NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



16 марта 2006г., Москва, квц «Сокольники»


«ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ГОРОДСКИХ СТОЧНЫХ ВОД: МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КОМПЛЕКСООБРАЗОВАТЕЛЕЙ»

16 марта 2006г., Москва, КВЦ «Сокольники»


СОДЕРЖАНИЕ

Хромченко Яков Леопольдович

Организация системы контроля состава городских сточных вод

2

Бродский Ефим Соломонович

Многокомпонентный органический анализ поверхностных и сточных вод

4

Лысяк Анатолий Николаевич, Меркушев Владимир Александрович

Роль и место средств оперативного контроля в решении проблем совершенствования лабораторно-аналитической базы государственного и производственного экологического контроля

5

Моросанова Елена Игоревна

Тест-системы - средства для оперативного контроля качества водоочистки и водоподготовки

8

Миташова Нина Исаковна, Филков Павел Владимирович, Чулков Борис Георгиевич

Актуальность аналитического контроля ПАВ и хлорорганических растворителей в выбросах и сбросах предприятий бытового обслуживания

10

Яушева Лариса Викторовна, Постернак Елена Григорьевна, Труханова Наталья Владимировна

Современные подходы и оптимальные приемы работы при контроле качества сточных вод

10

Петров Сергей Иосифович, Марченко Дмитрий Юрьевич, Коныгин Александр Александрович, Скворцов Лев Серафимович

Особенности тестирования сточных вод с применением тест-систем химического анализа. Современное состояние и перспективы.

18

Буряк Алексей Константинович, Голуб Светлана Леонидовна, Ульянов Алексей Владимирович

Комплексное применение масс-спектрометрических методов разного типа для анализа ингибиторов и комплексообразователей

19

Бределев Николай Владимирович

Контроль интегральных показателей загрязнения вод методом флуориметрии. Опыт внедрения и результаты

20

Зайцев Николай Конкордиевич, Юрицын Владимир Васильевич, Суслов Станислав Геннадьевич, Марченко Дмитрий Юрьевич

Особенности фотометра-флюориметра «Эксперт – 003»

20

Казарец Илья Сергеевич, Зайцев Николай Конкордиевич

Применение метода ВЖЭХ для определения содержания неионогенных поверхностноактивных веществ в растворах, моделирующих сточные воды

22

Андреева Марина Владимировна, Ишевская Галина Николаевна, Сметанин Георгий Николаевич, Щеглов Александр Анатольевич

Определение содержания различных форм азота в сточной воде

25

Васина Людмила Григорьевна, Меньшикова Валерия Леонидовна, Крылова Любовь Сергеевна

Экспресс-методика определения модуля основности алюминиевых коагулянтов




Васильева Ирина Александровна, Михеева Алена Юрьевна

Определение полихлорированных бифенилов и полихлорированных терфенилов в сточных водах

26

Голуб Светлана Леонидовна, Ульянов Алексей Владимирович, Буряк Алексей Константинович

Оптимизация технологии нейтрализации проливов несимметричного диметилгидразина с использованием шунгитового материала хромато-масс-спектрометрическим и термодесорбционным масс-спектрометрическим методами

27

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ СОСТАВА

ГОРОДСКИХ СТОЧНЫХ ВОД
Хромченко Я.Л. д.х.н., руководитель Испытательного центра НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды, Москва.
Введение в действие Федерального Закона ФЗ №184-ФЗ «О техническом регулировании» предполагает разработку критериев безопасности так же и водных сред, в частности, питьевых, природных и сточных вод, на основании обоснованного минимума целевых показателей качества, а так же создание контрольно-аналитической базы (системы) для корректного подтверждения соответствия качества водных сред принятым критериям. При этом состав и количество промышленных сточных вод, сбрасываемых в природные водоемы по преимуществу и определяют безопасность питьевых и природных вод.

Подготовленные к настоящему времени проекты Федеральных Законов - Технических регламентов (далее ТР), нормирующие деятельность коммунального водного хозяйства представляют собой, главным образом, механическую компиляцию действующих нормативных документов, без попытки приведения их даже к терминологическому соответствию. Многие недостатки и ограничения действующих нормативных документов сохранены (а в ряде случаев и усилены) в обсуждаемых проектах ТР.

В этой связи до рассмотрения конкретных методик определения индивидуальных загрязняющих веществ в сточных водах целесообразно поставить вопрос о самом принципе системы контроля состава городских сточных вод.

Одной из важнейших составляющих этой проблемы является вопрос о корректности перечня нормируемых показателей безопасности. То есть, что именно следует определять в данной водной среде. Вплоть до настоящего времени государственный надзор и контроль за разными водными средами отнесен частями к юрисдикции различных ведомств и, соответственно, практически не связан нормативными актами, содержащими общие подходы.

Имеется целый ряд «ведомственных» перечней нормируемых загрязняющих веществ в водных средах, в т.ч.:

- воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения,

- воды источников централизованного питьевого водоснабжения,

- воды природных водных объектов питьевого и культурно-бытового водопользования,

- воды водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение;

- сточных вод, осадков сточных вод и др.

Данные перечни отличаются между собой по структуре, форме и номенклатуре показателей. Перечни изобилуют серьезными смысловыми и терминологическими погрешностями: включают технические смеси и сложные композиции под их товарными или фирменными названиями без указания состава, включают вещества, диссоциирующие в воде и даже кристаллогидраты. То есть, нормируют вещества, которые в указанном виде не могут существовать, а тем более, быть количественно измерены в воде.

А, между тем, именно на результатах химического анализа во многом базируются размеры платежей за различные формы водопользования.

Внедрение указанных документов приведет к самым произвольным толкованиям результатов химического контроля надзорными службами и постоянным конфликтам на местах.

В этой связи к числу важнейших нормативных разработок в сфере технического регулирования следует отнести организацию формирования и функционирования Единого (по структуре и форме) перечня нормируемых загрязняющих веществ в водных средах, определяющих их безопасность (возможно, специальный ТР и/или общероссийский классификатор).

В докладе представлены предложения по формированию и ведению Единого перечня.

Разработка указанного документа на основе государственных нормативов необходима в целях обеспечения эффективного контроля и надзора за водными средами, правильного определения размера платежей за различные формы водопользования, а также возможности международного сотрудничества по проблемам воды и здоровья, в области охраны водных ресурсов.

Второй важной составляющей этой проблемы является правильная организация процедуры контроля состава сточных вод промышленных абонентов. Этот традиционно конфликтный момент в реальных взаимоотношениях водоканалов и их промышленных абонентов.

На основании опыта Испытательного Центра НИИ КВОВ можно выделить следующие основные вопросы, связанные с контролем за сбросом сточных вод в системы канализации, по которым наиболее часто возникают противоречия между водоканалами и их абонентами:

- по каким показателям водоканалы должны проводить контроль?

- кто именно обязан проводить (и, соответственно, оплачивать) анализ отводимых абонентом сточных вод - абонент или водоканал?

- данные каких лабораторий учитываются при определении платежей за сброс сточных вод в системы канализации населенных мест?

- какие данные считать достоверными при несовпадении результатов анализа, проводимого абонентом и водоканалом?

- как учитывать наличие в сточных водах веществ, на которые не разработаны ПДК?

- как учитывать «фоновые» концентрации загрязняющих веществ 

и ряд других.

Действующие нормативные документы опускают процедурные вопросы, связанные с организацией и проведением контроля состава СВ, а также механизм определения ответственности за нарушение этих положений. Различное толкование здесь имеет весьма серьезные последствия - как санитарно-экологические, так и финансово-экономические. Следствием этого является то, что договоры, заключенные между абонентами и водоканалами на прием СВ вод часто не проясняют эти вопросы, а вносят в них дополнительную путаницу.

В докладе даются рекомендации по организации контроля за сбросом сточных вод в системы городской канализации, в том числе, по редакции абонентских договоров, корректному определению платежей за сброс сточных вод в системы городской канализации.

Предложен индивидуальный, регионально-отраслевой подход к регламентации нормируемых загрязнений СВ, при котором из всего перечня нормативов состава СВ, утвержденных для сброса в природные водоемы - приемники сточных вод, выбираются показатели для контроля качества конкретной сточной воды, исходя из условий формирования данного стока, применяемой технологии очистки сточных вод и санитарно-экологической обстановки в регионе, позволяющий избежать неправомерные обобщения и усреднения.

В докладе рассматриваются вопросы разработки региональных Условий приема производственных сточных вод в систему канализации

Третьей составляющей данной проблемы является аппаратурно-методическое обеспечение.

В Технических регламентах речь идет, по сути, об алгоритме подхода к изучению безопасности сточных вод неизвестного состава. Эти документы, по-видимому, не будут обязывать природоохранные службы и водоканалы всей страны на постоянной основе контролировать сточные воды по всем аналитически сложным современным видам загрязнения (изопрен, N-нитрозамины, диоксины, сим.триазины и др.), при наличии убедительного подтверждения их отсутствия, проводимого раз в несколько лет. Скорее всего речь пойдет об обеспечении систематического контроля только за теми загрязняющими веществами, наличие которых в данной воде зарегистрировано в опасных концентрациях в ходе расширенного исследования. Их реальное количество обычно ограничивается 10-15 наименованиями, что, в конечном итоге, снижает стоимость контрольно-аналитических работ при увеличении эффективности и объективности их результатов.

В докладе представлены рекомендации приборостроительным фирмам и организациям по разработке контрольно-аналитических систем подтверждения безопасности водных сред в соответствии с ФЗ №184-ФЗ «О техническом регулировании».
МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПОВЕРХНОСТНЫХ И СТОЧНЫХ ВОД
Бродский Е.С., д.х.н.,

Институт проблем экологии и эволюции им.А.Н.Северцова РАН, Москва
При множестве веществ, которые надо определять в природных, поверхностных и сточных водах, выгодно применять многокомпонентные методы, в которых за один опыт определяется не один, а несколько, иногда даже очень много компонентов.

Высокопроизводительные и информативные методы, такие как высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ), газовая хроматография (ГХ), хроматомасс-спектрометрия (ХМС) позволяют получать большой объем информации, причем в случае ХМС эта информация непосредственно связана со структурой вещества. Вследствие этого появляется возможность не только одновременного определения большого числа компонентов и использования более надежных приемов идентификации определяемых веществ, но и анализа смесей неизвестного состава.

При многокомпонентном анализе определяющую роль играет не только правильный выбор метода анализа, но и способ выделения органических соединений из водных сред, который должен обеспечивать достаточно высокую эффективность выделения и минимальный дискриминации для разных типов органических соединений.

В практических методиках анализа загрязненных природных и сточных вод применяются прямой анализ водной пробы, жидкостная экстракция, твердофазная экстракция, твердофазная микроэкстракция, пропускание через полупроницаемые мебраны, пассивный пробоотбор.

Для увеличения эффективности экстракции и минимизации дискриминаций применяются высаливание, образование производных, например, ацетилирование фенолов непосредственно в воде. Аналогично и при ГХ или ЖХ анализе возникает необходимость уравнять хроматографические свойства разных соединений, для чего также применяют образование производных, например, ацилирование или силирование кислот, спиртов и др. полярных соединений.

Надежность идентификации достигается совместным применением хроматографических и масс-спектральных аналитических критериев, правильность количественной оценки – применением системы внутренних стандартов, анализом холостых проб и проб с добавками.

РОЛЬ И МЕСТО СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Лысяк А.Н., Меркушев В.А.

Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГУ «ФЦАО»), Москва.
В целях реализации функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», и решения задач государственного аналитического контроля в рамках ГОСТ Р ИСО 14001-98, для перевооружения аналитических лабораторий целесообразно использовать новое поколение отечественных средств аналитического контроля (рефлектометров и фотометров), сочетающих умеренную стоимость и высокие эксплуатационные характеристики, связанные с достижениями современной технологии в создании полупроводниковых источников и приемников света, а также тест-систем, адаптированных к проведению государственного и производственного экологического контроля как в лабораторных, так и в полевых условиях.

ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой» устанавливает, что:

1. Аудит системы управления окружающей средой – это систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленной данной организацией, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

Речь, в этом случае, идет об объективно получаемых и официально зафиксированных данных о качественном и количественном составе загрязнителей окружающей среды, как неотъемлемой части аудита: (п 4.5 1. «Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга»)

2. Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.

Здесь на первый план выступает получение объективных данных для обеспечения возможности принять оперативное решение о корректирующих мерах и последующий контроль за эффективностью принятого решения.

Одним из путей решения этой задачи может быть переориентация служб государственного и производственного аналитического контроля на использование приборов и средств экспрессного количественного инструментального измерения.

Данный класс приборов внесен в Государственный реестр средств измерений и отвечает международным требованиям, а именно:

- компактность и проста в использовании;

- оперативность получения аналитической информации;

- экономичность в эксплуатации.

Отечественные аналитические приборы и методы, отвечающие вышеуказанным задачам и адаптированные к условиям эксплуатации как в полевых, так и в стационарных условиях, позволят начать перевооружение лабораторной службы с минимальными затратами при резком увеличении оперативности получения результатов без ухудшения их качества.

Предполагается, что аналитики получают стандартизованные средства количественного экспрессного анализа и алгоритм их использования в качестве инструмента для объективного (инструментального) экспресс-контроля определенных показателей в определенных условиях.

Возможна такая ситуация: инспектор надзора, в присутствии представителя природопользователя, измеряет концентрацию ЗВ объекта и фиксирует официальное предписание, в котором указывается концентрация ЗВ, полученная экспресс-контролем плюс паспортная погрешность используемого экспресс-метода.

Природопользователь либо соглашается с результатом и несет ответственность за полученный результат (концентрация ЗВ+погрешность), полученной экспресс-контролем, либо отбирает в установленном порядке пробу и анализирует ее в аккредитованной лаборатории. В этом случае решение принимается по результату, полученному в лаборатории.

Ожидается, что такая система принятия природоохранных решений приведет к повышению эффективности работы служб государственного и производственного контроля и стимулированию модернизации аналитических лабораторий. При этом, предлагаемая схема не отменяет сложившуюся сеть лабораторий, работающих в рамках действующей системы аккредитации аналитических лабораторий.

Уменьшение перечня и унификация получаемых результатов должна привести к увеличению вероятности принятия правильных решений и при проведении природоохранных мероприятий в трансграничных зонах. Это, в свою очередь, позволит более эффективно планировать реализацию целевых программ.

Сравнение потенциальных возможностей использования средств оперативного контроля в стационарной лаборатории в реализации спектрофотометрических методов анализа по сравнению с применяемыми сегодня методиками количественного определения выявляет их значительное преимущество в экспрессности. Так, при работе аккредитованной стационарной лаборатории, время проведения анализа 10 проб, при условии соблюдения всех требований методики, составляет для спектрофотометрии, от двух часов и выше

Применение средств оперативного контроля обосновывается необходимостью получения экономически оправданной оперативной аналитической информации как в лабораторных, так и в полевых условиях.

  1. Нештатные ситуации

  • Своевременное выявление начальных стадий отклонения штатного технологического режима либо при процедуре пробоотбора, либо по отдельному графику оперативного контроля.

  • Оперативное оконтуривание временных водоемов (луж) в техногенных зонах

  • Количественная оценка состава поверхностных стоков

  • Нештатная ситуация в аналитической службе, возникающая либо в результате избыточного количества поступающих проб, либо при временной невозможности исполнения требований определенной методики проведения количественного химического анализа.

  1. Штатные ситуации

  • Спектрофотометрический анализ в лабораторных условиях с использованием спектрофотометра в качестве альтернативы фотометрическим методикам (паспортная погрешность 10%). При этом паспортная погрешность тест-методов в ряде случаев не превышает ГОСТированных нормативов погрешности (ГОСТ 27384-2002 «Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств») и может не учитываться.

  • Колористический анализ (паспортная погрешность 25% и более), как и фотометрирование для относительно больших по сравнению с ПДК концентраций загрязняющих веществ в соответствии с принимаемым законопроектом технического регламента водоотведения, позволяет проводить легитимное количественное определение загрязняющих веществ как в фотометрическом, так и в колористическом режимах.

Использование оперативных средств контроля параллельно с пробоотбором и последующей официальной отбраковкой заведомо «фоновых» проб по определенным загрязняющим веществам на месте пробоотбора. В этом случае возникает необходимость подсчета экономической целесообразности использования тест-систем по схеме оперативность – погрешность определения - стоимость, особенно в условиях массового пробоотбора однотипных проб.

В общем случае интервал времени Т между двумя моментами отбора проб (или автоматических измерений) равен:

Т = Т1 + Т 2;

где Т1-интервал времени от начала операций, необходимых для получения информации до окончания управляющего воздействия (например, от отбора пробы до подачи реагента, количество которого установлено по данным анализа пробы);

Т 2 - интервал времени от конца управляющего воздействия до отбора следующей пробы.

Для того, чтобы управляемый процесс протекал удовлетворительно, необходимо выполнение условия:

Т ф Т н , где

Т ф  - фактический интервал между двумя замерами, Тн - нормативный интервал, назначенный исходя из некоторого критерия оптимального протекания процесса.

Ситуация, когда Тф>Тн, может быть следствием запаздывания информации (велико Т1) или нарушения регламента контроля (велико Т2) или - того и другого, что свидетельствует о неудовлетворительной организации контроля.

Проведение анализов в стационарной лаборатории с помощью аттестованных тест-систем в качестве альтернативы реализации методик выполнения измерений в соответствии с ГОСТ 8.563-96 с использованием любого, имеющегося в распоряжении спектрофотометра, позволит в значительной степени сократить время проведения анализов без заметного увеличения себестоимости последних и если суммировать все сказанное, то предлагаемые средства оперативного контроля являются в некоторых случаях весьма полезными, а в других – безальтернативными.

Выше перечисленные возможности технических средств оперативного контроля четко определяют их нишу в комплексе природоохранных мероприятий - это оперативное определение качественного и количественного состава загрязнителей для решения вопроса о принятии мер по изменению существующего положения (первичная информация) и, далее, контроль за эффективностью принятых мер (вторичная информация), то есть задачи, решаемые экоаналитическим контролем и мониторингом.


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: