NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



93. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического развития и политическому режиму. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств


93. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического развития и политическому режиму. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств.

Классификация:

Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют несколько основных показателей и критериев:
- абсолютный и относительный ВВП (ВНП);
- НД и доход на душу населения;
- отраслевую структуру национальной экономики;
- структуру экспорта и импорта страны;
- уровень и качество жизни населения и некоторые другие.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них – разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем дохода. В 1995 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов – не более 765 долл. (49 стран), средний уровень доходов – от 766 до 9385 долл. (58 стран), высокий уровень доходов – 9386 долл. и выше (26 стран). Дополнительная граница дохода на душу населения 3035 долл. вводится между уровнем доходов незначительно выше и незначительно ниже среднего. Существуют и другие подходы к классификации стран в мировом хозяйстве и определению их роли в мировом воспроизводственном процессе. В современном мире есть несколько групп государств, характеризующихся схожестью названных социально-экономических показателей. Мир по своей социально-экономической природе крайне неоднороден.

В настоящее время можно выделить три группы стран:

- промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства;

- развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира);

- страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран – страны Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. – провинция Китая, Сянган), Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие – по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы опаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она одна составляет лишь около 50% уровня стран Западной Европы.
Промышленно развитые страны с рыночной экономикой. Это – группа из 25 государств. В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.
Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Мировая экономика имеет сложную региональную структуру.

В аналитических целях международные организации разделяют все страны мира на три группы:

  • развитые страны с рыночной экономикой (advanced economies);

  • страны с переходной экономикой (transitive economy) или с формирующимся рынком (emerging market);

  • развивающиеся страны (developing countries).

Развитые страны с рыночной экономикой играют ведущую роль на мировом рынке и в международном разделении труда.

К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Страны с переходной экономикой включают государства Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай, Вьетнам, бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.

К развивающимся странам относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию. Общий уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.

Помимо приведенной выше классификации стран МВФ группирует страны:

  • по региональным группам (Африка, ЦВЕ, СНГ, развивающиеся страны Азии, Средний Восток, Западное полушарие);

  • по аналитическим группам, в том числе по источникам экспортных поступлений (топливо, нетопливо, продукты первичной переработки);

  • по внешним источникам финансирования (страны нетто-должники).

В целом разные международные организации имеют различные методики группировки стран по уровню их экономического развития.

Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м — технология реализации государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Поскольку термин «демократический политический режим» используется редко, понятие «политический режим» или просто «режим» обычно ассоциируется с более или менее недемократическими политическими режимами. Выделяется три основных политических режима:

  1. демократия

  2. тоталитаризм

  3. авторитаризм

Демократия — форма правления, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Принцип демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом»

Авторитарный режим

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Черты:

- Автократизм.

- Неограниченность власти.

- Опора на силу.

- Монополизация власти и политики.

- Отказ от тотального контроля.

- Рекрутирование политической элиты
Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Страны. В конституциях тоталитарных стран может нередко говориться о демократическом характере соответствующего государства, ибо открыто признавать антидемократическую природу своей власти не в интересах самого крайнего диктатора. Но, как уже отмечалось, при определении характера существующего в той или иной стране государственно-политического режима особенно важно обращать внимание не столько на формально-юридические установления и формулировки, сколько на реально существующее положение дел, на фактические отношения, складывающиеся между личностью, обществом и государством

Черты:

- всеобщая государственная идеология,

- монополия государства на средства массовой информации,

- монополия государства на все средства вооружения,

- жестко централизованный контроль над экономикой,

- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то

есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,

- особо организованная система насилия, как специфического средства

контроля в обществе;
Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).
Тенденции развития конституционного права:
А) расширение объектов конституционно-правового регулирования

Проведенный анализ свидетельствует, что, начиная со второго десятилетия XX в., произошло принципиальное по своей значимости расширение объекта конституционно-правового регули­рования. Если раньше конституции ограничивались главным обра­зом вопросами организации государственной власти и отношениями власти и личности, то почти все современные конституции включают положения, относящиеся к сфере экономики, социальных отноше­ний, политической системы, основам духовной жизни общества. Это процесс более полного правового регулирования основ всех главных сторон общественных отношений в их взаимосвязи. Конституция становится универсальным, разносторонним документом, распространяющимся на все общезначимые сферы жизни общества. Путем использования государственной власти конституционное право теперь практически всех стран устанавливает системные связи: личность — коллектив  государство  общество. Расширение объекта конститу­ционно-правового регулирования — это не только изменение объема. Оно имеет свою содержательную сторону, одновременно являясь про­цессом социализации, политизации и идеологизации конституцион­ного права.

Б) новый инструментарий.

Регулирование новых сфер предполагает применение специфического конституционно-правового инструментария. Все чаще некоторые экономические и социальные отношения, социально-экономические права личности становятся предметом особых конституционно-правовых норм, которые имеют прогностическое, рекомендательное значение, ориентируют политику государства правительства, но иногда они не подлежат непосредственной судебной защите. С другой стороны, конституция все чаще становится непосредственно действующим правом в отношении все более широкого круга явлений, а органы конституционного контроля, применяющие декларативные нормы к конкретным случаям, используют для этого иногда даже положения преамбулы конституции.

В) усиливается сходство конституционного права различных стран с точки зрения «набора» составляющих его конституционно-правовых норм и институтов.

Постепенно в ходе практической деятельности и взаимных влияний, особенно после крушения тоталитаризма на рубеже 80—90-х гг., определился более или менее общий круг отношений, институтов конституционного права, зафиксированный, прежде всего, в конституциях. Но такое сходство касается лишь наиболее общих черт и принципов.

Г) одновременно с тенденцией сходства проявляется другая тенденция: расширяется разнообразие конституционно-правовых статутов, возникают уникальные институты, отражающие исторические, национальные и иные особенности народов различных стран, разнообразнее становится их содержание. Это обогащает конституционное право. Нации и государства, бывшие ранее на задворках истории, ныне вносят свой вклад в развитие теории и практики конституционного права. Обогащает это и науку сравнительного конституционного права.

Д) повышается роль профессионализации и специализации, что обусловлено общими тенденциями развития общества.

Е) к сожалению, во многих государствах (их большинство составляют развивающиеся страны) наблюдается тенденция снижения роли конституции как основного закона. Это ха­рактерно и для постсоциалистических государств. Вместе с нестабильностью конституционного законодатель­ства уходят в прошлое те времена, когда конституция рассматрива­лась как почти неприкосновенный документ, и даже поправки к ней принимались очень редко, становясь событием в жизни страны. В настоящее время в развивающихся странах конституции действуют нередко лишь в течение нескольких лет. В Венесуэле за полтора века сменилось три десятка конституций. Правда, зачастую они были очень похожи одна на другую, но в среднем каждая действовала приблизи­тельно пять лет. В Таиланде за 60 лет было принято полтора десятка конституций, больше 10 — в Йемене за 30 лет, во Франции после Второй Мировой войны сменились две конституции (1946 и 1958 гг.)

Во второй половине XX в. появились документы (их нередко называют национальными хартиями), которые ставились над консти­туцией. Такими были Национальная хартия Алжира 1976 г. (в обнов­ленной редакции 1986 г.), Хартия Малагасийской социалистической революции 1975 г. и др. Конституционное значение иногда прида­валось документам правящей партии при однопартийной системе.

Вместе с тем все чаще обнаруживается, что все страны, в том числе считавшиеся ранее как бы находящимися на обочине миро­вого конституционного процесса, вносят весомый вклад в развитие конституционного права, в создание новых конституционно-правовых институтов, в совершенствование техники конституционно-право­вого регулирования. А это означает, что конституционный процесс становится все более многосторонним, обогащается новыми идеями и институтами, как и исследующая его наука.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.