Формула хорошего выбора профессии
ФОРМУЛА ХОРОШЕГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
( по Климову Е.А.)







возможность
получения


М О Г У Н А Д О






здоровья способности рынка труда

ХОЧУ: интересы - побуждения познавательного характера, т.е. "хочу знать";
склонности - активное, созидательное, преобразующее отношение
к объекту труда, т.е. "хочу делать".

МОГУ: способности - любые индивидуально – психологические особенности
человека, помогающие успеху в какой-либо
деятельности;
состояние здоровья - физические и психофизиологические
особенности;
возможности получения образования: финансовые, географические,
региональные и т.д.

НАДО: объективно существующая в обществе нужда, потребность в притоке
молодой смены на те или иные трудовые посты.
Профессиональные интересы («Хочу»)
Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.
Профессиональные интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении.
Интересы различаются:
Признак | Перечень интересов |
По содержанию | Общественно-политические, учебные, профессионально-трудовые, познавательные, научные, эстетические, читательские, спортивные, игровые и др. |
По объему | Широкие, узкие. |
По уровню действенности | Активные, пассивные. |
По глубине | Глубокие, поверхностные. |
По устойчивости | Устойчивые, неустойчивые. |
По характеру проявления | Непосредственные, опосредованные |
Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление заниматься определенной деятельностью.
Развитие интересов и склонностей – это длительный процесс, который предполагает:
Повышение информированности об интересующем предмете (чтение литературы, подготовка рефератов, докладов и др.).
Практическая деятельность (факультативы, кружки, клубы о интересам, учреждения дополнительного образования, предпрофильная подготовка).
Самопознание и развитие индивидуальных качеств.
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
1. Способности - любые индивидуально – психологические особенности
человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности.
Общие – например, к обучению, специальные – к какому-либо
определенному виду деятельности (художественные, музыкальные,
математические и т.д.).
2. Состояние здоровья - физические и психофизиологические особенности
человека на данный момент и в перспективе;
1).Соответствие или несоответствие состояния здоровья выбираемой
профессии (точный ответ только на консультации у врача).
2). Каким образом выбираемая профессия будет влиять на уже
имеющиеся отклонения в состоянии здоровья (планирование
мероприятий, направленных на максимальное уменьшение
неблагоприятных факторов).
3). Рассмотреть возможности приведения здоровья в соответствии с
предъявляемыми требованиями (для профессий, требующих спец.
подготовки - военнослужащие, милиция и т.п.).
3. Возможности получения образования: финансовые - возможности получения
бюджетного или коммерческого профобразования;
географические – востребованность профессии в данной
местности (возникают вопросы с переездом на постоянное
местожительства к месту обучения и последующей работы);
региональные – наличие в регионе профессионального учебного
заведения, дающего возможность получить выбранную
профессию, специальность; и др.
Состояние здоровья и выбор профессии.
Известно, что здоровье важно беречь и укреплять, «пока оно есть»; восстановить утраченное много труднее, а часто и невозможно. Известно и то, что в подростковом возрасте и юности наблюдается большая беспечность человека в отношении своего здоровья, недооценка его утрат и отклонений от нормы.
В то же время неправильный выбор профессии может усугубить недостатки состояния здоровья, постепенно вести к его ухудшению (это может быть, например, вызвано тем, что профессия предъявляет особые, повышенные требования к тем органам и системам, которые как раз у человека ослаблены).
Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Противопоказания – это утверждение о том, какие занятия не рекомендуются или категорически запрещены, недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях. Перечни медицинских противопоказаний составляют целые тома, но это область компетенции врачей-специалистов. От педагога требуется, чтобы он вовремя насторожился по поводу состояния здоровья ученика и побудил его проконсультироваться с врачом. Переориентация - процесс сложный, психотравмирующий, поэтому, чтобы избежать подобных неприятностей дети должны с самого начала профессионального самоопределения знать о состоянии своего здоровья – и это, в основном, работа с родителями.
Ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным органам и системам, требует их готовности к определенным нагрузкам и тренировок, чем дети и могут заниматься еще в школе, при условии ознакомления с этими требованиями, а также могут вовремя пройти углубленный медосмотр.
Приведение состояния организма в соответствие требованиям возможно при некоторых заболеваниях, если они выявлены заранее (профессии силовых структур, военные – наличие плоскостопия, искривления осанки – могут стать помехой при прохождении медкомиссии, хотя поддаются коррекции).
Существует понятие врачебной консультации когда врачу (медсестре), после проведенных медосмотров, известны наиболее распространенные заболевания и отклонения в состоянии здоровья учащихся. В назначенное время он приходит в класс, и, не называя имен и фамилий, рассказывает детям об ограничениях в выборе профессий, связанных именно с этими отклонениями. Заинтересованные ребята могут затем обратиться за индивидуальной консультацией. Уповать в этом вопросе только на благоразумие родителей не всегда оправдано (они часто заняты другими вопросами).
Каждый выпускник 9 или 11 класса должен иметь свою карту здоровья и знать о его нарушениях и отклонениях. При необходимости дети направляются на консультации к врачам – специалистам.
Диагноз «Практически здоров» не означает, что ребенок абсолютно пригоден к любой профессиональной деятельности (работа поваром при нарушениях опорно-двигательного аппарата, продавцом – с плоскостопием, когда вынужденная рабочая поза – на ногах). Некоторые профессии можно отнести к фактору риска, напряженности, т.е. условия работы могут вызывать определенные заболевания, если не принимать профилактических мер.
Анализ рынка труда в рамках аспекта «Надо».
Понятие «рынок труда» и его особенности.
Основной закон рынка труда (спрос и предложение на рынке труда)
3. Занятость населения. Безработица.
4. Количественный и качественный анализ спроса и предложения на рынке труда и
их особенности.
5. Престиж и спрос на профессии.
6. Прогноз профессий.
7. Общие требования при приеме на работу на современном рынке труда.
8. Возможности трудоустройства. Информация о временном и летнем
трудоустройстве.
Примерный перечень данных для анализа рынка труда
1. Ведущие отрасли городского хозяйственного комплекса и перспективы его
развития.
2. Перечень вакантных рабочих мест и должностей: устойчивость спроса, характер
спроса.
3. Сведения по безработице, количественный и качественный анализ безработицы.
4. Прогноз профессиональной занятости.
5. Сведения о рынке образовательных услуг: ожидаемый выпуск специалистов
определенного уровня образования, наличие дополнительных специальностей.
6. Требования к специалистам при приеме на работу: пол, возраст, наличие
определенных профессиональных навыков и умений, опыт работы и т.д.
Источники информации для анализа рынка труда
Городской отдел службы занятости населения.
Негосударственная служба занятости « АВТОВАЗ-ТРИЗА», частные агентства, кадровые центры и клубы.
Отделы кадров предприятий, организаций, учреждений.
Центр профориентации молодежи.
Средства массовой информации.
Закон РФ о занятости населения.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: