Вопросы к экзамену по специальности 10. 01. 10 − журналистика социальное значение журналистики. Сущность понятия «Массовая информация»
Омская гуманитарная академия
Социально-экономический факультет
Кафедра теории и практики журналистики
ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ
В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.01.10 −
ЖУРНАЛИСТИКА
Составитель: В.А. Евдокимов, докт. полит. наук
Омск, 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к экзамену по специальности 10.01.10 − журналистика
Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности 10.01.10 − журналистика преследует цель определить объем и качество знаний поступающих в сфере изучения теории и методики журналистики.
Предлагаемые вопросы сформулированы с учетом требований государственного образовательного стандарта к циклу общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи экзамена.
Основной целью экзамена является определение объема и качества знаний поступающих в сфере изучения основ теории современной журналистики, а также выявление их профессиональных знаний и навыков, необходимых для деятельности в системе средств массовой информации.
От экзаменуемого требуется знание:
- закономерностей возникновения и развития системы средств массовой информации и современном состоянии журналистики;
- теоретических аспектов системы средств массовой информации, ее структуры, способов и форм функционирования.
Учитывается профессиональная ориентация испытуемого, его интерес к научно-исследовательской работе в сфере журналистики.
Вопросы к экзамену по СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.01.10 − ЖУРНАЛИСТИКА
Социальное значение журналистики.
Сущность понятия «Массовая информация».
Социальные функции журналистики. Функции журналистики как совокупная характеристика.
Целеполагающий характер журналистской деятельности. Массово-информационное обеспечение общества.
Социальная ориентация общества посредством средств массовой информации. Дезориентация и манипулирование сознанием. Искажение информации.
Мировоззрение и его формирование. Массовое сознание и миросозерцание.
Идеология и журналистика. Организаторские функции средств массовой информации.
Культурно-рекреативные функции журналистики. Образовательное и научно-просветительское значение средств массовой информации.
Журналистика в системе социальных институтов. Факторы возрастания значимости политической информации.
Журналистика как инструмент политической борьбы. Позиция журналиста в общественно-политической жизни.
СМИ и народовластие. Газеты, журналы, телевидение и радио как общественная трибуна. Журналистика и общественные интересы.
Становление и структура журналистики как системы. Инфраструктура системы средств массовой информации.
Объективные потребности общества в информации и закономерности развития системы СМИ.
Структура и принципы организации системы СМИ России. Типологические особенности средств массовой информации.
СМИ как средство воспитания и влияния на формирование мировоззрения личности.
Коммерциализация СМИ. Децентрализация системы средств массовой информации.
Журналистская деятельность с точки зрения свободы и необходимости. Юридический и экономический аспект свободы печати. Достоверность, правдивость, полнота. Независимость прессы.
Свобода печати при различных общественно-политических формациях. Журналист как субъект массово-информационной деятельности.
Закон РФ «О средствах массовой информации» и права журналиста.
Аудитория: общая характеристика и типология. Формы и методы изучения, учета, анализа интересов аудитории. Работа с аудиторией.
Культурно-историческое и социальное значение коммуникации. Технологические аспекты коммуникации в социально-историческом процессе.
Становление и структура журналистики как системы. Объективные потребности общества в информации и закономерности развития системы СМИ.
Специфика информационного общества и социальное значение информационных технологий.
Культурологический аспект развития информационных систем. Социально-историческое значение массовой коммуникации.
Информационные функции журналистики. Роль факта в информации. Комментарий фактов. Интерпретация фактов. Инсинуации и диффамации в прессе и на телевидении.
Происхождение средств массовой коммуникации, исторические и технологические аспекты. Социальная роль коммуникации.
Характеристика современных технических средств, необходимых для сбора и хранения информации. Технические средства в печати. Технические средства на телевидении и радиовещании.
Журналистская этика. Общие принципы, нормы и правила. Нормативные этические положения журналистской деятельности. Ненормативные правила. Кодексы чести.
Социальная ответственность журналиста.
Этические аспекты взаимоотношений: журналист − аудитория, журналист − источник информации, журналист − коллеги.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: