NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



62. Традиции и парадигмы в теории м о. Современные школы и направления в теории м о


62. Традиции и парадигмы в теории м.о. Современные школы и направления в теории м.о.

Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
1. Классич. традиц.

Фукидид «История Пелопонесской войны в 8 книгах»: почему почему афиняне и лакедемоняне воюют? Потому что при усилении одной империи и ее желании захватить окрестности, другая империя усиляется =>конфликтный цикл. В конфликте м-у 2 полит. Единицами главным и наиб убедит аргументом м.б. только сила. Сила и могущество гос-ва не самоцель, а ср-во для отстаивания интересов гос-ва. Польза правовых норм. Мораль в МО – умеренность в использовании силы.

(16в. Николо Макиавелли). «Реалистично» описывать международные отношения , т.е. исследовать то, что предпочтительно или возможно появится в будущем.

Томас Гоббс 17в.: Единствен. регулятор обществен отнош – сила.

Эмерик де Ваттель 18в.: выдвинул идею политич. равновесия (ни одна держава не способна преобладать над другими). Суть политики – создание коалиций.

По сравнению с гос интересами интересы частных лиц вторичны.

Карл фон Клаузевитц 19в. «О войне»: Война – это продолжение политики другими средствами.

2. Либерально-идеологическая (18в. Кант). Формируется параллельно с классич. Гос-во для человека, а не наоборот. Человеческий род един, разделение его на гос-ва условно. Вечный мир возможен путем правового решения вопросов.

3. Марксистская традиция. Объективные законы способствуют становлению всемирного общ-ва. МО в экономич. Плане – отношения эксплуатации, МО в политич. плане – отнош-я господства и подчинения, классовой борьбы и революций. Нац. Обособленность исчезает по мере развития буржуазии, свободной торговли, всемирного рынка и т.д. (Неомарксисты: развитие центра за счет периферии).

4. Современная традиция (политический реализм) (Р. Арон, Моргентау). Выделяли 3 принципа м.о.:

1) Главная цель гос-ва – выживание, поэтому МО носят анархичный характер.

2) Участники м.о. – только гос-ва.

3) Гос-ва неоднородны, обладают разным потенциалом, кот пыт-ся увеличить, это приводит к изменениям структуры м.о.

4) Арон: «МО развертываются в тени войны», главным международным процессом является конфликт и его крайняя форма – война.

5. Постмодернизм (1980-е гг.). Гос-во – фикция, его интересы определить объективно нельзя, скептицизм.

В 1990-х годах геополитическая мысль на Западе была представлена двумя течениями: «столкновение цивилизаций» Самуила Хантингтона и «конец истории» Фрэнсиса Фукуямы.

Хантингтон. Большую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций» (в 1996 обнародована), которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. С. Хантингтон утверждал, что западная идеология восторжествовала временно, ее торжество поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока. В недалеком будущем, по его мнению, заявят о себе славяно-православная, конфуцианская (китайская), японская, исламская, индуистская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Этот фактор вновь создает условия для противостояния Запада и Востока.

По мнению С. Ханингтона, надо готовиться к возможному противостоянию, заранее регулировать, сдерживать антиатлантистские настроения и тенденции, не допускать соединения в единый союз геополитических цент-ров противостояния Западу.

Фукуяма. «Конец истории и последний человек» (1993г.). Ф. Фукуяма ведет речь о триумфе западных ценностей, всеобщем распространении плюралистической демократии, идеалов индивидуализма и рыночной экономики. Ф.Фукуяма во многом повторил идеи немецкого социолога и историка Макса Вебера о том, что история развивалась только за счет нерациональных факторов, рациональность становится превалирующим фактором только на этапе капиталистического развития. Последний оплот «иррационализма» пал, по мнению Ф. Фукуямы, с развалом СССР. Ф. Фукуяма провозгласил начало нового существования человечества — планетарного, где будут существовать Рынок и Демократия. Они интегрируют мир в гармоническую единую машину.Все части света, т. е. все регионы земного шара, начнут переструктурироваться, как электроны в атоме, станут менять свои орбиты, ориентируясь на самые мощные (экономически) ядра-центры.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: