1. Этапы развития экономики. Основные направления и школы. Эволюция предмета экономической теории
Экономика
1.Этапы развития экономики. Основные направления и школы. Эволюция предмета экономической теории
Экономическая школа | Дата | Представители | Пояснения |
Направление политической экономии | |||
Меркантилизм | XVI — XVII | А. Монкретьен (основатель) Т. Мен В. Стаффорд | Богатство образуется в сфере торговли. Все хотели торговать. Производили очень мало. Политика протекционизма — ограничение ввоза |
Физиократия | XVII — XVIII | Ф. Кенэ Ж. Тюрго | Источник богатства — только земледелие |
Классическая школа политической экономии | XVIII — XIX | А. Смит Д. Риккардо | Источник богатства — все сферы материального производства. «Невидимая рука» — экономика — это саморегулирующаяся система. Невмешательство государства в экономику. Цена — главный регулятор |
Марксизм | XIX — XX | К. Маркс | Отсутствие частной собственности. Теория прибавочного продукта |
Маржинализм | XIX — XX | К. Менгер Бем-Баверк У. Джевокс | Предельные величины. Понятие полезности (утиль). Цена образуется из потребностей. Причинно-следственная связь |
Направление Экономикс | |||
Неоклассицизм | XX | А. Маршал | Функциональный подход |
Кейнсианство | XX | Дж. М. Кейнс | Разделил микро- и макроэкономику. Рынок не способен к саморегулированию и необходимо вмешательство государства. |
Монетаризм | XX | М. Фридман | Регулирование денежного обращения. Денежно-кредитная политика. |
Институционализм | XX | Т. Веблен | Регулирование с помощью институтов |
2.Предмет и задачи экономической науки, объект и методы экономики
Предмет — поиск эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения материальных потребностей. Объект — реально существующие процессы и явления в экономике, имеющие общезначимый характер, а также результаты экономических деятельностей в рамках разных эпох, цивилизаций и систем. Методы:
Формальной логики:
Анализ;
Синтез;
Дедукция;
Индукция;
И т. д.
Эмпирический метод;
Статистический метод;
Причинно-следственный метод (казуальный);
Позитивный и нормативный анализ:
Позитивный метод — изучает факты;
Нормативный метод — как должно быть.
Метод научной абстракции — моделирование;
Методы диалектического и исторического материализма;
Функциональный;
Эконометрика.
3.Потребности и блага для их удовлетворения
df | Потребность — 1) недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности; 2) мотив, побуждающий к деятельности. |
Аксиомы:
Потребности человека безграничны и полностью неутолимы;
Существует экономический закон непрерывного возрастания потребностей.
df | Блага — это средства для удовлетворения потребностей. |
Классификация:
Свободные блага. Не производятся. Нет ограничений для потребления;
Частные блага. Ограничены. Производятся;
Общественные блага. Производятся обществом. Нет ограничений.
Закономерности благ:
Редкость;
Разное качество;
Закон убывающей полезности.
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: