Сведения о мбук «Чебулинская мцб»



Сведения о МБУК «Чебулинская МЦБ»
|   Название ЦБС (точно по Уставу)  |    Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чебулинская межпоселенческая центральная библиотека»  |  
|   Адрес:  |    |  
|   Почтовый индекс  |    652270  |  
|   район  |    Чебулинский  |  
|   Населенный пункт  |    пгт. Верх - Чебула  |  
|   Улица, дом  |    Мира, д. 10  |  
|   Сайт библиотеки  |    bibliotekacheb.ucoz.ru  |  
|   Электронная почта (e-mail)  |    [email protected]  |  
|   ICQ («аська»), скайп  |    bibliocheb  |  
|   Директор МБУК «ЧМЦБ» (ФИО, тел. с кодом, факс)  |    Горелова Валентина Александровна 8-(384-44)-2-11-93, факса нет  |  
|   Методист МБУК «ЧМЦБ (ФИО, тел. с кодом)  |    Малинова Людмила Васильевна, ведущий методист по библиотечным технологиям Телефон: 8-(384-44)-2-11-93 Малышева Ксения Олеговна, и.о. ведущего методиста по библиотечным технологиям  |  
|   Методист по работе с юношеством  |    Нет  |  
|   Начальник управления культуры и кино (ФИО, телефон с кодом)  |    Данильченко Ирина Александровна 8- (384-44)-2-16-86  |  
Анализ ситуации с молодежью в районе в 2013 году:
Кроме средних школ, других учебных заведений в районе нет. Число жителей юношеского возраста на конец 2013 г. составило 1894 человек. Из них читателями библиотек являются 1635 человек.
Проблемы и перспективы библиотечного обслуживания юношества
в МБУК «Чебулинская МЦБ»
Количественные показатели пользователей юношеского возраста снизились. Данная ситуация складывается в связи со следующими факторами:
с уменьшением общей численности жителей села;
сокращением числа учащихся в старших классах вследствие закрытия в школах района старших классов;
слабая материально-техническая база сельских библиотек;
доступность использования современных информационно - коммуникационных технологий для поиска информации.
Координация работы библиотек по обслуживанию юношества с другими учреждениями и организациями
Наиболее тесно библиотеки на селе сотрудничают с работниками культуры. Совместно составляют планы работы, координируют их со школой и детскими садами, так как образовательные учреждения также в списке партнеров библиотек. При подготовке ряда мероприятий библиотекари нередко обращаются в районный краеведческий музей, но и сотрудники музея в свою очередь обращаются за помощью в библиотеки района. Нельзя не отметить и совместную работу библиотек с отделом молодежной политики и спорта при Администрации района, особенно при подготовке мероприятий районного масштаба.
2. Статистические данные
Таблица 1 Обслуживание юношества в библиотеках ЦБС города (района)
|   |    Зарегистрированные пользователи  |    Посещения  |    Книговыдача  |  
|   Всего по ЦБС  |    1635  |    15520  |    38369  |  
|   В том числе по отдельным юношеским подразделениям  |    |    |    |  
|   ЧМЦБ  |    487  |    5021  |    11092  |  
|   ЦРДБ  |    296  |    2256  |    4589  |  
|   Поселок 1.филиал № 1  |    73  |    824  |    2016  |  
|   Алчедатский ф-л № 2  |    30  |    400  |    1200  |  
|   Дмитриевский ф-л № 5  |    27  |    110  |    443  |  
|   Ивановский ф-л № 6  |    7  |    115  |    200  |  
|   Карачаровский ф-л № 8  |    40  |    507  |    1035  |  
|   Кураковский ф-л № 9  |    41  |    547  |    1158  |  
|   Курск – Смоленский ф-л № 10  |    40  |    589  |    1279  |  
|   Михайловский ф-л № 11  |    4  |    45  |    97  |  
|   Николаевский ф-л № 12  |    70  |    694  |    1914  |  
|   Новоивановский ф-л № 13  |    108  |    1254  |    4315  |  
|   Новоказанский ф-л № 14  |    35  |    400  |    990  |  
|   Петропавловский ф-л № 16  |    1  |    3  |    14  |  
|   Покровский ф-л № 18  |    16  |    68  |    300  |  
|   Орлово – Розовский ф-л № 19  |    31  |    385  |    609  |  
|   Усманский ф-л № 21  |    66  |    343  |    953  |  
|   Усть – Сертинский ф-л № 22  |    62  |    822  |    1274  |  
|   Усть – Чебулинский ф-л № 23  |    101  |    496  |    2280  |  
|   Чумайский ф-л № 24  |    91  |    475  |    1500  |  
|   Шестаковский ф-л № 25  |    9  |    166  |    1111  |  
Таблица 2 Динамика обслуживания юношества за период 2011-2013 гг.
|   Год  |    Зарегистрированные пользователи  |    Посещения  |    Книговыдача  |  
|   2011  |    1756  |    15247  |    39191  |  
|   2012  |    1758  |    15263  |    39198  |  
|   2013  |    1635  |    15520  |    38369  |  
Таблица 3 Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста (15-24 г.) по ЦБС
|   Филиал  |    Всего  |    Старшеклассников  |    Учащихся ПТУ  |    Студентов  |    Рабочей молодежи  |    Безработной молодежи  |  
|   Поселок 1.филиал № 1  |    73  |    10  |    3  |    25  |    28  |    7  |  
|   Алчедатский ф-л № 2  |    30  |    2  |    10  |    4  |    6  |    8  |  
|   Дмитриевский ф-л № 5  |    27  |    1  |    10  |    1  |    12  |    3  |  
|   Ивановский ф-л № 6  |    7  |    2  |    1  |    |    1  |    3  |  
|   Карачаровский ф-л 8  |    40  |    1  |    5  |    |    25  |    9  |  
|   Кураковский ф-л № 9  |    41  |    7  |    2  |    10  |    2  |    20  |  
|   Курск-Смоленский ф-л № 10  |    40  |    5  |    4  |    8  |    13  |    10  |  
|   Михайловский ф-л № 11  |    4  |    1  |    1  |    |    1  |    1  |  
|   Николаевский ф-л № 12  |    70  |    9  |    15  |    17  |    11  |    18  |  
|   Новоивановский ф-л № 13  |    108  |    28  |    12  |    6  |    30  |    32  |  
|   Новоказанский ф-л № 14  |    35  |    2  |    4  |    15  |    14  |    |  
|   Петропавловский ф-л № 16  |    1  |    |    |    |    |    1  |  
|   Покровский ф-л № 18  |    16  |    6  |    2  |    4  |    2  |    2  |  
|   Орлово-Розовский ф-л № 19  |    31  |    3  |    3  |    3  |    13  |    9  |  
|   Усманский ф-л № 21  |    66  |    19  |    9  |    10  |    12  |    16  |  
|   Усть-Сертинский ф-л № 22  |    62  |    20  |    8  |    6  |    15  |    13  |  
|   Усть-Чебулинский ф-л № 23  |    101  |    8  |    27  |    8  |    36  |    22  |  
|   Чумайский ф-л № 24  |    91  |    11  |    16  |    5  |    37  |    22  |  
|   Шестаковский ф-л № 25  |    9  |    1  |    2  |    |    3  |    3  |  
|   МЦБ  |    487  |    31  |    127  |    135  |    82  |    112  |  
|   ЦРДБ  |    296  |    69  |    104  |    32  |    47  |    44  |  
|   Итого  |    1635  |    236  |    365  |    289  |    390  |    355  |  
|   %  |    |    14.4  |    22.3  |    17.7  |    23.9  |    21.7  |  
В районе 29 населённых пунктов, в 20 из них имеются стационарные библиотеки.
Населённые пункты, не имеющие библиотек:
Посёлок 2;
Посёлок 3;
Поселок 4;
Посёлок Мурюк.
Поселок Новоивановский 2
Поселок Новоивановский 3
Поселок Новоивановский 4
Посёлок Боровой;
Поселок Казанка-20
Первые семь посёлков из списка являются колониями поселения ГУФСИН по Кемеровской области. Вольное население там отсутствует или совсем незначительное (ждут своей очередности для переселения по программе «Ветхое жилье» в другие населенные пункты. Для осужденных созданы ведомственные библиотеки.
Программно-целевая и проектная деятельность библиотеки
(создание собственных программ и проектов и участие в
региональных и федеральных программах)
В 2013 году был разработан проект Центральной районной детской библиотеки: инновационные формы и методы пропаганды книги среди детей и подростков «Поколение NEXT» (Читать модно) (автор - Еремина Н.В.). Данный проект был представлен для участия во всероссийском конкурсе на получение гранта.
В Чумайской модельной библиотеке - филиале № 24 был разработан проект «Уголок земли родной»: сохранение истории населенного пункта или отдельно взятой семьи (автор - Голоктионова Л.С.).Проект был представлен для участия во всероссийском конкурсе благотворительного фонда «Созидание» «Хранители» на получение гранта.
Отдельные направления информационно – библиотечного обслуживания юношества и информационно – досуговой деятельности библиотеки
(опишите наиболее интересное и актуальное)
Поддержка и популяризация чтения. Здесь же опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.
Библиотекарями много делается для того, чтобы повысить престиж чтения и привлечь внимание молодых к книге. В этом плане используются все формы работы с читателями:
наглядные – выставки литературы различных модификаций по темам и к датам; буклеты и списки литературы, планы чтения и памятки;
индивидуальные и групповые – беседы и обзоры, экскурсии;
массовые – вечера литературные, часы поэзии, литературные композиции, обсуждения книг и др.
Активно внедряются новые формы работы, такие как библио-кросс, брейн-ринги, фантастиш - шоу и д.р.
В 2013 году Центральная районная детская библиотека приняла участие в областном молодёжном конкурсе научного и литературно – художественного творчества «Праздник Федоровской поэзии». Конкурсная работа – эссе «Когда строку диктует чувство», Ереминой Екатерины, ученицы 8 класса Алчедатской общеобразовательной школы, в номинации «Наследники В.Д. Фёдорова»: конкурс молодёжного литературного творчества удостоена диплома 3 степени.
Интересным мероприятием, направленным на популяризацию чтения среди молодежи стала проведенная к Всемирному дню поэзии в межпоселенческой центральной библиотеке литературная гостиная «В гостях у Пегаса». На встречу со старшеклассниками были приглашены местные самодеятельные поэты О.П. Гарбузова и И.Н. Стоцкий, которые рассказали ребятам о своем творческом пути. Гости с удовольствием ответили на интересующие ребят вопросы и провели небольшой мастер – класс.
Не менее эффективным стало проведенное в центральной библиотеке соревнование всезнаек под названием «Турнир библиоманов», участие в котором принимали дети из реабилитационного центра для несовершеннолетних «Смена», члены клуба «Доверие». Мероприятие проходило в форме соревнования в несколько туров, где ребятам предстояло определить книгу по аннотации, самим сделать подборку литературы по теме и оформить мини-выставку, ответить на разные вопросы с помощью словарей и энциклопедий. Участники увлеченно, с интересом выполняли одно задание за другим. По итогам мероприятия все принимавшие участие в мероприятии получили памятные подарки.
Особенно привлекают молодежь яркие инновационные формы работы по продвижению книги. Поэтому специалисты библиотек в своей работе ищут новое, творчески подходят к проведению мероприятий для подрастающего поколения. К числу таких мероприятий можно отнести литературный слэм «Не читать – не модно» прошедший в Чумайской библиотеке – филиале № 24, который представлял соревнование книголюбов, где каждый из участников презентовал себя как самого активного читателя библиотеки и знатока литературы. В форме флешбука проходила в Усть – Сертинской модельной библиотеке – филиале № 22 презентация новых книг для юношества. Итогом мероприятия стал тот факт, что по завершению презентации были разобраны все книги из нового поступления библиотеки, что говорит о правильно выбранной форме мероприятия и хорошей к нему подготовке, поскольку современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации.
Сегодняшнему молодому поколению необходимо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.
2. Экологическое просвещение
В 2013 году работе библиотек по экологическому просвещению юношества было отведено особое место, так как 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды в России. Наиболее значимой и интересной стала работа в рамках экологического проекта «Старичок – лесовичок и его сундучок», разработанного Центральной районной детской библиотекой. В мае был объявлен районный эколого – просветительский конкурс детского творчества «Беречь природы дар бесценный». Конкурс проходил с июня по август. В нём приняли участие около 50 человек в двух возрастных категориях, представлены более 100 работ в трех номинациях: «Новый взгляд» - декоративно – прикладное творчество на экологическую тему из бросового материала; «Очарование земли» - творчество юных фотографов; «Таким хочу я видеть этот мир» - творчество юных художников.
Работы участников конкурса поражали своим многообразием, оригинальностью, умением и мастерством авторов.
Завершился конкурс районным фестивалем «Верные защитники природы», на котором были подведены итоги и награждены победители. В рамках данного проекта в сельских библиотеках – филиалах были проведены:
- экологические акции: «Мой вклад в защиту природы» - акция по очитке берега пруда от мусора в Поселок Первый; «Мы устали от мусора» - акция по отчистке улиц от мусора села Николаевка; «Раз сосенка, два сосенка» и «Живая вода – путь к здоровью» - акции по посадке сосновой аллеи и очистке родников в окрестностях п. Новоивановский.
- экологические вечера: «Созерцание чуда» (Усть-Сертинская библиотека – филиал № 22); «Страницы родной природы» (Михайловская библиотека – филиал № 11).
- экологические игры: «Весёлый муравейник» (Ивановская библиотека – филиал № 6); «Красная Книга – энциклопедия надежд» (Курск – Смоленская библиотека – филиал № 10); «Знатоки природы» (Кураковская библиотека – филиал № 9) и т.д.
Среди мероприятий, по данному направлению проведенных в сельских филиалах хотелось бы отметить большое количество прошедших на многих территориях акций по уборке мусора и посадке деревьев. Так по инициативе библиотекаря Покровского филиала № 18 Л.Д. Криковцовой и при помощи волонтеров из числа пользователей библиотеке юношеского возраста в преддверии празднования дня села проведена акция по посадке елей. В результате была посажена аллея из 160 саженцев.
Устный журнал «Сохраним землю – сохраним жизнь», мероприятие также прошедшее мероприятие в библиотеке – филиале №18 было представлено тремя «страницами». Первая_- «Стон земли», в театрализованной форме было рассказано, что губит, нашу планету, по «ком сегодня звонят колокола», что они звонят, о каждом из нас возвещают экологическую катастрофу. На второй странице «Живые картинки моего села» было рассказано об экологии нашего села, о том, что сами жители выбрасывают мусор вблизи своих жилищ, что берег пруда и сам пруд загрязнен, лес вблизи населенного пункта вырубается. Итогом всего мероприятия был блок под названием «Бросьте спасательный круг природе» участники мероприятия приняли решение и написали призыв для всех односельчан выйти на субботник и навести порядок вблизи своих усадеб.
Вывод: работа по экологическому просвещению юношества в библиотеках района проводится и носит она систематический характер. Мои коллеги каждый по-своему решает эту задачу через доступные формы и методы.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: