NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



57. Организация исполнительной власти в государствах Северной Европы. Социальная политика государств се


57. Организация исполнительной власти в государствах Северной Европы. Социальная политика государств СЕ.

Исполнительная власть в Дании принадлежит Правительству Дании, возглавляемому Премьер-министром. Король (королева) назначает Премьер-министра, опираясь на мнение народа в лице лидеров парламентских партий. Кандидатура Премьер-министра проходит процедуру голосования о доверии в парламенте. Формально утверждается только Премьер-министр, но обычно состав будущего кабинета министров определяется заранее. По Конституции требуется, чтобы большинство Парламента не было «против» предложенного, и не требуется большинства «за», поэтому чаще всего в Дании избирается правительство меньшинства. Правительство ответственно перед Парламентом. Правилом является назначение министров из числа членов Парламента, исключения достаточно редки.

С 2009 года Премьер-министр Дании — юрист Ларс Лёкке Расмуссен (Lars Løkke Rasmussen).

При необходимости может быть собран Государственный Совет Дании, в который входят король (королева), Крон-принц или наследная принцесса по достижении ими совершеннолетия, а также все министры. Государственный Совет носит в основном представительские функции, но на нём могут обсуждаться важнейшие законопроекты и мероприятия правительства.

Подразделения Правительства Дании называются министерствами, во главе которых находятся министры. Формально все члены правительства имеют равные права и ни один из них не имеет права давать распоряжения другому министру, однако сложившаяся система отводит Премьер-министру место «первого среди равных» (лат. primus inter pares). Практики «младших» министров в Дании нет.

Министерства являются постоянно действующими гражданскими учреждениями по планированию, организации и контролю в областях по своему профилю. Министерства действуют вне политики, и смена кабинета не приводит к смене министерства. Руководит работой Министерства Постоянный Секретарь (Permanent Secretary). Министр, как правило, дополнительно имеет личный секретариат, который меняется при смене Министра.

Норвегия: Исполнительная власть принадлежит королю, который назначает правительство (Государственный совет) во главе с премьер-министром (с октября 2005 г. - Ш, Столтенберг; НРП). Правительство состоит из Премьер-министра (им обычно становится лидер партии парламентского большинства) и не менее чем 7 министров, которые назначаются и увольняются королем. Компетенция правительства весьма обширна.

Ныне в руках этого органа сосредоточена подавляющая часть вопросов государственного управления. Правительство обладает, кроме того, некоторыми полномочиями в области законодательства: оно подготавливает большинство законопроектов. Правительство осуществляет возложенные на него функции через департаменты, возглавляемые министрами. Перечень департаментов законодательно не установлен, но их сравнительно немного (10—20). Правительство ответственно перед парламентом.

Финляндия: Исполнительная власть в стране осуществляется Государственным советом (правительством), в который входят премьер-министр и необходимое количество министров (кабинет министров), числом не более 18. Премьер-министр выбирается Эдускунтой и затем формально утверждается президентом. Президент страны назначает других министров в соответствии с рекомендациями премьер-министра. Правительство вместе с премьер-министром уходит в отставку после каждых парламентских выборов, а также по решению президента страны при потере доверия парламентом, по личному заявлению и в некоторых других случаях.

Швеция: За Королем сохранились в основном церемониальные обязанности (к примеру, официальное открытие сессии парламента). Функции его как главы исполнительной власти принадлежат правительству и конституционно за ним закреплены. Решения, принятые правительством, не требуют подписи Короля, Король не присутствует на его заседаниях, наконец, он не обладает правом назначать и увольнять членов правительства, судей и высших чиновников.

Исполнительная власть в стране возложена на правительство Кабинет министров, - формируемое при непосредственном участии Риксдага и ответственное перед ним. Правительство назначается в соответствии с расстановкой сил в парламенте, оно должно пользоваться доверием Риксдага. Порядок образования Кабинета закреплен в Конституции: на сессии парламента по предложению тальмана (председателя Риксдага) проводятся выборы Премьер-министра. Кандидатура считается одобренной, если за нее проголосовало не менее половины депутатов. Если кандидат не наберет нужного числа голосов, назначается повторное голосование. Премьер-министр сам определяет состав своего Кабинета, члены которого затем утверждаются Риксдагом. Риксдаг обладает правом роспуска правительства. Для этого он должен принять специальную резолюцию порицания.

Право законодательной инициативы принадлежит правительству и членам парламента.

Полномочия правительства в настоящее время достаточно обширны, и прежде всего потому, что большинство прав, принадлежавших ранее Королю, теперь осуществляет правительство. Основные вопросы экономической, социальной и политической жизни решаются Кабинетом, который, согласно § 1 главы V Закона о форме правления, должен лишь ставить Короля в известность о принятых мерах. Правительству переданы и такие функции Короля, как назначение высших чиновников, судей, образование некоторых ведомств, определение внешней политики, руководство вооруженными силами. Правительство обладает правом роспуска Риксдага, однако это право ограничено определенными условиями (к примеру, вновь избранный парламент не может быть распущен раньше, чем через 3 месяца после начала первой сессии).

Социальная политика

Швеция: социальная политика пронизана идеей равенства. Шведская модель, в частности, отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции.

Следуя цели общественного равенства, социал-демократы построили систему всеобщего благосостояния, которая заключается в том, что “общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образования , здравоохранения, социальных услуг” .

Основные потребности, такие как образование и здравоохранение в Швеции социализированы. Государственный сектор экономики велик. Суммарные государственные расходы составляют 60% ВВП, что ставит Швецию на первое место в мире .

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального страхования — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь — денежное пособие наличными.

Система страхования здоровья является прежде всего инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов.

Швеция занимает ведущие позиции в мире по многим показателям развития здравоохранения. Детская смертность здесь очень низка (страна уступает только Исландии и Японии). Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 — у женщин). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной “визитной карточной” шведов, что сопоставимо с легкими формами наркотической зависимости в Голландии.

Развитие здравоохранения рассматривается в Швеции как задача государственного сектора и осуществляется в основном местными властями.

Как и здравоохранение, образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. В стране практически полная грамотность населения. Основное бремя расходов на образование берет на себя государство.

Норвегия: Большинство экономических реформ Норвегии имеют социальную направленность. Норвегия принадлежит к числу стран с высоким уровнем жизни: по величине ВВП на душу населения (в 2004 г. - 42 тыс. дол.) входит в пятерку ведущих стран мира. С 2000 г. Норвегия удерживает 1-е место в мире по т. наз. индексу человеческого развития, разработанному ООН. Все граждане состоят членами государственных фондов страхового и пенсионного обеспечения, охватывающих предоставление медицинской помощи, получение пенсии по старости и инвалидности, а также иных видов помощи.

Большое внимание уделяется улучшению условий жизни семей, имеющих детей. В дополнение к детскому страхованию существует всеобъемлющий и гибкий порядок предоставления отпусков в связи с рождением ребёнка. Норвегия традиционно характеризуется равномерно распределенной среди ее населения собственностью и в течение многих лет остается относительно однородным обществом. Так, соотношение между наиболее высоким и минимальным уровнями оплаты труда составляет 2:1 (наиболее высокооплачиваемая категория работающих – рабочие-нефтяники – в среднем 310 тыс. крон в год, наименьший заработок – в среднем 160 тыс. кронв год – у работников сферы обслуживания). В среднем норвежские рабочие и служащие получают около 215 тыс. крон в год.

Дания: В начале 60-х годов в области социальной политики Дании обновлению подверглись четыре сферы.

В 1961 г. вступило в силу новое законодательство по социальному обеспечению. В него был включен классический социал-демократический принцип, декларирующий льготы и провозглашенный еще в начале 30-х годов. Другое важное изменение предусматривало, что в зависимости от обстоятельств людям, претендующим на получение социальной помощи, она должна предоставляться также для получения обеспечивающего доход рабочего места - путем развития трудовых навыков или восстановления способности к труду. Таким образом в законодательство введены принцип утраты дохода и принцип реабилитации.

Третьим основным элементом обновления стало развитие системы медицинского страхования в 1960 г. Принцип страхования по случаю болезни сохранялся, однако предусматриваемые выплаты значительно увеличивались. Нововведением стало то, что общества по медицинскому страхованию должны также обслуживать людей, зарабатывающих больше, чем "лимит, устанавливаемый обществом по медицинскому страхованию". Были сняты ограничения в сроках пользования пособиями по болезни и введена система обязательных пособий по безработице для наемных работников. Таким образом заменялась схема выплаты пособий по болезни, основанная на коллективных договорах.

Последний элемент обновления социальной политики касался выплаты пенсий. В 1964 г. принято решение о постепенном переходе к выплате полной пенсии по старости. За этим последовала отмена поправки, которая обязывала учитывать уровень дохода при расчете базовой пенсии по старости для пенсионеров старше 67 лет. Прежде пенсионеры, не имеющие большого дохода помимо своей пенсии, получали специальную дополнительную пенсию.

В 1964 г. принят закон об уходе за нетрудоспособными людьми и пожилыми пенсионерами, предусматривающий, в частности, государственную поддержку по уходу, оказываемому вне интернатов для престарелых. В 1964 г. в результате переговоров между социальными партнерами введена в действие дополнительная систем пенсионных выплат для наемных работников, финансируемая за счет отчислений работодателей и работников.

Основополагающей чертой датской системы всеобщего благосостояния является высокая значимость социальных контрактов, которыми охвачено все население страны. Социальные контракты подразумевают, что в них включается каждый гражданин, только потому что он член общества. Права здесь не зависят от того, располагает ли человек деньгами, выплатил ли он страховую сумму, подписал ли контракты и пр.

Однако в последнее время заметной стала тенденция к поляризации в обществе, вызванная ростом бремени социальных выплат. Показательно, что поляризация не обусловлена усугублением экономического неравенства. Экономическое распределение очень стабильно в течение длительного времени при слабой, но устойчивой тенденции к выравниванию доходов.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: