Закон Российской Федерации «Об образовании»

Пояснительная записка.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
I. Нормативно-правовая и документальная основа программы.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Концепция УМК «Школы России».
II. Факторы влияющие на состояние здоровья детей.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
III. Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
IV. Направления реализации программы.
4. 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая на 54 места, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Нормативно – правовой базой работы столовой являются: ежегодные приказы об организации горячего питания.
При 100% питании учащихся питание организовано в две смены с 11.05 до 11.25 первая смена учащиеся 1 – 6 классов, с 12.10 до 12.35 вторая смена 7 – 11 классы. Учащиеся получают горячее питание, приготовленное в столовой и дополнительные блюда, из овощей выращенные на школьном огороде.
В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Работают секции «Спортивные игры», «Дзюдо» для детей разных возрастов. А также взрослые для мужчин и женщин, которые посещают все желающие посёлка. В учебный план введён третий час уроков физической культуры.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживают квалифицированные специалисты:
дипломированные учителя начальных классов со средне-специальным образованием с I и высшей категориями, педагогическими стажами работы 34 года и 20 лет, дипломированный учитель физической культуры с высшим образованием с I категорией педагогическим стажем работы – 28 лет и педагогический коллектив школы.
4. 2. Использование возможностей «УМК» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школы России». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Школы России» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника».
Так, в 1 классе широко используется метод задавания вопросов «Что вокруг нас может быть опасным?» «Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?», внеклассное занятие «Зачем мы спим ночью?».
Во 2 классе – в разделе «Здоровье и безопасность» учащиеся изучают следующие темы: «Строение тела», «Если хочешь быть здоров», «Велосипед как средство здорового образа жизни», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по улице», «Домашние опасности. Пожар», «»Лесные опасности. Как можно купаться?», «Очень подозрительный тип».
В 3 классе в разделе «Мы и наше здоровье» эту задачу решает ряд тем «Организм человека», «Органы чувств», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание. Пищеварительная система», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Умей предупреждать болезни», «Здоровый образ жизни», «Мы и наше здоровье», и в разделе «Наша безопасность» учит детей безопасному поведению следующие темы «Огонь, вода и газ», «Чтобы путь был счастливым», «Дорожные знаки», «Опасные места», «О молниях, змеях, собаках и прочих», «Экологическая безопасность».
В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Мы – граждане единого Отечества», и в разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь, когда есть, что есть», посвященная продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).
В курсе «Изобразительное искусство и художественный труд» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
4. 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях), которые приняты на педагогическом совете (протокол №2 от 17.11.2008г.) согласованы Советом школы (протокол №4 от 19.01.09г.) утверждены директором школы (приказ № 3/1-од от 20.01.09г.) в правилах внутреннего распорядка учреждения.
Ряд тем рассмотрены на: совещаниях учителей начальных классов при директоре, Советах школы, методических совещания, родительских собраниях и т.д. такие как: «Формирование действий контроля и оценки у младших школьников», «Развитие творческой личности младшего школьника через интерактивное обучение», «Пути повышения эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных технологий», «Оптимизация образовательного процесса в начальной школе», «Рациональная организация урока - важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки» и др.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» позволяет это сделать благодаря тому, что он разработан с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу этого УМК положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках УМК «Школы России» задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
Школа является экспериментальной площадкой Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) для апробации и внедрения новых педагогических технологий (договор от 01 сентября 2008г.) под руководством Н.А.Рыбакиной (Кафедра педагогики и психологии ГОУ СИПКРО кандидат педагогических наук, доцент)
Сдвоенные уроки в начальной школе запрещаются. Продолжительность урока для начальной школы рекомендуется 35 мин. Кроме того, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 30 мин в день; со второй четверти – 4 урока по 35 мин; со второго полугодия – по общим правилам. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока используется на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока не требуется. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой неизбежно сопровождается изменением позы ребёнка. Поэтому на протяжении урока учитель не забывает контролировать посадку учащихся. При компетентностно - ориентированном обучении основной вид работы: работа в паре, в группе, общение свободное: учащиеся свободно передвигаются по классу, меняя группы или подходят к учителю. Методы сегодняшнего обучения (в рамках компетентностно – ориентированного подхода) состоят в том, что учитель: управляет познавательной деятельностью ученика, то есть переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся; мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету; организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации; включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь; создает ситуацию успеха, то есть разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому учащемуся; создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений; организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку; внедряет проектный метод обучения. Гигиенически рациональная организация урока даёт возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления.
Большинство детей с ОВЗ в нашей школе обучаются в интегрированных классах, но программа для них корректируется каждым учителем. В работе с такими детьми в начальных классах можно расставить следующие приоритеты: развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству. Общий замысел такого обучения - создание безопасной, доброжелательной атмосферы для любого ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым, а значит и включённым в общую и индивидуальную деятельность. Иными словами создать для детей с ОВЗ инклюзивное образования.
Основу технологии инклюзивного обучения составляют:
психолого-педагогическая диагностика учащегося;
сетевое планирование (неделя, месяц);
дифференцированный дидактический материал.
В стандартах второго поколения особое место отводится формированию универсальных познавательных действий младших школьников. Но в зависимости от возможностей самого ребёнка, он осваивает их на разных уровнях (начальный, средний, достаточный, высокий).
В начальной школе проектирование компетентностно - ориентированной образовательной среды в нашей школе обеспечивалось рабочими тетрадями для учащихся: Рыбакина Н.А. Математика. Тетрадь-спутник: Учебное пособие для учащихся. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2009. Использование тетради позволяет учителю организовать самостоятельную коллективную деятельность учащихся, создать условия для достижения значимых целей обучения для каждого ребёнка (у каждого своя). На уроке-практикуме все дети выбирают способ работы: самостоятельная, работа в паре, группе или с учителем. Если в классе много детей с ОВЗ, то учителю целесообразно работать в группе с ними.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Имеется один компьютеризованный класс. Режим работы учащихся начальных классов: уроки информатики (1 час в неделю), индивидуальная работа (по желанию учащихся под присмотром педагога не более тридцати минут в день). На различных уроках режим использования компьютерной техники и ТСО не превышает десяти минут от общего часа.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В школе накоплен опыт по индивидуализации обучения:
1. Применение метода проектного обучения, при котором учащиеся могут реализовывать свой индивидуальный творческий потенциал с использованием личностно-ориентированной технологии, направленной на индивидуализацию каждого ученика, а также с использованием групповой деятельности учащихся.
2.Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.
Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
Выявление отставаний в ЗУН;
Ликвидацию их пробелов;
Устранение причин неуспеваемости;
Формирование интереса и мотивация к учебе;
Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Индивидуальный подход обеспечивает:
устранение трудностей в учении отдельных школьников,
возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
систематическое изучение каждого ученика;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
фиксация и анализ полученных результатов;
постановка новых педагогических задач.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делится по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
4. «Дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины.
Участие в дистанционных конкурсах интеллектуальной и творческой направленности прививает интерес к учебным предметам, позволяет формировать общеучебные умения, способствует установлению тесных контактов между младшим школьником и его родителями во время совместного творчества.
Дистанционное обучение детей инвалидов позволяет им развиваться в индивидуальном темпе по собственному образовательному маршруту, получать глубокие знания по образовательным областям.
4. 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Смотры ОФП – два раза в год, спортивные соревнования между классами по пионерболу, волейболу, футболу, шахматам, шашкам, олимпиада по физической культуре, походы и т. п.).
4. 5. Реализация дополнительных образовательных программ.
В школе созданы и предлагаются к реализации дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
Данные программы предлагаются к реализации в образовательных курсах и культурно-оздоровительных мероприятиях:
Курс «Полезные привычки»
Курс «Здоровое питание»
Курс «Путешествие по тропе здоровья»
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы
(Приложение 1)
4. 6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Данная работа планируется в виде образовательного курса «Уроки для родителей»
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Предлагаемый курс «Уроки для родителей» необходим для того, чтобы иметь замкнутую систему пропаганды здорового образа жизни. И это связано с тем, что родители думают, что детей начальной школы мало интересуют такие типично подростковые проблемы, как употребление табака и алкоголя. К сожалению, факты свидетельствуют об обратном. Дети уже в возрасте 7-10 лет сталкиваются с этими веществами в жизни и интересуются их действием. Опрос учащихся 5-х классов общеобразовательных школ средней полосы России показал, что каждый третий пятиклассник пробовал пить, а каждый пятый - курить. У половины опрошенных пятиклассников курили друзья, каждый третий «испытывался» на прочность. Дети говорили, что впервые попробовали пиво, когда учились в начальной школе, причем каждый десятый утверждал, что на него очень настойчиво давили, предлагая попробовать. Поэтому у родителей есть уникальная возможность предотвратить употребление табака и алкоголя в дальнейшем, пока они - самые главные и авторитетные для ребенка люди - успешно могут сформировать установку на сопротивление внешнему давлению. И поскольку ребенок, скорее всего, еще не пробовал спиртное и не пытался курить, родители смогут открыто обсудить все связанные с подобным поведением опасности. Ребенок чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем же правилам и законам, которые культивируются в семье. (Приложение 2)
V. Оценка эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
В школе создан банк по заболеваниям детей. Каждую четверть проводиться мониторинг по заболеваниям учащихся отдельной строкой ведутся простудные заболевания. Проходит ежегодный медицинский осмотр всех учащихся.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
Методики по оцениванию знаний и действий, учащихся в области охраны и укрепления здоровья представлены в приложении 3.
Литература.
Абрамова И.В., Т.И.Бочкарёва Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методическое пособие – Самара СИПКРО, 2003.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. – СПб., 1992.
Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников. Школа здоровья. – 1994. - №1.
Баршай В.М. Физкульткра в школе и дома. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.6 Московский психолог – социальный институт, 2004.
Добротворский И. Как развивать свои физические возможности //Воспитание школьников №4. – 2004. – С. 52 -56.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «ВАКО» 2004.
Иванова Л. Забота об окружающей среде – забота о здоровье //Воспитание школьников. – 2003 №10. – С.47-51.
Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003.
Касаткин В.Н. Педагогика здоровья. – М., 1999.
Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. Здоровье: учеб.-метод. пособие для учителей 1 – 11 кл. Ярославль: Арес-Пресс, 2002.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. Москва «ВАКО» 2005.
Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. – Волгоград: Учитель, 2007.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. М.: Глобус, 2008.
Соколова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Самара 2008.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Курс «Полезные привычки»
Курс предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания ЗОЖ. Курс предусматривает получение учениками знаний и навыков, для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Курс включает в себя 5 блоков:
Этический блок.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, добро и зло, жизнь и др.
Психологический блок.
Содержание психологического блока включает понятие о строении и проявлении психики, структуре психики, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактика болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Правовой блок.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Семьеведческий блок.
Содержание семьеведческого блока формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, реализацию здорового образа жизни в семье; мужественности и женственности.
Медико-гигиенический блок.
Содержание медико-гигиенического блока даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, режима труда т и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Тематика курса «Полезные привычки»
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Этический блок | 8 часов Такой разный мир людей. Я и мои поступки. Жить для себя и жить для других. Что такое воспитание себя. Добро и зло в жизни людей. | 6 часов Зачем Я на этой земле. Я – часть природы. Красота окружающего мира | 6 часов Забота и ответственности. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моём городе, в моей школе. | 8 часов Представление о смысле жизни. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности. |
Психологический блок | 8 часов Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления. | 8 часов Развитие познавательной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков общения. | 10 часов Развитие познавательной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков общения. Развитие эмпатии в реальном общении ребёнка. | 8 часов. Развитие эмоциональной сферы и навыков общения. |
Правовой блок | 4 часа Что такое «насилие». Что такое «жестокость». Насильственное и ненасильственное решение проблем. Анализ опасных ситуаций. | 4 часа Правила поведения Правила поведения и красоты. Правила поведения и здоровья. | 4 часа Правила безопасного поведения. Ответственность и безопасное поведение. Правила поведения в школе и на улице. | 4 часа Манипуляции в общении. Агрессия – формы проявления. Что значит победить другого человека. |
Семьеведческий блок | 5 часов Папа, мама, я – дружная семья. Ответственность в семье. Как быть папой? Как быть мамой? | 6 часов Чистота в доме и школе. Как убираются в доме и школе. Как я убираюсь дома и в школе. «Мужские» и «женские» обязанности. | 5 часов Что такое труд. Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать. | 6 часов История создания праздников. Семейные праздники в традициях народов. Этапы проведения праздников. |
Медико-гигиенический блок | 8 часов Внутренняя кухня человека. Как мы дышим? Расти здоровым. | 10 часов Мой организм – целая планета. Я хозяин своего здоровья. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. «Советы наоборот» (профилактика детского травматизма) «Как легче болеть и быстро выздоравливать» Творчество и здоровье. «Нехотяй» (не хочу, не могу, не буду) и «Неунывай» (хочу знать, узнаю, могу и смею) Питание и здоровье. | 10 часов Вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ. Как можно создать здоровую среду вокруг себя? Здоровая кожа, как этого добиться? Полезные привычки, как их создать? | 10 часов Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья). Связь дыхания и сознания. Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот «Я умею обижаться» Мужественность. Женственность. |
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы:
Теоретическая часть:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование причин (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практическая часть:
изготовление коллажа на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий);
игры;
ролевые игры;
рассказывание историй, сказок;
импровизированные сценки;
дебаты;
мозговой штурм или мозговая атака;
мини-лекция (используется для введения новой темы урока);
изготовление школьной газеты, посвященной проблемам здоровья;
анализ прессы (создание антиреклам);
моделирование;
тренинги;
проведение комплекса гимнастики до занятий, динамических перемен, физминуток, спортивных праздников, Дней здоровья, Уроков здоровья;
опросы, анкетирование;
экскурсии.
Курс «Здоровое питание»
Проблема здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. Правильное питание школьника должно стать составной частью и отличительной особенностью учебно-воспитательного процесса в школе. Курс «Здоровое питание школьников» позволяет осуществлять систему мероприятий, направленных на улучшение питания детей и подростков в школе, на формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, на просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей.
Цель курса: формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Курс состоит из 2-х частей и рассчитан на школьников от 6 до 11 лет:
1-2 классы – «Разговор о правильном питании»
3-4 классы – «Две недели в лагере здоровья»
Курс предусматривает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
Формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
Освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
Формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание курса «Здоровое питание» отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;
научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
Тематика курса «Здоровое питание»:
1 часть. «Разговор о правильном питании»
«Самые полезные продукты».
«Что надо есть, если хочешь стать сильнее».
«Где найти витамины весной».
«Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты».
Как правильно есть.
Режим питания.
«Каждому овощу свое время».
«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».
«Плох обед, если хлеба нет».
«Удивительные превращения пирожка»
«Полдник. Время есть булочки».
«Пора ужинать».
«Если хочется пить».
«На вкус и цвет товарищей нет».
Культура питания.
«День рождения Зелибобы».
часть. «Две недели в лагере здоровья»
«Из чего состоит наша пища».
Разнообразие питания
«Что нужно есть в разное время года»,
«Как правильно питаться, если занимаешься спортом».
Гигиена питания и приготовление пищи.
«Где и как готовят пищу».
«Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен».
Этикет:
«Как правильно накрыть стол».
«Как правильно вести себя за столом».
Рацион питания.
«Молоко и молочные продукты».
«Блюда из зерна».
«Какую пищу можно найти в лесу».
«Что и как приготовить из рыбы».
«Дары моря».
«Кулинарное путешествие по России».
Курс «Путешествие по тропе здоровья»
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайна важна в связи с резким снижением процента практически здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологической среды, общее состояние социальной среды, незнание своего организма.
Главная цель курса «Путешествие по тропе здоровья»: через практические навыки, умения познакомить учащихся со своим организмом, т.е. с самим собой.
Основные задачи курса:
научить ребёнка чувствовать свой организм;
через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;
выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
научить выполнять правила личной гигиены;
осуществлять постоянную связь с природой.
Организация обучения данному курсу даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать возможность сохранения здоровья. Занятия проводятся на уроках физкультуры на территории школьного двора по разработанным маршрутам. Работа по тропе здоровья начинается с 1-го класса на доступном для младшего школьника уровне. В зависимости от возраста учащихся меняются цели и задачи тропы, содержание рассказов и глубина раскрытия темы, конкретные примеры ознакомления с организмом человека. В ходе таких путешествий дети находятся на свежем воздухе в постоянном движении. Использование физических упражнений, подвижных игр способствует укреплению физической силы и ловкости.
Тематика курса «Путешествие по тропе здоровья»
№ п/п | Темы занятий | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Кол-во часов | время | Кол-во часов | время | Кол-во часов | время | Кол-во часов | время | ||
1 | Вводное занятие | 1 | сентябрь | 1 | сентябрь | 1 | | 1 | сентябрь |
2 | Опора тела. Скелет и осанка. | 1 | февраль | 1 | февраль | 1 | февраль | 1 | февраль |
3 | Мышцы и их значение. | 1 | май | 1 | май | 1 | май | - | |
4 | Органы пищеварения. | 1 | октябрь | 1 | октябрь | 1 | октябрь | 1 | октябрь |
5 | Зубы и уход на ними. | 1 | январь | 1 | апрель | - | | - | |
6 | Органы дыхания. | 1 | ноябрь | 1 | ноябрь | 1 | ноябрь | 1 | ноябрь |
7 | Органы зрения. | - | | 1 | декабрь | - | | 1 | декабрь |
8 | Органы чувств. | 1 | апрель | - | | 1 | декабрь | - | |
9 | Нервная система | 1 | декабрь | | | | январь | | |
10 | Органы кровообращения | 1 | март | 1 | март | - | | 1 | март |
11 | Закаляйся, если хочешь быть здоров. | - | | 1 | январь | 1 | апрель | 1 | апрель |
12 | Органы слуха. | - | | - | | 1 | март | 1 | январь |
13 | Ходьба и её значение для двигательной активности. | - | | - | | 1 | сентябрь | 1 | май |
14 | Праздник здоровья | | май | | май | | май | | май |
15 | Мониторинг физических данных и простудных заболеваний . | | май | | май | | май | | май |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тематика курса «Уроки для родителей»:
Теоретическая часть (8 часов).
Что нужно знать о табаке и алкоголе ребёнку? Что полезно знать родителям?
Как добиться того, чтобы ребёнок вас понимал?
Как повысить самооценку ребёнка и почему это важно?
Как семейные ценности помогают противостоять давлению?
Как поведение родителей влияет на ребёнка?
Что такое «навыки противостояния давлению сверстников»?
Помогают ли семейные правила противостоять вредным привычкам?
Можно ли предупредить употребление табака и алкоголя от скуки или просто из любопытства?
Практическая часть (8 часов – домашние задания родителям для проведения игровых занятий со своими детьми):
«Твои новые друзья»
«Как ты растёшь»
«Что ты знаешь о себе»
«Твоё настроение»
«Как ты познаёшь мир»
«Твои чувства»
«Как сказать НЕТ и отстоять своё мнение»
«Фантастическое путешествие»
Тематика родительских собраний по укреплению здоровья школьников:
«Здоровье ребенка в руках взрослых».
«На контроле здоровье детей».
«Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».
«Вопросы, которые нас волнуют».
«Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».
«Молоко - источник здоровья».
«Питание — основа жизни».
Совместные с детьми спортивные мероприятия:
1. «Мы – спортивная семья».
2. «Весёлые старты».
3. «Шуточные спартакиады».
4. «Дни здоровья».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методики по оцениванию знаний и действий, учащихся в области охраны и укрепления здоровья.
№ | Методика | Автор | Цель | Возраст, ситуация оценивания |
1 | Тест «Добрый ли ты человек?» | Н.Н.Никитина | Самопознание, самоанализ учеником своих личностных свойств, побуждение их к саморазвитию и самосовершенствованию | 7-17 лет Тестирование |
2 | Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья | Н.К.Смирнов | Имеется ли риск у учащегося к ухудшению здоровья | 8-17 лет Анкетирование |
3 | Анкета «Отношение школьника к алкоголю» | Ю.Степанова, В.Червина | Отношение учащегося к алкоголю | 7-17 лет Анкетирование |
4 | «Здоровье молодых» | Н.А.Панченко | Выявить вредные привычки подростков | 10-16 лет Анкетирование |
5 | «Безопасность дома и на улице» | Т.И.Магомедова | Выявление знаний о безопасности подростка дома и на улице | 7-16 лет Анкетирование |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: