NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Бригадный подряд на уроках труда \портняжное дело\











   
      

Бригадный подряд на уроках труда \портняжное дело\


ПЛАН
Стр.
1. Введение ………………………………………………………………………
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках
производственного обучения.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной
деятельности
учащихся………………….………………………………………...
2.2. Педагогические технологии активного обучения……………………
2.3. Принципы технологии активного обучения………….………………
2.4. Система совершенствования методически активного
обучения…………………………………………………………………
……….
3. Заключение…………………………………………………………………….
4. Список используемой литературы…………………………………………...
5. Приложение.
3
5
8
11
13
17
18
Введение
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учи-
теля – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет
учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело
идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без
развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не воз-
можна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать,
развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив
учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего
обучения, повышения его качества.
В психологических знаниях в общественном виде отраженны уже познан-
ные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование
личности на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятель-
ности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психо-
логических явлений. Психолого-педагогическая наука накопила не мало ценных
фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию тру-
дового и производственного труда, более полно использовать резерв школьника,
обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспита-
тельную ценность.
Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объяс-
няется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Мно-
гие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к
активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока,
как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандарт-
ные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятель-
ности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка,
внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя со-
вершенствованию учебного процесса.
На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, ре-
зультативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе на стандартных
уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют
интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в об-
щей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной
ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого
учителя.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен
опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педа-
гогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в
осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поуроч-
ных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для органи-
зации учебного процесса. Передовой опыт учителей – новаторов, их открытия и
разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и произ-
водство», «Специалист», «Производственное обучение».
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках про-
изводственного обучения.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика мыслительной деятельности
учащихся.
Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности уче-
ников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за
организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновремен-
но, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и
способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специаль-
ные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь вни-
мание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, позна-
вательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства
долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетво-
рить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значи-
мость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут ис-
пользованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает есте-
ственное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряже-
ние, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека
производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляю-
щиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудите-
лем механизма познания является интерес.
Интерес – это мотив, способствующий ориентировки, в какой либо области,
ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению дейст-
вительности. Роль интересов в процессах деятельности велика.
1. Ю.К. Бабанский. Педагогика, М. «Просвещение»
1988 г., с.с. 351-352
Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возник-
новения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит
к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает
возникновение новых интересов, отвечающих уровню более высокому уровню
познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Силь-
ным стимулом познания является удивление. Удивляясь человек как бы стремить-
ся заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но по-
знавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время
только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удив-
ляющему и поражающему воображению.
Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы
работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной
деятельности.
После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо
использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так
как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.
Например, в процессе изучения темы «Обработка комбинированного ворот-
ника» ученикам по окончании урока был предложен тест, который они должны
были выполнить в течение 10 минут.
1. А.В. Петровский Общая психология, М. «Просвещение»
1986, с. 211
Примерное тестовое задание

п/п
Вопросы
Ответы и уровень
усвоения материа-
ла
1
Назовите срезы детали изделия – полочки.
Боковой срез,
плечевой срез,
срез борта, срез
проймы, срез
низа, низ гор-
ловины
2
2
Назовите срезы детали изделия – воротника
Срез отлета,
срез конца во-
ротника, сред-
ний срез, срез
стойки.
2
3
Назовите срезы детали изделия – подборта.
Срез внутрен-
ний, срез борта,
срез низа, срез
горловины,
срез плечевой.
2
4
Определите для каждой операции обработки воротника
соответствующие параметры (ширину шва):
1. Соединение частей нижнего воротника;
2. Обтачивание воротника;
3. Выметывание канта;
4. Высекание прокладки из шва обтачивания ворот-
ника.
а. 0,7; б. 1,0; в. 0,1; г. 0,2.
1-б
2-а
3-г
4-в
2
К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале
выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания по-
знавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале
видеть новое.
Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских
достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий,
обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также
показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо
расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями на-
учных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для учеников
может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник
познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся
организованную в соответствии с особенностью интереса.
Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой
активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их
самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стре-
миться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а по-
пытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать
это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком бы-
стрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего
учебного затруднения.
Во время занятий по производственному обучению очень важно учить ре-
бят доступным приемам рационализации и изобретательства, конструирования и
моделирования, усовершенствованию тех или иных производственных процессов
в ученической бригаде, приемом изучения рационализаторской деятельности ра-
бочих во время экскурсий на предприятия.
2.2. Педагогические технологии активного обучения.
Ориентация системы среднего и высшего образования на активизацию по-
знавательной деятельности учащихся и формирования их творческого мышления
выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в
школе, лицее, колледже и ВУЗе. Среди способов интенсификации обучения осо-
бое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих твор-
ческую, познавательную деятельность обучаемых. В школе и вузовской практике
находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способст-
вуют развитию творческого мышления. Их рассмотрение может служить основа-
ние для разработки конкретных педагогических технологий.
Творческие способности личности проявляются и развиваются только в
процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из мно-
жества разных задач направленных на формирование умения анализировать, раз-
вивать логическое мышление и творческую активность учащихся.
Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательным на
начальном этапе обучения, я использую игру.
Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «ло-
то», «кроссворд».
По горизонтали
1. Легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка (реже из шерсти,
льна, вискозы). (батист)
2. Цифровое и буквенное обозначение типа материала. (артикул)
3. Упругие нити, которые содержаться в эластичных тканях, одежда из которых обтягивает
фигуру. (лайкра)
4. Ткань с ярко выраженными рубчиками, горизонтальными или вертикальными. (репс)
5. Прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения. (органза)
По вертикали
6. Материал, вставляемый для жесткости и сохранения соответствующей формы мелкой дета-
ли. (флизелин)
7. Собирательное название группы тканей с зернистой поверхностью. (креп)
8. Ткань с неровной узелковой поверхностью. (букле)
9. Ткань с наклоненными рубчиками на лицевой стороне, используемая для подкладки. (саржа)
10. Хлопчатобумажная ткань с узкими продольными полосками, которая образованна утолщен-
ными нитями основы. (зефир)
В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится
ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин,
но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности обработки из-
делия.
Так, например, учащимся выдаются карточки-задания, в которых отражена
конкретная задача.
Более слабому ученику достается карточка с заданием типа:
? Вы заказчик, и пришли в ателье заказать себе модель платья. Ваша задача су-
меть правильно объяснить закройщику желаемый фасон модели.
Ученику со средним уровнем подготовленности поручается роль закройщика и
в его карточке-задании должны быть перечислены те термины, которые должен
будет употребить в речи при беседе с заказчиком. И со слов заказчика нарисовать
модель.
Для «сильного» ученика дается задание повышенной сложности. Он должен
внимательно прослушать диалог закройщика с заказчиком и выявить все ошибки,
допущенные в разговоре учащихся.
Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к
сложному, дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно
представлять модели изделий по описанию. Обучающие игры являются методом
педагогической технологии формирования технического, творческого мышления
и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощуще-
ния, памяти, мышления.
Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и ор-
ганизационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся са-
мостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения
цели, активизировать их мыслительную деятельность.
Следующим шагом самостоятельной работы ученика будет подготовка со-
общения на заданную тему. Наиболее удачные сообщения можно оформить в ви-
де рефератов, а затем провести их защиту. Формы проведения защиты могут быть
разные: устный журнал, дискуссионный клуб, ученическая конференция. При
изучении темы история костюма были выделены лучшие сообщения, дополнены
и переработаны в рефераты. Заключительным этапом работы по этой теме была
игра «Колесо истории», на которой был использован материал этих рефератов.
В результате проделанной работы я заметила проявление интереса к моему
предмету, активность на занятиях активно возросла. Благодаря таким формам
обучения я приучила учеников работать с научной литературой, делать самостоя-
тельные выводы и перешла к более серьезным типам урока, таким как: урок-
лекция, урок-семинар, урок-беседа.
2.3. Принципы технологий активного обучения.
Любая форма работы, любой метод, любая форма урока выбранная масте-
ром производственного обучения, должна придерживаться принципов технологии
активного обучения. А именно:
1. Принцип научной состоятельности способствует раскрепощению педагога, в
результате чего активизируется интуиция педагога и учащегося. Сам процесс
подготовки к занятию на нем превращается в творческий.
2. Принцип органического единства элементов позволяет дать учащимся целост-
ное представление о мире, сформулировать бережное отношение к нему, пока-
зать значение экологии окружающей среды.
3. Принцип целесообразности дает возможность понять сущность процесса обу-
чения как процесса «выращивания» знаний и осознания их учащимися.
4. Принцип практической направленности позволяет педагогу передать в интег-
рированной форме то ценное, что приобретено и создано человеком на протя-
жении многотысячелетнего пути развития.
5. Принцип многофункциональности. На основе этого принципа создаются ре-
альные условия для повышения эффективности педагогического процесса.
6. Принцип необходимости и достаточности (в том числе по протяженности, ин-
тенсивности, объему, качеству, разнообразию, количеству рассматриваемых
элементов и способу их воздействия). Благодаря ему обеспечивается отраже-
ние действительности в сознании учащихся и лучшее усвоение знаний.
7. Принцип посильности и доступности позволяет наиболее разумно строить
процесс обучения и более полно использовать имеющиеся средства.
Все эти принципы ярко видны в построении учащимися «генеалогического
дерева». Выстраивая, его ученики видят конечный результат своей деятельности,
составляют по - операционную последовательность изготовления изделия, ис-
пользуя при этом свои знания и терминологию машинных и ручных работ.
Такое дерево можно предложить учащимся в готовом виде для выполнения
практической работы по пошиву изделия, а можно дать им задание самим соста-
вить такое дерево.
При составлении использовалось групповое обсуждение, устно излагались
технические условия выполнения приемов и операций. Таким образом, в краткой
и лаконичной форме была изучена и законспектирована технологическая после-
довательность начальной обработки брюк. Закреплены новые понятия и по воз-
можности старые.
2.4. Система совершенствования методики активного обучения.
Практическая дифференциация обучения реализуется в системе отбора со-
держания и количества информации по теме в целом и урока в частности. Эту
систему составляют:
- опережающее задание по теме;
- комплекс дидактических средств, к занятию, основой которого является опор-
ный конспект разно-целевого назначения;
- оперативное блочное повторение части изучаемого материала;
- познавательные задания с проблемными ситуациями для более подготовлен-
ных учащихся;
- специальные задания для проверки усвоения знаний менее подготовленных
учащихся;
- зачетные задания, предлагаемые учащимся в начале изучения новой темы для
последующей работы.
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетради-
ционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой
формирования умений и навыков производственного обучения и направлена на
повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. Для этого можно
применять :
1. Оперативное закрепление одного из вопросов темы урока с помощью кар-
точек-заданий.
2. Фронтальное устное дифференцированное закрепление изученного на уро-
ке, проводимое «сильным» учащимся с менее подготовленным под руково-
дством педагога.
3. Рецензирование учащимися ответов своих товарищей.
4. Выполнение письменных оперативно оцениваемых заданий (тестов), про-
верка их по эталонам.
5. Зачеты с элементами игровых ситуаций.
6. Письменные зачеты.
Специфика моего предмета позволяет мне широко применять бригадный ме-
тод. Я считаю, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает ин-
терес к работе. Современная наука требует не развитие одной личности, а коллек-
тива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и се-
бя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может.
Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива,
педагогов. Как показывает наблюдение ученики практически и психологически на
готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей
профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адек-
ватная оценка своего соответствия требованиям профессии.
По этому, используя в процессе обучения бригадный метод основная задача
состоит в создании микро климата близкого к производственной обстановке в
ателье, мастерской.
Для подготовки к уроку производственного обучения я привлекаю совет бри-
гады, который знакомится с предстоящей темой урока. Вместе с бригадирами и
контролерами распределяются задания между членами бригады, продумываются
методы контроля, выполнение задания, приема продукции, расстановка учащихся
по оборудованию. Урок я начинаю с построения бригад. Затем провожу вводный
инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры,
с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового
материала, выдаю задание на каждую бригаду. Бригадиры должны сами распре-
делить работу между членами своих бригад. Затем провожу текущий инструктаж.
Контролеры и бригадиры следят за правильностью выполняемой работы, техни-
кой безопасности, а контролер следит за качеством пошиваемой продукции.
На заключительном инструктаже я предоставляю слово бригадирам и контро-
лерам для анализа выполненной работы. Подводятся итоги и выставляются оцен-
ки учащимся. Лучшие работы демонстрируются учащимися.
Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную
работу со слабыми учащимися и контроль, за всем производственным процессом.
При теоретическом изучении тем я использую работу «по парам». В паре
должен быть «сильный» и «слабый» ученики. Такой вид работы можно использо-
вать при повторении пройденного материала. «Сильный» ученик рассказывает
материал «слабому», слабый ученик слушает, оценивает ответ, после чего они
меняются ролями.
Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму ра-
боты. Работу можно построить в двух направлениях:
1. Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех
трех групп задания будут разные по сложности.
Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со
слабым уровнем подготовленности. Ученики двух других групп слушают и оце-
нивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ
ученики с высоким уровнем подготовленности.
2. Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из кото-
рых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготов-
ленности.
Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоре-
тического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала
все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает
этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу уча-
щийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают
сообща. Моя функция заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслу-
шивая ответ самого слабого ученика, я могу оценить всех остальных учеников
группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот мате-
риал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает ус-
ложненный вариант задания, а я проверяю ответы следующей группы. Такая фор-
ма работы помогает мне поднять активность и заинтересованность на уроках. При
проведении терминологических диктантов, тестов-подстановок, дополнений вы-
сказываний, тестов на выполнение алгоритмических действий на этапе контроля я
работаю с учениками-консультантами. Два ученика правильно выполнившие за-
дание первыми, собирают работы остальных учащихся и проверяют, оценивая.
Критерии оценок оговариваются заранее.
Пример: тест-подстановка.
Задание. Заполните пропуски.
Воротник сложить лицевыми сторонами во внутрь ….. срезы, ….. шириной ….. см.
Затем об ….. шириной шва ….. см., и т.д.
Ключ к заданию.
1. Уровнять
2. Обтачать
3. 0,1 см.
4. 0,7 см.
5. 1,0 см.
Задание. Дополните высказывание.
Соединение двух деталей машинной строчкой с последующим вывертыванием на лицевую
сторону называется …..
Ключ к заданию: обтачивание.
3.Заключение
Применение системы методов и средств обучения меняет традиционность
занятия, требует соблюдения основных элементов методики, в число которых
входит подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала, по-
становка вопросов и творческих заданий, проведение различных форм закрепле-
ния. Такой подход интенсифицирует труд учителя и учащегося, увеличивает воз-
можности педагога, как организатора, воспитателя, наставника. Освобождает его
на занятиях от большого объема чисто технической работы увеличивая время для
творческой.
И так технология активного обучения требует активной подготовки к уроку
однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятий, уве-
личивают творческий потенциал преподавателя и повышают интерес учащегося к
учебе.
Список используемой литературы.
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов
под редакцией Ю.К. Бабанский, М. 1988
2. Общая психология: Учебник для студентов под редакцией А.В. Петров-
ского, М. 1986
3. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети», 1983
4. Пути повышения эффективности уроков, по специальным предметам в
средних профтехучилищах. Под редакцией Н.Н. Волкова, 1985
5. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения.
1996
6. Ж. «Педагогический вестник» №-8, 1995г. ст. М. Поршнова «Нестан-
дартные уроки».
7. Ж. «Профессионал» №-6, 1991г. ст. А. Макарова «Бригада начинается в
училище»
18
2




страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.