NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



21. Международное экономическое право, понятие и система


21. Международное экономическое право, понятие и система

Международное экономическое право (МЭП) — это система норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений (торговая, финансовая, инвестиционная, трудоресурсная сферы).

Предметом регулирования международного экономического права являются две группы отношений:

1) между публичными лицами по поводу трансграничного движения ресурсов на двух- и многостороннем уровнях;

2) между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в которых взаимодействуют в международных экономических отношениях частные лица, перемещаются на частноправовом уровне товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила и др.

Субъектами международного экономического права являются:

  • государства;

  • международные организации.

В отношении них в международном экономическом праве используется такая категория, как публичные лица.

Источниками международного экономического права выступают:

  • международные договоры — двухсторонние и многосторонние;

  • решения международных организаций и конференций;

  • международные обычаи.

Принципы международного экономического права подразделяются на:

1) непосредственно вытекающие из основных принципов международного права, соблюдение которых общеобязательно:

    • неотъемлемый суверенитет государства над его богатством и естественными ресурсами;

    • свобода выбора формы организации внешнеэкономических связей;

    • экономическая не дискриминация;

    • равенство и взаимная выгода;

    • развитие взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники и др.;

2) договорные, т.е. действующие лишь тогда, когда государства взяли на себя конкретные договорные обязательства соблюдать их в своих двухсторонних отношениях:

    • наибольшего благоприятствования;

    • не дискриминации;

    • национального режима;

    • взаимности и др.

Эти принципы различаются:

  • по правовой природе, которая может быть договорной или обычной;

  • по объему (принципы могут распространяться на все отношения или только на те, что закреплены в договоре);

  • по содержанию (устанавливают одинаковые условия, общие для всех, или не предусматривают льготы и условия, равные третьим государствам).

В настоящее время для международного экономического права характерно:

1) сочетание методов односторонних действий, двухстороннего, многостороннего и наднационального (торговля — многостороннее регулирование через ВТО; МФП — наднациональное), причем предпочтение отдается многосторонним наднациональным методам регулирования;

2) сочетание методов «мягкого» (рекомендательного, неправового), диспозитивного и императивного регулирования.

Может, это тоже нужно будет…

Трансграничное движение ресурсов и его регулирование средствами международного экономического права

Одной из главных групп отношений, находящихся в сфере регулирования международного экономического права, являются отношения публичных лиц по поводу трансграничного движения ресурсов на двух- и многостороннем уровнях.

Государства сами устанавливают правила поведения в этой сфере по поводу ресурсов и выступают продавцами и покупателями.

В международных экономических отношениях постоянно циркулируют:

  • финансы;

  • инвестиции;

  • трудовые ресурсы;

  • экономическая помощь.

В международных экономических отношениях в качестве товара выступает все, что предназначено для обмена для удовлетворения потребностей. Услуги и права также являются товаром.

Движение товаров образует товаропотоки, в отношении принципов управления которыми договариваются государства. Часть их осуществляется непосредственно публичными лицами, отправителями и получателями товаров.

В соглашениях друг с другом государства устанавливают принципы, на которых будут перемещаться ресурсы, либо условия их перемещения, приема-передачи, купли-продажи.

Межправительственной структурой, направленной на либерализацию торговли между ее участниками, является Всемирная торговая организация (ВТО), действующая с 1 января 1995 г., как продолжатель Генерального Cоглашения о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ) и осуществляет контроль за общим спектром торговых отношений, в том числе и торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

В качестве основных функций ВТО можно выделить следующие:

  • контроль над национальной торговой политикой стран-членов и выполнение ими требований сопряженных соглашений, а также использование мер для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;

  • организация многосторонних переговоров в целях устранения препятствий для роста международной торговли;

  • выполнение функций международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением «правил игры» на мировом рынке;

  • сотрудничество с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), таким образом участвуя в формировании глобальной экономической политики.

Трансграничное движение финансовых ресурсов

В международной финансовой системе движутся, конвертируются, обращаются валюты, ценные бумаги, кредиты, складываются валютные, кредитные, платежно-расчетные отношения, существуют национальные, двусторонние, многосторонние механизмы международной финансовой системы, где есть микро- и макроуровень отношений, регулируемый в той или иной степени государствами. Государства как отправители и получатели финансовых ресурсов в двустороннем и многостороннем порядке разрешают проблему долгов, устанавливают принципы взаимоотношений, нормы поведения, порядок операций и процедур в международной финансовой системе.

На макроуровне регулирование активно ведется в рамках Международного валютного фонда (МВФ), Международного Банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и других финансовых организаций.

Трансграничное движение инвестиционных ресурсов

Для производства товара необходимы ресурсы или запасы различных средств, выступающие в товарной, денежной или иной формах. Это называется инвестициями, движение которых является одним из объектов международного регулирования.

В международной инвестиционной системе есть свои рынки, покупатели и продавцы капитала, его экспорт и импорт.

Государства, регулируя движение частного капитала, определяют принципы сотрудничества в инвестиционной сфере. Происходит переход к многостороннему регулированию в международной инвестиционной системе. Идет разработка многостороннего Соглашения по инвестициям в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.

Трансграничное движение рабочей силы

В мировой экономике перемещаются как продукты труда, так и сам труд, который принимает форму переселения трудоспособного населения по экономическим причинам, т.е. миграции рабочей силы.

Миграция рабочей силы порождает массу вопросов и проблем, требующих регулирования на международном публично-правовом уровне в двустороннем и многостороннем плане:

  • защита национального рынка труда;

  • утечка мозгов;

  • правила поселения (статус резидента);

  • денежные переводы и т.д.

Государства заключают соглашения, призванные регулировать вопросы миграции, сокращать иммиграцию, стимулировать реиммиграцию.

Международное разделение труда своим результатом имеет неравенство в экономическом развитии государств и регионов.

Развитые государства помогали и помогают слаборазвитым странам. Эта помощь фактически выражается в перемещении тех же ресурсов — товаров, финансов, инвестиций, только без встречного возмещения.

Отсутствие встречного возмещения — это отличительная черта, которая служит выделением данного ресурсопотока в особый вид, который регулируется нормами права международной экономической помощи, входящего в систему международного экономического права.

Здесь сложился свой рынок, где есть экспортеры (государства-доноры) и импортеры (государства-реципиенты) помощи, предоставляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В международной экономической системе все ее элементы — торговля, финансы, инвестиции — взаимосвязаны и сбалансированы.

Если управляемость системы нарушается, происходят кризисы, касающиеся отдельных стран, регионов, подсистем или всей экономической системы в целом.

Взаимозависимость прослеживается в глобальном, региональном, межрегиональном, двустороннем и секторальном разрезе.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: