Закон «О библиотечном деле»

Научно-методическая работа центральной библиотеки региона как государственная услуга

Юридическое обеспечение НМР как одного из направлений профессиональной деятельности центральных библиотек
Опирается на
Федеральный закон
«О библиотечном деле»
от 29.12.1994 года № 78-ФЗ

Федеральный закон «О библиотечном деле»
Национальные библиотеки Российской Федерации: РГБ, РНБ и Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическими научно-информационными и культурными центрами федерального значения
( п. 1 ст. 18).

Федеральный закон «О библиотечном деле»
Центральные библиотеки субъектов РФ и муниципальных образований отнесены к числу методических центров соответствующих уровней

Федеральный закон «О библиотечном деле»
Органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право присваивать универсальной научной библиотеке субъекта: автономной республики, края, области, автономного округа, автономной области статус центральной библиотеки
(п. 1 ст. 20).

Федеральный закон «О библиотечном деле»
В пределах обслуживаемой территории центральные библиотеки обязаны оказывать методическую помощь библиотекам своей территории.
(п. 2 ст. 20).


Региональное законодательство о библиотечном деле
Как показал анализ из 82 субъектов РФ, имеющих библиотечные законы, только 63 из них регулируют НМР центральных библиотек разного уровня, что составляет 76,8 %

Региональное законодательство о библиотечном деле
- Регулирует в основном НМР центральных библиотек автономных республик, краёв, областей, автономных округов, автономной области.
- Отражает необходимость развития НМР, её организацию и финансирование.
- Предусматривает особенности взаимодействия и координации библиотек, осуществляющих НМР, их цели и направления, организационные формы сотрудничества между центральными и муниципальными библиотеками.

Региональное законодательство о библиотечном деле
В связи с необходимостью формирования в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ государственного или муниципального задания, определения перечня услуг, в том числе научно-методического характера и обоснования его финансового обеспечения, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и особенно органы местного самоуправления, нередко, слабо представляют себе, какими именно они должны быть, особенно в части, касающейся муниципальных библиотек.
По данной причине финансовые средства на обеспечение этой важной и необходимой работы не выделяют или выделяют слишком малые. В результате развиваются договорные отношения на платной основе (Камчатский край).

Юридическое обеспечение НМР
Укрепление нормативной правовой базы НМР на основе подготовки нормативных актов разного рода - от законов и подзаконных актов до положений о соответствующих отделах, центрах и даже должностных инструкций работников библиотек.

Юридическое обеспечение НМР
Во многих субъектах и муниципалитетах с той или иной активностью уже готовятся соответствующие нормативные правовые акты, в которые включаются услуги как ведение научно-исследовательской и научно-методической работы, например в Законе города Москвы «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы» (ст. 4 ).

Юридическое обеспечение НМР
В качестве основы для этого можно использовать приказ Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, применяемого для формирования государственного задания» от 09.07.2010 г. № 391.
В частности пункт 2.7 данного приказа, определивший одной из основных услуг для библиотек "Ведение научной и методической работы в области библиотековедения, библиографоведения и книгловедения".

Юридическое обеспечение НМР
Целесообразно также использовать приказ Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности" от 15 декабря 2010 г. № 781, утвердивший перечень профильных услуг, оказываемых в интересах общества в целом.

Юридическое обеспечение НМР
В данный перечень, в том числе и для библиотек, включены следующие услуги:
- методическая работа в установленной сфере деятельности
(п. 32);
- работа по проведению фестивалей, выставок, смотров,конкурсов, конференций и иных программных - - - мероприятий силами учреждения (п. 31);
- работа по осуществлению прикладных научных исследований (п. 29);
- работа по осуществлению теоретических и экспериментальных разработок (п. 30).

Юридическое обеспечение НМР
В современной ситуации, когда в субъектах РФ и муниципальных образованиях идёт процесс перевода на новый правовой статус, целесообразно включить в уставы центральных библиотек ведение НМР и обосновать необходимость создания научно-методических отделов в их структуре, ввести в перечень государственных и муниципальных услуг по обслуживанию населения эту работу.

Юридическое обеспечение НМР
Правовое положение конкретных библиотек, отнесённых по Закону к научно-методическим центрам, устанавливается учредительным документом библиотеки как юридического лица — уставом, в котором определяется не только правовой статус библиотеки, но и её структурных подразделений, включая научно-методический отдел.

Юридическое обеспечение НМР
При этом цели и основные функции, права и обязанности, предмет деятельности научно-методического отдела библиотеки закрепляются в локальном нормативном акте — положении об отделе.

Юридическое обеспечение НМР
Практическая деятельность в данном направлении показывает, что исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и особенно органы местного самоуправления, далеко не всегда адекватно оценивают возможности реального влияния методических служб центральных муниципальных библиотек на повышение уровня библиотечного обслуживания населения территории и не выделяют вообще или выделяют слишком малые средства на эту важную и сложную работу.

Юридическое обеспечение НМР
Особенно остро стоял вопрос о месте и роли методиста как одного из ведущих и самых квалифицированных специалистов отрасли, о престиже его профессии. На такую должность с недавнего времени назначались обычно главные или старшие библиотекари: поскольку должность методиста отсутствовала в тарифно-квалификационных материалах и штатных расписаниях библиотек. А, если и существовали такие должности, то на них не распространялось положение о стаже и другие льготы.

Юридическое обеспечение НМР
В настоящее время ситуация существенно изменилась в связи с принятием Министерством здравоохранения и социального развития РФ приказа от 30 марта 2011 г. N 261н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И КИНЕМАТОГРАФИИ»
ВВЕДЕНА ДОЛЖНОСТЬ
Методист централизованной библиотечной системы, библиотеки

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ВОПРОСЫ,
ПОЖАЛУЙСТА

страница 1
скачать
Другие похожие работы: