Аналитическая справка о работе библиотек мук «Чебулинская мцб» с юношеством
Аналитическая справка о работе библиотек МУК «Чебулинская МЦБ» с юношеством
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чебулинская межпоселенческая центральная библиотека» |
Адрес: | |
Почтовый индекс: | 652270 |
район | Чебулинский муниципальный район |
Населённый пункт | пгт Верх-Чебула |
Улица, дом | Мира, 10 |
Сайт библиотеки | Bibliotekacheb.ucoz.ru |
Электронная почта (e – mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | нет |
Директор МБУК «ЧМЦБ» (ФИО, тел. с кодом, факс) | Горелова Валентина Александровна; тел.: 8-384(44)-2-11-93 |
Методист (ФИО, тел. с кодом) | Чеботова Мария Семёновна; Тел.: 8-384(44)-2-11-93 |
Методист по работе с юношеством (ФИО, тел. с кодом) | нет |
Заведующая юношеской библиотекой | нет |
Начальник управления культуры и кино (ФИО, тел. с кодом) | Данильченко Ирина Александровна; Тел.:8-384(44)-2-16-86 |
Анализ ситуации с молодежью в Чебулинском муниципальном районе в 2011 году.
В районе, кроме общеобразовательных школ, других учебных заведений нет. Молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет в районе проживает 2391 человек. ( Цифры отдела статистики на конец декабря 2011 года. Данных переписи ещё нет). Читателями библиотек являются 1756 человек, что составляет 73 % процента. Вроде резерв есть, но реально виды на перспективу у многих библиотекарей пессимистические. Меня поразила одна фраза в отчёте: «Даже не знаю, на что надеяться». В самом деле, большинству моих коллег, особенно из небольших деревень, в этом плане надеяться на лучшее сложно: закрытие школ привело к тому, что число жителей в селах постепенно сокращается. Люди уезжают в другие города, райцентр в надежде найти работу самим и выучить детей. Там, где раньше были средние школы, остались основные, а учащиеся ездят на учебу кто куда. Многие в этой ситуации поступили в профессиональные училища и средние специальные учебные заведения. Демографическая ситуация 90-х годов привела к тому, что в школах может быть в выпускном классе только один ученик, а может и не быть! Тем не менее, в 2011 году нам всё же удалось сохранить читателей, а по посещаемости и книговыдаче выйти с плюсом. Как сложатся обстоятельства в 2012 году - покажет время. Будем стараться использовать все возможности и ресурсы по привлечению читателей в библиотеки.
Проблемы и перспективы библиотечного обслуживания юношества в МБУК «Чебулинская МЦБ».
Проблемы библиотечного обслуживания юношества не меняются на протяжении нескольких лет.
Во-первых, - это разница в числе зарегистрированных и реально проживающих в родном селе молодых людей, которые редко бывают в дома во время учебного процесса. Те же, кто не учится за пределами района, работают либо в Верх-Чебуле, либо в Мариинске, или же в колониях-поселениях района.
Во-вторых, материально-технической базы для этой категории читателей нет никакой. Нет компьютеров в большинстве библиотек
района и, хотя эта цифра постепенно снижается, все равно в ближайшем будущем компьютеры в оставшихся библиотеках, наверное, не появятся, если не будет специальной программы, своих же средств на приобретение техники и оборудования у МБУК «Чебулинская МЦБ» недостаточно. Нет выхода в Интернет там, где компьютеры есть (ф. №13, 21, 22, 6), поэтому за новой информацией читатели обращаются в другие учреждения.
В-третьих, книжные фонды устарели. Положение не спасают поступления книг в последние годы. Ведь далеко не каждая библиотека получала достаточное их количество. Новые книги расходятся буквально «с колёс» и в библиотеках почти не появляются, просто переписываются от одного читателя к другому.
В-четвертых, мало периодики, особенно журналов для молодёжи. Ну что такое 10-12, а то и 5-6 названий на всех – детей, юношество, взрослых?
Некоторые отмечают, что процент посещаемости и читаемости выше у работающей и безработной молодёжи; в то время как для большинства старшеклассников «книги являются просто инструментом для выполнения домашнего задания. Художественную литературу они читают мало и неохотно».
В-пятых, по мнению части библиотекарей, тот резерв, который имеется «он есть, но это в основном те, кто никогда не являлись читателями библиотеки и ведут такой образ жизни, в котором слово «библиотека и книга» не присутствуют».
Основная же часть этой группы – старшеклассники – в большинстве своём учатся не в родном, а в соседнем селе или в районном центре, домой они приезжают поздно и библиотеку посещают реже.
Можно, конечно, пункты поменять местами, расположив их в иной последовательности, нежели у меня, однако суть от этого не изменится.
Тем не менее, в 2011 году нам всё же удалось сохранить читателей, а по посещаемости и книговыдаче выйти с плюсом. Как сложатся обстоятельства в 2012 году - покажет время. Будем стараться использовать все возможности и ресурсы по привлечению читателей в библиотеки.
Координация работы библиотек по обслуживанию юношества с другими учреждениями и организациями.
Самыми первыми и главными партнерами в работе с юношеством у библиотекарей на селе – это работники клубов и Домов культуры. Конечно, у каждого учреждения свой план и свои задачи, но есть много точек соприкосновения, поэтому всегда самые важные даты и события эти учреждения отмечают совместными мероприятиями. Школа также принимает участие в организации чтения и проведения досуга учащихся, но для школы важен образовательный аспект, поэтому её задача несколько иная, чем у библиотеки.
Статистические данные.
Табл.1.
Обслуживание юношества в библиотеках МБУК «Чебулинская МЦБ».
| Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
Всего по МБУК «Чебулинская МЦБ» | 1756 | 15247 | 39191 |
В том числе по отдельным филиалам | | | |
Центральная библиотека | 489 | 5187 | 15753 |
Детская библиотека | 292 | 1306 | 3447 |
Поселок Первый | 53 | 607 | 1489 |
Алчедатский №2 | 30 | 501 | 1489 |
Дмитриевский №5 | 36 | 112 | 470 |
Ивановский №6 | 14 | 187 | 395 |
Казанка-20 №7 | 5 | 53 | 185 |
Карачаровский №8 | 38 | 538 | 828 |
Кураковский №9 | 41 | 488 | 612 |
Курск – Смоленский №10 | 40 | 566 | 1268 |
Михайловский №11 | 4 | 43 | 94 |
Николаевский №12 | 72 | 590 | 1322 |
Новоивановский №13 | 93 | 1045 | 4294 |
Новоказанский №14 | 34 | 300 | 900 |
Петропавловский №16 | 1 | 5 | 8 |
Подгорновский №17 | 149 | 686 | 832 |
Покровский №18 | 20 | 79 | 356 |
Орлово-Розовский №19 | 24 | 380 | 550 |
Усманский №21 | 51 | 369 | 945 |
Усть – сертинский №22 | 81 | 458 | 1058 |
Усть _Чебулинский №23 | 94 | 1201 | 1002 |
Чумайский№24 | 88 | 456 | 1403 |
Шестаковский № 25 | 7 | 90 | 491 |
Табл.2
Динамика обслуживания юношества за период 2008-2011 гг.
Год | Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
2008 | 1568 | 13119 | 36552 |
2009 | 1573 | 13194 | 36670 |
2010 | 1755 | 14253 | 38471 |
2011 | 1756 | 15247 | 39191 |
Таблица 3
Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста (15-24) по МБУК «Чебулинская МЦБ»
| Всего | Старше классников | Учащихся ПУ | студентов | Работающей молодёжи | Безработной молодёжи |
Абс. числа | 1756 | 491 | 184 | 275 | 506 | 300 |
% | 100 | 27,9 | 10,4 | 15,6 | 28,8 | 17 |
Центральная библиотека | 489 | 187 | 54 | 117 | 68 | 63 |
Детская библиотека | 292 | 154 | 20 | 41 | 23 | 54 |
п. Первый | 53 | 7 | 3 | 16 | 22 | 5 |
Алчедатская | 30 | - | 4 | 11 | 10 | 5 |
Дмитриевская | 36 | 2 | 15 | - | 14 | 5 |
Ивановская | 14 | 2 | 1 | 4 | 5 | 2 |
Казанка-20 | 5 | | | | 5 | |
Карачаровская | 38 | 2 | 5 | 3 | 21 | 7 |
Кураковская | 41 | 6 | 6 | 5 | 8 | 16 |
Курск-Смоленская | 40 | 4 | 14 | 7 | 11 | 4 |
Михайловская | 4 | | 1 | | 1 | 2 |
Николаевская | 72 | 3 | 4 | 21 | 27 | 17 |
Новоивановская | 93 | 30 | 4 | 12 | 41 | 6 |
Новоказанская | 34 | 6 | 9 | - | 8 | 11 |
Петропавловская | 1 | | | | | 1 |
Подгорновская | 149 | | | | 120 | 29 |
Покровская | 20 | 14 | - | - | 3 | 3 |
Орлово-Розовская | 24 | - | 6 | - | 10 | 8 |
Усманская | 51 | 9 | 10 | 9 | 14 | 9 |
Усть-Сертинская | 81 | 16 | 12 | 10 | 25 | 18 |
Усть-Чебулинская | 94 | 5 | 6 | 12 | 50 | 21 |
Чумайская | 88 | 42 | 10 | 6 | 18 | 12 |
Шестаковская | 7 | 2 | - | 1 | 2 | 2 |
Таблица 4
Обслуживание детей в библиотеках МБУК «Чебулинская МЦБ» Чебулинского муниципального района
| Зарегистрированные пользователи | Посещения | Книговыдача |
Всего по МБУК «ЧМЦБ» | 2749 | 45797 | 91088 |
Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах)
В 2011 году по пункту 3.1 работа не проводилась.
3.2. Библиотечные программы
Всего в МБУК «ЧМЦБ» 4 программы. На данный момент одна - в Чумайском филиале. Работа по программам Новоивановского и Усманского филиалов завершена.
Из анализа ситуации по проблемам работы с молодёжью (см.выше) и далее из таблицы 1 и других видно, что эта категория наших читателей в большинстве библиотек малочисленна, за исключением детской и центральной библиотек и филиалов №№17, 22, 23 и 24( следует учесть, что 17 филиал – это участок колонии-поселения). В ЦБ для юношества работает уже много лет клуб «Встреча», в Чумайской модельной библиотеке – клуб для старшеклассников «Истоки», в детской – программы и клубы рассчитаны на детей.
Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности библиотеки (опишите наиболее интересные и актуальные)
4.1. Поддержка и популяризация чтения. Здесь же опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.
Поддержка и популяризация чтения – важнейшее направление в деятельности библиотек района. Используем практически все формы работы: наглядные, индивидуальные, массовые.
Книжная выставка «Вам, молодые» (Чумайский филиал) предлагает литературу по наиболее интересующим молодёжь темам: 1) взаимоотношения с обществом, родителями, сверстниками; 2) физкультуре и спорту: 3) различным видам рукоделия и творчества. В этом филиале давно приглашают молодые семьи вместе с детьми и пока родители выбирают книги, малыши под присмотром библиотекаря коротают время в уютном детском уголке, где с ними не только поиграют, но и почитают красивые книжки-малышки, таким образом, закладывая в ребёнке потребность в чтении и библиотеке.
В центральной библиотеке постоянно действует полка – рекомендация «Читают твои сверстники», на которой представлена литература, прочитанная этой категорией читателей. Для всех и молодёжи в том числе, - «Анонс – рекомендация «В книге и на экране», цель которой – привлечь внимание читателей к прочтению произведения, по которому снят фильм.
Выставки новинок литературы всегда привлекают внимание читателей и молодых в том числе. Они тоже с нетерпением ждут новые книги и тогда гораздо чаще приходят в библиотеку. Традиционно в такие дни сотрудники готовят презентации выставок, обзоры литературы, викторины и т.п. мероприятия. Многие библиотекари практикуют приём первого прочтения новых книг отдавать лучшим своим читателям, молодёжь не является исключением. В каждой библиотеке всегда найдутся 1-2 читателя этой категории, которые активно посещают библиотеку и оказывают сотруднику всяческое содействие.
В Усть-Чебулинском филиале учащиеся старших классов принимали участие в конкурсе «Лето. Книга». Награждение победителей традиционно проходит на мероприятии в День Знаний. Здесь же существует традиция: под занавес уходящего года приглашать читателей на встречу «В библиотечном царстве, замечательном государстве», на которой проводится награждение победителей – читателей и самых активных старшеклассников - участников массовых мероприятий.
В Алчедатском филиале молодых читателей библиотекарь пригласила на День новых книг «Новых книг живые строки открывают мир широкий», в ходе которого провела различные мероприятия: обзор новых поступлений, рекомендательную беседу «Здравствуйте, я новый автор» и аукцион новинок.
Час позитива «Без газет и журналов» провела для молодых читателей библиотекарь Новоивановского филиала. «Моя цель, - пишет в отчёте библиотекарь, - представить молодым всё разнообразие периодики, познакомить с теми изданиями, которые есть в библиотеке и которые выписывают жители посёлка. Для этого часть изданий приобрела в почтовом отделении связи, часть попросила там же на время, ещё часть принесли по моей просьбе другие читатели и часть изданий (незначительная) была в библиотеке. Таким образом, список получился довольно внушительный». Свой рассказ библиотекарь построила следующим образом: вначале познакомила с периодикой, имеющейся в библиотеке, объяснив, чем одни издания отличаются от других. Затем представила «Каталог периодических изданий». Надо отметить, что ребята были удивлены таким количеством газет и журналов, выходящих в стране. Завершился День периодики аукционом «Периодики», на котором блеснули самые внимательные и наблюдательные.
Цикл мероприятий, посвящённых юбилейным датам писателей и поэтов, провела библиотекарь Николаевского филиала. Среди них: литературная гостиная к 125-летию со дня рождения Н. Гумилёва «Нужно самому творить жизнь, и тогда она станет чудесной». На мой взгляд, очень удачное название, поскольку имеет явно философский смысл и нацеливает юношество на самоутверждение и самосовершенствование: вечер – портрет «Мастер» - М. Булгаков; час знакомство «Проникновенный голос юности» к 80- летию со дня рождения писателя А. Приставкина. Особенно удивило молодых то, что писатель был детдомовцем, но сумел найти себя в этой жизни. Вот такой положительный пример для юношества – не сдаваться ни при каких обстоятельствах.
Выставку под названием «Рацион молодёжного чтения» предложила своим читателям библиотекарь Шестаковского филиала. Чтобы обратить внимание на книги, представленные на выставке, она применила приём «заочного диалога»: читатели в письменной форме обменивались мнениями о книгах и героях, советовали прочитать произведения тех или иных авторов. Так, не видя друг друга, они имели возможность узнать мнение других и познакомиться с интересными книгами. А кому, как не нам знать, к чьему мнению, как правило, больше прислушиваются читатели?
«Поэтический пикник» провела со старшеклассниками библиотекарь Покровского филиала. Предварительно она пригласила их в библиотеку и предложила тему пикника «Целый мир на двоих» и стихи на их выбор. Пикник удался. Читали стихи Н. Заболоцкого, С. Есенина, Я. Смелякова, Д. Кедрина и других, пели под гитару песни. И это очень хорошо потому, что чтение стихов для души, а не по программе, юношеством как-то не приветствуется, и вот момент, когда представляется возможность изменить ситуацию, при чём с помощью самих ребят.
Это были наиболее интересные примеры по этому разделу отчёта.
Что касается форм и методов работы в области рекомендательной библиографии, полагаю, что приведённые выше примеры частично осветили этот вопрос. Мы используем в своей практике оповещение читателей о документах, а также о том, где их можно найти с помощью «Бюллетеня новых поступлений», «Списков литературы», информации в газете. Сюда мы относим и работу по воспитанию культуры чтения читателей и, как справедливо заметила одна коллега, «с помощью этих рекомендаций мои читатели, по крайней мере, те, кто к этому стремится, умеют обосновывать выбор произведения и критически осмысливать прочитанное». В настоящее время, когда произошла резкая смена читательских предпочтений, самообразовательные цели чтения, реализацию которых в основном обеспечивала рекомендательная библиография – информационная, просветительская, образовательная и воспитательная – стали занимать более скромное место. Будем надеяться на то, что в будущем пособия рекомендательной библиографии наших главных библиотек вновь появятся у нас в фондах.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: