Заседание редакционного совета газеты «Русская речь»
К педсовету «Нестандартные приёмы обучения»
Урок русского языка в 4 классе
Урок-деловая игра
Заседание редакционного совета газеты «Русская речь»
Тема. Закрепление знаний об имени прилагательном.
Дата: март 2006г.
Учитель: Хмелюк Л.А.
СОШ с. Давыдовка
Пугачёвского района
Саратовской области
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
в 4 классе.
Д Е Л О В А Я И Г Р А
«Заседание редакционного совета газеты «Русская речь»
Тема. Закрепление знаний об именах прилагательных.
Цели: -систематизировать существенные признаки прилагательного как части речи;
-развивать умение писать родовые и падежные окончания имён прилагательных, правильно и точно употреблять в речи имена прилагательные, распознавать падежи, устанавливать связи слов в предложении;
-развивать умение воспринимать содержание картины, составлять текст по картине и опорным словам;
-воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения), бережно относиться к природе.
Оборудование: таблица-схема «Имя прилагательное», таблички-вывески с названиями отделов, основа газеты, словарное слово на карточке, карточки для учащихся с заданиями №1, №2, №3, репродукции картин о весне (Левитана, Саврасова), рисунки учащихся о весне, ТСО – магнитофон, пейджики для редакторов отделов и главного редактора газеты, письмо.
Х О Д У Р О К А
Организационная часть урока.
Объявление темы урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Урок будет проходить в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты «Русская речь». В ходе заседания мы должны составить номер газеты на тему «имя прилагательное». Заседание будет проходить по трём отделам: отдел писем, отдел новостей, отдел спорта. В каждом отделе есть свой редактор. А я буду в роли главного редактора газеты.
- Редакторы отделов, представьте себя. (Знакомство).
III. Словарная работа.
- Начнём наше заседание со знакомства с новым словарным словом. Отгадайте загадку: Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)
- Запишите это слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне. (Слово на карточке прикрепляется на доску над названием новой будущей газеты «Русская речь»).
- Какой частью речи является это слово?
- Составьте и запишите словосочетание, состоящее из этого слова и прилагательного (сущ. + прил.)
- Проверим. (Ответы учащихся).
- В газете много разных отделов. На нашем заседании только три отдела – отдел писем, отдел новостей и отдел спорта. Какие ещё существуют отделы? (отдел культуры, отдел социальной сферы, отдел-досуг, рекламный отдел, отдел объявлений и др.)
- Почему газету, прессу называют средством массовой информации?
- Что ещё называют средством массовой информации? (теле- и радиовещание).
- Как называется наша районная газета? («Новое Заволжье»).
IV. Проверка домашнего задания (выполнено на отдельных листочках).
- На заседании редколлегии мы должны решить, какую статью поместить на первой полосе нашей газеты. Статья на первой полосе газеты называется «Передовицей». В ней пишут о главных событиях.
- на дом вы получили задание – подготовить статью для первой полосы, Т.Е. «передовицу». Задание получили по отделам:
отдел новостей готовил статью о главных событиях в школе, районе, стране, произошедших в последнее время;
отдел писем – письмо читателя в редакцию газеты;
отдел спорта – спортивный репортаж.
Основная задача – описать реальные события (или правдоподобные), используя в статье имена прилагательные.
Редакторы отделов познакомились с вашими статьями, и сейчас они представят нам лучшие работы, которые достойны занять первую полосу нашей газеты.
(Редакторы отделов делают общий обзор всех работ, выделяют лучшие и предлагают авторам прочитать их вслух). Приложение №1.
- Я, как главный редактор газеты, утверждаю все эти статьи для первой полосы нашего номера и отправляю их в типографию.
V. Повторение об имени прилагательном.
- Чтобы выпустить этот номер газеты на тему «Имя прилагательное», необходимо повторить весь теоретический материал. Повторение проведём по плану (план-схема помещён в номер газеты):
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что обозначает?
3. на какие вопросы отвечает?
4. Как изменяется?
5. каким членом в предложении является?
- А теперь ответьте на вопросы по правописанию падежных окончаний имён прилагательных:
1. Какого рода имена прилагательные ед. числа склоняются одинаково?
2. В каких падежах имена прилагательные ед. числа жен. рода отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания?
3. Изменяются ли по родам имена прилагательные мн. числа?
4. С какой частью речи связано прилагательное?
5. Как определить род, число и падеж прилагательного?
- Эти знания нам пригодятся при составлении номера нашей газеты.
VI. Практическая часть.
- теоретический материал повторили, теперь переходим к практической части. Выполним задания.
Задание №1
Отдел писем.
- Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Напишите эти словосочетания.
Стекло (какое?) …; дом ( … ) …; книга ( … ) …; утро ( … ) …; мёд ( … ) …; загадка ( … ).
Отдел новостей.
- К данным именам прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы).
Пасмурный день - … день; холодный ветер - … ветер; тяжёлая туча - … туча; ранняя весна - … весна; высокое дерево - … дерево; широкая дорога - … дорога.
Отдел спорта.
- К данным именам прилагательным подберите прилагательные, близкие по смыслу (синонимы).
Небольшой мяч - … мяч; сильный удар - …удар; знойный день - … день; солнечная погода - … погода; стремительное течение - … течение; храбрый поступок - … поступок.
Проверка.
- Редакторы отделов, проверьте, как ваши юнкоры выполнили задания, и доложите результаты. (Предварительно учитель проверяет у редакторов отделов).
- Как вы думаете, стоит ли подобные задания напечатать в нашей газете?
Задание №2.
Отдел писем.
- Определите род и падеж имён прилагательных ед. числа. Спишите предложения.
С раннего утра до позднего вечера на полях кипит работа. На высоком берегу зазеленела трава. На старой берёзе набухли почки.
Отдел новостей.
- Вставьте окончания имён прилагательных. Спишите.
Школу окружали высок… деревья. Белоствольн… берёзы уже покрылись нежн… зеленью. Вдоль дорожки школьники сажают молод… саженцы. Красив… аллея будет вести в школу.
Отдел спорта.
- Найдите имена прилагательные и существительные, с которыми они связаны. Выделите окончания. Выпишите.
Дорожка вела нас из лесной рощи. Мы вошли в огород. Между старыми яблонями пестрели крупные кочаны капусты. Большие тыквы лежали на земле. Огурцы желтели из-под зелёных листьев. Вдоль высокого плетня качалась высохшая крапива.
Проверка. (Проводится с помощью редакторов отделов).
VII. Производственная гимнастика (под грамзапись проводит юнкор из отдела спорта).
Задание №3.
Отдел писем.
- Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
Стояли (какие?) … дни. (Какие?) … лужи ослепительно блестели под солнцем. Тонко звенел ручей. Около избы на (какой?) … берёзе пел скворец. Дед на усадьбе поправлял (какую?) … изгородь. На дворе слышались (какие?) … голоса ребят.
Отдел новостей.
- Разберите предложение по членам. Составьте его схему. Выпишите словосочетания.
Весной яркое солнце растопило снег.
Отдел спорта.
- Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица. Объясните её смысл. Найдите прилагательные.
И, ловкого, быстрого, не, болезнь, догонит.
Проверка. (проводят редакторы отделов).
VIII. Составление рекламы.
- Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Реклама – яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них; объявления с такой информацией.
- С чего начинается реклама? Кому она адресована?
- Почему необходимо прочитать нашу газету?
- О чём вы узнаете, прочитав её?
(Реклама составлена на предыдущем уроке. Учитель зачитывает лучшую рекламу, которую рекомендуем поместить в газете. Несколько слов говорит о других рекламах). Приложение №2.
IX. Сочинение-миниатюра (по картинам и личным наблюдениям).
- Нам в редакцию пришло письмо от жителей леса. Послушайте.
«Уважаемая редакция! Приглашаем вас к нам в лес. У нас происходят важные события. Природа просыпается, всё оживает. Лес наполнен ярким солнечным светом. Воздух пахнет свежестью. Птичьи голоса радуют слух. Всё покрывается зеленью. Просим вас присутствовать на этом событии и порадоваться вместе с нами. Мы вас ждём. До скорой встречи!»
- Как вы думаете, как нам следует поступить?
- Я тоже думаю, что нам следует принять это приглашение и написать репортаж с места событий в номер.
- Итак, мы отправляемся в лес. Я вам напоминаю о соблюдении правил поведения в лесу: не шуметь, не ломать веток, не рвать цветов, ходить только по тропинкам.
1). Подготовительная работа. (Вывешиваются иллюстрации с изображением весеннего леса)
- Напишите по картинам мини-сочинение из 5 – 7 предложений. Используйте опорные слова и словосочетания (на доске):
Голубое небо, яркое солнце, лёгкий ветерок, последний снег, весёлый ручей, из тёплых стран, старые гнёзда, на белоствольных берёзах, душистые почки.
Концовка: Весна в разгаре! Все рады весне! Как хорошо вокруг! Ребята рады пернатым друзьям!
2). Написание сочинения-миниатюры. (Звучит музыка из цикла «Времена года» П.И.Чайковского – «Апрель»).
3). Проверка. Выбор статей для газеты. Приложение №3.
X. Подбор иллюстрации. Выставка рисунков учащихся о весне.
- Подберите рисунок для нашей газеты.
XI. Стихи в номер. «Проба пера».
- Юнкоры нашей газеты написали стихи о весне. Послушайте стихи в исполнении авторов. Приложение №4.
- Эти стихи мы поместим в нашей газете в колонку «Проба пера».
XII. Словарная работа. Отгадывание кроссворда «Словарные слова».
- В кроссворде задуманы словарные слова – имена существительные. Если вы правильно заполните кроссворд, то в центральной горизонтальной полосе прочитаете слово – часть речи, которая связана с именем существительным. (Можно оставить кроссворд в газете для самостоятельного отгадывания).
11
1 | 2 | 3 | 4 | 5 6 7 9 | 10 | М | 12 | 14 | |||||
Е | |||||||||||||
Б | Д | ||||||||||||
И | В | А | |||||||||||
Д | Б | К | К | Е | П | 13 | Д | ||||||
И | Л | И | З | А | Г | 8 | Б | И | Д | О | Ш | Р | |
П | Р | И | Л | А | Г | А | Т | Е | Л | Ь | Н | О | Е |
А | Е | О | О | В | Р | З | Е | С | О | | Е | Ф | С |
Л | К | Т | М | Т | О | Е | Л | Е | Г | Д | Ё | | |
Ь | Т | Е | Е | Р | Н | Т | Е | Д | Р | Е | Р | ||
Т | О | К | Т | А | О | А | Ф | А | А | Л | | ||
О | Р | А | Р | К | М | | О | | М | Ь | |||
| | | | Н | М | Н | |||||||
| | И | |||||||||||
| К |
Верхняя одежда. 8. Аппарат для разговоров на расстоянии.
Начальник. 9. Мирный разговор.
Где выдают книги? 10. Единица массы.
Единица длины. 11. Лесной житель, засыпающий на зиму.
Утренний приём пищи. 12. День недели.
Специалист в растениеводстве. 13. Водитель машины.
Средство массовой информации. 14. Указывают на конверте.
XIII. Подведение итогов. Оценивание.
- Заседание редакционного совета заканчивается. В результате нашей работы составлен номер газеты «Русская речь» на тему «Имя прилагательное»
- Какую роль в нашем языке имеют имена прилагательные?
П Р И Л О Ж Е Н И Я
№1.
Редактор отдела писем Мария.
- В нашем отделе с заданием справились все. Написано 6 писем. Все они благодарственные. Юнкор Настя написала о врачах районной больницы, Гена – о наших сельских врачах, Толя – об открытии новой школы №1,Дима – о выступлении циркаче, я сама написала письмо от ветеранов Великой Отечественной войны. Письмо Вики выражает благодарность депутату Государственной Думы Вячеславу Володину. Это письмо мы рекомендуем напечатать в нашей газете.
Редактор отдела новостей Эльмира.
- В отделе новостей написано 5 статей. В своей статье Юра рассказывает об открывшейся выставке картин художника Багина, Никита писал о концерте для мам в школе, я писала о дебюте молодой певицы. Наиболее удачными я считаю статьи Насти о приезде В.В.Жириновского в Пугачёв и Наташи – о конкурсе в школе на лучший новогодний класс. Эти статьи можно поместить в нашей газете.
Редактор отдела спорта Николай.
- В спортивном отделе 6 юнкоров. Все подготовили репортажи со спортивных мероприятий. Даша рассказала о соревновании легкоатлетов, Оксана – о футболе на уроке физкультуры, Айжан – о районном первенстве баскетболистов, я написал о победе наших лыжников на Олимпиаде. А в газету мы решили подать статью Саши «Олимпийская бронза» и Нарины – о «Весёлых стартах». В их статьях описаны реальные события.
№2.
Реклама.
Внимание учащихся Давыдовской школы!
Выходит в свет новая школьная газета «Русская речь». В неё вы найдёте много интересного и развлекательного. Из неё вы узнаете много интересного об имени прилагательном – части речи, которая делает нашу речь яркой и убедительной. Вы узнаете и о том, как мы рады приходу долгожданной весны. В спортивном отделе – последние спортивные достижения, соревнования, награды. В отделе новостей – самые свежие новости области и района. В отделе писем ответят на любой интересующий вас вопрос и дадут совет. А также реклама, рисунки, стихи, кроссворды и много полезной информации. Спешите прочитать нашу газету!
(Рекламу составила Даша).
№3.
Сочинение-миниатюра «Весна в лесу»
В лесу наступила долгожданная весна. Яркие лучи солнца растопили снежные сугробы. Лес проснулся от долгой зимней спячки. Из-под талого снега пробивается первая зелёная травка. Птицы оживили лес своими звонкими голосами. Воздух наполнился весенней свежестью. Как здорово весной в лесу!
(Репортаж Николая)
Пришла весна к нам молодая. В лесу под деревьями снег ещё не растаял. Нов долине уже зажурчал весёлый ручей. На деревьях набухли пахучие почки. Прилетели из тёплых стран птицы. Они поправляют свои старые гнёзда. Голубое небо стало ярче и выше. Веет лёгкий ветерок. В берёзовом лесу чистый воздух. Весна в самом разгаре!
(Репортаж Айжан).
№4.
«Проба пера»
«Весна» «Весенняя пора»
Весна наступила! Весенняя пора!
Грачи прилетели, Мы радуемся ей.
Весёлые песни слышны. Весну, весну родную
Утихли метели, Мы ждали много дней.
Цветы распустились. С огромным нетерпеньем
Ах, как же они хороши! Скучали мы по ней.
Люблю я гулять И птицы прилетели
Под солнцем весенним, И песню спели ей!
Букеты цветов собирать. (Март 2006г. Настя Зиновьева)
Люблю я смотреть
На птичек весёлых
И хлебные крошки бросать.
В ответ же я слышу
Их звонкие пенья.
И песня та льётся рекой.
Весна наступила!
Весна наступила!
Поют птицы песни со мной.
(Март 2006г. Мария Захарова)
К О Н Е Ц
страница 1
скачать
Другие похожие работы: