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Вода и её свойства»

Второе заседание клуба

Автор – составитель: Жаровцева Наталья Юрьевна

Учитель первой квалификационной категории
Пояснительная записка

Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Дидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации
Форма урока: Творческая лаборатория (заседание клуба)
Основной метод обучения: Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии
Принципы обучения: научности, связи с жизнью, сознательности, оптимального сочетания форм обучения
Цель: выяснить основные свойства воды

Планируемые результаты:

  1. Предметные

Определить в ходе опытов свойства воды. Сравнить их со свойствами воздуха. Составить план доклада на тему «Свойства воды».

2)Личностные

Формирование экологической культуры;

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

3)Метапредметные

- познавательные УУД

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. (Учебник 1 часть Т. 1, с.21-23)

Определять характер взаимоотношения человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природ. объекты, на здоровье и безопасность человека. (Учебник 1часть , с. 52-58, ТПО с. 23).

Маркирование (Учебник 1часть, с. 53, 54, 56-58, ТПО -1, с. 23, № 32).

Работа с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).

- регулятивные УУД

Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов.

Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме.

Предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт).

Самооценка (ТПО -1, с. 23).

- коммуникативные УУД

Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе.

Коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов.

Учет позиции собеседника при ответе на вопросы.

Строят сообщение (Учебник 1часть, с. 58).

Основной структурный элемент урока: Опыт и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы:

  • Постановка цели.

  • Обсуждение плана работы и алгоритма действий.

  • Описание оборудования.

Инновационные технологии: технология развивающего обучения , личностно- ориентированное обучение ,технология групповой деятельности, проблемное обучение

Оборудование и наглядные пособия:

  • Учебники.

  • Тетради для самостоятельной работы. 

  • Карточки с правилами проведения опытов.

  • Колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка.

  • Фломастер.

  • Сосуд с тёплой водой.

  • Глубокие тарелки со льдом (по одной на каждую группу экспериментаторов).

  • Выставка книг о воде.

Оборудование: учебники, книжный стенд , доклады и презентации учащихся, компьютер, тетради на печатной основе, сигнальные карточки.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно.

У каждого из нас сейчас своё настроение. Кто–то удивлён, кто-то после переменки возбуждён, кто-то спокоен. Давайте отвлечёмся и вспомним что-нибудь хорошее, улыбнёмся. Теперь у нас прекрасное настроение, попробуем пронести его через всё занятие.


Психологический настрой на урок

II. Сообщение темы,

актуализация знаний.


Ребята, давайте определим тему урока и форму его проведения. Что нам в этом поможет?

А какова главная цель нашего урока?

-Сегодня мы проводим заседание клуба по теме: «Вода и ее свойства»

Для достижения цели какие будем решать задачи?

-Ребята, нам нужно выбрать председателя заседания и составить план работы нашего заседания. Какие будут предложения?

Предлагаю записать тему заседания «Свойства воды» и план работы .

Вода. Нужна ли она человеку, можем ли мы обойтись без неё?

Работа с презентацией на тему « Значение воды на Земле». Вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду?

( Приложение)

Председатель:

  • Следующая часть нашего заседания посвящается проведению опытов, с помощью которых мы должны определить свойства воды. Не забудьте результаты опыта оформить в Тетради  для самостоятельной работы (задание №32).

  • Напоминаю вам «Правила поведения при проведении опытов» (Раздаёт карточки, на которых эти правила напечатаны).          

Правила поведения при проведении опытов:

  • Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

  •  Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

  • Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы.

  • Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.

  • Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.

  •  Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

  • Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

Открывают содержание учебника, называют тему, форму проведения, определяют цель урока: выяснить основные свойства воды

Определяют задачи:

1)Провести опыты и наблюдения.

2)Составить план сообщения по результатам опытов и наблюдений. 3)Представить сообщение по теме: «Свойства воды»

  • Учащиеся: (выбор председателя)

  • Мы предлагаем сначала повторить тему « Кому и для чего нужна вода»

  • Затем провести опыты и на основании опытов определить свойства воды . Выводы записать в тетради для самостоятельной работы (задание №32).

  • Подведение итогов.          


Делают вывод : Нам известно , что жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода – это место жизни. Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше.


Изучение нового материала

Где можно найти всю необходимую информацию для проведения опытов? (в учебнике, стр. 52-58). Сначала находим описание опыта в учебнике, внимательно читаем, проводим опыт и обсуждаем результат опыта.


Дети делятся на группы, в каждой назначается эксперт


IV. Физминутка

Туча, туча, туча

Что не льёшься? (Раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)

Подари нам, туча, дождь! (Присесть-встать)

Будем мы с тобой водиться.

Не жалей для нас водицы! (Руки вверх-вниз)

Туча-кошка, хвост трубой! (Изображают кошку)

Туча с длинной бородой! (показывают длинную бороду)

Туча-лошадь, туча-жук, (кивают головой).

А всего их двести штук. (показывают на пальцах жука – все пальцы в кулак, указательный и мизинец вперёд).

Бедным тучам очень тесно. (круговые движения руками).

Нету тучам в небе места. (Энергичные шаги).

Перессорятся все двести, (ходьба на месте с работой согнутых рук),

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ:

«Разбегайся дождь идёт» (махи руками)

Выполняют зарядку

V. Работа в группах.

Работа с учебником.

(На столах каждой группы, находится оборудование для проведения опытов)
1 группа (учебник стр. 52-53)

Оборудование: 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок, чайная ложка.
Что произойдёт, если в стакане с водой размешать чайную ложку соли? А если это будет сахар? А если это будет речной песок?
Проверь свои предположения на опытах. Проведи опыты так, как показано на рисунке.




Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в неё результаты своих наблюдений.



Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли.

Бывают и другие соли. Их вода тоже растворяет. В воде растворяются как полезные, так и вредные для растений и человека соли.



Вода не растворяет речной песок

Рассмотри рисунок. Как люди используют то, что речной песок не растворяет в воде?




2 группа – стр.54

Оборудование: пипетка, вода, маленькое зеркальце.

Что самое главное выяснили при проведении первого опыта?

Чистая вода не имеет вкуса.

Вода растворяет сахарный песок, поваренную соль. При этом она приобретает сладкий или солёный вкус.

Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?




Набери воду в пипетку и выпусти её поверхность маленького зеркальца.

Вода растечется. Слегка наклони зеркальце. Вода потечет дальше. Ученые говорят, что вода обладает свойством текучести.

При выполнении второго опыта дети делают вывод, что чистая вода не имеет вкуса

3 группа – стр.54-56

Оборудование: стакан, чашка, блюдце, маленький деревянный кубик, вода.

Каждый раз вода принимает форму сосуда.

Перед тобой стакан, чашка и блюдце.

В стакане вода и маленький деревянный кубик.

Перелей воду вместе с кубиком сначала в чашку, затем в блюдце. Что происходит? Изменяет ли кубик форму? А вода?



Каждый раз вода принимает форму сосуда.

Рассмотри рисунок. Как человек исполь­зует это свойство воды?



Когда говорят, что вода пахнет бензи­ном, о каком бедствии идёт речь?
4 группа .

Чистая вода не имеет запаха


стр.57-58
Оборудование: 2 тарелки с рисунком, вода, кисель.
Посмотри сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налей в другую тарелку кисель. Виден ли рисунок в этом случае?

Чистая вода прозрачна
Рассмотри рисунок. Расскажи, как чело­век использует свои знания о том, что вода прозрачна.


Оборудование: стакан, красная, синяя и зеленая бусинки, вода.
Посмотри на дно стакана, где находятся красная, синяя и зелёная бусинки. На­лей в стакан чистую воду.
Посмотри на бусинки сквозь воду. Ты снова видишь красную, синюю и зеленую бусинки.
Чистая вода бесцветна.

Рассмотри рисунок. Как члены школьного клуба используют свои знания о том, что вода бесцветна? Составь план рассказа.

Оборудование: влажная губка.

Вода может стать невидимкой.
Влажной губкой протри классную доску. Через 1—2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?
А капельки воды с классной доски уже в воздухе.

Вода испарилась!

Как человек использует в быту свои знания о том, что вода испаряется?



Дети в группах выполняют задания учебника и проводят опыты



VI. Проверка выполнения работы.

-Названия свойств воды мы прикрепляем на доску.

-Что у нас получилось? (план доклада о свойствах воды)
1. Вода является растворителем

2. Чистая вода не имеет вкуса

3. Вода обладает свойством текучести

4. Вода принимает форму сосуда

5. Чистая вода не имеет запаха

6. Чистая вода прозрачна

7. Чистая вода бесцветна

8. Вода испаряется


Выходит один представитель от группы (можно с помощником) с результатами опыта свойств воды.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня на заседании клуба мы узнали об удивительных свойствах воды.
Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд. Продолжите фразу:

  • Мне было интересно…

  • Я сегодня узнал…

  • Я сделал вывод…

  • Мне показалось важным…

  • Я запомнил…

Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде: «… у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.»

Ребята за хорошую работу получают в подарок бутылочку чистой природной питьевой воды « Серебряная капля»




Ответы детей


Список литературы

О.Н. Федотова. Г.В Трафимова «Окружающий мир» 2 класс (учебник)

О.Н. Федотова. Г.В Трафимова «Окружающий мир» 2 класс (хрестоматия)

А.В. Владимиров « Золотые руны»

Интернет – ресурсы «Земля, воздух и вода»

http: // vodopad .nm. ru/

http: / / para 2001/. bu . ru /library/ nebo/ pn 1. shtml

страница 1


скачать

Другие похожие работы: