А) первый уровень (1-4 классы) безопасность школьника

рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»» подготовка обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности в начальной и основной школе проходит за счет времени вариативной части базисного учебного плана с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:
а) первый уровень (1-4 классы) – безопасность школьника;
б) второй уровень (5-9 классы) – безопасность личности;
в) третий уровень (10-11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования предусматривает изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете «Окружающий мир». Формирование у младших школьников системных знаний о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника рекомендуется осуществлять за счет времени компонента образовательного учреждения из расчета не менее 0,5 часа в неделю (17 часов в год).
При этом целесообразно использовать авторскую программу по курсу ОБЖ для 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора А.Т. Смирнова и др. (изд-во «Просвещение»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» автора В.В. Полякова (изд-во «Дрофа»), альбомы-задачники «Жизнь без опасности» автора Л.П. Анастасовой и др. (изд-во «Вентана-Граф»), рабочие тетради «Безопасное поведение» автора А.В. Гостюшина (изд-во «Открытый мир»), дополнительные пособия из серии «Азбука безопасности» автора А. Иванова (изд-во «АСТ-Пресс»).
В основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени школьного компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9 классах. При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:
– безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);
– пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
– безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);
– безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);
– безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);
– основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека).
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 09 марта 2004 года № 1312» на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования отводится на базовом уровне 70 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе) и 140 часов (по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах) на профильном уровне.
При этом более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:
– основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);
– безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядков);
– безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;
– пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
– основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
– мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
– государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;
– правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
– вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов);
– военно-историческая подготовка (военные реформы в истории российского государства, дни воинской славы в истории России);
– военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);
– государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации (символика Вооруженных Сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»:
– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
– обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов, и определение порядка их финансирования. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.
Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.
Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов). Учебные сборы проводятся на базе воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодёжи к военной службе, военно-патриотических молодёжных и детских лагерей или при образовательных учреждениях.
На базовом и профильном уровне предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме раздела «Основы военной службы» (теоретические и практические занятия, которые являются необязательными для девушек). В это время с девушками 10-11 классов организуются занятия по изучению разделов программы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (А. Т. Смирнов, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, М. В. Маслов), разработанной в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.
Руководитель образовательного учреждения и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны по основам военной службы, совместно с представителями военного комиссариата заблаговременно согласовывают: время и порядок проведения занятий, количество граждан, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.
На основании выше изложенного рекомендуется:
– в районах создать совместно с военными комиссариатами учебные пункты для проведения учебных сборов на базе образовательных учреждений;
– учебные сборы проводить в первом полугодии, как подготовку к проведению районных и городских соревнований «Зарница», военизированных эстафет, строевых смотров, «Вахты Памяти».
Для учебно-методического обеспечения преподавания курса ОБЖ необходимо руководствоваться приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (Приложение 1).
В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится «…разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (ст. 14. п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.
С учетом вышесказанного образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:
– примерная программа основного общего образования по ОБЖ;
– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;
– примерная программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне.
Ссылка на примерные программы: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/, http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.
Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по ОБЖ для основной и средней полной школы, например:
1) Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М. : Дрофа, 2010.;
2) Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная, средняя (полная: базовый и профильный уровни) под общей редакцией А.Т. Смирнова, М. : Просвещение, 2010.
При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу, либо любую из вариативных (авторских) программ, соблюдая преемственность в обучении, должен использовать примерную программу и может также использовать авторскую. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения. Рекомендации по составлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) представлены в письме Министерства образования и науки Челябинской области от 21.07.2009 г. № 103/3404.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г. введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования начинается с 01 сентября 2015 года.
Новые подходы определяются в следующих нормативных документах и методических материалах:
1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный адрес]. –http://ipk74.ru/kafio/rcsfgos/files/2011/03/fgos_ooo.doc;
2) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.;
3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] : учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.;
4) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.;
5) Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 класс [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, 2011. – 47 с.;
6) Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
Примерная программа, разработанная на основе нового ФГОС основного общего образования, отводит ОБЖ минимум по одному часу в неделю в 7-м, 8-м и 9-м классах, дополнительно поясняя, что при составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить в базисном учебном плане учебное время до 175 часов за счет часов вариативной части базисного плана. Изучение предмета может быть с 5-го по 9-й класс из расчета 1 час в неделю. Введение ФГОС на ступени основного общего образования планируется в 2015 году (Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»).
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Организация воспитательной и внеурочной работы
Внеклассная работа должна быть направлена на формирование специальных знаний и умений в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и развития познавательных интересов и способностей школьников. Основным критерием внеклассной работы в учебном заведении является регулярное массовое участие учащихся во внеклассных мероприятиях в течение учебного года. К формам внеклассной работы по ОБЖ относятся:
1) кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);
2) секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);
3) тематические викторины, КВН;
4) смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);
5) спортивные мероприятия прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.; военно-спортивные праздники «День защитника Отечества», «Школа безопасности», «Салют, Победа» и др.);
6) тематические экскурсии;
7) встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, Органами ГО и ЧС, МВД, ГИББД и т.д.;
8) туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой медицинской помощи» и др.
Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в олимпиадах по ОБЖ. Всероссийская олимпиада школьников по предмету представляет собой комплексное соревнование, позволяющее оценить качество освоения знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой по ОБЖ для общеобразовательных школ. Исходя из этого, необходимо активизировать поиск наиболее эффективных средств, методов и форм занятий с учащимися для совершенствования их теоретической и практической подготовок, используя материалы прошедших олимпиад. Также в своей работе педагогам необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 № 695 «Положение о Всероссийской олимпиаде школьников».
Организация оценивания уровня подготовки обучающихся
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 09.02.2007 г. № 17-ФЗ освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.
Государственная (итоговая) аттестация по ОБЖ в 9-х классах общеобразовательных учреждений может проводиться в устной форме (по билетам) и в форме тестирования в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами. В экзаменационные билеты и тестовые задания включаются вопросы обязательного минимума содержания образовательной программы основной и средней (полной) школы.
Содержание, структура и оформление экзаменационных материалов для итоговой аттестации, предъявляемых школами, должны соответствовать требованиям нормативных документов и включать в себя пояснительные записки к экзаменационным и тестовым заданиям, экзаменационные (тестовые) задания с ответами, критерии оценивания знаний выпускников, список литературы. Все материалы итоговой аттестации должны быть согласованы с экспертными комиссиями при муниципальных органах управления образованием, утверждены администрацией общеобразовательного учреждения.
Кислякова С.С.
264-01-26
Приложение 1
Федеральный перечень учебников, рекомендованных
Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе
в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год
№ п/п | Авторы, название учебника | Класс | Издательство |
1 | Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | 5 | Дрофа |
2 | Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | 6 | Дрофа |
3 | Вангородский О.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | 7 | Дрофа |
4 | Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | 8 | Дрофа |
5 | Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности | 9 | Дрофа |
6 | Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | 5 | Просвещение |
7 | Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | 6 | Просвещение |
8 | Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | 7 | Просвещение |
9 | Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | 8 | Просвещение |
10 | Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности | 9 | Просвещение |
11 | Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности | 5-6 | Просвещение |
12 | Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности | 7-8 | Просвещение |
13 | Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности | 9 | Просвещение |
14 | Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | 5 | ACT, Астрель |
15 | Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | 6 | ACT, Астрель |
16 | Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | 7 | ACT, Астрель |
17 | Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | 8 | ACT, Астрель |
18 | Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности | 9 | ACT, Астрель |
19 | Латчук В Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 10 | Дрофа |
20 | Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 11 | Дрофа |
21 | Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 10 | Просвещение |
22 | Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 11 | Просвещение |
23 | Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни) | 10 | Просвещение |
24 | Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни) | 11 | Просвещение |
25 | Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 10-11 | Просвещение |
26 | Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 10 | АСТ, Астрель |
27 | Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | 11 | АСТ, Астрель |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: