250 упражнений по русскому языку Работа над корнем слова в начальной школе
В далёкие края
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. ( С. Михалков. )
Заварила чайка чай
Из морской капусты.
Рыбы пили - похвалили,
Чай у чайки вкусный. ( И. Демьянов. )
Ёлка в блёстках ледяных,
В тёплых слёзках смоляных.
Светлая, зелёная,
Солнцем озарённая. ( А. Барто. )
27. Предупредительные и объяснительные диктанты.
* * *
Солнце ещё не взошло. Ненастным утром охотники ушли за добычей. В лесу слышался тягостный вой. Маленькой и слабой чувствовала себя Настя перед этой силой.
* * *
На аллеях группы людей сгребают гигантские охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. Поздней осенью наша местность кажется грустной. В окрестностях чудесные краски ранней осени сменил пресный серый цвет. На сердце появилось ужасное чувство тоски.
* * *
Чудесная снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков.
Она походила на звёздный небесный свод.
Гигантские тучи казались железными. Они складывались в картинки - прелестные и безобразные.
Тучи властно глядели на опустевшую зимой местность.
28.. Зрительный д и к т а н т.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. ( А.С.Пушкин )
День с утра стоял ненастный, лужи серые везде. ( Е. Благинина )
Нарядилась и рябина в белый праздничный наряд(Е. Трутнева )
Объясни написание непроизносимой согласной.
29. Выборочный д и к т а н т. Выпиши слова с непроизносимой согласной.
1. Здравствуй, солнце золотое !
Кролик лист капустный грыз ( К. Чуковский )
Лестница – чудесница бежит сама собой ( Е. Тарахановская )
Под навесом прячутся грустные грачи ( Г. Ладонщиков )
В поздний вечер буря за окном шумела. ( А. Плещеев )
С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями.
( А. Пушкин )
Была тихая - тихая звёздная ночь ( Д. Мамин – Сибиряк )
Спиши, рядом напиши слова, которые отвечают на вопрос какой ?
Образец : запаслив ( какой ? ) - запасливый
Вкусен - …………………….
Чудесен - ……………………..
Опасен - ……………………..
Прекрасен - ……………………..
Интересен - ……………………..
Вынослив - ………………………
Ужасен - ………………………
Ясен - ………………………
31. Страничка - тест.
Яс…ное, кос…ная, доблес…ная, мес…ное, любез…ное, прелес…ный, уксус…ная, свис…нул, извес…ный, парус…ная, безобраз…ная, час…ное, гиган…ский, ужас…ный, звёз…ный, сер…це, запоз…но, безглас…ная, прес…ный, праз…ничный, окрес…ный, интерес…ный, ненавис…ный, прихвас…нула, доблес…ный, чудес…ный, влас….ный.
32. Словарный д и к т а н т.
Солнце, сердце, звёздный, радостный, праздник, окрестность, честный, грустная, счастливая, лестница, здравствуй,
Местный, интересный, ужасный, опасный, крепостные, устный, прекрасный.
33. Напишите по памяти по 5 слов с непроизносимой согласной и сочетаниями СН, ЗН.
Если не получилось, то вернитесь к предыдущим упражнениям, прочитайте их ещё раз.
Затем закройте книгу и выполните данное задание .
34. Послушай отрывок из сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». О какой орфограмме идёт речь в отрывке ? Объясни, как ты понимаешь выражение «сомнительные и скрытые буквы»
В самом деле, как пишется слово «солнце» ? Зоя Филипповна всегда советовала нам изм…нять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы выл…зали наружу. Быть может, попробовать ?
И я начал выкрикивать : «Солнце ! Солнышко ! Солнечный !». Ага ! Выл…зла буква «л». Я схв…тил мел и быстро вып…сал её. В эту же минуту солнце снова загл…нуло в зал.
Какие способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова» ты знаешь ?
Найди и выпиши слова :
1. с орфограммой - большой буквой в именах ;
2. с удвоенной согласной в корне слова ;
3. с непроизносимой согласной.
Назови проверочные слова.
35. Прочитай правило в стихах. Для каких слов стихотворного правила написание буквы т , действительно, оказывается ошибочным ? Докажи ! Выпиши эти слова, а рядом запиши проверочные. Обозначь орфограмму.
И ужасно, и опасно
Букву т писать напрасно !
Всем известно, как прелестно
Букву т писать уместно !
Выпиши слова с буквосочетанием стн. Докажи, что эти слова написаны верно.
36. Творческие д и к т а н т ы.
Ночью звёздное небо. Окрестность. Поздно.
День рождения. Радостно. Бьётся сердце.
Придумай предложения с данными словами так, чтобы получилось два небольших текста.
37. Прочитай сочетания слов. Замени их синонимами с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Обрати внимание : эти слова должны отвечать на вопросы какой ? какая ? Обозначь орфограмму.
Образец : унылая песня - грустная ( грустить )
Правдивый ответ - ………………………………..
Здешний житель - ………………………………..
Занимательная книжка - …………………………….
Красивый пейзаж - …………………………………
38.. Предупредительный диктант со слуховой подготовкой. Послушай текст. Найди слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова», объясни написания. Проговори все слова в предложениях, как будешь писать. Запиши текст под диктовку. Обозначь орфограммы.
Как прекрасно звёздное небо ! Группы звёзд образуют созвездия. Человек дал им чудесные названия : Лев, Весы, Дева … А вокруг Солнца вращаются девять небесных тел. Это планеты. И одна из них - наша Земля.
Выпиши однокоренные слова, выдели корень.
39. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые согласные.
Здра…ствуй, осень золотая ! Школа, со..нцем залитая ! (В.Лебедев-Кумач)
Рыж…й, рыж…к рыж не зря ¬ рыж…к - вес…ник сентября.
( Б. Мусатов )
На дорогах лужи морщатся от стуж…, под навесом прячутся грус…ные грачи. ( Л. Ладонщиков )
Прочитай. Выпиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными. Перед словами с непроизносимыми согласными в скобках напиши проверочные слова.
Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и тишина. И грустно и радостно.
( По Н. Сладкову )
41. Отгадай загадку, напиши отгадку. Выдели орфограмму.
Отгадайте, кто такой я ?
Поднимаюсь к облакам,
Странным криком в шторм морской я
Предвещаю морякам.
( Б - - - - - - - - - - .)
Кто гантели поднимает
Дальше всех ядро бросает,
Бегает быстро и метко стреляет –
Как одним словом их всех называют ?
( С - - - - - - - - - .)
* * *
Найди пару. Вставьте пропущенные буквы.
Находящийся в запасе. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости.
Слова – помощники : кос…ный, вкус…ный, завис…ливый, интерес..ный, запас…ной.
42. Найди пару. Вставь пропущенные буквы.
Ус…ный, прекрас…ная, опас…ная, счас…ливое, чудес…ные.
Сер…це, лес…ница, окрес…ность, мес…ность.
Придумай предложение с одним из словосочетаний.
43. Предупредительные д и к т а н т ы.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: