NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Активная познавательная деятельность – один из факторов успешности обучения


Активная познавательная деятельность – один из факторов успешности обучения

Перед учителями школ поставлена важнейшая задача - осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие ученика. Кем бы ни стали наши ученики после окончания школы, им всегда нужны будут знания, сообразительность, наблюдательность, хорошая память, острый глазомер, фантазия, пространственное воображение, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты.

Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. Перед любым школьным учителем стоит сегодня задача не просто дать школьникам сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, учить анализировать, сравнивать, обобщать.

Главная задача современного образования – пробудить в обществе осознания значения знания.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений. А также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Ведущие педагогические идеи, лежащие в ее основе, таковы:

- сотрудничество педагога и ученика в процессе обучения на основе взаимного уважения и доверия;

- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса учащихся;

- создание условий для самостоятельной работы по углубленному изучению материала, заинтересовавшего ученика;

- изучение частных тем географии с общегеографических позиций и неоднократное возвращение к основным теоретическим положениям на различных этапах обучения;

- практическая отработка основных теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов с последующим обсуждением и оформлением результатов;

-привитие и совершенствование навыков работы с дополнительной литературой;

- изучение географии на основе интегрирования знаний по основным естественнонаучным дисциплинам;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- осуществление четкой системы текущего и итогового контроля знаний,

умений и навыков на всех этапах обучения.

Школьная география составляет важное звено в общей системе образования, в общекультурной подготовке учащихся. Она призвана реализовать цели обучения, направленные на:

- овладение учащимися знаниями о живой природе, наиболее общими методами ее изучения, учебными умениями;

- формирование на базе этих знаний научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека.

Проблема достижений целей географического образования сейчас стоит особо остро, поскольку каждому человеку жизненно необходимо принимать участие в решении географических задач.

Обучая географии в школе, я всегда задумывалась какова же ее роль в жизни. География – это все то , что окружает нас повсюду и встречается на каждом пути. Где бы ты не находился без географии никуда. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Не зная географию, нельзя сделать шаг в жизни. Знания географии нужны не только для всестороннего развития человека, но и в турпоходах, экскурсиях и даже для понимания того в каких географических условиях ты находишься. Поэтому, на своих уроках я стараюсь всеми приемами и методами заинтересовать учащихся этим предметом.

Эффективность процесса обучения географии в наше время определяется многими факторами. Но главная роль принадлежит учителю. Его задача прежде всего воспитать нравственного, гуманного человека, активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения направлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли его ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

Для этого современный педагог должен работать эффективно, или, по другому быть эффективным учителем. В моем понимании эффективный учитель:

- направлен на самоактуализацию (т.е. на реализацию своих возможностей в полной мере);

- позитивно относиться к себе и высоко себя оценить;

- творчески настроен и креативно подходит к делу (имеет творческое отношение к жизни в целом);

- психически здоров;

- автономен и независим ( свободен для творчества);

- спонтанен (естественен, сохраняет детскую непосредственность);

- демократичен и ориентирован на доброжелательное общение;

- обладает позитивным влиянием на ученика и классный коллектив;

- может пробудить живой интерес к преподаваемому предмету;

- верить в способности своих учеников;

- искренне радуется и сопереживает своим ученикам;

-укрепляет в учениках чувство самоуважения;

Полагаю, что в своей профессиональной деятельности эффективный учитель достигает учебно-воспитательных и развивающих результатов не любой ценой (например, ценой собственного здоровья или невротизации учеников). Он учитывает принцип экологичности «Не навреди!» (здоровью и психике ребенка, самого себя) и высшее мерило – жизнь человека.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие способности к самостоятельному мышлению и позитивному переживанию. Преподаватель должен любить своего ученика, более того, личность учащегося должна быть для учителя священной.

Универсальных приемов формирования познавательных интересов у школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Остановимся на некоторых приемах, способствующих успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной самостоятельности школьников.

Среди различных методов и приемов на уроках широко используются различные информационные технологии. Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.

Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты:

  1. Качество знаний.

  2. Рост мотивации, интерес к предмету.

  3. Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся.

  4. Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Изучение столь сложного курса возможна лишь при использовании активных форм и методов обучения.

Другим из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Самостоятельные работы, проводимые на уроках, так и во вне урока, способствует преодолению формализма в обучении и развитию у учащихся наблюдательности, творческой инициативы, выработке умений и навыков целенаправленной работы по изучению географических объектов.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Выполняя работу, учащиеся записывают в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании. К такого рода работам учащихся готовлю постепенно, путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельных работ. С этой целью во время проведения самостоятельных работ при изучении первых тем курса географии 6-го класса учащиеся в слух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учеников, как они должны выполнять этот пункт. Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися контролирую ход работы, делаю необходимые пояснения, указываю на ошибки, даю дополнительные вопросы.

Немаловажную роль в развитии познавательной активности у учащихся играют загадки, пословицы, приметы. Работа с загадками помогает развивать у школьников наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, программы, читать дополнительную литературу. Загадки использую при закреплении нового материала, опросе учащихся на обобщающих уроках. При этом прошу ребят не только отгадывать загадки, но и отвечать на соответствующие вопросы.

Например:

Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь. (Река)

Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли. (Лена-Луна.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей.)

Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становится любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер оборачивается сказочным конём. Язык загадки точен и лаконичен. На уроке географии народная загадка может стать учебным вопросом, пусть заключённым в несколько необычную для урока форму, познавательная строка которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений.

Пословицы - как живая народная мудрость, всегда привлекает людей. Она чётко улавливает своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Ещё более сильно выражает своеобразие народного видения мира поговорка. «Пословицу сказал - дорогу показал, поговорку сказал - душу утешил». Народные приметы служат информационной основой для наблюдения за природой и погодой: «Без примет - ходу нет».

Приметы углубляют и расширяют знания учащихся по географии, биологии, экологии и учат учеников самим добывать знания, а не пользоваться готовыми ответами.

Приметы.

  1. В какую сторону ложатся спиною животные, оттуда и ветер будет.

  2. Если скот в кучу собирается, пойдет дождь.

  3. Лошадь храпит – к ненастью, фыркает к теплу, трясет головой и закидывает к верху – к дождю.

  4. Корова на земле лежит – к теплой погоде.

  5. Если скотина мало пьет воды, а днем спит – к дождю.

  6. Свинья чешится – к теплу.

  7. Рыбка не клюет перед дождем.

  8. Когда кроты выходят из-под земли, жди дождя.

Следующей из активных форм является игра. Играть любят все дети, и

включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать предметом даже

самых пассивных, самых равнодушных школьников. Учащиеся очень любят играть такие игры как «Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Интеллектуальную ярмарку» и другие.

Например: «Поиграем в рифму» – это двустишие

1)Аты-баты шли солдаты и попали на (Карпаты)

2) Получили вы наказ отыскать горы (Кавказ)

3) Искал красавицу царевну королевич Елисей, так к морю Карскому стремится очень бурный (Енисей)

4)У моего дяди есть балалайка, к югу от Томска течёт (Басандайка).

Обычно наградой в игре за хорошие ответы, учащиеся получают хорошие оценки. Хорошие и отличные оценки являются стимулом для привития интереса к науке. Никогда учащихся не наказываю плохой оценкой.

Другим средством активизации познавательной деятельности является постановка перед учащимися вопросов. Особенную ценность представляют вопросы, направленные не на репродуктивное воспроизведение знаний, а для ответов, на которые от школьников требуется применение умений анализировать, сопоставлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Например:

1) Как отличить вулкан от горы?

2) Чем отличить действующие вулканы от потухших?

3) Почему землетрясения, вулканы, гейзеры чаще всего происходят в одних и тех же местах?

4) Чем отличаются горные породы от минералов?

5) Как по описанию животных можно предсказать землетрясения?

Начиная с шестого класса на своих уроках я приучаю учащихся к работе над заданиями и вопросами, направленными на активную мыслительную деятельность.

Например. Урок-исследование в виде конкурса «Почемучек». Ребятам всё интересно знать, важно не только где? Но и почему? Выявление причинно- следственной связи.

  • Почему зажжённая свеча быстрее гаснет под маленькой банкой, а под большой горит дольше?

  • Почему летом днём у поверхности Земли воздух теплее?

  • Почему грязный снег тает быстрее?

  • Почему происходит движение воздуха?

  • Почему образуются облака?

  • Почему говорят, что родник «бьет»?

  • Почему на Земле происходит смена дня и ночи?

  • Почему происходит смена времени года?

Многие ответы на эти почему сопровождаются опытами. В зависимости от целей и задач конкретной темы, содержания изученного материала можно применить работу с заданиями на любых этапах урока, а также и во внеурочное время. Эти материалы используются для фронтальной, групповой и индивидуальной проверки знаний и умений учащихся при изучении новых тем или для закрепления уже полученных знаний. Следующим из средств воспитания познавательной активности учащихся является использование таблиц, которые применяются на различных этапах урока и выполняют различные функции. Рабочие, опорные таблицы предназначены для опроса учащихся, для создания проблемной ситуации; их применение дает возможность выполнять большое количество упражнений, экономит время урока, время учителя при подготовке к уроку, воспитывает внимание ученика, что позволяет учителю управлять его познавательной деятельностью.

К примеру. Заполните таблицу.

Таблица №1 «Озера».

Название озера

На каком материке находится

Происхождение котловины

1. Каспийское







2. Байкал







3. Виктория







4. Ньяса







5. Гурон







Часто на уроках географии учащимся дается следующее задание: впишите в текст пропущенные слова и подчеркните их.

Африку часто называют …материк. В течение длительного времени многие государства на территории Африки были … европейских стран. Особенно много негров-рабов ввозили в … . Жилища в Северной Африке имеют … крыши, а в Центральной - … . Это связано с количеством … . Самая высокая плотина ГЭС сооружена в … на реке … у города … .

Чтобы проверить текстовый материал, часто предлагаются следующие задания:

О каком водопаде говорится в этом тексте.

Водопад …на р. Замбез – одно из удивительных явлений природы. Он вызывает удивление и восхищение не только самим каскадом, состоящим из множества отдельных струй, но и стоком бурлящей воды в узком ущелье, которое в 13 раз уже, чем река выше водопада. Водопад же низвергается в ущелье мощным потоком шириной 1800м с высотой 120м . Этот водопад был открыт в 1855 г. выдающимся исследователем Африки Д.Ливингстоном.

В плане развивающего обучения организуются больше заданий на этапе изучения нового материала. В дидактическом отношении это более рациональный путь, так как он отвечает высшему уровню усвоения знаний и носит исследовательский характер, служит источником приобретения новых знаний, развития навыков и умений познавательной деятельности учащихся. Учитывая требования к современному уроку географии, как можно чаще ставлю школьников в положение исследователей и открывателей научных фактов для самих себя; отдаю предпочтение этому варианту организационной работы учащихся как наиболее эффективному в учебно-воспитательном отношении.

Следующая форма активизации познавательной деятельности – использование дидактических и географических диктантов, которые очень быстро проверяются, сразу же на уроке можно выяснить усвоение данной темы и анализировать.

В настоящее время в учебных заведениях используются разнообразные виды тестового контроля знаний учащихся.

Во-первых, они экономят время учителя в момент объяснения задания и в момент проверки правильности выполнения работ.

Во-вторых, они позволяют проанализировать ответы прямо на уроке и при необходимости тут же ликвидировать пробелы в знаниях.

В третьих, они дают возможность четко определить оценку, исключая конфликтные ситуации между учителем и учеником. Кроме того, эти тесты привлекательны для учащихся своим «ненаучным» языком. Ведь высказывания 80 % неправильных высказываний – это ответы самих детей. В них сохранена детская лексика, детская манера построения фразы.

Эти тесты применяются для индивидуального, группового и фронтального и тематического контроля. Они могут быть включены в контрольную или самостоятельную работу. Выполнение тестовых заданий рассчитано на 7-10 минут. Карточка с заданиями выдается в начале урока. Учащимся предлагается выбрать правильные высказывания. После истечения времени карточки с ответами собираются. Дальнейший ход урока планируется таким образом, чтобы была возможность проверить ответы до окончания урока (на 10-12 работ достаточно 2-3-х минут). В конце урока сообщаются результаты.

Немыслим интерес к науке без творчества самих учащихся: они пишут рефераты, стихи, рисуют, выпускают бюллетени, газеты, работают с дополнительной литературой, со справочным материалом. Любовь к своему селу, к Родине, к планете Земля прививается на уроках географии, поэтому часто звучат строки, которые заставляют ребят задуматься не только о настоящем, но и о будущем человечества.

Отсутствие скованности на уроках и необычность формы их проведения вызывает их интерес к изучаемому материалу. Особенно в последнее время таким заданиям отводится большая роль. Их учащиеся могут применить при выполнении заданий ЕГЭ, а также расширить свой кругозор и познавательную деятельность в процессе обучения.

Бывает так, что учитель, готовясь к уроку, задумывается лишь над тем,как лучше раскрыть тему. С точки зрения комплексного подхода этого недостаточно: необходимо подумать, как максимально использовать воспитательные возможности урока, как сделать, чтобы урок способствовал развитию интеллектуальной, эмоциональной, волевой стороны личности ученика, научить активно, самостоятельно добывать знания, разбудить его мысль и развить интерес к предмету. Смысл заключается в том, что устанавливается связь изучаемого материала с материалом других предметов( межпредметная связь), выявляется воспитательное значение рассматриваемого вопроса. Например, изучая тему: «Биосфера и человек» устанавливается связь между неорганической химией (кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства, охрана природы от воздействия отходов химических производств), физической географией (климат Земли, климатическая зональность); физикой (понятие о дозе излучения и биологической защите). Тема: «Развитие жизни на Земле» наблюдается межпредметная связь между историей ( культура Западной Европы конца 15 – первой половины 17 в., великие географические открытия), экономической географией (население мира), физической географией (история континентов), органической химией ( основные группы органических соединений), астрономией (организация планетных систем).

Важным из средств активизации познавательной деятельности является широкое использование жизненного опыта учителя. Большую роль при этом играют лабораторные и практические работы, а также решение задач с практическим содержанием.

Широко используются групповые, парные формы деятельности. Групповая, парная форма деятельности должна отвечать конкретной цели, направленная на усвоение или повторение программного материала. Такие формы работы на уроках географии сплачивают, активизируют урок, способствуют коллективному восприятию новой темы. Идет учение внутри группы и игровой пары. Ученики учатся вместе добывать знания, быстро ориентироватся в трудных ситуациях.

Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности, свои педагогические границы использования-отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства обучения, то урок становится живым, интересным для каждого ученика.

Единство обучения и воспитания на уроке нашло свое применение и во внеклассной работе. Основной формой внеклассной работы является проведение в школе Недели географии . Она включает: открытые уроки, мероприятия, КВНы, творческие проекты, рефераты, конкурсы, выпускается географическая газета. Неделя географии позволяет вовлечь как можно больше учащихся с разным уровнем обученности. Ученики с увлечением участвуют в КВНах, дебатах, конкурсах, в географических вечерах, с интересом разгадывают кроссворды на любые темы, выпускают географические газеты. Каждый день продуман тщательно, включая разнообразные формы и конкурсы. Будет ли это открытый урок , внеклассное мероприятия или интеллектуальная ярмарка учащиеся везде пробуют и проверяют свои знания по географии. Создается возможность каждому ученику проявить себя, свои способности и творческие наклоности. Неделя географии еще больше приближает ученика к этому предмету.

Для каждого учителя должно стать аксиомой, что никакими сверхсовременными методами нельзя достичь цели, если не научить ученика работать настойчиво и увлеченно. Если все изложенное выше достигается,значит учитель достоин своего звания.

Накоплен уже немалый опыт по развитию познавательного интереса учащихся при обучении географии. Но как нередко учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный в литературе, блестящий урок или прием при попытке использовать его в своем преподавании не даст ожидаемых результатов.

Причина прироста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию активного познавательного интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.

Из проделанной мною работы можно сделать следующие общие выводы:

само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.

Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.

Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный прцесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели –развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

Таким образом, активизация познавательной деятельности является

существенным фактором развития учебного процесса. От личности учителя,

от его умения организовать урок зависит развитие интереса ученика к предмету. Разнообразие форм и приемов работы на уроке позволяют учителю сделать урок живым, интересным и развивающим. Если учитель сумеет построить урок с учетом интереса учащихся, их возрастными и психологическими особенностями, будет реализовать разные приемы с целью активизации познавательной деятельности, то такой урок всегда достигнет целей в плане обучения, развития и воспитания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМ. О.В. ГУДКОВА

Выступление на методическом объединении учителей географии

Активная познавательная деятельность –

один из факторов успешности обучения

Бойко Елена Ивановна

учитель географии

МБОУ СОШ №5 им. О.В.Гудкова

Георгиевск

2013

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.