75 Этногенез и современный национально-этнический состав Западной Европы
75)Этногенез и современный национально-этнический состав Западной Европы.
Кровно-родств. Единицы родства: Род-племя- народность- нации Признаки этноса: общность культуы, территории, языка, религиозная принадлежность, все признаки работают в совокупности. Главное- этническое самосознание!!!
Нация не означает этнос. Существует несколько подходов к пониманию нации. У нации должен быть сформированный поликультурный социальный состав(имеется ввиду наличие всех слоев общества ()крестьяне, рабочие, духовенство)
Этногенез (от греч. «племя, народ» и «происхождение») – происхождение народов.
В этнографии различают два исторических типа этногенеза:
Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.
Этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, Палестины, арабского мира вообще, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки).
Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов — консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).
В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним (например, американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность «советский народ»).
Народы классифицируются по следующим группам:
Семья
Группа
Подгруппы (не всегда существуют)
Этнический состав стран Западной Европы: (приведем пример)
Индоевропейская семья:
Германская группа:
немцы (Германия)англичане (Англия)голландцы (Нидерланды)шведы (Швеция)австрийцы (Австрия)фламандцы (северная Бельгия, ближе к границе с Нидерландами)датчане (Дания) шотландцы (исторически кельтский народ, но в средние века заимствует английский язык) германо-швейцарцы (основные кантоны Швейц.)норвежцы (Норвегия)эльзасцы (тер-рия Франции, город Страсбург)евреи (язык – идиш – вариант немецкого языка с верхнесаксонским акцентом)
ольстерцы (северная Ирландия – переселенцы из Англии и шотландии)фризы (о-ва у побережья Нидерландов)люксембуржцы (Люксембург)исландцы (Исландия)фарерцы (Фарерские о-ва)гибраалтарцы (местное население Гибралтара, перешедшее на английский язык)лихтенштейнцы (Лихтенштейн)
Народ-изолит (не входит ни в одну семью и группу): Баски (тер-рия северной Испании, провинция Франции - Гасконь).+ мигранты – из бывших колоний; с территории России и Китая.
Формирование наций в Западной Европе
Для периода новой истории Западной Европы характерно формирование государств, определяемых как национальные, и, соответственно, представления о нации как источнике государственного суверенитета.
Вплоть до XVIII в. термин «нация» имел сословное содержание. Нацией называли дворянское сообщество государства. Например, под венгерской нацией («natio hungarica») понимали дворянство Венгерского королевства вне зависимости от того, на каком языке говорили представители этого сословия.
В современной европейской традиции существуют два определения нации. Согласно первому, нацию составляют все граждане государства вне зависимости от их этнического происхождения. Такой подход получил название государственного или французского, так как сформировался во Франции в период Великой Французской революции.
С другой точки зрения, нация рассматривается как культурное сообщество, которое формируется безотносительно государственных границ, а, сформировавшись, может претендовать на образование отдельного государства. Такой подход получил название культурного или германского, так как был характерен для немецкой исторической традиции и являлся одним из обоснований формирования единого германского государства во второй половине XIX в.
Современные исследователи феномена нации (Б. Андерсон, М. Грох) подчеркивают большую роль элит в процессе его формирования. М. Грох (Hroch) на примере Центрально европейского региона, выделил три этапа в развитии наций и национальных движений.
появляление «отдельных патриотических настроенных идеологий», изучавших проблемы языка, культуры и истории своих народов.
постепенное углубление национальных движений, намечался переход к национально-политической агитации. (самым научные разработки становились фактом общественного сознания).
На третьем этапе («в оптимальных случаях») возникали массовые национальные движения, в том числе революционные выступления (в Европе это революционные события 1848 г., события, последовавшие в Австро-Венгрии после ее поражения в Первой Мировой войне).
Различие в подходах позволяет сделать вывод о том, что нация – феномен культурный, тесно связанный со сферой массового сознания (не случайно, Б. Андерсон назвал нации «воображаемыми сообществами»), возникающий в условиях развития всеобщей грамотности, книгопечатания, современных средств коммуникации.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: