93. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического развития и политическому режиму. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств
93. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического развития и политическому режиму. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств.
Классификация:
Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют несколько основных показателей и критериев:
- абсолютный и относительный ВВП (ВНП);
- НД и доход на душу населения;
- отраслевую структуру национальной экономики;
- структуру экспорта и импорта страны;
- уровень и качество жизни населения и некоторые другие.
Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них – разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем дохода. В 1995 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов – не более 765 долл. (49 стран), средний уровень доходов – от 766 до 9385 долл. (58 стран), высокий уровень доходов – 9386 долл. и выше (26 стран). Дополнительная граница дохода на душу населения 3035 долл. вводится между уровнем доходов незначительно выше и незначительно ниже среднего. Существуют и другие подходы к классификации стран в мировом хозяйстве и определению их роли в мировом воспроизводственном процессе. В современном мире есть несколько групп государств, характеризующихся схожестью названных социально-экономических показателей. Мир по своей социально-экономической природе крайне неоднороден.
В настоящее время можно выделить три группы стран:
- промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства;
- развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира);
- страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.
Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран – страны Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. – провинция Китая, Сянган), Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие – по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.
В то же время часть несомненно развитых государств как бы опаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она одна составляет лишь около 50% уровня стран Западной Европы.
Промышленно развитые страны с рыночной экономикой. Это – группа из 25 государств. В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.
Классификация стран по уровню социально-экономического развития
Мировая экономика имеет сложную региональную структуру.
В аналитических целях международные организации разделяют все страны мира на три группы:
развитые страны с рыночной экономикой (advanced economies);
страны с переходной экономикой (transitive economy) или с формирующимся рынком (emerging market);
развивающиеся страны (developing countries).
Развитые страны с рыночной экономикой играют ведущую роль на мировом рынке и в международном разделении труда.
К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.
Страны с переходной экономикой включают государства Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай, Вьетнам, бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.
К развивающимся странам относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию. Общий уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.
Помимо приведенной выше классификации стран МВФ группирует страны:
по региональным группам (Африка, ЦВЕ, СНГ, развивающиеся страны Азии, Средний Восток, Западное полушарие);
по аналитическим группам, в том числе по источникам экспортных поступлений (топливо, нетопливо, продукты первичной переработки);
по внешним источникам финансирования (страны нетто-должники).
В целом разные международные организации имеют различные методики группировки стран по уровню их экономического развития.
Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м — технология реализации государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Поскольку термин «демократический политический режим» используется редко, понятие «политический режим» или просто «режим» обычно ассоциируется с более или менее недемократическими политическими режимами. Выделяется три основных политических режима:
демократия
тоталитаризм
авторитаризм
Демократия — форма правления, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Принцип демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом»
Авторитарный режим
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
Черты:
- Автократизм.
- Неограниченность власти.
- Опора на силу.
- Монополизация власти и политики.
- Отказ от тотального контроля.
- Рекрутирование политической элиты
Тоталитарный режим
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Страны. В конституциях тоталитарных стран может нередко говориться о демократическом характере соответствующего государства, ибо открыто признавать антидемократическую природу своей власти не в интересах самого крайнего диктатора. Но, как уже отмечалось, при определении характера существующего в той или иной стране государственно-политического режима особенно важно обращать внимание не столько на формально-юридические установления и формулировки, сколько на реально существующее положение дел, на фактические отношения, складывающиеся между личностью, обществом и государством
Черты:
- всеобщая государственная идеология,
- монополия государства на средства массовой информации,
- монополия государства на все средства вооружения,
- жестко централизованный контроль над экономикой,
- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то
есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
- особо организованная система насилия, как специфического средства
контроля в обществе;
Анархия
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).
Тенденции развития конституционного права:
А) расширение объектов конституционно-правового регулирования
Проведенный анализ свидетельствует, что, начиная со второго десятилетия XX в., произошло принципиальное по своей значимости расширение объекта конституционно-правового регулирования. Если раньше конституции ограничивались главным образом вопросами организации государственной власти и отношениями власти и личности, то почти все современные конституции включают положения, относящиеся к сфере экономики, социальных отношений, политической системы, основам духовной жизни общества. Это процесс более полного правового регулирования основ всех главных сторон общественных отношений в их взаимосвязи. Конституция становится универсальным, разносторонним документом, распространяющимся на все общезначимые сферы жизни общества. Путем использования государственной власти конституционное право теперь практически всех стран устанавливает системные связи: личность — коллектив государство общество. Расширение объекта конституционно-правового регулирования — это не только изменение объема. Оно имеет свою содержательную сторону, одновременно являясь процессом социализации, политизации и идеологизации конституционного права.
Б) новый инструментарий.
Регулирование новых сфер предполагает применение специфического конституционно-правового инструментария. Все чаще некоторые экономические и социальные отношения, социально-экономические права личности становятся предметом особых конституционно-правовых норм, которые имеют прогностическое, рекомендательное значение, ориентируют политику государства правительства, но иногда они не подлежат непосредственной судебной защите. С другой стороны, конституция все чаще становится непосредственно действующим правом в отношении все более широкого круга явлений, а органы конституционного контроля, применяющие декларативные нормы к конкретным случаям, используют для этого иногда даже положения преамбулы конституции.
В) усиливается сходство конституционного права различных стран с точки зрения «набора» составляющих его конституционно-правовых норм и институтов.
Постепенно в ходе практической деятельности и взаимных влияний, особенно после крушения тоталитаризма на рубеже 80—90-х гг., определился более или менее общий круг отношений, институтов конституционного права, зафиксированный, прежде всего, в конституциях. Но такое сходство касается лишь наиболее общих черт и принципов.
Г) одновременно с тенденцией сходства проявляется другая тенденция: расширяется разнообразие конституционно-правовых статутов, возникают уникальные институты, отражающие исторические, национальные и иные особенности народов различных стран, разнообразнее становится их содержание. Это обогащает конституционное право. Нации и государства, бывшие ранее на задворках истории, ныне вносят свой вклад в развитие теории и практики конституционного права. Обогащает это и науку сравнительного конституционного права.
Д) повышается роль профессионализации и специализации, что обусловлено общими тенденциями развития общества.
Е) к сожалению, во многих государствах (их большинство составляют развивающиеся страны) наблюдается тенденция снижения роли конституции как основного закона. Это характерно и для постсоциалистических государств. Вместе с нестабильностью конституционного законодательства уходят в прошлое те времена, когда конституция рассматривалась как почти неприкосновенный документ, и даже поправки к ней принимались очень редко, становясь событием в жизни страны. В настоящее время в развивающихся странах конституции действуют нередко лишь в течение нескольких лет. В Венесуэле за полтора века сменилось три десятка конституций. Правда, зачастую они были очень похожи одна на другую, но в среднем каждая действовала приблизительно пять лет. В Таиланде за 60 лет было принято полтора десятка конституций, больше 10 — в Йемене за 30 лет, во Франции после Второй Мировой войны сменились две конституции (1946 и 1958 гг.)
Во второй половине XX в. появились документы (их нередко называют национальными хартиями), которые ставились над конституцией. Такими были Национальная хартия Алжира 1976 г. (в обновленной редакции 1986 г.), Хартия Малагасийской социалистической революции 1975 г. и др. Конституционное значение иногда придавалось документам правящей партии при однопартийной системе.
Вместе с тем все чаще обнаруживается, что все страны, в том числе считавшиеся ранее как бы находящимися на обочине мирового конституционного процесса, вносят весомый вклад в развитие конституционного права, в создание новых конституционно-правовых институтов, в совершенствование техники конституционно-правового регулирования. А это означает, что конституционный процесс становится все более многосторонним, обогащается новыми идеями и институтами, как и исследующая его наука.


страница 1
скачать
Другие похожие работы: