NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



5 класс проверочная работа по чтению №1 Вариант 2 Прочитай текст «Дедушкины очки»


5 класс

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ №1

Вариант 2

Прочитай текст «Дедушкины очки». Выполни задания.

Дедушкины очки

У деда внук был. Старик очень внука любил. И как не любить, когда он – дедушкин портрет, бабушкина улыбка, сыновняя кровь.

Отец и мать на работе, а внук – при дедушке.

Старик сам на всю семью валенки подшивал и сапожничал. Внук около деда вертится – хочет узнать, что к чему. Глазами дедушке помогает. И руками подсобить не отказывается.

– Ах ты, дедушкины очки! – скажет старик. – При тебе и без глаз остаться не страшно.

Подопрели как-то у старой избы нижние венцы. Менять надо.

– Давай, внук, сами венцы сменим.

– Давай, – отвечает внук. – Только я никогда этого не делывал.

– Не беда, – отвечает дед. – Были бы глаза, а руки при хороших глазах что хочешь сделают. Тащи пилу, точить будем.

Притащил внук пилу и побаивается, чтобы дед руки не повредил.

– Я сам, дедушка. Только ты мне показывай, как зубья разводить, как напильник при точке держать.

Показал дед, как развод зубьям давать, как напильник держать.

Поторопился внук – поранился маленько. А дедушка палец перевязывает да и говорит:

– Пила-топор торопливых не милуют. А мы их терпением обманем да сноровкой перехитрим.

Обманул внук пилу терпением, топор сноровкой перехитрил. Выточил так зубья пилы, что они в дерево, как нож в масло, идут.

– Пойдем теперь, внук, в лес дерева на венцы валить. Только побереги меня, Вася, в лесу от смерти.

– От какой смерти, дедушка?

– Дерева, знаешь, какие вредные? От себя валишь, а на тебя упадут.

Боюсь, как бы меня какое дерево не прихлопнуло.

– Ничего, дедушка, я в оба глаза буду глядеть.

Пришли в лес. Дедушка показывать начал, как по ветру дерево валить.

Хорошо с делом справляется внук – деда оберегает.

Пришло время венцы подводить. Дед опять на глаза жалуется:

– Васенька, ты теперь уж вовсе моими очками стал.

Старается внук. Что дедушка говорит, то и делает. А старик на ощупь руками проверяет, где и что не так – указывает. Поменял внук венцы у избы. Васины отец-мать диву дались.

А Вася им:

– Да это не я, а дедушка.

Прошло сколько-то там времени, дед пуще прежнего на глаза жалуется.

– Не могу я, Василий, без работы жить. Руки без дела слепнут, душа старится, сердце останавливается.

А внук давай его обнадеживать:

– Не горюй, дедушка, моих глаз нам на обоих хватит. Давай работать. Ты только говори, а я сам увижу.

Работают дед и внук. В два глаза глядят, в четыре руки мастерят. Печи перекладывают, трубы выводят, рамы стеклят, крыши щепой кроют. Нарасхват мастера.

Как-то они навесы к рамам привертывали, и внук отвертку потерял.

Искал, искал – не может найти. А дед ему:

– Да вон она, Васенька, в стружке лежит.

– Это как же ты, дедушка, увидел ее?

– Видно, внук, глаза от работы прозревать начали.

– Может быть, но только я не слыхал, чтобы к старости глаза лучше видеть начинали.

Опять прошла неделя, другая. Тонкую работу дед с внуком взяли.

Старинный узор в барском доме для колхозной чайной нанялись подправлять.

– Ты, – говорит внук, – сиди, дедушка, это не по твоим глазам, а я прожилки у листочков наводить буду.

Стал внук прожилки кисточкой выписывать, а дед и говорит:

– Васька, да ты это что? Прожилки листам надо во всю их живую силу давать, а ты их тоньше волоса выводишь.

Слез Василий с подмостей и спрашивает:

– Как это ты, дед, с полу прожилки на листах можешь видеть, когда я их плохо разглядываю?

А дедушка не потерялся да и говорит:

– Молод еще, значит, мастер. Не можешь пока без дедушкиных очков работать.

Тогда внук и спрашивает:

– Так кто же для кого очки? Ты для меня или я для тебя?

– А это уж тебе, внучек, лучше знать.

Понял тогда Василий про дедову слепоту. Обнял старика:

– Хитрый ты у меня, дедушка!

А старик на это, не таясь, отвечает:

– Если деду хитрому не быть, так откуда внуку умному да работящему вырасти?

Много лет прошло. Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, мастером на все руки. Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели.

(По Е. Пермяку)
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и выдели жирным правильный ответ.

  1. Василия научил трудиться его дедушка.

  2. Василия никто не мог заставить трудиться.

  3. Василия научили трудиться его родители.

  4. Василий ничему не хотел учиться у деда.


2. Закончи предложение.

Если деду хитрому не быть, так откуда внуку

_ так откуда внуку умному да работящему вырасти?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чём заключалась дедушкина хитрость? Выдели жирным правильный ответ.

1) Дедушка плохо видел и поэтому хотел, чтобы внук всё делал за него.

2) Дедушка использовал желание внука ему помочь, чтобы научить работать.

3) Дедушка хотел, чтобы внук починил за него избу.

4) Дедушка хотел, чтобы внук не мешал ему работать.


4. Какое первое дело сделал Василий «работая» дедушкиными очками?

___Сменил в избе венцы
5. Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что Василий был очень похож на дедушку.

И как не любить, когда он – дедушкин портрет, бабушкина улыбка, сыновняя кровь.

6. Зачем Василий, став известным мастером, надевает хитрые «дедушкины очки» молодым мастерам? Выдели жирным правильный ответ.

  1. Чтобы они лучше видели.

  2. Чтобы поругать их за плохую работу.

  3. Чтобы притвориться слепым.

  4. Чтобы передать им свой опыт и умение работать.


7. Дедушка многому научил Василия. Приведи два примера, которые подтверждают это.

1. _Дедушка научил Василия валить деревья________________________

____________________________________________________________________________
2.__Печи выкладывать , рамы стеклить
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «Громко Василий работать начал»? Выдели жирным правильный ответ.

  1. пользуясь известностью и уважением людей

  2. издавая громкие звуки

  3. расхваливая свою работу

  4. не расхваливая никому свою работу


9. Какими словами можно заменить выделенное в предложении выражение: «Василием Петровичем величать стали, мастером на все руки.». Выдели жирным правильный ответ.

  1. человеком, не умеющим ничего делать

  2. человеком, умеющим делать всё хорошо

  3. человеком, помогающим всем

  4. добрым человеком


10. Какими словами можно заменить выделенное слово в предложении: «Нарасхват мастера». Выдели жирным правильный ответ.

  1. мастера, которых все охотно приглашают к себе работать

  2. мастера, которых никто не приглашает к себе работать

  3. мастера, которые не за всякую работу берутся

  4. мастера, которые плохо знают свою работу


11. Автор называет Василия «внуком». Как ещё называет автор Василия? Найди в тексте ещё не менее 2 названий и запиши их.

Василий, внук, _Вася, Васенька _____________________________________________________________________
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

Выдели жирным правильный ответ.

  1. Русские народные сказки

  2. Рассказы и легенды о людях труда

  3. Веселые приключения школьных друзей

  4. Басни


13. Объясни, как ты понимаешь предложение: «Обманул внук пилу терпением, топор сноровкой перехитрил».

___Василий научился не спешить в работе, все делать аккуратно .
14. Из текста тебе многое стало известно о Василии. Назови основные черты его характера.

___Любознательность, трудолюбие, забота.
Выпиши из текста то место, которое доказывает твой ответ.

Старается внук. Что дедушка говорит, то и делает. А старик на ощупь руками проверяет, где и что не так – указывает. Не горюй, дедушка, моих глаз нам на обоих хватит. Давай работать. Ты только говори, а я сам увижу. Василием Петровичем величать стали, мастером на все руки.

15. Какие чувства испытывает Василий, когда дедушка жалуется ему на свои глаза? Выдели жирным правильный ответ.

  1. раздражения и злости

  2. гордости и уважения

  3. сострадания и желания помочь

  4. зависти и сожаления


16. Составь простой план прочитанного текста.

_1.Василий и дедушка

2.Хитрая слепота дедушки

_3.Желание внука помочь дедушке, стать его очками

4.Василий Петрович – мастер на все руки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. О чём главным образом хотел рассказать автор? Выдели жирным правильный ответ.

  1. Как меняется зрение человека с возрастом.

  2. Как сберечь зрение.

  3. Как прививается любовь к труду и умение трудиться.

  4. Как правильно отремонтировать избу.


18. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Выдели жирным правильный ответ.

  1. Не можешь пока без дедушкиных очков работать.

  2. Прошло сколько-то там времени, дед пуще прежнего на глаза жалуется.

  3. Понял тогда Василий про дедову слепоту.

  4. Если деду хитрому не быть, так откуда внуку умному да работящему вырасти?


19. Какова главная мысль этого текста? Выдели жирным правильный ответ.

  1. Всегда надо прислушиваться к мнению старших.

  2. Надо помогать старым людям.

  3. Чтобы вырастить трудолюбивого человека, настоящего мастера, надо прививать ему любовь к труду смолоду.

  4. Нужно следить за своим зрением смолоду.


20. Докажи, что пословица «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» подходит к этому произведению.

__для того что бы уметь что то делать ,этому нужно учиться с детства и совершенствоваться всю жизнь.
21. Подумай, что мог бы ответить Василий молодым мастерам на вопрос, зачем им нужны «дедушкины очки». Напиши несколько предложений

Васмлий бы сказал, что нужно прислушиваться к старшим и более опытным,пользуясь возможностью, впитывать в себя опыт мастеров. Чтобы глубже свое дело видеть да на работу шире смотреть.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: