NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Садриддин Айни Восстание Муканны Исторический очерк


Садриддин Айни

Восстание Муканны

Исторический очерк

Текст приводится по изданию: Айни Садриддин. Восстание Муканны. В кн.: Айни Садриддин. Смерть ростовщика: (Повесть и очерк: Пер. с тадж.) – Душанбе: Адиб, 1987. – 224 с.

I ВВЕДЕНИЕ

Чтобы лучше определить значение и цели восстания Муканны, необходимо предварительно остановиться на некоторых исторических обстоятельствах. В частности, мы должны будем охарактеризовать обстановку, сложившуюся в Хорасане и Мавераннахре перед арабским завоеванием 1, и хотя бы в общих чертах показать, в чем была суть завоевания арабским халифатом 2 этих областей и каковы были установленные там методы правления. Кроме того, следует вкратце обрисовать некоторые восстания и народные волнения, происходившие в Хорасане, Мавераннахре и других областях после арабского завоевания, и определить цели и результаты этих народных волнений, предшествовавших восстанию Муканны.

1. Социально-политическое положение в Мавераннахре и Хорасане до арабского завоевания

К началу вторжения арабских войск в Мавераннахр здесь не было единого, централизованного государства. Каждый город, каждое крупное поселение были политически независимыми, и ими управлял местный властитель, называвшийся на таджикском языке того времени «худат».

Такими независимыми государствами, управлявшимися своими худатами, были Бухара, Самарканд, Нахшаб (Насаф, ныне – Карши), Кеш (Шахрисябз), Шуман (или Шаман) и другие. В Бухаре и примыкавшей к ней округе были даже два худата, совершенно не подчинявшиеся друг другу. Один из них находился в, самой Бухаре и был правителем города и его ближайших окрестностей, а другой правил в Варданзехе, или, как его тогда называли, Вардана (ныне – Шафирком). Владелец Бухары назывался «бухархудатом», а владетель Варданзеха – «варданхудатом».

Прочного мира между этими худатами не было, они постоянно враждовали и вели междоусобные войны. Столкновения бухархудата с варданхудатом не прекращались вплоть до арабского завоевания, и лишь после этого, как завоевателям удалось утвердиться в Бухаре, арабский полководец Кутейба ибн Муслим покончил с варданхудатом и подчинил Варданзех бухархудату. Однако подлинным правителем области в это время стал уже не местный владетель, а арабский наместник.

Главным источником доходов в стране было сельское хозяйство, причем каждая деревня или группа деревень имела своего владетеля, называвшегося «дихканом». Тех же, кто непосредственно работал на земле или имел незначительные земельные наделы, называли «рустаи» – «деревенский житель» или «кашаварз», что соответствует современному таджикскому «кишту-коркуннада» – «землепашец», «киштварз» – «сеятель».

Худаты, получившие свои области по наследству и расширявшие их за счет покупки или захвата новых земель, взимали подати с крупных землевладельцев – дихканов. В свою очередь, дихканы облагали податями мелких землевладельцев – крестьян, которые еще не попали к ним в полную зависимость, но обрабатывали их землю.

Каждый дихкан создавал из своих крестьян вооруженный отряд, который в нужный момент под командой дихкана или его сына отправлялся на службу к худату. Из этих отрядов и состояли вооруженные силы страны.

Так, последний бухархудат – женщина, в царствование которой Бухара была захвачена арабскими войсками, по свидетельству Наршахи 3. каждый день выходила на площадь перед дворцом и выслушивала просьбы и жалобы подданных. При этом царицу охранял и выполнял ее приказы отряд из двухсот вооруженных всадников – дихканов и крестьян. На следующий день на церемонию правосудия прибывал другой такой же отряд. Каждая из таких групп в двести всадников несла службу четыре раза в год. Таким образом, ко времени арабского завоевания властительница Бухары располагала армией из восемнадцати – девятнадцати тысяч вооруженных всадников.

Фактически власть находилась в руках дихканов. Худаты были их ставленниками. Исключение представлял только Пайкент – город, расположенный в сорока километрах к западу от Бухары. Население этого города-крепости состояло в основном из купечества, самостоятельно управлявшего своей округой и мало в чем подчинявшегося власти бухархудатов.

Жители городов, за исключением Пайкента, а также сельских крепостей, не связанных с земледелием, были преимущественно ремесленниками. В Мавераннахре того времени, в особенности в Бухаре и ее округе, большое развитие получили такие ремесла, как ткачество, сапожное дело, производство ювелирных изделий, искусство ваяния и резьбы по камню и дереву. В Бухаре находилась крупнейшая мастерская, в которой работали ткачи и мастера узорного шитья. Арабы назвали ее «Байт-ут-тираз» – «Дом красоты».

Как сообщает Наршахи в своей «Та’рих», эта мастерская занимала огромную площадь, раскинувшись от стены городской крепости до наружной стены города. В ней выделывались ковры и паласы, палатки и шатры, занавеси и просторные тенты, растягивавшиеся над дворами для защиты от солнца, одеяла, халаты и сюзане. Один только роскошный шатер, вышивавшийся в этой мастерской, был равен по цене годовому налогу, собиравшемуся с жителей Бухары, и чиновники арабского халифата стали брать дань с Бухары именно этими товарами, которые они пересылали халифу.

Изготовлявшиеся в мастерской ткани и одежды вывозились в Египет, Сирию, Малую Азию и другие отдаленные страны, причем, как сообщают источники, во всех этих странах не было такого царя, правителя или высокопоставленного сановника, который не имел бы халата, сшитого из бухарских тканей. Расцветка этих тканей была красно-белая и зеленая. Одной из самых ценных бухарских тканей был «занданийский карбас» («карбоси занданиджи» или «занданиги»), первоначально выделывавшийся в селении Зандани (в произношении того времени – Зандана). Название селения, в котором впервые была создана эта ткань, сохранилось за ней даже тогда, когда ее стали выделывать и в других местах. По свидетельству Наршахи, этот карбас 4 вывозили в такие далекие от Бухары области, как Ирак, Фарс, Керман и другие, из него шили одежды для царей и вельмож, и по цене он был равен тончайшему шелку.

Был в Бухаре базар «Мах», на котором дважды в год, в специальные базарные дни, происходили ярмарки (сейчас на этом месте находятся базар, квартал и мечеть, носящие то же название). До утверждения ислама на этом базаре продавались игрушки и идолы, изготовлявшиеся бухарскими художниками, ювелирами и столярами и украшавшиеся яркой росписью, резьбой и драгоценными камнями. Как сообщает Наршахи, за один только день на ярмарке продавалось этих товаров на пятьдесят тысяч тенег.

Насколько развито было в Бухаре ювелирное дело, искусство художественной инкрустации и шитья золотом, убедительно свидетельствует тот факт, что попавшие в руки арабских завоевателей сапожки последней бухарской царицы были оценены в двести тысяч дирхемов.

В прилегавших к Бухаре селениях обычно раз в неделю бывал базарный день, а в некоторых селениях раз в год устраивались ярмарки, продолжавшиеся по десять, пятнадцать или двадцать дней. На эти базары приезжали и купцы из отдаленных местностей. В селении Тавдис, расположенном на берегу Зеравшана около плодового сада (оно и сейчас называется так же), осенние базары продолжались по десять дней. Сюда съезжалось до десяти тысяч купцов из соседних областей. Они покупали занданийский карбас и другие изделия ремесленников Бухары и окрестных селений.

Все эти факты свидетельствуют о чрезвычайно широком развитии в домусульманской Бухаре и ее округе разнообразных художественных ремесел, являвшихся главным источником существования значительной части трудового населения. Однако для широких масс сельского населения основным занятием оставалось земледелие.

Хорасан по своему социально-политическому положению почти ничем не отличался от Мавераннахра. Власть здесь также фактически принадлежала местным правителям, которые лишь формально подчинялись шахиншахам Ирана, причем даже такое формальное подчинение признавалось ими далеко не всегда. Так, в момент, когда арабские войска вторглись в Ирак и Фарс, правитель Хорасана Махуви не поддержал иранского шахиншаха Ездигерда ни материально, ни военной силой. Когда же Ездигерд, спасаясь от арабских отрядов, приехал в Мерв, Махуви попытался убить его, чтобы завладеть шахским престолом. Узнав о готовящемся покушении, Ездигерд бежал из города. Позднее он был убит сельским мельником.

Владельцами деревень в Хорасане, как и в Мавераннахре, были дихканы, а земли обрабатывали простые крестьяне-кашаварзы. Властители крупных селений и городов здесь также назывались «худатами», и распри между ними были столь же постоянным явлением, как и в соседнем Мавераннахре. По сообщению Наршахи, основатель династии Саманидов именовался «саманхудатом», по названию выстроенного им близ Балха селения Саман; подлиннее имя «саманхудата» неизвестно.

В Хорасане были широко развиты ручные ремесла, в том числе и ткачество, однако хорасанские материи не были такими тонкими и не ценились так высоко, как ткани из Мавераннахра, По словам Наршахи, после того, как знаменитая бухарская мастерская «Байт-ут-тираз» была разрушена, ее мастера переселились в Хорасан и открыли там новую мастерскую, но они уже не смогли изготовлять ткани, равные но красоте бухарским.

В Мавераннахре и Хорасане производились лучшие по тому времени музыкальные инструменты и многочисленные предметы роскоши, Как сообщает автор «Равзат ус-сафа» 5, омейядский халиф Валид ибн Язид ибн Абдулмалик (правил в 743–744 гг.) написал наместнику Хорасана и Мавераннахра Наср ибн Сайяру, чтобы тот выслал ему барбаты, тамбуры, золотые и серебряные винные кувшины и вообще всевозможную утварь, необходимую для устройства пиров и развлечений. То, что халиф затребовал все эти вещи не из Египта, Сирии, Ирака или Фарса, а именно из Хорасана и Мавераннахра, лишний раз подтверждает, что ремесло, музыка и вообще искусство и культура в этих областях находились в то время на более высоком уровне, чем в других завоеванных арабским халифатом странах.

2. Вторжение арабских войск в Хорасан и Мавераннахр

В годы правления халифа Омара ибн Хаттаба (634–644 гг.) арабские войска вторглись в Хорасан и дошли до берегов Джейхуна (Аму-Дарьи). Однако во время правления следующего халифа, Османа ибн Аффана (644–656 гг.), население Хорасана несколько раз поднимало восстания и изгоняло арабские отряды. Окончательно подчинить эту область арабскому халифату удалось лишь при халифе Муавии (662–680 гг.).

Завоевание Мавераннахра началось в 673 году, и первым арабским полководцем, переправившимся через Аму-Дарью и атаковавшим Бухару, был Убайдуллах ибн Зияд – убийца Хусейна, сына Али 6. Войска Убайдуллаха захватили и разграбили Пайкент, а оставшихся в живых горожан угнали в рабство. О числе пленников, захваченных в Пайкенте, можно судить хотя бы по тому, что сам Убайдуллах отобрал из них четыре тысячи человек в качестве своих личных рабов.

Захватив Пайкент, Убайдуллах напал на Бухару. Бухарское войско, поддержанное согдийцами из Самарканда и тюрками, оказало захватчикам упорное сопротивление, однако в конечном счете оно было разбито, а властительница Бухары укрылась за стенами Арка – городской цитадели. Захватчики разграбили город и взяли огромную добычу и множество пленников, О ценности награбленного имущества наглядно свидетельствует пример с попавшими в руки арабских воинов сапожками бухарской царицы, которые, как упоминалось выше, были оценены в двести тысяч дирхемов. По приказу Убайдуллаха были разрушены селения, уничтожены посевы, вырублены сады и деревья, всему городу угрожали пожары и полное уничтожение. Однако властительница Бухары, уплатив один миллион дирхемов, заключила мир и спасла свой город от гибели. Убайдуллах, получив контрибуцию, вернулся в Хорасан.

В 676 году в Мавераннахр вторгся Саид ибн Осман. Заключив мир с бухархудатом и взяв восемьдесят заложников, он направился к Самарканду. В то время в Самарканде не было правителя, и сам народ выступил на защиту своего города, оказав врагу упорное сопротивление. Победителями в конце концов оказались арабские войска, заставившие горожан согласиться на предложенные им условия мира и уплатить большую контрибуцию, но самый город самаркандцы сумели отстоять, так и не пропустив врага за городские ворота. Помимо денег и имущества, уплаченных в счет контрибуции, Саид захватил в Самарканде множество пленников. С Бухары он также получил дань в размере одного миллиона дирхемов и, не вернув взятых ранее восемьдесят заложников, ушел за Аму-Дарью.

После этого в период правления халифа Язида ибн Муавии (680–683 гг.), Муслим ибн Зияд, Асад ибн Абдаллах и многие другие совершали непрерывные набеги на Мавераннахр. Каждый новый наместник Хорасана переправлялся через Аму-Дарью и нападал на города Мавераннахра, в особенности на Бухару и Самарканд. Разграбив города и селения, собрав дань и захватив пленников, он возвращался в Хорасан.

При халифе Валиде ибн Абдулмалике (705–715 гг.) Кутейба ибн Муслим, которого известный своими жестокостями Хаджджадж 7 назначил правителем Хорасана, окончательно завоевал Мавераннахр и, пройдя через Фергану, достиг даже Восточного Туркестана. Захватив Тохаристан, центром которого был город Балх, Кутейба ибн Муслим переправился в 707 году через Аму-Дарью и завоевал Чаганиан с его столицей Шуманом. Затем он покорил Нахшаб, Кеш, Пайкент, Бухару, Варданзех и Самарканд.

Четыре раза Кутейба вторгался в пределы Мавераннахра и во время своего последнего, четвертого похода в 713 году построил в Бухаре, Самарканде и других городах и больших селениях мечети, закрепив тем самым включение этого края в число мусульманских, стран. Разумеется, каждый новый поход арабских завоевателей наталкивался на упорное сопротивление местного населения, вступавшего в жестокие, кровопролитные бои с захватчиком. Уже будучи побежденными, жители Бухары вновь и вновь поднимали бунты и восстания каждый раз, когда их пытались обратить в ислам или загнать в мечети. Так, однажды, когда Кутейба собрал в мечети вновь обращенных мусульман, народ, вооруженный палками и камнями, напал на мечеть и перебил многих из новообращенных.

Богатство Мавераннахра было столь велико, что, несмотря на многочисленные грабежи, которым подвергали этот край арабские войска еще до Кутейбы, я взимавшиеся ими неоднократно огромные контрибуции, Кутейба сумел награбить здесь еще больше денег и имущества, чем его предшественники. В качестве примера достаточно привести описание добычи, захваченной Кутейбой в Пайкенте. Автор «Та’рихи Табари» 8 сообщает, что, когда Кутейба захватил Пайкент, «он нашел столько женских золотых и серебряных украшений, что их невозможно было сосчитать... Их переплавили, и получилось сто пятьдесят мискалей золота. В Пайкенте они нашли бесчисленное имущество. Его было так много, что (равного количества) они не получали и со всего Хорасана».

В большей части области и городов Мавераннахра Кутейба ибн Муслим сохранял бывших там местных правителей (худатов) независимо от того, принимали они ислам или нет. Но при этом назначал к ним своих арабских наместников. Вся полнота власти и право взимания налогов были сосредоточены в руках наместников, а худаты полностью им подчинялись и лишь помогали управлять страной. Плату же за свою службу завоевателям худаты получали с простого народа. Если «порядки», установленные Кутейбой, определить народным таджикским выражением, то можно сказать, что все было направлено на то, чтобы «сожрать мясо местного населения, изжаренное в собственном соку».

Местные властители на оставшихся у них полях и садах по-прежнему широко использовали труд крестьян.

Тем, кто примет ислам, Кутейба обещал предоставить льготы. Так, он освободил мусульман от подушной подати, джизьи, которой облагались все немусульмане. Однако во всем остальном обещание льгот имело чисто демагогический характер и было сделано с единственной целью облегчить распространение ислама. На деле все местное население, принимало ли оно новую религию или нет, подвергалось жестокому гнету чужеземцев и постоянным безжалостным грабежам. Так, по свидетельству автора «Та’рихи Наршахи», Кутейба, захватив в четвертый раз Бухару, приказал горожанам освободить для арабских воинов половину каждого дома с тем, чтобы воины, живя вместе с горожанами, могли следить за ними. Тот же автор сообщает, что завоеватели действительно использовали этот метод надзора над местным населением и жестоко наказывали каждого, кто так или иначе выказывал непочтение к мусульманской религии.

В Бухаре существовала община, называвшаяся «Оли Кахкаша». Люди из этой общины не пожелали жить в одних домах со своими врагами и, оставив им свои дома и имущество, ушли из города. Для каждой из семисот семей, входивших в общину, они построили за городом новый дом и попытались жить свободной независимой жизнью (селение, выстроенное общиной «Оли Кахкаша», расположено в четырех километрах к северу от Бухары и сейчас называется Кахкашон). Однако «Оли Кахкаша» не удалось избавиться от гнета завоевателей. Как сообщает Наршахи в главе, посвященной описанию налогов и разделению Бухары между арабами и местным населением, Кутейба распорядился, чтобы жители Бухары выплачивали ежегодную дань халифу в двести тысяч дирхемов и такую же сумму – наместнику Хорасана. Сельским жителям полагалось отдавать завоевателям половину своих земель, сельскохозяйственных орудий и другого имущества, а сверх того снабжать живущих в городе арабских воинов сеном, соломой, топливом и другими продуктами, которые могли им понадобиться (не считая, конечно, обязательного для всех подушного и поземельного налогов).

Никто, естественно, не хотел мириться с таким жестоким материальным « духовным угнетением. Местное население, независимо от того, принимало оно ислам или нет, смотрело на захватчиков как на своих заклятых врагов. Оно не верило ни одному обещанию арабских правителей и при всяком удобном случае мстило им, восставая против их владычества, даже если это влекло за собой неминуемую гибель.

Приведем два эпизода, весьма характерных для обстановки, сложившейся в то время в Мавераннахре. Выше уже упоминалось, что Саид ибн Осман, готовясь к походу на Самарканд, заключил мир с властительницей Бухары и потребовал от нее восемьдесят заложников из числа близких к ней людей с тем, чтобы она не восстала против него во время его похода. По возвращении он обещал освободить всех заложников. Однако, вернувшись из Самарканда в Бухару, Саид заложников не освободил, сказав, что сделает это, когда подойдет к берегам Аму-Дарьи. Когда Саид вышел к указанному месту, властительница Бухары потребовала, чтобы он вернул заложников, но тот ответил, что отправит их из Мерва. В Мерве он обещал вернуть их из Нишапура, в Нишапуре – из Куфы и так и увез их всех в Медину. Там он приказал отобрать у заложников деньги, коней, одежду, оружие и все личные вещи, одеть их в грубую одежду рабов и отправить работать на его полях.

Заложники, поняв, что их ожидает смерть от непосильного труда в позорном рабстве, посоветовались друг с другом и решили отомстить тирану, и уж если погибнуть, то с честью. Придя во дворец к Саиду, они заперли двери изнутри и убили вероломного врага. Затем, не желая доставаться врагу живыми и подвергаться унизительной казни, они там же, во дворце Сайда, покончили с собой.

Второй эпизод – история Язака (иначе – Низака), сына одного из правителей Тохаристана. Он перешел в мусульманство и стал правителем Балха, подчиненным арабскому наместнику в Тохаристане. Участвуя в военных походах Кутейбы на Мавераннахр, он хорошо изучил нравы завоевателей, а также положение, создавшееся в завоеванных им провинциях. Поэтому, несмотря на то, что он стал мусульманином и находился на службе у Кутейбы, Язак, зная о коварстве наместника Хорасана, не мог считать себя в безопасности. Как сообщает автор «Та’рихи Табари», однажды он сказал о Кутейбе одному из своих приближенных: «Я не верю ему, этому арабу, ведь он подобен собаке: прибьешь его – он завоет, а дашь ему что-нибудь – завиляет хвостом...» Жизнь подтвердила эти слова Язака о Кутейбе. Когда после завершения похода в Мавераннахр Язак отправился в Балх с разрешения Кутейбы, последний, пожалев о данном разрешении, вновь потребовал его к себе, чтобы покончить с ним. Язак понял, что Кутейба хочет его убить и ушел со своими людьми в горные области Талкана и Баглана. Кутейба послал за ним в погоню отряд, но арабские воины не нашли дорогу в горах и не сумели захватить непокорного правителя. Тогда Кутейба пошел на обман: он послал к Язаку некоего Салима Насеха, которому Язак доверял, с сообщением о помиловании и с предложением прибыть к Кутейбе. Приняв это предложение, Язак приехал к Кутейбе. Кутейба тут же заключил его в тюрьму вместе с его племянниками Саидом и Османом и ближайшими слугами и телохранителями. Всего было захвачено семьсот человек. На следующий день все они, по приказу Кутейбы, были казнены.

3. Волнения, происходившие в Хорасане и Мавераннахре до восстания Муканны

В этих провинциях произошло несколько народных восстаний, бунтов и волнений; о некоторых из них мы не можем не упомянуть.

Одним из антиарабских выступлений был описанный нами выше бунт Язака в Тохаристане, окончившийся коварным пленением и казнью руководителя бунта.

После подавления бунта Язака, во время правления того же хорасанского наместника Кутейбы ибн Муслима, восстало население Чаганиана, Нахшаба и Кеша, возглавленное правителем Шумана. В ходе этого восстания завоеватели долгое время испытывали серьезные трудности, было убито много арабских воинов и обращено в бегство несколько военачальников. Усмирив наконец порознь Нахшаб и Кеш, Кутейба все свои силы бросил против Шумана и осадил его. Договорившись о мирной сдаче города и войдя в него, он уничтожил не только участников восстания, но и всех остальных жителей. Город был разграблен и сожжен дотла.

Согдийский властитель Самарканда Тархунхудат заключил мир с Кутейбой, выплатил ему контрибуцию и согласился на уплату джизьи. Но как только арабские войска оставили город, население, возмущенное позорным миром, свергло Тархуна, возвело на престол Гурака и под его предводительством подняло восстание против арабских захватчиков. Это восстание также было подавлено с беспощадной жестокостью. Еще до прихода карательного арабского отряда Тархун знал, что, если враги победят, первым убьют его. Он был стар и не имел достаточно сил для того, чтобы выйти в поле и погибнуть в бою. Поэтому, не желая быть постыдно казненным врагами, он зарыл рукоять своего меча в землю и, бросившись на острие, вспорол себе живот.

Как мы уже отмечали, завоеватели установили, что с тех, кто принял ислам, не будет взиматься джизья. Об этом же гласил и шариат. Но когда вновь обращенных мусульман стало много и из-за этого начали уменьшаться поступавшие от джизьи доходы, захватчики нарушили и установление шариата, и свои обещания, они обложили джизьей принявших ислам наравне со всем местным населением. Это произошло в 729 году, когда Хорасаном правил Асраш ибн Абдаллах, а его наместником в Бухаре и Самарканде был Хани.

Хани не только обложил джизьей самаркандцев и бухарцев, принявших ислам, он вообще жестоко притеснял местное население. Все это привело к народному возмущению. Новообращенные мусульмане отреклись от ислама, жители Бухары, Самарканда и Ферганы восстали и выступили против своих поработителей с оружием в руках. Когда на борьбу с восставшими начали прибывать все новые и новые арабские отряды, упорно сопротивлявшиеся повстанцы обратились за помощью к тюркам. Им удалось одержать победу и оттеснить врагов от Пайкента. Здесь арабские завоеватели получили новое подкрепление, а тюрки ушли с поля боя, и в результате повстанческие отряды были разбиты. Восстание закончилось многочисленными казнями местного населения и грабежами в городах и селениях. Однако иноземные властители прекратили после этого взимание джизьи с жителей, принявших ислам.

В 737 году против завоевателей поднялось население Хатлана (современные Куляб, Бальджуан и Вахш). Восставшие перебили сборщиков налогов, и арабский наместник был вынужден бежать. Асад ибн Абдаллах, бывший в то время наместником в Хорасане, выступил в Хатлан во главе большого войска для расправы с местным населением. Но после упорных боев он также был разбит и вернулся с позором.

Когда бежавший с поля Асад ибн Абдаллах прибы! в 1)ягх, жители города издеваясь над ним, пели по-таджикски:

Из Хатлана (шах) пришел!

С изуродованным лицом пришел!

Изнуренный, тощий пришел!

Изможденный, худой пришел!

Постепенно все местные властители, выступавшие против чужеземных завоевателей и возглавлявшие восстание, были уничтожены, а те, которые душой и телом предались врагу, были оставлены «правителями» своих владений.

Одним из сохранившихся местных властителей был бухархудат Тахшада, который верой и правдой служил иноземцам, несмотря на то что сам оставался немусульманином. Его заискивание перед захватчиками дошло до того, что своего сына, родившегося в годы наместничества Кутейбы, он также назвал Кутейбой. Со своей стороны, и арабы закрывали глаза на «неверие» Тахшады и относились к нему с уважением. Он считался властителем Бухары, хотя право взимания налогов принадлежало особому чиновнику, назначенному завоевателями. Бухархудат помогал этому чиновнику, пополняя таким образом за счет местного населения и свой кошелек.

Во время наместничества в Хорасане Асада ибн Абдаллаха, о походе которого в Хатлан мы уже рассказывали, группа жителей Бухары, надеясь освободиться от уплаты джизьи, приняла мусульманство. Надежды этих людей основывались на том, что после восстания 729 года, как было уже упомянуто выше, взимание джизьи с мусульман было прекращено.

Бухархудат Тахшада написал Асаду, что некоторые люди формально приняли ислам, чтобы избавиться от джизьи, и по-прежнему остаются немусульманами, цель их – уменьшить доходы государства и вызвать волнения. Асад ибн Абдаллах направил своему чиновнику приказ передать этих вновь обращенных мусульман в руки Тахшады. Чиновник не смог тут же выполнить приказ, поскольку люди, о которых в нем говорилось, укрылись в городской соборной мечети. Тогда Тахшада со своими телохранителями напал на мечеть, перебил четыреста человек из числа скрывавшихся там беглецов, а остальных отправил в Хорасан к Асаду в качестве рабов.

В конце концов местные жители, возмущенные подобными злодеяниями Тахшады, убили его. Это произошло так: после смерти Асада ибн Абдаллаха наместником Хорасана стал Наср ибн Сайяр. В то время в Фергане вспыхнуло восстание против завоевателей. Наср направился с войском в Мавераннахр, дошел до Ферганы и, уничтожив повстанцев, направился в Самарканд. Бухархудат Тахшада и арабский наместник в Бухаре Васил ибн Омар вышли навстречу Насру. Когда они беседовали с Насром, сидя перед его шатром, к ним приблизились два бухарца. Обращаясь к Насру ибн Сайяру, эти люди стали жаловаться на бухархудата, обвиняя его в насильной конфискации их земель. Васил же, по их словам, во всем поддерживает бухархудата: «Оба они объединились и притесняют народ, отнимая у него имущество».

За поясами у пришедших с жалобой были заткнуты кинжалы, и бухархудат, желая восстановить против них Насра, шепнул ему на ухо: «Ведь они при тебе стали мусульманами. Если их вера искренняя, почему же они пришли к тебе вооруженными?». Наср спросил бухарцев, зачем они вооружились. Те ответили: «При бухархудате мы не чувствуем себя в безопасности и поэтому всегда ходим вооруженными». Наср приказал, чтобы у них отобрали кинжалы, а сам вместе с Василом поднялся для совершения вечернего намаза, время которого уже наступило. Бухархудат, который не был мусульманином, остался сидеть на прежнем месте.

Бухарцы, отдав свои кинжалы, отошли в сторону. Под халатами у них были припрятаны ножи, так как они условились здесь же убить бухархудата и Васила. Им было известно, что и их убьют, но смерть после отмщения врагу они считали почетной. Стоя неподалеку от шатра наместника, они дожидались удобного момента.

Закончив намаз, Наср вошел в шатер и позвал к себе бухархудата. Васил еще продолжал молиться. Бухархудат поднялся и направился к шатру, но один из бухарцев уларом ножа в спину свалил его на самом пороге. Другой бухарец подбежал к Василу и вспорол ему живот, однако Васил успел нанести своему убийце удар мечом. Оба они упали рядом и одновременно испустили дух. Для бухархудата полученная им рана также оказалась смертельной 9.

В результате насилий и грабежей, совершавшихся как арабскими наместниками, так и местными правителями, страна была разорена, народ обнищал и лишился работы, ремесленное производство пришло в упадок.

О бухарской мастерской «Байт-ут-тираз», которую мы уже описывали выше, Наршахи пишет: «...случилось так, что работы в этой мастерской приостановились, а те люди, которые занимались ремеслом, рассеялись». Причиной тому, разумеется, были страшное угнетение народа и бесчисленные, непосильные налоги.

Хотя народные восстания, поднимавшиеся местным населением, жестоко подавлялись завоевателями, безжалостно убивавшими тысячи людей, пламя гневного протеста все ярче разгоралось в сердцах народа. Произошло новое, огромное по своим масштабам восстание, которое повлекло за собой исторические изменения в мусульманском мире и еще больше укрепило мятежный дух населения Хорасана и Мавераннахра. Это было восстание хорасанца Абумуслима. Активное участие принимал в нем и Муканна. Учитывая историческое значение этого восстания, мы расскажем о нем в отдельной главе.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: