NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Формула хорошего выбора профессии


ФОРМУЛА ХОРОШЕГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

( по Климову Е.А.)



интересы Х О Ч У склонности



возможность

получения

образования
М О Г У Н А Д О



состояние потребность

здоровья способности рынка труда




ХОЧУ: интересы - побуждения познавательного характера, т.е. "хочу знать";
склонности - активное, созидательное, преобразующее отношение

к объекту труда, т.е. "хочу делать".




МОГУ: способности - любые индивидуально – психологические особенности

человека, помогающие успеху в какой-либо

деятельности;
состояние здоровья - физические и психофизиологические

особенности;
возможности получения образования: финансовые, географические,

региональные и т.д.



НАДО: объективно существующая в обществе нужда, потребность в притоке

молодой смены на те или иные трудовые посты.

Профессиональные интересы («Хочу»)

Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.

Профессиональные интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении.

Интересы различаются:

Признак

Перечень интересов

По содержанию

Общественно-политические, учебные, профессионально-трудовые, познавательные, научные, эстетические, читательские, спортивные, игровые и др.

По объему

Широкие, узкие.

По уровню действенности

Активные, пассивные.

По глубине

Глубокие, поверхностные.

По устойчивости

Устойчивые, неустойчивые.

По характеру проявления

Непосредственные, опосредованные


Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление заниматься определенной деятельностью.

Развитие интересов и склонностей – это длительный процесс, который предполагает:

  1. Повышение информированности об интересующем предмете (чтение литературы, подготовка рефератов, докладов и др.).

  2. Практическая деятельность (факультативы, кружки, клубы о интересам, учреждения дополнительного образования, предпрофильная подготовка).

  3. Самопознание и развитие индивидуальных качеств.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
1. Способности - любые индивидуально – психологические особенности

человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности.

Общие – например, к обучению, специальные – к какому-либо

определенному виду деятельности (художественные, музыкальные,

математические и т.д.).

2. Состояние здоровья - физические и психофизиологические особенности

человека на данный момент и в перспективе;

1).Соответствие или несоответствие состояния здоровья выбираемой

профессии (точный ответ только на консультации у врача).

2). Каким образом выбираемая профессия будет влиять на уже

имеющиеся отклонения в состоянии здоровья (планирование

мероприятий, направленных на максимальное уменьшение

неблагоприятных факторов).

3). Рассмотреть возможности приведения здоровья в соответствии с

предъявляемыми требованиями (для профессий, требующих спец.

подготовки - военнослужащие, милиция и т.п.).

3. Возможности получения образования: финансовые - возможности получения

бюджетного или коммерческого профобразования;

географические – востребованность профессии в данной

местности (возникают вопросы с переездом на постоянное

местожительства к месту обучения и последующей работы);

региональные – наличие в регионе профессионального учебного

заведения, дающего возможность получить выбранную

профессию, специальность; и др.


Состояние здоровья и выбор профессии.
Известно, что здоровье важно беречь и укреплять, «пока оно есть»; восстановить утраченное много труднее, а часто и невозможно. Известно и то, что в подростковом возрасте и юности наблюдается большая беспечность человека в отношении своего здоровья, недооценка его утрат и отклонений от нормы.

В то же время неправильный выбор профессии может усугубить недостатки состояния здоровья, постепенно вести к его ухудшению (это может быть, например, вызвано тем, что профессия предъявляет особые, повышенные требования к тем органам и системам, которые как раз у человека ослаблены).

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Противопоказания – это утверждение о том, какие занятия не рекомендуются или категорически запрещены, недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях. Перечни медицинских противопоказаний составляют целые тома, но это область компетенции врачей-специалистов. От педагога требуется, чтобы он вовремя насторожился по поводу состояния здоровья ученика и побудил его проконсультироваться с врачом. Переориентация - процесс сложный, психотравмирующий, поэтому, чтобы избежать подобных неприятностей дети должны с самого начала профессионального самоопределения знать о состоянии своего здоровья – и это, в основном, работа с родителями.

Ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным органам и системам, требует их готовности к определенным нагрузкам и тренировок, чем дети и могут заниматься еще в школе, при условии ознакомления с этими требованиями, а также могут вовремя пройти углубленный медосмотр.

Приведение состояния организма в соответствие требованиям возможно при некоторых заболеваниях, если они выявлены заранее (профессии силовых структур, военные – наличие плоскостопия, искривления осанки – могут стать помехой при прохождении медкомиссии, хотя поддаются коррекции).

Существует понятие врачебной консультации когда врачу (медсестре), после проведенных медосмотров, известны наиболее распространенные заболевания и отклонения в состоянии здоровья учащихся. В назначенное время он приходит в класс, и, не называя имен и фамилий, рассказывает детям об ограничениях в выборе профессий, связанных именно с этими отклонениями. Заинтересованные ребята могут затем обратиться за индивидуальной консультацией. Уповать в этом вопросе только на благоразумие родителей не всегда оправдано (они часто заняты другими вопросами).

Каждый выпускник 9 или 11 класса должен иметь свою карту здоровья и знать о его нарушениях и отклонениях. При необходимости дети направляются на консультации к врачам – специалистам.

Диагноз «Практически здоров» не означает, что ребенок абсолютно пригоден к любой профессиональной деятельности (работа поваром при нарушениях опорно-двигательного аппарата, продавцом – с плоскостопием, когда вынужденная рабочая поза – на ногах). Некоторые профессии можно отнести к фактору риска, напряженности, т.е. условия работы могут вызывать определенные заболевания, если не принимать профилактических мер.

Анализ рынка труда в рамках аспекта «Надо».

  1. Понятие «рынок труда» и его особенности.

  2. Основной закон рынка труда (спрос и предложение на рынке труда)


3. Занятость населения. Безработица.

4. Количественный и качественный анализ спроса и предложения на рынке труда и

их особенности.


5. Престиж и спрос на профессии.

6. Прогноз профессий.

7. Общие требования при приеме на работу на современном рынке труда.

8. Возможности трудоустройства. Информация о временном и летнем

трудоустройстве.

Примерный перечень данных для анализа рынка труда
1. Ведущие отрасли городского хозяйственного комплекса и перспективы его

развития.

2. Перечень вакантных рабочих мест и должностей: устойчивость спроса, характер

спроса.

3. Сведения по безработице, количественный и качественный анализ безработицы.

4. Прогноз профессиональной занятости.

5. Сведения о рынке образовательных услуг: ожидаемый выпуск специалистов

определенного уровня образования, наличие дополнительных специальностей.

6. Требования к специалистам при приеме на работу: пол, возраст, наличие

определенных профессиональных навыков и умений, опыт работы и т.д.

Источники информации для анализа рынка труда





  1. Городской отдел службы занятости населения.

  2. Негосударственная служба занятости « АВТОВАЗ-ТРИЗА», частные агентства, кадровые центры и клубы.

  3. Отделы кадров предприятий, организаций, учреждений.

  4. Центр профориентации молодежи.

  5. Средства массовой информации.

  6. Закон РФ о занятости населения.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: