|
Бригадный подряд на уроках труда \портняжное дело\ ПЛАН Стр. 1. Введение ……………………………………………………………………… 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения. 2.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности учащихся………………….………………………………………... 2.2. Педагогические технологии активного обучения…………………… 2.3. Принципы технологии активного обучения………….……………… 2.4. Система совершенствования методически активного обучения………………………………………………………………… ………. 3. Заключение……………………………………………………………………. 4. Список используемой литературы…………………………………………... 5. Приложение. 3 5 8 11 13 17 18 Введение Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учи- теля – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не воз- можна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. В психологических знаниях в общественном виде отраженны уже познан- ные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятель- ности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психо- логических явлений. Психолого-педагогическая наука накопила не мало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию тру- дового и производственного труда, более полно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспита- тельную ценность. Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объяс- няется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Мно- гие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандарт- ные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятель- ности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя со- вершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, ре- зультативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе на стандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в об- щей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педа- гогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поуроч- ных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для органи- зации учебного процесса. Передовой опыт учителей – новаторов, их открытия и разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и произ- водство», «Специалист», «Производственное обучение». 2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках про- изводственного обучения. 2.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности учащихся. Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности уче- ников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновремен- но, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специаль- ные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь вни- мание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, позна- вательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетво- рить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значи- мость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут ис- пользованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает есте- ственное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряже- ние, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал. Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляю- щиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудите- лем механизма познания является интерес. Интерес – это мотив, способствующий ориентировки, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению дейст- вительности. Роль интересов в процессах деятельности велика. 1. Ю.К. Бабанский. Педагогика, М. «Просвещение» 1988 г., с.с. 351-352 Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возник- новения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих уровню более высокому уровню познавательной деятельности. Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Силь- ным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремить- ся заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но по- знавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удив- ляющему и поражающему воображению. Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности. После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания. Например, в процессе изучения темы «Обработка комбинированного ворот- ника» ученикам по окончании урока был предложен тест, который они должны были выполнить в течение 10 минут. 1. А.В. Петровский Общая психология, М. «Просвещение» 1986, с. 211 Примерное тестовое задание № п/п Вопросы Ответы и уровень усвоения материа- ла 1 Назовите срезы детали изделия – полочки. Боковой срез, плечевой срез, срез борта, срез проймы, срез низа, низ гор- ловины 2 2 Назовите срезы детали изделия – воротника Срез отлета, срез конца во- ротника, сред- ний срез, срез стойки. 2 3 Назовите срезы детали изделия – подборта. Срез внутрен- ний, срез борта, срез низа, срез горловины, срез плечевой. 2 4 Определите для каждой операции обработки воротника соответствующие параметры (ширину шва): 1. Соединение частей нижнего воротника; 2. Обтачивание воротника; 3. Выметывание канта; 4. Высекание прокладки из шва обтачивания ворот- ника. а. 0,7; б. 1,0; в. 0,1; г. 0,2. 1-б 2-а 3-г 4-в 2 К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания по- знавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое. Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями на- учных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса. Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стре- миться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а по- пытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком бы- стрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения. Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ре- бят доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов в ученической бригаде, приемом изучения рационализаторской деятельности ра- бочих во время экскурсий на предприятия. 2.2. Педагогические технологии активного обучения. Ориентация системы среднего и высшего образования на активизацию по- знавательной деятельности учащихся и формирования их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в школе, лицее, колледже и ВУЗе. Среди способов интенсификации обучения осо- бое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих твор- ческую, познавательную деятельность обучаемых. В школе и вузовской практике находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способст- вуют развитию творческого мышления. Их рассмотрение может служить основа- ние для разработки конкретных педагогических технологий. Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из мно- жества разных задач направленных на формирование умения анализировать, раз- вивать логическое мышление и творческую активность учащихся. Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательным на начальном этапе обучения, я использую игру. Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «ло- то», «кроссворд». По горизонтали 1. Легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка (реже из шерсти, льна, вискозы). (батист) 2. Цифровое и буквенное обозначение типа материала. (артикул) 3. Упругие нити, которые содержаться в эластичных тканях, одежда из которых обтягивает фигуру. (лайкра) 4. Ткань с ярко выраженными рубчиками, горизонтальными или вертикальными. (репс) 5. Прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения. (органза) По вертикали 6. Материал, вставляемый для жесткости и сохранения соответствующей формы мелкой дета- ли. (флизелин) 7. Собирательное название группы тканей с зернистой поверхностью. (креп) 8. Ткань с неровной узелковой поверхностью. (букле) 9. Ткань с наклоненными рубчиками на лицевой стороне, используемая для подкладки. (саржа) 10. Хлопчатобумажная ткань с узкими продольными полосками, которая образованна утолщен- ными нитями основы. (зефир) В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки из- делия. Так, например, учащимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача. Более слабому ученику достается карточка с заданием типа: ? Вы заказчик, и пришли в ателье заказать себе модель платья. Ваша задача су- меть правильно объяснить закройщику желаемый фасон модели. Ученику со средним уровнем подготовленности поручается роль закройщика и в его карточке-задании должны быть перечислены те термины, которые должен будет употребить в речи при беседе с заказчиком. И со слов заказчика нарисовать модель. Для «сильного» ученика дается задание повышенной сложности. Он должен внимательно прослушать диалог закройщика с заказчиком и выявить все ошибки, допущенные в разговоре учащихся. Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному, дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощуще- ния, памяти, мышления. Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и ор- ганизационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся са- мостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность. Следующим шагом самостоятельной работы ученика будет подготовка со- общения на заданную тему. Наиболее удачные сообщения можно оформить в ви- де рефератов, а затем провести их защиту. Формы проведения защиты могут быть разные: устный журнал, дискуссионный клуб, ученическая конференция. При изучении темы история костюма были выделены лучшие сообщения, дополнены и переработаны в рефераты. Заключительным этапом работы по этой теме была игра «Колесо истории», на которой был использован материал этих рефератов. В результате проделанной работы я заметила проявление интереса к моему предмету, активность на занятиях активно возросла. Благодаря таким формам обучения я приучила учеников работать с научной литературой, делать самостоя- тельные выводы и перешла к более серьезным типам урока, таким как: урок- лекция, урок-семинар, урок-беседа. 2.3. Принципы технологий активного обучения. Любая форма работы, любой метод, любая форма урока выбранная масте- ром производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии активного обучения. А именно: 1. Принцип научной состоятельности способствует раскрепощению педагога, в результате чего активизируется интуиция педагога и учащегося. Сам процесс подготовки к занятию на нем превращается в творческий. 2. Принцип органического единства элементов позволяет дать учащимся целост- ное представление о мире, сформулировать бережное отношение к нему, пока- зать значение экологии окружающей среды. 3. Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обу- чения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися. 4. Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интег- рированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протя- жении многотысячелетнего пути развития. 5. Принцип многофункциональности. На основе этого принципа создаются ре- альные условия для повышения эффективности педагогического процесса. 6. Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, ин- тенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых элементов и способу их воздействия). Благодаря ему обеспечивается отраже- ние действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний. 7. Принцип посильности и доступности позволяет наиболее разумно строить процесс обучения и более полно использовать имеющиеся средства. Все эти принципы ярко видны в построении учащимися «генеалогического дерева». Выстраивая, его ученики видят конечный результат своей деятельности, составляют по - операционную последовательность изготовления изделия, ис- пользуя при этом свои знания и терминологию машинных и ручных работ. Такое дерево можно предложить учащимся в готовом виде для выполнения практической работы по пошиву изделия, а можно дать им задание самим соста- вить такое дерево. При составлении использовалось групповое обсуждение, устно излагались технические условия выполнения приемов и операций. Таким образом, в краткой и лаконичной форме была изучена и законспектирована технологическая после- довательность начальной обработки брюк. Закреплены новые понятия и по воз- можности старые. 2.4. Система совершенствования методики активного обучения. Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора со- держания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту систему составляют: - опережающее задание по теме; - комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опор- ный конспект разно-целевого назначения; - оперативное блочное повторение части изучаемого материала; - познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовлен- ных учащихся; - специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных учащихся; - зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для последующей работы. Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетради- ционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования умений и навыков производственного обучения и направлена на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно применять : 1. Оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью кар- точек-заданий. 2. Фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уро- ке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руково- дством педагога. 3. Рецензирование учащимися ответов своих товарищей. 4. Выполнение письменных оперативно оцениваемых заданий (тестов), про- верка их по эталонам. 5. Зачеты с элементами игровых ситуаций. 6. Письменные зачеты. Специфика моего предмета позволяет мне широко применять бригадный ме- тод. Я считаю, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает ин- терес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллек- тива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и се- бя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов. Как показывает наблюдение ученики практически и психологически на готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адек- ватная оценка своего соответствия требованиям профессии. По этому, используя в процессе обучения бригадный метод основная задача состоит в создании микро климата близкого к производственной обстановке в ателье, мастерской. Для подготовки к уроку производственного обучения я привлекаю совет бри- гады, который знакомится с предстоящей темой урока. Вместе с бригадирами и контролерами распределяются задания между членами бригады, продумываются методы контроля, выполнение задания, приема продукции, расстановка учащихся по оборудованию. Урок я начинаю с построения бригад. Затем провожу вводный инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового материала, выдаю задание на каждую бригаду. Бригадиры должны сами распре- делить работу между членами своих бригад. Затем провожу текущий инструктаж. Контролеры и бригадиры следят за правильностью выполняемой работы, техни- кой безопасности, а контролер следит за качеством пошиваемой продукции. На заключительном инструктаже я предоставляю слово бригадирам и контро- лерам для анализа выполненной работы. Подводятся итоги и выставляются оцен- ки учащимся. Лучшие работы демонстрируются учащимися. Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми учащимися и контроль, за всем производственным процессом. При теоретическом изучении тем я использую работу «по парам». В паре должен быть «сильный» и «слабый» ученики. Такой вид работы можно использо- вать при повторении пройденного материала. «Сильный» ученик рассказывает материал «слабому», слабый ученик слушает, оценивает ответ, после чего они меняются ролями. Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму ра- боты. Работу можно построить в двух направлениях: 1. Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех трех групп задания будут разные по сложности. Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики двух других групп слушают и оце- нивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности. 2. Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из кото- рых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготов- ленности. Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоре- тического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу уча- щийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Моя функция заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслу- шивая ответ самого слабого ученика, я могу оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот мате- риал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает ус- ложненный вариант задания, а я проверяю ответы следующей группы. Такая фор- ма работы помогает мне поднять активность и заинтересованность на уроках. При проведении терминологических диктантов, тестов-подстановок, дополнений вы- сказываний, тестов на выполнение алгоритмических действий на этапе контроля я работаю с учениками-консультантами. Два ученика правильно выполнившие за- дание первыми, собирают работы остальных учащихся и проверяют, оценивая. Критерии оценок оговариваются заранее. Пример: тест-подстановка. Задание. Заполните пропуски. Воротник сложить лицевыми сторонами во внутрь ….. срезы, ….. шириной ….. см. Затем об ….. шириной шва ….. см., и т.д. Ключ к заданию. 1. Уровнять 2. Обтачать 3. 0,1 см. 4. 0,7 см. 5. 1,0 см. Задание. Дополните высказывание. Соединение двух деталей машинной строчкой с последующим вывертыванием на лицевую сторону называется ….. Ключ к заданию: обтачивание. 3.Заключение Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, по- становка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепле- ния. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает воз- можности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для творческой. И так технология активного обучения требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, уве- личивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к учебе. Список используемой литературы. 1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов под редакцией Ю.К. Бабанский, М. 1988 2. Общая психология: Учебник для студентов под редакцией А.В. Петров- ского, М. 1986 3. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети», 1983 4. Пути повышения эффективности уроков, по специальным предметам в средних профтехучилищах. Под редакцией Н.Н. Волкова, 1985 5. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. 1996 6. Ж. «Педагогический вестник» №-8, 1995г. ст. М. Поршнова «Нестан- дартные уроки». 7. Ж. «Профессионал» №-6, 1991г. ст. А. Макарова «Бригада начинается в училище» 18 2
|
|