36 общая экономико-географическая характеристика стран западной европы и отдельных его отраслей
36) ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ и отдельных его отраслей
Территория - 3,7 млн. км2
Население - около 370 млн. чел.
Западная Европа - субрегион Европы, включающий 27 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.
Данный регион играет важную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, играет важную роль в МГРТ
Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи.
По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные -республики.
Географическое положение
Западная Европа занимает западную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова - водами Северного Ледовитого океана. Границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.
Экономико-географическое положение данного субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.
Природные условия и ресурсы
В пределах субрегиона образовались четыре крупных пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг. Соответственно состав полезных ископаемых в северной и южной частях региона существенно различается.
В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные.
В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов - меньше. (ресурсы довольно разнообразны, запасы многих из них близки к истощению) Так, послужившие базой развития тяжелой промышленности угольные бассейны Англии и Германии, железорудные бассейны Франции и Швеции в настоящее время играют меньшую роль. Большое значение имеют запасы бурого угля в ФРГ, бокситов в Греции и Франции, цинко-свинцовых руд в ФРГ, Ирландии; Италии, калийных солей в ФРГ и Франции, урана во Франции, нефти и газа на дне Северного моря. В целом Западная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем Северная Америка.
Агроклиматические ресурсы связаны с положением в умеренном и субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении, что связано с уменьшением количества осадков на юге Европы. Больше всего орошаемых земель сейчас в Италии и Испании.
Гидроэнергетические ресурсы Западной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп и Скандинавских гор.
Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты.
Хозяйство
Регион Европы (Западной и Восточной) занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. Но экономическую мощь региона в первую очередь определяют члены "большой семерки" - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах, микрогосударствах Западной Европы (Андорре, Мальте, Лихтенштейне, Сан-Марино, Монако, Ватикане).
Наиболее низким уровнем экономического развития в субрегионе характеризуются Ирландия, Португалия, Греция.
Промышленность.
Toпливнo-энергетический комплекс расчет на собств ресурсы(преобладал уголь). Сейчас наметилось сокращение доли угля (до 20%) и переход на нефть и природный газ, добываемые как в самом региона - в Северном море (1/3 потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%, (хотя уже освоен). Важное место в структуре электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании - занимают АЭС.
Металлургическая промышленность
Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и/или сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге.
Цветной металлургии: выплавка алюминия - во Франции, Италии, Греции, Норвегии, Швейцарии, ФРГ, Австрии; выплавка меди - в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии.
Машиностроение и металлообработка — ведущие отрасли промышленности Западной Европы, на их долю приходится около 1/3 объема промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. (выделяются развитостью маш-стр прежде всего ФРГ, Великобритания, Франция, Италия)
Химическая промышленность в Западной Европе занимает второе место после машиностроения. Тенденц посл20 лет- переориентация на углеводородное сырье. Крупные центры нефтехимии расположены около Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.
Легкая промышленность Западной Европы переживает тяжелые времена, Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а, кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы.
Сельское хозяйство субрегиона в целом высокоразвито, занимает видное место в мировом сельском хозяйстве, здесь производится до 15% зерна, около 15% мяса и 30% молока. Большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и экспортирует часть продукции.
После Второй Мировой войны произошли изменения в земле-владении и землепользовании - на смену универсальному мелкому крестьянскому хозяйству пришло крупное специализированное хозяйство, система агробизнеса. Но в аграрном отношении и уровне развития сельского хозяйства, его специализации и товарности сохраняются большие различия между странами. Этому также способствуют природные различия. Под воздействием вышеперечисленных факторов в субрегионе сложились три основных типа сельского хозяйства.
Транспорт
Транспортные магистрали Западной Европы составляют единую региональную транспортную систему. высокая густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Главную роль в грузообороте играет автомобильный транспорт, Большое значение- морские и речные пути. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. Аналогичными узлами являются также крупные морские порты, превратившиеся в настоящее время в портово-промышленные комплексы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: