NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка о работе библиотек мук «Чебулинская мцб» с юношеством


Экологическое направление.


Экологическое просвещение молодёжи является важным в работе библиотек. Но, на мой взгляд, здесь имеется один нюанс: так сложилось, что по этому направлению большая часть работы направлена на читателей – детей и подростков. Именно с ними библиотекари проводят основную долю мероприятий познавательного, информационного и игрового характера. Однако в любом правиле есть исключения. С молодыми читателями такая работа проводится также, но носит она немного другой характер.

Так, в Николаевском филиале прошёл вечер отдыха для молодых семей «Золотой листопад». Собравшиеся вспомнили пословицы, стихи и песни об осени, приняли участие в викторине «Целебные силы природы», и в конкурсах на осеннюю тематику. Библиотекарь провела обзор выставки «Здоровье от природы».

По традиции в августе Чумайский филиал проводит выставку - конкурс на лучший букет «Природы милое творенье», в которой, как отмечает библиотекарь, молодёжь охотно принимает участие. «В том году, - пишет она, - ребята из старших классов приняли участие в выставке поделок из природного материала «Природа и фантазия».

Конкурсная программа «Вода – источник жизни» прошла в Дмитриевском филиале. Участники соревновались в таких конкурсах, как «Самая-самая», «Продолжи пословицу», «Не пей водицы – козлёночком станешь» и других. Не обошлось, конечно, без загадок, песен и стихов о воде. В перерывах между конкурсами ведущая приводила интересные и малоизвестные факты об удивительном творении природы - воде, без которой, как известно, жизнь на Земле невозможна и задача нынешнего и будущих поколений – этот бесценный дар сберечь.

На страницах устного журнала «Экологический бумеранг» (Покровский филиал) речь шла о многих экологических проблемах : о мусоре, который выбрасывает человек и как с этим бороться, чтобы не навредить природе, о воде и воздухе – главных источниках жизни. Последняя страница журнала была творческой – стихи и песни о природе и её защите завершили журнал.

День экологических знаний « Эта Земля твоя и моя» прошёл в Усть-Сертинском филиале. В библиотеке к этому дню была оформлена выставка-размышление «Экологический портрет России», проведён обзор представленной на ней литературы. Продолжил день экологический урок «Законы природы», обсуждение на тему «Природа и человек: соперники или союзники?» и викторина «Природа вокруг нас». «Цель этих мероприятий, - пишет библиотекарь, - вызвать чувство озабоченности за судьбу природы у подрастающего поколения, заинтересовать молодого читателя экологическими проблемами, научить применять полученные знания в повседневной жизни».
4.3. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление.
Главная задача библиотек в этом направлении - всестороннее освещение героических страниц нашей истории, воспитание у молодёжи чувства гордости за свою страну и за то, что мы – россияне. Работа в этом направлении ориентирована на мероприятия, посвящённые политическим и историческим датам календаря. Формы проведения мероприятий самые разные: историко-познавательные часы, устные журналы, вечера встреч, исторические экскурсы, беседы и другие.

Вечер-встреча поколений «О подвиге вашем мы знаем и помним» (Усманский филиал) был посвящён теме «Женщина и война». Приглашенные на встречу женщины, поделились воспоминаниями о военном детстве и юности, рассказали об испытаниях, выпавших на их долю. Присутствующие посмотрели кинохронику военных лет «Тыл и дети».

В литературно-музыкальной композиции «Жестокая память» (Усть-Чебулинский филиал) прозвучали стихи и песни военных лет, показаны кадры кинохроники. Надо отдать должность работникам культуры этого села, в том числе и библиотекарю: в этом году они возобновили визиты к ветеранам труда с целью записи их воспоминаний, которые затем станут основой для издания сборника по истории села.

С последним солдатом села Чумай Петром Алексеевичем Смоляниновым накануне Дня Победы прошла встреча «Одна судьба – одна победа», затем 22 июня, в день 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны, он был приглашён на час памяти «И помнит мир спасенный» к памятнику погибшим в годы войны односельчанам. Современные 15-16-летние ребята внимательно слушали рассказ ветерана, а библиотекарь особо подчеркнула мысль о том, что благодаря стойкости и мужеству советских людей, в том числе и чумайцев, наша страна победила в той страшной войне. Эта библиотека подготовила и выпустила буклеты «Маршалы Победы» - Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский и провела их презентацию.

Накануне Дня победы юношество деревни Ивановка помогали в уборке территории около памятника и участвовали в акции «Помоги ветерану».

Литературно-музыкальная композиция «Где Жуков, там Победа!» (Усманский филиал) для юношества посвящена легендарной личности второй мировой войны, полководцу и государственному деятелю, Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову. Он жил в великое время, в расцвете сил и таланта прошёл все испытания.

Беседа-диалог «Мы были высоки, русоволосы» (Курск-Смоленский филиал) была посвящена комсомольцам 40-х годов. Нынешней молодёжи незнакомы слова «комсомол» и «комсомольцы». Перед библиотекарем стояла нелёгкая задача - рассказать современным ребятам, почти сверстникам тех, кто погиб защищая Родину, о том, что они были настоящие патриоты и боролись против фашизма за свободу и независимость своей страны.

На встрече в литературной гостиной (Николаевский филиал) «Эти песни спеты на войне» прозвучали песни, написанные в годы войны, которые до сих пор не забыты. Звучат они и со сцены, и за праздничным столом дома. Песни эти знает и поёт молодёжь.

На урок истории «Фотография из бабушкиного альбома» пригласила ребят библиотекарь села Дмитриевка. В течение нескольких лет она записывает воспоминания односельчан, собирает фотографии и оформляет собранный материал в папки и альбомы. На этот раз она рассказала об односельчанах, участниках Великой Отечественной войны.

День защитника Отечества – дата календаря, которую библиотекари не обходят своим вниманием. Традиционно многие из них проводят в этот день встречи с воинами запаса, конкурсно-игровые программы.

Так, встречу «Там, где учат побеждать» (Чумайский филиал) были приглашены юноши, отслужившие в рядах Вооруженных Сил. Они рассказали о своей службе в армии, о трудностях, отдыхе, посоветовали, на что обратить внимание ребятам, у которых служба впереди и, конечно, ответили на вопросы.

Встреча «Есть такая профессия – Родину защищать», на которую был приглашён ветеран милицейской службы В.И.Иванов, состоялась в центральной библиотеке. Это была встреча поколений - членов клуба ветеранов «Собеседник» и клуба старшеклассников «Встреча». Рассказ В.И.Иванова дополнили другие ветераны. В течение многих лет в этот день или накануне сотрудники библиотеки приходят в гости к работникам МЧС. В ушедшем году им предложили конкурсно-развлекательную программу «Слава защитникам Отечества!» Надо сказать, что в МЧС всегда рады нас видеть, и мы каждый раз надеемся на то, что не будет вызова на пожар. И ещё. Конечно, не весь дежурный наряд – одна молодёжь, но половина - это точно.

На встречу с воинами запаса «Мы служили в мирное время» (Алчедатский филиал) пришли не только юноши, но и девушки. На встрече бывшие солдаты рассказали о своей службе в армии в 2000 и 2009 годах. Будущие призывники поняли: служить надо – это и долг, и святая обязанность, но к службе себя готовить нужно – заниматься спортом, не пить, не курить, приучать себя к аккуратности. Приглашённые ответили на ряд вопросов: есть ли в армии солдатская дружба, можно ли звонить домой по сотовому телефону, какой армейский режим и другие, где в армии служат девушки и другие. Главное, что постарались объяснить ребятам – в армии была и есть дисциплина, солдатская взаимовыручка.

Марш-бросок «Мужество, смелость, слава!» (Покровский филиал) – военно-интеллектуальная игра, состоящая из трёх туров, в которой до финала доходят двое, а победитель принимает участие в супер игре. «Эта игра очень хорошо воспринимается юношеством, - пишет библиотекарь, - они показывают свои знания по военному делу теоретически и практически».

Начиная с 2007 года, работаем по плану к 200-летию Отечественной войны 1812 года. За это время было проведено более 130 мероприятий. Остановлюсь на некоторых для юношества в 2011 году.

Урок памяти «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (Дмитриевский филиал)

Час истории «Герои 1812 года» (Центральная библиотека, Николаевский, Усть-Чебулинский)

Рассказ-путешествие «Бородинское поле» (Новоивановский филиал)

Интеллектуальная игра-беседа «Гордимся славой своих предков» (Кураковский филиал)

Час поэзии о героях 1812 года «Ваш подвиг поэтической строкой» (пос. Первый)

Информационно-познавательный час «Поле русской славы» (Усть-Сертинский филиал).

Цель всех этих мероприятий - не только рассказать о тех событиях, но, по выражению одной коллеги, - «перекинуть мостик из тех дней в наше время и связать события 200-летней давности с современной историей, сделав упор на то, что русскому человеку, живущему в наши дни, есть чем гордиться и есть что защищать».

Среди важных дат календаря - День Российского флага, День России, День народного единства, День Конституции РФ.

Приведу в качестве примера некоторые.

Познавательная программа «Виват, Россия молодая!»; литературно-исторический час «Сыны Отечества, освободившие Россию» - по отзывам библиотекаря «Мероприятие прошло хорошо: удачно подобранное музыкальное оформление, блоки стихов и прозы сопровождались историческими фактами»; слайд-шоу «Россия, прекрасна ты и многолика» о событиях 1612 года (Усманский, Курск – Смоленский, Дмитриевский ф-лы)

Урок истории «Россия в настоящем, прошлом, будущем» - День России (Кураковский филиал); познавательная программа «Россия – всё, чем я живу»; викторина «Моя Родина Россия» - День России (Кураковский, Чумайский, Орлово – Розовский ф-лы);

Познавательный урок «Славься, Отечество наше свободное!» Вначале старшеклассники познакомились с выставкой «Основной закон нашей жизни», затем библиотекарь рассказала кратко об истории принятия всех Конституций России. Ребята узнали о значении трёх полос на российском флаге, прослушали государственный гимн России. Лейтмотивом всего урока стали слова из гимна «Славься, страна! Мы гордимся тобой!». Рассказ ведущего сопровождался показом слайдов (центральная библиотека).

Информационная беседа «Главная книга страны» также была посвящена Конституции РФ. Библиотекарь особо остановилась на тех статьях, которые гарантируют каждому человеку право на труд, образование (Николаевский ф-л).

Я считаю, что достаточно приведено примеров нашей деятельности по этому направлению. Пусть не все они носили масштабный характер, но ведь наша жизнь – это не сплошные праздники, а вереница будней, в которые и происходят те или иные события и которые мы впоследствии делаем праздниками.
4.4. Работа в дни каникул.
В дни каникул для юношества, судя по отчетам, проводились мероприятия в основном развлекательного характера: «Рождественские колядки», посиделки «Раз в Крещенский вечерок…» - «молодёжь, - пишут библиотекари, - любит такие посиделки и с большим удовольствием принимает в них участие, как и в праздник Ивана Купала». А библиотекарь Николаевского филиала отметила в своем отчете ещё и такой момент: «Рождественские вечера давно стали традицией в библиотеке. По старинному обычаю зажигаем свечи и непременно читаем отрывки из произведений Л. Толстого, Н. Гоголя, В. Жуковского»

Фольклорные программы «Спасы: Медовый, Яблочный, Ореховый» - также близки молодёжи, так как позволяют не только узнать об обычаях, но и принять в них участие, а жизнь в деревне делает возможным ещё и без особых проблем отведать и меда, и яблок, и орех.

Ещё один праздник, непременно отмечаемый в дни каникул, – День семьи, любви и верности. И это также мероприятия развлекательного характера, но вместе с тем все эти мероприятия всё же дают молодым и определённые знания, потому что в той или иной форме предполагают рассказ об истории возникновения данного праздника, события. Да и сама форма подачи материала также свидетельствует об этом. Например, информационно-познавательная программа «О святых Петре и Февронии», устный журнал « Их любовь и верность достойны подражанья», литературный час «В моей судьбе случился ты».

В период летних каникул старшеклассники села Усть-Чебула принимали участие в конкурсе «Лето – Книга», победители и участники которого традиционно отмечаются в День знаний.


    1. Работа с одарёнными молодыми людьми.


Как отметили коллеги, таких читателей у них, к сожалению, нет.


    1. Работа с юношами и девушками, имеющими ограниченные возможности здоровья.


В данном случае, к счастью, нет.


    1. Работа с молодыми семьями, работа женщинами, ожидающими ребёнка


По данному разделу отмечу: во всех библиотеках для этой категории читателей оформлены выставки «Ты + я = семья», «В семье растёт малыш», «Вам, будущие родители», «Любовь да совет» и другие. Хочу отметить, что всего лишь в нескольких филиалах такая работа проводится более целенаправленно, нежели в остальных. Например, Чумайском и Николаевском филиалах. Здесь молодые семьи постоянно находятся в центре внимания библиотекарей. И книжные выставки, и беседы имеют место, а еще библиотекари приглашают молодые семьи для участия в различных конкурсах и вечерах отдыха. Например, «От бумажной до деревянной», «Когда в семье лад, не нужен и клад». Очень эмоционально прошёл диспут «Я для семьи» в Усть-Сертинском филиале. Как отметила библиотекарь, бурно обсуждались вопросы «Что для вас важнее – семья или работа?» и «Чем вы готовы пожертвовать ради семьи?». В конкурсной программе «Супермама» молодая семья Абрамкиных из деревни Кураково своим весельем и сноровкой не давала расслабиться другим мамам и их детям. Как выразилась одна коллега, «определённая работа с молодыми семьями проводится в течение года. Библиотека старалась проводить досуг молодых семей интересно и увлекательно».

Наиболее содержательно с женщинами, ожидающими ребёнка, работала библиотекарь посёлка Первый. Ею был проведен цикл бесед; «Как рассчитать дату будущих родов», «Отчего случается резус – конфликт и опасен ли он для малыша?», «Аллергия у крохи « и другие. Для бесед был использован материал из журнала «Жду малыша», который был рекомендован для чтения молодым мамам.


    1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными подростками


Работу по этому разделу многие коллеги адресуют правоохранительным органам, считая это их прямой обязанностью. В библиотеках в целях профилактики и информирования несовершеннолетних оформляются выставки литературы «Ты, твои права и закон», «Незнание закона не освобождает от ответственности», «Поступки и проступки» и другие. Активно используют на местах книгу П. Астахова «Детям о праве», проводя по ней цикл мероприятий: беседы, часы откровенного разговора, дискуссии и другие. В крупных сёлах, где есть участковые, библиотекари приглашают их для проведения профилактических бесед с несовершеннолетними, в которых часто идёт разговор о том, какими правами и обязанностями они обладают. Цель всех мероприятий в том, чтобы ребята знали, чем для них и их семьи могут обернуться невинные, на их взгляд, шалости и что этими проступками можно испортить себе жизнь. Как поётся в одной известной песне «А мир устроен так, что всё возможно в нем, но после ничего исправить нельзя». Молодым чаще надо напоминать эту истину и тогда, возможно, будет меньше правонарушений среди несовершеннолетних, многие из которых полагают, что им в силу их возраста наказание не грозит.


    1. Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у молодёжи позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.


Этому разделу повезло больше, чем предыдущему, так как каждой библиотекой в течение года проведено 3-5 мероприятий данной тематики. Нет необходимости перечислять их все, остановлюсь на некоторых.

Конкурсно-игровая программа «Мир ваших увлечений», проведённая центральной библиотекой, показала, что увлечение каким-либо видом рукоделия, фотографией, рисованием и т.п., делает жизнь молодого человека более насыщенной, интересной, а главное – меньше остается времени на ничегонеделание. Яркий пример тому – Наташа Ремкус (она была участницей областного интернет-конкурса «Влюблённые в жизнь». В свои 15 лет Наташа – мастер бисероплетения, занимается танцами, хорошо учится, ведёт активную общественную деятельность. Для воспитанников центра «Смена» была проведена игра «Образ жизни – активный» и позитив час «Учитесь быть счастливыми». Темы выбраны не случайно, ведь для этих ребят в силу жизненных обстоятельств оказавшихся в центре временного пребывания не самое последнее в жизни умение – это умение быть счастливым, вопреки жизненным обстоятельствам.

Цикл мероприятий «Жизнь стоит того, чтобы жить» провела Чумайская модельная библиотека. Цикл состоял из: беседы – диалога «Юноша – юноше о вреде алкоголя», на которой ребята в атмосфере взаимопонимания откровенно делились впечатлениями и мыслями об алкоголе и его вреде; беседы врача о вреде курения и его влиянии на растущий организм «Курение – основная угроза здоровью»; выставки-диалога «Употребляешь дурь - жизнь сплошная хмурь», в ходе которой ребята высказали отрицательное мнение о наркотиках. Конечно, несколько иначе, чем рекомендовано специалистами КОБДЮ, но эти темы не обойдёшь без таких разговоров. Однако это вовсе не значит, что в этой библиотеке не проводятся мероприятия по формированию позитивного отношения к жизни, хотя и первые направлены именно на это. Уроки здоровья по зимним и летним видам спорта «Здоровому всё здорово!», а также час позитива «Учись быть здоровым» - далеко не все мероприятия этой библиотеки.

Несколько мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, провела библиотекарь Усманского филиала. Она пишет: «На разговоры с ребятами о здоровом образе жизни всегда приглашаю медицинского работника, который более квалифицированно и доступнее раскроет тему и ответит на вопросы. Я же со своей стороны в таких случаях обеспечиваю информационную составляющую часть мероприятия: подбираю материал и рекомендую его к прочтению. На таких мероприятиях стараемся использовать также фильмы о здоровом образе жизни». В этом филиале прошёл спортивный праздник «Сила! Ловкость! Смелость!». Помогли провести мероприятие сказочные персонажи – Шапокляк, Медведь и доктор Айболит. Участники соревновались в эстафетах, играх и конкурсах, выполнение которых потребовало от ребят физической активности. Познавательная игра «Здоровье – хрупкий дар» заставила некоторых задуматься об отношении к собственному здоровью, а устный журнал «Прекрасное слово – жизнь!» - дал все присутствующим установку на здоровый образ жизни.

Целенаправленно работает в этом плане библиотекарь Усть-Сертинского филиала. Цикл мероприятий открылся выставкой – просмотром « В здоровом теле – здоровый дух»; беседу «Красота и здоровье» для юношей и для девушек провела медицинский работник; беседа «Стиль жизни – позитив» подвела слушателей к мысли о том, что в жизни многое зависит от того, как человек настроен воспринимать происходящие события и что надо стремиться вырабатывать в себе привычку быть всегда приветливым и дружелюбным»; дискуссия «Жизнь стоит того, чтобы» началась с вопроса «В чем вы видите смысл жизни?» Ответы были разные – кто-то хочет принести пользу стране, кто-то думает о своём благополучии. «Разговор, - пишет библиотекарь, - начался тяжеловато, но дискуссия завершилась оживлённо»; устный журнал «Покорители спортивных высот» - это не только рассказ о выдающихся спортсменах, имена которых известны миру, это рассказ односельчанина Дмитрия Кузнецова (он был участником областного интернет-конкурса «Влюблённые в жизнь» о своих спортивных достижениях. Молодёжи села Усть-Серта есть с кого брать пример и не только по ведению здорового образа жизни, но в большей степени - выработке воли и закалке характера, иначе Дмитрий не добился бы таких успехов.

В ушедшем году всё большее число библиотек организовывали и проводили соревнования по различным видам спорта. Например, в Михайловском филиале прошёл шашечный турнир и оказалось, есть поклонники этой игры и среди юношества; в селе Кураково, деревне Ивановке и в посёлке Новоивановский провели соревнования по волейболу, в селе Курск-Смоленке спортивный марафон начался в библиотеке с беседы о здоровье, после чего все отправились на стадион, где приняли участие в спортивных играх. А вот библиотекари Чумайского и Алчедатского филиалов регулярно ходят с ребятами в походы по окрестностям своих сел и не только с детьми. Нравятся такие походы и ребятам постарше.


    1. Правовая культура


В 2011 году работа библиотек по вопросам правовой культуры в основном свелась к выборной кампании. Например, в Покровском филиале провели ток – шоу среди молодёжи «Что ты ждёшь от выборов?» Как пишет библиотекарь, « по предложенным вопросам ребята высказали своё мнение открыто, вступали друг с другом в спор». В Николаевском филиале – прошли: час позитива «Молодые дома – для молодых семей» по одной из статей газеты «Кузбасс»; познавательная программа «Ты имеешь право» - рассказ о различных партиях, порядке выдвижения кандидатов и правах избирателей.

В центральной библиотеке – беседа-диалог для старшеклассников «Сделай свой выбор»: обзор выставки «Партий много – выбор один», рассказ о новых правилах голосования сопровождался слайд-презентацией «Основные положения избирательного права»;

В детской библиотеке: викторина для подростков «Ты сам отвечаешь за всё». Каждый ответ шёл с дополнительными комментариями ведущей, чтобы подростки получили по ним более полную информацию и деловая игра «Я хочу стать депутатом». Участники разделились на три партии – «Яблоко», «Апельсин» и «Банан» и получили задание написать программу, которая позволит сделать жизнь в школе более интересной и комфортной, выдвинули по одному представителю – депутату, которые эти программы представили. Затем путём тайного голосования выявили партию и депутата – победителя.

В Усманском филиале – дискуссия для подростков «Легко ли быть избирателем?» После вступительного слова ведущей о необходимости правового просвещения, ребята ответили на вопросы теста «Проверь себя». В ходе дискуссии мнения разделились: одни утверждали, что никаких проблем в определении своих политических пристрастий быть не может, так как всё определяется симпатией к тому или иному лидеру партии, другие – нужно смотреть, как партии выполняют свои предвыборные обещания.

В Чумайской модельной библиотеке – информационная минутка «С думой о будущем». Старшеклассники – члены клуба «Истоки» - познакомились с особенностями выборов -2011.

В Алчедатском филиале – час-размышление «Ты в этом мире не один» по разделам книги Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова «Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин». Ребята узнали, как надо вести себя в различных жизненных ситуациях, когда можно и нужно обращаться за помощью государства и закона.

Информацию по вопросам права читатели этой категории, как всегда, могут получать с книжных выставок, тематических досье.


    1. Гендерное просвещение молодёжи


Работа в этом направлении, судя по отчётам, свелась к оформлению выставок «Школа для девушек и юношей», проведению бесед «Если ты девушка», «Если ты юноша» и к рекомендации книг, имеющихся в фондах каждой библиотеки. Диспут для молодёжи «Семья – это…» (Чумайский ф-л). Как пишет библиотекарь, «участники не делали границы между мужскими и женскими обязанностями при наличии современной бытовой техники, а при проведении ролевой игры «Супружеская жизнь: гармония и конфликты» - выполняли любую работу по «дому», поменявшись ролями».
4.12 Эстетическое развитие молодёжи
Эстетическое просвещение молодёжи осуществляется по нескольким направлениям: 1) популяризация творчества поэтов и писателей; 2) деятелей искусства и культуры; 3) обычаи и традиции народа.

По данному направлению были проведены:

Программы к Татьяниному дню «Татьяна, милая Татьяна…» и ко дню Святого Валентина прошли в нескольких филиалах. Все они носили развлекательный характер и их цель – разнообразить досуг молодёжи, расширить круг общения.

Дискуссия «Есть ли рыцари у нас?» (Усть-Чебулинский ф-л), в ходе которой искали ответы на вопросы: «Что такое рыцарство? Кто такой рыцарь? Каким должен быть рыцарь?». Спорили, спорили и выяснили, что рыцарей в их окружении нет.

Литературная гостиная «Горит костёр рябины красной», посвящённая творчеству Сергея Есенина (Чумайский ф-л), подарила старшеклассникам минуты общения с удивительно лирическим поэтом, на стихи которого написано много песен.

Литературный вечер «Люблю следить за чайкою крылатой» (центральная библиотека) привлёк внимание к творчеству Осипа Мандельштама, по образному выражению Константина Мочульского «самого замечательного из современных русских поэтов после Блока и самого неоцененного», час поэзии «Твои серебряные крылья» - к 125-летию Николая Гумилёва, по определению М.Горького, «талантливого поэта», сыгравшего в поэтическом движении своего времени выразительную и яркую роль.

Литературное кафе «Сны поэта» (Усть-Сертинский ф-л), посвященое творчеству Василия Фёдорова.

Викторину «Один за всех и все за одного» по роману А. Дюма «Три мушкетера» провела библиотекарь Кураковского ф-ла. «Очень трудно так просто собрать молодёжь, - пишет она. Выход у меня один – иду на танцы по субботам и там провожу мероприятия». Кстати сказать, она не одинока в своём решении.

В течение года обзорные экскурсии у стенда «Музеи мира» проводила библиотекарь Дмитриевского ф-ла. Экспозиция менялась несколько раз и посвящалась определённому музею.

Выставки-показы 1) «Рушниковый свет старины» вызвали у молодёжи удивление (библиотека была убрана как горница), появился интерес и ряд вопросов «Что это? Чьё? Откуда? Сколько лет?». Так постепенно завязалась беседа о рушниках, которую библиотекарь, конечно же, подготовила. Дело в том, что в данной библиотеке много старинных вещей и предметов, рушники, очень красивые и разные, в том числе. Вот и пришла идея показать и рассказать современной молодёжи о них. 2) «Старина нарядная» - прикладное творчество местных мастериц. Все разглядывали и радовались, если вещь оказывалась «родной» - прабабушки или бабушки.

Посиделки «В Рождественский вечер» (Ивановский ф-л) пригласили ребят в далёкую старину, когда долгими зимними вечерами прабабушки и прадедушки, будучи молодыми, собирались на посиделки, играли, пели и плясали и, конечно, гадали. Современная молодёжь также следует традициям русских праздников. Подобные посиделки на Рождество, Покров состоялись в других библиотеках.

Дополнение к данному разделу – см. 4.1
4.13. Профориетационная работа с юношеством.
Каких-либо специальных программ нет. Вся работа предусмотрена в годовых планах библиотек, носит хотя и системный, но сезонный характер и проводится по направлениям 1) информация о профессиях с помощью литературы - книжные выставки и их обзоры; 2) мероприятия библиотек о профессиях; 3) встречи с людьми разных профессий.

На познавательной программе «Что я знаю о профессиях?» (Дмитриевский ф-л) разговор шёл о новых профессиях – бренд-менеджер, бизнес-аналитик, брокер и др. Материал библиотекарь взяла из Интернета. Также присутствующим был предложен тест «Какая профессия подходит тебе?». К слову сказать, подобные тесты библиотекарями используются повсеместно.

Традиционно проводит «Выпускной ринг» Усть-Сертинский ф-л. Отличием этого явилось отсутствие родителей и перечень новых вопросов.

Круглый стол «Все люди делом живы» провела библиотекарь Покровского ф-ла. Были приглашены медик, работники культуры, бухгалтер и продавец. «Геройские профессии» под таким названием прошла в Новоивановской библиотеке встреча специалистов учреждения со старшеклассниками. Каждый из них рассказал о специфике своей работы, о её «подводных камнях», чем интересна и чем героична. Например, начальник ОВПК-3 о профессии пожарного сказал так: «Героическая тем, что спасаем жизни людей, отстаиваем жилища от огня, но опасность в том, что сами рискуем своей жизнью и здоровьем ради спасения других людей. И не зря девиз МЧС – «Мы Честно Служим» - является девизом пожарного состава».

Устный журнал «Выбери свой путь» прошёл в Усть-Чебулинском ф-ле. Для будущих выпускников был проведён обзор выставки «Тысяча дорог – одна твоя», рассказано о профессиях работников культуры. Большое сожаление по поводу выбора выпускниками своего села городских профессий высказала библиотекарь Чумайского ф-ла, «но с другой стороны, - пишет она, - реалии сегодняшней жизни таковы, что ребята идут учиться совсем не туда, куда мечтали, ввиду отсутствия у родителей денег на их обучение».

Совсем недавно в этой библиотеке появился Интернет и выполнять запросы об учебных заведениях стало проще.

Игра «Профкоктейль (Николаевский ф-л), в которой ребята пытались выяснить требования и понять разницу между той или иной профессией.

Как всегда, к услугам ребят - наши выставки и подборки материалов на тему «Куда пойти учиться?»


    1. Краеведение


Ни сектора, ни отдела нет. Краеведческой работой на местах занимаются библиотекари филиалов, в центральной и детской библиотеках – сотрудники читальных залов.

  • Приоритетными направлениями в краеведческой работе являются историко-патриотическое, экологическое и литературное. Члены клуба «Истоки» (Чумайский ф-л) занимаются поисковой работой. В 2011 году они собирали материал к юбилею первого выпуска 10-го класса Чумайской школы. Библиотека выпустила буклет «Школа – корабль, плывущий вдаль».

  • Программ отдельно по краеведению нет. Составляется годовой план работы, в том числе и по краеведению. Клуб «Истоки» также работает по годовому плану.

  • Краеведческие ресурсы.

Фонд. Произошло пополнение фонда новой литературой по краеведению в количестве 175 экземпляров плюс электронная коллекция газеты «Ленинская искра» за 1934-1972 гг. (33 диска).

СПА. Краеведческого каталога отдельно нет. Картотеки имеются практически в каждом филиале, но их наполнение оставляет желать лучшего, поскольку расписывать сотрудникам в лучшем случае 1-2 экземпляра периодики и то не всегда и не во всех библиотеках есть подписка.

Библиографические указатели – нет. Но по краеведению выпущены буклеты центральной, детской и Чумайской библиотеками.

Пресс-папки. Во многих филиалах имеются такие папки, в которых собран материал по истории села и его людях. Этими материалами активно пользуются не только библиотекари, но и местное сообщество. В истории нашей МБУК «Чебулинская МЦБ» зафиксирован такой факт: за краеведческую деятельность и в связи с 50-летием совхоза «Чумайский» заведующая Чумайской библиотекой была награждена медалью «За веру и добро»

Справочное обслуживание по краеведению. В 2011 году количество выполненных краеведческих запросов (563) несколько снизилось в сравнении с 2010 годом, когда мы отмечали 75-летие района, но всё равно остаётся высоким. На основе своих фондов удаётся выполнять большинство запросов по краеведению. Отказ: Мазаев В. «Рассказы сибирячки»
Массовые мероприятия. Наиболее значимые.
Районный конкурс юных литераторов «Волшебное перо». Конкурс проходил с января по март по двум номинациям – «Поэзия» и «Проза». В нем приняли участие ребята в возрасте от 7 до 16 лет из сел района и пгт. Верх-Чебула. Финал конкурса «И сила слов звучит во мне» прошел в пгт. Верх-Чебула. Победителей поздравили заместитель Главы Чебулинского муниципального района по социальным вопросам Е.С. Лапина и начальник управления культуры и кино И.А. Данильченко. Среди победителей в номинации «Поэзия» – старшеклассница из деревни Шестаково Надя Корчуганова.

Районный проект «Есть такой читатель!». Проект стартовал в январе 2011 года. Сотрудники библиотек до апреля должны были предоставить в оргкомитет материалы о лучших своих читателях по номинациям «Самый юный читатель», «Старейший читатель библиотеки», «За широту интересов», «Интеллектуал», «Самый активный читатель». 27 мая, в Общероссийский день библиотек мы пригласили своих читателей на праздник и вручили победителям Дипломы, а участникам - Благодарственные письма Администрации Чебулинского муниципального района. И вновь Надя Корчуганова победила в номинации «Самый активный читатель».

Выпуск сборника стихотворений «Откровение» самодеятельного автора из поселка Новоивановский Л.В.Астаховой, а затем его презентация - наша удача. И мы приглашаем на подобные мероприятия молодых людей, тем самым продвигая творчество самодеятельных авторов и привлекая к ним внимание. Надо сказать, что подобные мероприятия неизменно проходят в теплой дружеской обстановке.
Издательская продукция. Список прилагается.
Партнёрские отношения. В первую очередь - с нашими коллегами – работниками клубов и Домов культуры, администрациями сельских поселений, Детской школой искусств, Советами ветеранов, районным краеведческим музеем, редакцией «Чебулинская газета», школами района.
Психологическая поддержка молодёжи.
Штатного психолога в МБУК «Чебулинская МЦБ» нет. Профессиональную помощь оказать не можем, но без внимания и поддержки молодых людей не оставляем. Приведу высказывание одной коллеги: «Зачастую подростки приходят со своими проблемами, за разговором «по душам». Не всем и не всегда делятся с родителями, не всегда доверяют друзьям. Стараюсь помочь найти выход из трудной ситуации, рекомендую обратиться к литературе по психологии, по этике, а также вспомнить литературных героев, побывавших в подобных ситуациях».
Какие формы массовой работы с юношеством являются наиболее популярными? В подготовке каких мероприятий испытываете трудности?

Редкое единодушие по этому вопросу. Все библиотекари в отчётах написали: наиболее популярны конкурсно-игровые формы, театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, праздники, познавательные программы, викторины. Трудно - собрать аудиторию. Проблемы - с финансированием мероприятий. Ещё один интересный: «при работе с юношеством испытываю трудности при подготовке мероприятий, где желательно бы вставить тренинговые задания».
Мероприятия в рамках Года космонавтики в России, к 90-летию АИК «Кузбасс»
В рамках Года космоса в 2011 году провели 77 мероприятий разных форм. В каждой библиотеке были оформлены книжные выставки, например, «Знакомьтесь: Гагарин», «На заре космической эры», «Курс на Космодром», «На просторах Вселенной» и другие. По форме мероприятия были познавательного и конкурсно-игрового характера. В сентябре по рекомендации Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области о проведении классных часов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения кузбассовцев «С любовью к родному краю» мы провели несколько мероприятий о наших знаменитых космонавтах – А.А. Леонове и Б.В. Волынове. Среди них: устный журнал «Космонавты – кузбассовцы» (Новоивановский ф-л); беседа «В открытом космосе - наш земляк!» (Кураковский ф-л); буклет «Нам путь открыл Гагарин» (Чумайский ф-л); познавательная программа «Космос покорился нашим землякам» (Усть-Сертинский ф-л) и др.

Историческая экскурсия «Готовность одна минута» (центральная библиотека);

Тематический вечер «Знаете, каким он парнем был!» (Чумайский ф-л);

Обзор литературы «Наш дом – Вселенная» (Алчедатский ф-л);

Конкурс знатоков «Земная дорога к звёздам» (Курск-Смоленский ф-л);

Познавательная программа «Человек поднялся в небо» (Николаевский ф-л) и другие.

Я думаю, нет необходимости перечислять все мероприятия: приведённые примеры дают представление о формах их проведения.
Комплексные формы работы.
Областная Неделя Жизни.
На областной неделе жизни проведено 18 мероприятий. Многие из них описаны в разделе 4.9. Остановлюсь на тех, которые не упомянуты.

Акция «День добрых дел» прошла в Николаевском филиале. Она была посвящена благоустройству родника, который находится на территории села и открыт в 2010 году в честь К.К. Никифорова, заслуженного лесовода России, нашего земляка.

Конкурсная юмористическая программа «Смеяться, право, не грешно» (Усть-Чебулинский ф-л), включающая четыре конкурса по три задания в каждом. Как отметила библиотекарь, «программа прошла со смехом, весело. Все дружно принимали участие в выполнении заданий».

Акция «Жить у чистых озёр». Такую акцию ежегодно проводит библиотекарь Новоказанского ф-ла. В этой деревне есть пруд, на который приезжают со всего района и не только. После таких посещений, как правило, остается много мусора, и библиотекарь организует детей и подростков на уборку прибрежной территории.

Беседа «Главная ценность жизни» - о здоровье (Дмитриевский ф-л).

Главное в комплексных формах работы как раз в том и заключается: предложить своим читателям комплекс мероприятий разных форм по одной теме, когда имеется возможность раскрыть её более информационно насыщенно.
Областная Ломоносовская неделя, а также другие тематические Дни, недели, декады и т.п.
Целью всех мероприятий, прошедших на областной Ломоносовской неделе - не только рассказать о великом учёном, но и показать его роль и значение в становлении отечественной науки, культуры и просвещения. Думаю, что посредством проводимых мероприятий это сделать удалось, так все они и содержанием, и формой именно на это и были направлены.

Познавательная программа «Великий сын России» (Николаевский ф-л) – рассказ от детских лет до времени известности.

Информационный час «Сын Отечества» (Дмитриевский ф-л);

Информационная программа «Историк и патриот» (Усманский ф-л) – обзор творчества М.В.Ломоносова, рассказ о его достижениях в различных областях науки. Показали театрализованный фрагмент: обращение Елизаветы к Ломоносову о написании летописи Российского государства.

Устный журнал «Он сам был нашим первым университетом» (Орлово-Розовский ф-л) - рассказ о жизненном пути и литературном творчестве;

В путешествие на яхте «Михайло Ломоносов» пригласила подростков библиотекарь Кураковского ф-ла. Чтобы добраться до порта назначения, ребятам пришлось преодолеть немало препятствий. Прежде всего, они собрали слово – наставление М.В.Ломоносова «Неусыпный труд все препятствия преодолевает». Потом побывали на островах художников и литераторов, где читали оды и басни Михаила Васильевича.

Интеллектуальная игра «Великий сын Севера» (Чумайский ф-л) – показала знания ребят по литературному творчеству великого учёного.

Тематический час «Гений земли русской» (центральная библиотека) – познакомил ребят с творчеством М.Ломоносова и самыми яркими его открытиями науке.
Работа кружков для юношества, клубов по интересам, любительских объединений (название клуба\кружка, направление деятельности, категории читателей, наиболее интересные мероприятия)
Клуб для старшеклассников «Встреча» - Межпоселенческая центральная библиотека. Клуб универсального характера. Название «Встреча» имеет философский смысл. Это не только встреча с интересными людьми, но и встреча с литературой, искусством, удивительным и т.п. Заседания клуба проходят по плану и по возможности ежемесячно. Наиболее удачным был час удивления по книге рекордов Гинесса. Особенно живо ребята реагировали на сообщения о том, что зафиксирован рекорд пребывания под водой с задержкой дыхания на 14 минут; свадьбе под водой, когда не только новобрачные, но и 200 человек гостей спустились под воду. Много споров возникло по поводу того, смогли бы так сделать сами ребята. Ещё удивил факт рождения: у одной женщины четверо детей появились на свет 29 февраля с интервалом в 4 года.

Клуб «Истоки» (Чумайский ф-л) – историко-краеведческого направления. Ребята изучают свой край, своё село, собирают материалы о его истории и людях. В 2011 году они собирали сведения о 70-летии первого выпуска десятиклассников местной школы. Материалы легли в основу буклета «Школа – корабль, плывущий вдаль». Наиболее интересным было мероприятие, посвящённое созданию генеалогического древа своей семьи. Ребята выяснили факты о степени родства, о котором они до этого не знали. В сёлах, как обычно, много однофамильцев, но не все из них принадлежат определённому роду, или, напротив, люди с разными фамилиями оказываются дальними родственниками.
Выставочная деятельность
Всего в течение года для юношества были оформлены 39 выставок. Из них интересными коллеги посчитали следующие:

Выставка-фантазия «Жизнь – это…» с четырьмя разделами: 1) «Жизнь – это тайна. Познай её»; 2) «Жизнь – это приключение. Испытай его»; 3) «Жизнь - это красота. Восхищайся ею»; 4) «Жизнь – это сон. Разгадай его». Каждый из разделов был выполнен в определенном свете и имел свой образ (центральная библиотека);

«Интересно прошла у нас выставка-знакомство «Знать, такая моя долюшка», посвящённая 170-летию со дня рождения художника И.З. Сурикова, - пишет библиотекарь Дмитриевского филиала №5. Оформив выставку, я решила обратить на неё внимание молодёжи не совсем обычным способом. Всем, посетившим в эти дни библиотеку молодым людям, я задавала приблизительно одни и те же вопросы: «Знают ли они, кто такой И.З.Суриков? Какие картины он написал? Кто написал картину «Боярыня Морозова»? и др. Затем знакомила с выставкой, рассказывала о художнике и его картинах. Таким образом, я опросила 9 человек. Четверо из них ответили, что такого художника не знают, а пятеро – что они слышали о нём и видели репродукцию его картин. Но главное, что первые всё-таки получили информацию, а, следовательно, и новые знания, а вторые – ещё раз посмотрели репродукции мастера»

Выставка-имя «Татьяна, милая Татьяна…» (Чумайский ф-л) оформлена в стиле пушкинского времени: гусиное перо с чернильницей и листком бумаги, подсвечники с горящими и потухшими свечами, кружевной веер. Первый раздел выставки «Что в имени тебе моём» - стихи, посвящённые Татьянам; 2) «Раз в крещенский вечерок…» - о старинных гаданиях и приметах и главой из романа «Евгений Онегин»; 3) «Знаменитые Татьяны»; 4) «Татьянин гороскоп».

Книжная выставка «Берегите землю, берегите!» (Курск-Смоленский ф-л). Выставка по экологии, в течение года менялось оформление, название разделов, представленная информация в соответствии с временем года. Выставка была яркой, красочной, привлекала внимание.

Выставка-предостережение по сохранности библиотечного фонда (Усть-Чебулинский ф-л) «Грядущее свершается сейчас». На первом из трёх журнальных столиков представлены новые книги (всем известно, какие появляются чувства при виде хороших книг; на втором – книги, неоднократно прошедшие через руки читателей и утратили свою привлекательность; 3) а третий столик остался без книг и вызывал недоумение читателей. Но разъяснение давал плакат – обращение: «Дорогие читатели! Предлагая вашему вниманию эту выставку, хочу побудить вас к размышлениям о судьбе книг и библиотек. Мне близка мысль академика Д.С.Лихачёва о том, что если вдруг случится невероятное и погибнут все музеи, театры и концертные залы, но останется на земле хотя бы одна библиотека, культура все равно возродится…». Добавлю от себя: « если отношение к книгам не будет таким варварским!!! А что думаете вы?»

Выставка-расследование «Дело об Олимпийском огне» - представлены материалы об этапах развития Олимпийских игр.

Выставка-размышление – «Уже не дети, ещё не взрослые» и другие.


  1. Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста


Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста проводится с момента его записи в библиотеку. Это беседы при выдаче и сдаче литературы, беседы о прочитанном, составление списков литературы по определённой теме по желанию читателя, поиск литературы по запросу читателя, выполнение справок., консультации при работе с каталогами и справочными изданиями.


  1. Основные направления и формы библиотечного обслуживания специалистов, работающих с юношеством.


Круг специалистов, работающих с юношеством на селе, ограничен. Это учителя школ, работники культуры, в том числе библиотекари. Для последних в апреле 2011 года был проведён семинар на тему «Библиотека и молодёжь: некоторые точки соприкосновения». С работниками культуры и учителями школ сотрудничаем на основе взаимопомощи и всегда идём на встречу друг другу. Работникам сельских клубов подбираем литературу и помогаем писать сценарии, по просьбе учителей проводим некоторые мероприятия в классах и, конечно, информируем и тех, и других о книжных и новинках периодики.


  1. Библиотечные фонды для юношества


7.1. Соответствие информационного фонда запросам юношества.
Книжный фонд наших библиотек не в полной мере соответствует информационным запросам юношества. Несмотря на то, что в последние годы библиотеки пополнились новыми книгами, явно ощущается их недостаток. По мнению коллег, не хватает детективов, фантастики, «ужастиков», любовных романов, литературы о боевых искусствах, некоторые мечтают о «Российской энциклопедии».

    1. Наиболее популярные у читателей юношеского возраста книги и авторы


Привожу примеры наиболее часто встречающихся авторов и книг. У многих написано либо « все книги», либо только автор.
Вильмонт Е. «Кино и немцы»

Воронин А.

Донцова Д.

Зверев С. Серия «Спецназ»

Знаменская А.

Коултер К. «Сумасбродка»

Март М. Все книги

Мельникова И. Серия «Вера. Надежда. Любовь»

Сникет Л. Серия «33 несчастья»

Шилова Ю.
7.15.Темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов по запросам юношества.
Темы:

Алчедатский филиал: 9

История психологии как науки; Инстинкты как психологические показатели;

Этнос и этническая культура; Мировые религии; Берлинский кризис; Корейский кризис; Рынок; Цена рыночной экономики; Конкуренция и её виды.

Орлово – Розовский: 2

Тропические птицы; Жизнь на дне океана

Николаевский: 2

«Тоталитарные секты»; «Вирусы в компьютерной системе»

Дмитриевский: 2

«Шедевры византийской мозаики»; «Поделки из фантиков от конфет»

Усть-Сертинский: 2

«Взаимоотношения между сверстниками», «Истории о первой любви»

Книги:

Автомобиль ГАЗ-21»

Белый А. Стихи

Гуревич Г. «Подземная непогода»

Красная книга Кузбасса

Мазаев В. «Рассказы сибирячки»

Майер С. «Сумерки»

Набоков В. Лолита

Новиков В. «Невеста для капитана»

Орфографический словарь

Пильняк Б. «Голый»

Ролинг Дж. К. «Гарри Поттер»

Усачёва Е. «Закон популярности»

Щербакова Г. «Стена»
7.16. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях для юношества
Количество наименований и экземпляров, полученных в 2011 году

Наименований -21; получено экземпляров – 129.
Будете получать в 1 полугодии 2012 года

Наименований 18; экземпляров 30. Подписка только в четыре библиотеки и только на январь - февраль


  1. Информационное обслуживание юношества


8.1. Информационные и сервисные услуги, чаще всего предоставляемые юношеству, в библиотеках Чебулинского муниципального района и какие виды новых услуг использовали в 2011 году.
Осуществляем индивидуальное, групповое и массовое информирование юношества о новых поступлениях, о проводимых мероприятиях, об услугах библиотек. Сервисные услуги там, где есть для этого условия, (в основном это центральная библиотека, филиалы, имеющие компьютеры, оказывают таких услуг значительно меньше) - ксерокопирование библиотечных и материалов потребителей; распечатка документов; набор текста, редакция текста; сканирование текста, картинки; распечатка фотографии; предоставление компьютера для работы; выход в Интернет (пока только в ЦБ и Чумайском филиале); копирование на электронный носитель; отправка электронных сообщений на электронный адрес; поиск специалистом библиотеки информации в Интернет; переплёт материалов пластиковой спиралью; ламинирование. В 2011 году предоставили пользователям новые виды сервисных услуг: изготовление печатной сувенирной продукции; индивидуальные и групповые консультации пользователям по работе с ПК, офисными программами, Интернет (по предварительному заказу); создание электронной презентации и слайд-фильмов.

Фронтальное (массовое) информирование

  • Выставки новых поступлений, выставки-просмотры - 38

  • Библиографические обзоры - 79

  • Библиографическая продукция: информационные бюллетени – 3;

Списки литературы – 15, буклеты –

Дни, недели информации – не проводились

Сайт библиотеки - Bibliotekacheb.ucoz.ru; блог и Живой Журнал не ведутся.
9. Формирование основ информационной культуры

Таблица «Показатели работы по формированию информационной культуры личности»


Наименование библиотеки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии познавательные

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

кол-во уроков

кол-во человек

Кол-во экскурсий

Кол-во человек

Дни библиографии

кол-во

Информины конкурсы, игры и др.

кол-во

Кол-во посетителей

Центральная

7

63

12

75




1

12

детская






















п. Первый

1

10

1

7










Алчедатская

2

5

4

4










Дмитриевская

5

36

1

7




1

9

Ивановская

2

2
















Кураковская

1

6

1

6










Курск-Смоленская

1

8

2

7










Николаевская

1

12

2

15










Новоивановская

3

33

4

4










Покровская

6

38

3

7










Усманская

6

18
















Усть-Сертинская

3

22

5

16










Усть-Чебулинская







4

11




2

33

Чумайская

2

15

3

20










Шестаковская

3

21

2

14










всего

40

289

44

193




4

54




страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: