080111. 65 «Маркетинг» на 2009-2010 учебный год Основы маркетинга
Вопросы
по дисциплинам, включенным в государственный (итоговый междисциплинарный) экзамен для студентов специальности: 080111.65 «Маркетинг» на 2009-2010 учебный год
Основы маркетинга
Теория рынков.
Маркетинг как развивающаяся форма взаимосвязи производства и потребления. Определения, сущность маркетинга. Субъекты и объекты маркетинговой деятельности. Принципы, функции, цели маркетинга.
Маркетинговая среда. Методы анализа микро-, макросреды предприятия.
Комплекс маркетинга как инструмент управления предприятием.
Основные параметры рынка. Методы оценки рынка.
Структура маркетинговой информационной системы (МИС). Информационное обеспечение маркетинговых решений на предприятии.
Подходы к разработке маркетинговой стратегии. Основные этапы разработки маркетинговой стратегии компании.
Цели и задачи сегментации. Алгоритм сегментации. Методы сегментации: макросегментация, микросегментация.
Определение целевого рынка – отправная точка разработки стратегии. Стратегия позиционирования.
Роль маркетинга в формировании устойчивого конкурентного преимущества предприятия. Поиск устойчивого конкурентного преимущества как одно из главных направлений стратегического маркетинга. Операционное и стратегическое конкурентное преимущество.
Виды конкурентных стратегий: стратегии лидера, претендента на лидерство, последователя и "обитателя рыночной ниши".
Цели субъектов международного маркетинга. Причины выхода компании на международный рынок.
Способы выхода предприятия на международный рынок.
Современная этика маркетинга. Требования, предъявляемые к маркетологам.
Маркетинг - менеджмент
Маркетинговые исследования
Система маркетинговых исследований. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований.
Методы сбора и обработки маркетинговой информации.
Классификация маркетинговых исследований.
Управление маркетингом
Организационные структуры управления маркетингом. Место, роль и функции маркетинговой службы в системе управления предприятием. Модель эффективной организации маркетинга. Структура и размер маркетингового и торгового персонала.
Маркетинг-менеджмент как основа управления современным предприятием. Взаимосвязь стратегического и оперативного маркетинга. Координирующая и интегрирующая роль маркетинга в условиях рыночной деятельности предприятия.
Планирование маркетинговой деятельности на предприятии. Виды маркетинговых планов.
Бюджет маркетинга. Методы разработки маркетингового бюджета.
Бенчмаркинг.
Концепция маркетинга, ориентированного на стоимость. Маркетинговые источники повышения стоимости компании.
Критерии и показатели оценки эффективности маркетинговой деятельности.
Портфельный анализ бизнеса. Преимущества и ограничения портфельного анализа, его практическое применение.
Выбор базовой стратегии развития компании и оценка возможностей роста. Матрица Ансоффа.
Вертикальные и горизонтальные интегративные стратегии. Стратегические альянсы.
Диверсификационный рост. Оценка степени привлекательности рынка как основа принятия решения о диверсификации бизнеса.
Стратегии сокращения бизнеса.
Обоснование необходимости контроллинга в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Процесс, цели, функции и задачи контроллинга.
Уровни контроля в маркетинге. Оперативный и стратегический контроль.
Поведение потребителей
Факторы внешнего влияния на поведение потребителей: культура, семья и домохозяйство, группы людей, референтные группы, глобализация рынков, этнический фактор потребления, мода.
Внутренние факторы поведения потребителей: мотивация, личность, уровень дохода, этап жизни, знания, установки, намерения и чувства потребителей, мнение и прошлый опыт потребителей, ситуационные факторы.
Модели поведения потребителей: традиционная, спорадическая, иррациональная, инструментальная, ценностноориентированная.
Процесс принятия решения о покупке: осознание потребности, поиск информации, оценка и выбор альтернатив, покупка, реакция на покупку.
Социальная стратификация.
Организационные факторы: товар, упаковка, торговая марка, реклама, сервис. Консъюмеризм.
Основы брендинга
Торговая марка и бренд: понятие, отличительные особенности.
Типы брендов: отдельно стоящий бренд, корпоративный бренд, зонтичный бренд, мега-бренд, национальный бренд, местный бренд. Характеристики брендов: приверженность бренду, ожидаемое качество, осведомленность покупателей о бренде, престиж фирмы-поставщика.
Атрибуты бренда: символы, суть и ценность бренда, имидж бренда, индивидуальность бренда.
Позиционирование бренда: по использованию товара, по особенностям товара, по выгоде, ценовое позиционирование, по потребителям.
Ценообразование
Основные методы ценообразования.
Дифференцированные подходы к ценообразованию. Структура цены.
Анализ издержек, цен и предложения конкурентов. Ценообразование, ориентированное на конкуренцию.
Ценовые стратегии для новых товаров.
Дифференциация цен и дискриминационное ценообразование.
Государственное регулирование ценообразования: его цели и формы. Контроль уровня наценок в цепочке взаимодействующих партнеров.
Сбыт
Экономическая роль каналов распределения. Структуры и характеристики каналов распределения. Этапы технологического цикла товародвижения
Участники каналов распределения. Роль, виды посредников в канале распределения.
Оптовая торговля. Функции оптовых посредников. Специфика биржевой, аукционной торговли, конкурсных торгов.
Роль маркетинга в сфере розничной торговли. Факторы, влияющие на выбор формы и методов продаж.
Роль Internet в организации маркетинга и сбыта на предприятии. Электронные продажи. Информационные технологии в маркетинге и сбыте.
Характеристика коммерческой деятельности, её организации и задач.
Сущность, характер и формы хозяйственных связей в коммерческой деятельности. Виды сделок в коммерческой деятельности.
Сущность и содержание закупочной работы. Роль маркетинга в организации закупочной работы.
Социально-психологические основы использования мерчендайзинга. Специфика выкладки и демонстрации различных групп товаров.
Процесс продажи. Основные этапы, задачи.
Мотивация и стимулирование персонала в отделах маркетинга и сбыта.
Методы воздействия на покупателя. Методы привлечения дополнительных покупателей.
Независимая, ассоциированная и интегрированная торговля. Франчайзинг как форма организации торговли.
Логистика
Логистика. Понятие, цели, функции логистики. Взаимодействие маркетинговых и логистических процессов как способ повышения эффективности деятельности предприятия.
Особенности заготовительной, производственной, сбытовой, транспортной, складской логистики.
Методы оценки логистических затрат и их оптимизации.
Маркетинговые коммуникации
Коммуникационная система на предприятии. Критерии выбора стратегии продвижения товаров.
Бюджет на продвижение и распределение его по различным каналам и типам коммуникационного воздействия.
Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций.
Организация рекламных кампаний.
Организация прямого маркетинга. Методы стимулирования сбыта и планирование мероприятий по продвижению.
Связи с общественностью и формирование позитивного имиджа организации.
Специфика ярмарочно-выставочной деятельности. Методы повышения эффективности выставочной деятельности предприятия.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
Специфика услуги как товара в маркетинге. Особенности, принципы маркетинга услуг.
Специфика рынка страховых услуг
Особенности банковских услуг
Агромаркетинг
Маркетинг на рынке медицинских услуг
Территориальный (региональный) маркетинг
Маркетинг туристических, гостиничных и ресторанных услуг
Характеристика и тенденции развития промышленных рынков. Промышленный маркетинг в системе межфирменного маркетинга. Особенности сегментирования на промышленных рынках.
Маркетинг персонала
Правовое регулирование маркетинговой деятельности
Правовое регулирование маркетинговой деятельности. Правовые отношения субъектов маркетинговой деятельности с органами государственной власти и управления.
Государственная поддержка в области защиты прав потребителей. Закон о защите прав потребителей. Структуры, поддерживающие потребителей.
Экономика фирмы. Основы бизнеса
Финансовый результат деятельности организации. Классификация видов прибыли.
Функции цены и виды цен, способы их регулирования.
Методы ценообразования. Ценовая политика фирмы.
Понятие затрат, расходов и издержек обращения фирмы.
Классификация издержек. Виды себестоимости, калькуляция себестоимости
Фирма как организационная форма предпринимательства.
Формы и виды предпринимательства.
Внутренняя среда фирмы как фактор развития производства.
Внешняя среда фирмы и ее состав.
Состав и структура основных фондов. Методы оценки основных средств фирмы
Амортизация, её назначение, виды. Физический и моральный износ основных фондов.
Состав и классификация оборотных средств. Источники формирования оборотных средств.
Персонал фирмы. Планирование и подбор кадров. Показатели движения персонала.
Показатели эффективности производства, рентабельности, их характеристика.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
Зав. кафедрой коммерции, маркетинга, рекламы ОмГА,
д.э.н., профессор О.Ю. Патласов
Составители: к.э.н., доцент С.М. Ильченко, к.э.н., доцент О.В. Сергиенко, к.т.н., доцент О.В. Демиденко, д.э.н., профессор О.Ю. Патласов.
Утверждены на заседании кафедры коммерции, маркетинга и рекламы Протокол № 2 от 22 октября 2009 г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: