NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Духовно-нравственное развитие Первый уровень результатов


Духовно-нравственное развитие
Первый уровень результатов:

1.Изучение личностной позиции ученика, его интересов и потребностей
Цель: определить направленность потребностей и желаний младшего школьника.


    1. Если бы я был волшебником? Или Если бы у меня была волшебная палочка?


Школьникам предлагается назвать три своих желания, которые они хотели бы осуществить. Анализ результатов диагностики может быть представлен в таблице:


Фамилия имя ученика

Желания

для себя

для других

для близких (семья)

для людей вообще


























Для выявления динамики рекомендуется диагностику проводить неоднократно – 2-4 раза в год.


    1. «Золотая рыбка»

Обращаем внимание, что дети выступают в роли заказчиков, а не исполнителей желаний: не от них, а от рыбки зависит выполнение желания. Учитель: «Представьте себе, что к вам приплыла золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?». Советуем для создания особого настроения использовать сказочные атрибуты. Например, вырезать рыбку из бумаги и пусть она подплывает к каждому ученику.


    1. Игра «Цветик-самоцветик»

Цель: определить направленность потребностей, устремлений ребенка и его желаний.

Учитель напоминает учащимся сказку В.Катаева «Цветик-самоцветик». Можно ее инсценировать или посмотреть мультфильм или диафильм. Каждому ребенку вручается сделанный из бумаги цветик-самоцветик и предлагается встать на место девочки Жени. Часть лепестков они могут передать тому, кому они адресованы. Можно задание конкретизировать: написать желание для себя, для своих родных и близких, для всех людей. Результаты обрабатываются следующим образом:

1). Выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу.

2). Сгруппировать а) материальные (вещи, игрушки…) б)нравственные (иметь щенка, чтобы все были здоровы…)

3). Познавательные (научиться чему-либо, стать кем-то…)

4).Разрушительные (сломать, выбросить…)
Цель: выяснить ценностные ориентации младших школьников.

    1. «Допиши предложение»

Больше всего я радуюсь, когда …

Больше всего я огорчаюсь, когда…


    1. Лист бумаги делится на две части, каждая из которых имеет свой символ. Например, солнце и тучи. Школьники в соответствующей части листа зарисовывают или записывают свои радости или огорчения.

Можно предложить выполнить это задание относительно родителей, учителей, посторонних людей, домашних животных.
Цель: выявить те примеры, которым хотят подражать школьники.

1.6. Дети отвечают на вопросы:

1).Каким ты хочешь стать?

- Очень-очень хочу… (во-первых)

- Очень хочу … (во-вторых)

- Хочу … (в-третьих)

2). Какие качества человека тебе нравятся больше всего:

- у ребят….

- у взрослых…

- у самого себя…

3). Какие качества тебе не нравятся:

- у ребят…

- у взрослых…

- у самого себя…

1.7. «Друг из сказки». Школьникам предлагается из героев известных им сказок выбрать себе друга и объяснить, почему он выбрал именно этого героя.
Цель: выявить уровень самооценки

1.8. Какой Я?

В классе организуется беседа с учащимися. Им предлагается провести на листе бумаги вертикальную линию. Учитель: «Предположим, что на этой линии располагаются все люди мира: наверху – самые счастливые, а внизу – самые несчастные. Отметь на линии место, где находишься ты?»

Таким образом, можно продиагностировать многие качества ребенка6 самостоятельность, активность, доброжелательность и другие.

Второй уровень результатов:

2. Изучение ценностных отношений младшего школьника

2.1. «Моя семья».

Цель: выявить отношение школьника к членам семьи и семейным отношениям.

Школьникам предлагается нарисовать свою семью. Если есть возможность, то следует записывать все замечания, комментарии ребенка во время рисования, отмечать его мимику и жесты, последовательность рисования.

При анализе рисунка учитываются в первую очередь содержательные аспекты (кто изображен, особенности изображения отдельных членов семьи, различие стилей рисования, количество деталей), анализ процессов рисования (последовательность, комментарии, паузы).

Примерная схема интерпретации:

- Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно не рисует тех, с кем находится в конфликте. Расположение членов семьи часто указывает на отношения. Так, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи дети рисуют предметы, которые служат как бы преградой между ними. Нередко можно увидеть, что отец сидит, спрятавшись за газету, около телевизора, лежит на диване. Мать чаще всего изображается на кухне. Общая деятельность семьи (все читают, убираются, что-то мастерят), как правило, свидетельствует о благоприятных семейных отношениях.

- Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребенка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей. Это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребенка, его тревожном состоянии.

- Считается, что более детально и кропотливо ребенок рисует фигуру самого дорогого человека. И наоборот, если кого-то он изображает в общих чертах, небрежно, значит, что к этому персонажу он относится отрицательно. Конфликтные отношения часто выражены штриховкой, стиранием.

- Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребенок рисует младшего брата очень большим, даже больше родителей, - это может свидетельствовать об исключительном внимании, которое ему оказывают в семье.

- Иногда можно наблюдать, как рисунок совмещает в себе разные стили: мама – одним, сестра – другим. Чаще рисовать начинают с того члена семьи, к которому по-настоящему хорошо относится «художник».

Можно предложить также детям рисунки на тему «Автопортрет», «Портрет мамы», «Наш семейный праздник» и так далее. Они позволят более точно выявить отношения ребенка в семье. Диагностику рекомендуется проводить 2-3 раза в год, чтобы увидеть динамику его отношений.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: