NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



75. Этногенез и современный национально этнический состав се


75. Этногенез и современный национально - этнический состав СЕ.

Первые люди появл-ся в СЕ в мезолите. Это индоевропейские и финно-угор племена.

Этногенез – это процесс происхождения, формирования этноса (= народности).

Две основные теории о происхождении Этноса:

  1. Лев Николаевич Гумилев. Этнос – био-соц образование. Образуется в результате пассионарного толчка, из энергии извне. Избыток энергии -> через 200 лет возникает этнос. Через 1,5 тыс. лет он умирает, происходит ассимиляция. (В. М. не нравится эта теория).

  2. Этнос формируется под влиянием соц-эк условий, исторических, природных и прочих факторов (возможно Юлиан Владим. Брамлей).

Признаки этносов постепенно утрачиваются. Малочисл. этнос обречен на вымирание.

Большинство народов Северной Европы говорят на языках германской группы Индоевропейской семьи, финны и саамы – на языках финно-угорской группы Уральской (Урало-Юкагирской) семьи.


Народ

Основная территория расселения

Язык

Датчане 5,5 млн.

Дания

Датский

Исландцы 280 тыс.

Исландия

Исландский

Норвежцы 4 млн.

Норвегия

Норвежский

Саамы ок. 50 тыс.

Северные районы Норвегии, Швеции, Финляндии; Россия (Мурманская область)

Саамский

Фарерцы 50 тыс.

Фарерские острова (Дания)

Фарерский

Финны 5 млн.

Финляндия

Финский

Шведы 8, 5 млн.

Швеция, Финляндия (Аландские острова, Западные и Юго-Западные районы)

Шведский


Дания - 96% датчан + 2% немцы, фарерцы, шведы. Малая группа - инуитов из Гренландии. В 2003 иммигранты составл. 6,2% населения (офиц. стат.).

Норвегия - 95% норвежцев. Самое крупное нац. меньш-во – саамы (20-40 тыс. чел). Кроме них – квенны (норвежские финны), шведы, русские, цыгане, евреи. С 1990-х г. – рост иммиграции (большая часть - русских).

Швеция – 91% шведы + 17 тыс. саамов + 50 тыс. коренных финнов, более 450 тыс. этнич. финнов, иммигрировавших в страну в 20 в., и их потомков. + араб. иммигранты, конечно.

Финляндия – на 2008г.: 97,3% финны + русские, эстонцы, шведы. Самые крупные нац. менш-ва – финские шведы (ок 295 тыс.), цыгане, татары, саамы.

Исландия – исландцы + датчане, норвежцы и др.
76. Первичные формы общности, системы родства.

Иерархия:

  • род – наименьшая кровно-родственная единица.

  • племя (примеры: готы, свевы)

  • народность = этнос (объединения племен: саамы)

  • нация (русская нация) Существуют разные подходы к понятию нации:

  1. у нации должен быть полиструктурный социальный состав (рабочие, крестьяне и т.д.)

  2. должен быть суверенитет (не факт)

Признаки этноса: Работают только в совокупности!

  • территориальная общность

  • язык, письменность

  • культура

  • традиции

  • внешний вид

  • конфессиональная принадлежность (Финляндия – 2 офиц.религии – православие и лютеранство)

  • этническое самосознание (кем человек себя сознает) – наиболее значимый идентификатор

Системы родства: что такое семья. Семьи делятся на различные категории: матрилинеарные (только евреи) или патрилинеарные (вся Европа); по выбору места жительства: патрилокальные, матрилокальные (жизнь в семье жены или возле нее) и неолокальные (отдельно).
77. Народные традиции, культы, обряды, верования (на пр. страны или гр. стран).

Обрядность:

  1. календарная (смена года, приход весны, солнцеворот и т.д.).

Лето – самый бедный сезон на обряды, т.к. полевые работы идут.

11ноября – День Св. Мартина, едят гуся. К этому дню завершаются с/х работы.

13 декабря – День Св. Люц(с)ии. Она приносила свет к началу нов.года.

13 января – День Св. Кнута. Выметали рождество.

24 июня – праздник середины лета. В Шв. Мидсоммар.

  1. жизненного цикла (родильная, инициационная (могут посвещать в рыцари, шаманы, монахи и пр.; в Европе – это конфирмация или первое причастие, в 12-14 лет, чтение свящ. писаний), свадебная, погребальная и пр.)

Распространены добрачные связи, большой % незаконнорожденных.

Свадебная обрядность – про металлическую корону.

Крещение ребенка было обязательно в лютеранской церкви, без него не допускали к конфирмации (первому причастию).
78. Влияние глобальных соц. и культ. процессов на развитие материальной и духовной культуры народов СЕ.

Характерные процессы для современного мира: на фоне взаимозависимости государств наблюдается борьба между цивилизациями (исламская и христианская цивилизации). Т.е. с одной стороны – глобализация, с другой – борьба и постоянные столкновения (возможно именно это В. М. называет регионализацией). Возникновение наднациональных процессов. При этом этносы не уничтожаются, этническая идентичность сохраняется.

В кон. 19 – нач. 20 веков возрождение этнич. самосознания в Сев. Европе (строится Скансен, создается шведский костюм). Финляндия – этнографический парк, где празднуют нац. народные праздники.

Унификация (приведение у единообразию, единой форме) экономики (пример: IKEA) – это вытесняет какие-то элементы этнич. культ. Самый живучий компонент – кухня, т.к. формируется под влиянием климатических условий и связана с биологической адаптацией.
79. Современные проблемы нац. и этнич. отношений в СЕ.

Проблема этнич. и нац. меньшинств – проблема существования малочисленных народов.

Саамы. В Норвегии с начала 20 в. появл-ся первые организации саамов, которые борются против дискриминации. В 1950-51 гг. в Норвегии Швеции был создан единый саамский литературный язык. В1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт.

В o6eих скандинавских странах и Финляндии работает отдельный Саамский парламент (или Народное собрание). В 90-х гг. появились законы о яз., которые в определенной степени придают саамскому языку статус гос-го. В 1986 г. саамская конференция утвердила саамский нац. флаг и гимн и правила их использования.

В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- телепередачи.

Главная проблема: их разбросанность по 4 странам, которые не заинтересованы в консолидации этого народа и в формировании единой административной национальной единицы. Отсутствие единой территории уже привело к распаду некогда единого саамского языка на 10 диалектов, носители которых часто не понимают друг друга.

На Кольском полуострове среди саамов остро стоит демографическая проблема. Так, например, в селе Ловозеро между 1979 и 1987 гг. из каждых 16 заключенных саамами браков, 11 были смешанными. При этом, из 208 мужчин репродуктивного возраста, 119, т.е. около 60 %, не смогли найти себе жен.

Инуиты. Гренландцы не хотели вступать в ЕС, т.к. торговали преимущественно с неевроп. странами – США и Канадой. Но Дания, вместе с ними, вошла в союз в 1973г. (невзирая на то, что 70,3 % гренландцев были против). Местные партии начали компанию за внутреннее самоуправление. Автономия Гренландии была ратифицирована Фолькетингом (Датский парламент) в 1978 году и вступила в силу в следующем году. Автономная Гренландия провозгласила себя государством народа инуитов. Датские геогр. названия были изменены на местные. Страна стала называться Калааллит Нунаат. Административный центр острова, Готхоб, стал Нууком, столицей почти суверенной страны, а в 1985 году был принят гренландский флаг.

В 2009 была расширена (гос.яз. стал калааллисут, местный диалект эскимосского). Ежегодные дотации островитянам из бюджета - 300 миллионов евро. Обойтись без этих денег пока не удастся, и все это понимают. Самый важный вопрос - кто будет владеть природными ресурсами (нефть, газ)? Инуиты хотят сами. Есть тут и геополитика. Как известно, свою выгоду в Арктике ищут пять государств: Россия, Норвегия, Канада, США и Дания. Они непосредственно граничат с Северным полюсом, только еще не решили, где прочертить границы. Датское королевство стало арктическим только благодаря своей огромной провинции Гренландии, и в перспективе может лишиться этого статуса.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.