NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



1 Задания на развитие и совершенствование внимания


Виды заданий геометрического характера , направленные на развитие познавательных процессов младших школьников.

 

  1)    Задания на развитие и совершенствование внимания.

  Каждое задание этого раздела имеет не только ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование внимания, но и обязательно несёт в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку для детей (развитие основных характеристик мышления и мыслительных операций, в частности операции сравнения).

Форма представления задания носит нестандартный, интересный для детей характер.

Задание1 .Послушайте песенки веселых человечков про геометрические фигуры и сравните их признаки.

а) У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность,

Она идет по краю круга

И называется Окружность.

б) Без конца и края

Линия прямая.

Хоть 100 лет по ней иди,

Не найдешь конца пути.

Следующее задание дает возможность проводить характеристику фигур, анализ и синтез.

Задание 2. Назови геометрические фигуры. Сравни их. Разбей на группы.



 Неотъемлемой частью этого вида заданий являются задания на моделирование, т.е. такого способа построения модели отношения или объекта, как геометрического и технического в виде макета, чертежа, схемы. В частности, задание на формирование умения узнавать и выделять объект.

Задание 3.: а) Выберите треугольники и объясните свой выбор

б) Сколько треугольников здесь нарисовано?

Большую роль в формировании навыков анализа образца, его преобразования играют задания на конструирование из палочек.

Задание 4.: а) Из 14 палочек выложите корову по образцу, чтобы она смотрела в другую сторону

б) С помощью кусочков проволоки и пластилина сконструируйте треугольник, квадрат, прямоугольник. Разбейте их на группы

Причем второе задание дается дифференцированно. Для детей, выполнивших это задание быстро и без ошибок – дополнительно провести анализ каждой группы геометрических фигур.

  2)    Задания на развитие восприятия и воображения.

  Содержание таких заданий сложное, способы выполнения разнообразны.

Задание 1. Выполни аппликацию из набора геометрических фигур. Проанализируй этапы выполнения этого задания.

Задание 2. С помощью геометрической мозаики или рамки составь как можно сложную комбинацию из геометрических фигур

Несколько тысяч лет назад китайский ученый Та-нг разрезал квадрат на 7 частей, эта старинная головоломка развивает не только восприятие и воображение, но и логическое мышление, конструкторские способности. Задание дается в занимательной форме.

Задание 3. Лиса: – Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса.

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите!

Оригами – ещё один вид заданий, где открыт огромный простор творчеству, пространственному воображению и логическому мышлению учащихся. С помощью складывания бумаги дети изготавливают различные изделия: лодочка, поросёнок, собачка. (см. приложение, рис. 8). Повышается уровень самостоятельности учащихся при выполнении геометрических заданий с отрезками одинаковой длины, когда дети выкладывают из счетных палочек заданное число названных фигур не по образцу, а по описанию.

Задание 4. Построй 3 квадрата сначала из 17 счетных палочек, а затем из 18.

При выполнении этого типа задания используется учебный диалог. Учащиеся вступают в спор. В нем выкристаллизовывается точка зрения каждого ученика и вместе с тем обнаруживаются границы её применения.

Учитель является активным участником диалога. В итоге приходят к выводу, что можно использовать свойство общей стороны.

Получаются такие фигуры:

 

 Использование диалога в обучении – одно из условий развития творческого потенциала ребенка. Часто используются задания на построение простейших диаграмм и их чтение.

Задание 5. Прочитай диаграмму, показывающую число учащихся в третьих классах и запиши результат.

  3)    Задания на развитие памяти.

  Большое внимание уделяется развитию всех видов памяти: слуховой, зрительной, наглядно-образной и словесно-логической, для чего используются игры: «Запомни изученные термины», «Цепочка слов», «Повтори-ка» и др., содержание которых обогащается новыми терминами, а их качества увеличивается по сравнению с числом использованных слов в предыдущих играх. Используются задания для зрительных диктантов.

При их выполнении идет более широкая опора на сформированные у детей геометрические представления и умение проводить сравнение и обобщение.

Задание 1. Зрительный диктант «Запомни фигуру».

В течение одной минуты учитель показывает рисунок фигуры, изображенной на рисунке, просит учащихся рассмотреть её и затем, как можно точнее, зарисовать в тетради. Ставится перед детьми проблемный вопрос: – Как быстрее запомнить эту фигуру?

При выполнении этого задания дети будут опираться на сформированные представления об осевой симметрии. При проверке дети обмениваются друг с другом тетрадями. Учитель прикрепляет рисунок с фигурами на доске. Красным карандашом ученики исправляют неправильно начерченные линии, дорисовывают недостающие, убирают лишние.

  4)    Задания на развитие мышления.

  Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у детей уделяется развитию основных характеристик мышления.

Задание 1. а) Чем отличаются значения величин, записанные слева, от значений величин, записанных справа:

5 мм. 5 мм.2

18 см. 18 см.2

200 дм. 200 дм.2

604 м. 205 м

б) До своей дачи Галина Васильевна едет 1ч. 50мин., что на 20мин. меньше, чем едет её сестра до своей. Сколько времени едет на дачу сестра?

В чем сходство и различие заданных задач и их решений?

Большое внимание уделяется содержательно-логическим заданиям, в которых нужно провести анализ заданной математической ситуации, подметить заложенные в ней закономерности, свойства, а затем использовать это для выполнения задания по поиску недостающего или лишнего элемента, по проведению обобщения, классификации и т.д.

Задание 2. Раскрась треугольник красным цветом, круг – зеленым, квадрат – желтым.



Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и форме.

В 4 классе продолжается работа по решению нестандартных логических задач, предполагающих необходимость проводить рассуждения, рационально перебирать возможные варианты решений и т.д.

Задание 3. Из школы вышли 5 учеников – Витя, Галя, Толя, Лариса и Миша – и пошли друг за другом. Известно, что Толя идет впереди Миши, а Витя – позади Ларисы. Подпиши, кто идет первым, вторым, последним.

Так как в условии задачи сказано, что Витя идет позади Ларисы, то Лариса идет первой (за второй девочкой не идет никто), за ней – Витя, последней идет Галя.

При решении таких задач используется групповой метод обучения. Каждая группа обсуждает возможные варианты решения этой задачи, доказывает свою точку зрения. Затем идет выбор верного варианта решения.

Задания на развитие мышления могут быть и при знакомстве с новым материалом. Здесь используются необычные ситуации: поисковые, ситуации успеха, ситуации творчества. Так при знакомстве в 1 классе с понятием прямая линия вместе с Незнайкой рассказывается сказка. Попутно при этом дети выполняют задания вместе с точкой.

В стране Геометрия жила – была маленькая точка (учитель и дети ставят точку). Однажды точка подумала:

Как мне хочется иметь много друзей!

Только вышла за калитку, а навстречу ей другая точка идет – зеленая. Говорит красная точка:

А я иду искать друзей. Вставай со мной рядом и идем вместе путе-шествовать. (Ставят вторую точку).

Потом они встречают еще одну. Идут по дороге друзья – точки, и с каждым днем их становится все больше и больше.

А потом они выстроились в ряд плечом к плечу и получилась линия. Когда точки идут прямо – получается прямая линия, когда криво – кривая. (дети и учитель чертят линию).

Идут точки и поют:

Без конца и края линия прямая!

Хоть 100 лет по ней иди,

Не найдешь конца пути!

Задания на развитие мышления используются не только при знакомстве с новым материалом, при закреплении, но и в различных видах контроля. Часто проводятся тесты в интересной форме.

  Игра «Узнай меня».

В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать.

1Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник).

2Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).

3Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).

4Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник).

Даже здесь дети могут попасть в «ловушку», за чем они зорко следят.

Иногда материал бывает очень сложным, возникают противоречие между его сложностью и возрастными особенностями младшего школьного возраста, между требованиями программы и недостаточным количеством времени, отведенного на прохождение курса «Математики», сложностью материала и перегрузкой учащихся. Вот и приходят здесь на помощь занимательность, наглядность, минутки отдыха.

  Упражнение на мышечное расслабление.

«Роняем ручки», «Трясем кистями», Стряхиваем воду с пальцев», «Мельница», «Деревянные и тряпичные куклы».

  Физкультминутка.

Хлопай, Мишка, топай, Мишка!

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись!

  Заключение.

  Все приведенные задания существенно повышают уровень геометрических умений и навыков учащихся, развивают пространственные представления и воображение, графические и конструкторские навыки и умения во взаимосвязи с алгебраическим материалом.

Дети хорошо конструируют модели различных геометрических фигур, распознают и выделяют изученные фигуры на рисунках, составляют фигуры из отдельных частей и наоборот – происходит развитие творческих способностей учащихся на уроках.

 Итак, задания способствуют на развитии познавательных процессов, которые являются основой творческих познавательных способностей детей как сенсорных (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальных, обеспечивающих продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, что будет содействовать качественным положительным изменениям в математическом образовании младших школьников.

Литература.

1. Белошистая А. В., Кабанова Н. В. Математика и конструирование – моделирование. – 1990 – №9, с. 20.

2. Волкова С. И. Изучение курса математика и конструирование. // Начальная школа. – 1990 – №9, с. 16.

3. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики. // Начальная школа. – 1993 – №8, с. 29.

4. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс. – М., 1989.

5. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии. – М., 1994.

6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М., 1968.

7. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.

8. Лубковска К. П. Сделаем это сами. – М., 1983.

9. Мастерим из бумаги (оригами). / Под ред. Ю. В. Кузнецовой. – Спб., 1997.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К., 1988.

11. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Внеклассное мероприятие в рамках недели

Внеклассное мероприятие: 1 стр.