NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Активизация деятельности учащихся на уроках географии средствами икт


Овчаренко М.В.

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ИКТ

Каждый человек проживает в определенном пространстве, по соседству с различными природными объектами, поэтому география является неотъемлемой частью современного общества. Задачи школьной географии состоят не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить работать с разнообразными источниками информации. Современный учитель решает эти задачи через применение традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

При использовании современных технических средств значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание. ИКТ позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения. Они обладают богатыми воспитательными возможностями, приучают к аккуратности, вниманию, организованности.

В структуре готовности педагога к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе можно выделить следующие компоненты: мотивационный (адекватное представление о роли информационных технологий в современном обществе, понимание целей, задач информатизации образования, желание активно участвовать в этом процессе); целевой (четкое представление о целях и возможностях использования этих технологий в процессе преподавания конкретной дисциплины); информационный (знание современных ЦОР, их образовательных и воспитательных возможностей, психолого-педагогических особенностей и способов использования); деятельностный (умение работать с различными электронными средствами, создавать собственные продукты учебного назначения).

К наиболее часто используемым мною элементам   ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора: электронные учебники фирмы 1:С (География 6,7,8,9,10 классы), Большая энциклопедия России: природа и население и др.; интерактивная доска; электронные энциклопедии и справочники; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы Интернета: www.edu.ru, www.geoman.ru, www.geografia.ru, www.mirkart.ru, www.tours.ru и др.

Перспективным направлением, которое применяю в своей работе, является создание интерактивных карт с помощью программы 1:С «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями» и работа со школьной ГИС «Живая география 2.0».

Для реализации современных образовательных задач недостаточно использования продуктов, созданных профессиональными издательствами. Постоянно возникает необходимость разрабатывать собственные учебные электронные продукты. На протяжении нескольких лет работы я создаю электронную библиотеку, которая включает информационно-справочные материалы, ориентированные на различные формы познавательной деятельности, исследовательскую и проектную работу. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки, видеофрагменты) по конкретным темам в папки, использую их для составления компьютерных сценариев уроков, выполненных в программе Power Point. Приступая к созданию презентации, продумываю каковы цели и задачи, которых хочу достичь в результате показа данной презентации; какова аудитория (класс), перед которой мне предстоит выступать; какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы меня слушать. На эти же моменты обращаю внимание учеников, когда предлагаю им подготовить презентацию-проект по выбранной теме. Это еще одна их форм использования ИКТ, благодаря которой ребята учатся отбирать материал из большого объема информации; иллюстрировать свое публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя проектные работы, учащиеся могут показать глубину и осознанность освоения материала, а также в интерактивной форме познакомить своих товарищей с результатами своей «научной» деятельности.

Таким образом, использование на уроках ИКТ (презентаций, интерактивной доски и т.д.) позволяет сократить потери рабочего времени, научить ребят работать самостоятельно, приучает их к дисциплинированности и точности выполнения заданий, сокращает время для осуществления самопроверки или взаимопроверки. Появляется возможность организовать работу каждого ребенка, оценить его на этом же уроке, что очень важно для поддержки мотивации ученика.

Применение ИКТ целесообразно также для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии и внеклассных мероприятиях.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В результате использования ИКТ развивается познавательная активность учащихся на уроках географии, повышается качество знаний, наблюдается рост мотивации, участия ребят в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня, в проектной и исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех.// М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

  2. Образовательные технологии XXI века. Сб. статей / Под ред. К.М. Тихомировой и др. – М.: Типография МИФИ, 2004.

  3. Овчаренко М.В. «Использование ИКТ как один из вариантов модернизации географического образования в школе». // Материалы 5-й международной научно-практической конференции «Краеведческие аспекты географических исследований и образования». Пенза 2009

страница 1


скачать

Другие похожие работы: