Аналитическая справка о работе библиотек мук «Чебулинская мцб» с юношеством
Аналитическая справка о работе библиотек МУК «Чебулинская МЦБ» с юношеством
|   Название ЦБС (точно по Уставу)  |    Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чебулинская межпоселенческая центральная библиотека»  |  
|   Адрес:  |    |  
|   Почтовый индекс:  |    652270  |  
|   район  |    Чебулинский муниципальный район  |  
|   Населённый пункт  |    пгт Верх-Чебула  |  
|   Улица, дом  |    Мира, 10  |  
|   Сайт библиотеки  |    Bibliotekacheb.ucoz.ru  |  
|   Электронная почта (e – mail)  |    [email protected]  |  
|   ICQ («аська»), скайп  |    нет  |  
|   Директор МБУК «ЧМЦБ» (ФИО, тел. с кодом, факс)  |    Горелова Валентина Александровна; тел.: 8-384(44)-2-11-93  |  
|   Методист (ФИО, тел. с кодом)  |    Чеботова Мария Семёновна; Тел.: 8-384(44)-2-11-93  |  
|   Методист по работе с юношеством (ФИО, тел. с кодом)  |    нет  |  
|   Заведующая юношеской библиотекой  |    нет  |  
|   Начальник управления культуры и кино (ФИО, тел. с кодом)  |    Данильченко Ирина Александровна; Тел.:8-384(44)-2-16-86  |  
Анализ ситуации с молодежью в Чебулинском муниципальном районе в 2011 году.
В районе, кроме общеобразовательных школ, других учебных заведений нет. Молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет в районе проживает 2391 человек. ( Цифры отдела статистики на конец декабря 2011 года. Данных переписи ещё нет). Читателями библиотек являются 1756 человек, что составляет 73 % процента. Вроде резерв есть, но реально виды на перспективу у многих библиотекарей пессимистические. Меня поразила одна фраза в отчёте: «Даже не знаю, на что надеяться». В самом деле, большинству моих коллег, особенно из небольших деревень, в этом плане надеяться на лучшее сложно: закрытие школ привело к тому, что число жителей в селах постепенно сокращается. Люди уезжают в другие города, райцентр в надежде найти работу самим и выучить детей. Там, где раньше были средние школы, остались основные, а учащиеся ездят на учебу кто куда. Многие в этой ситуации поступили в профессиональные училища и средние специальные учебные заведения. Демографическая ситуация 90-х годов привела к тому, что в школах может быть в выпускном классе только один ученик, а может и не быть! Тем не менее, в 2011 году нам всё же удалось сохранить читателей, а по посещаемости и книговыдаче выйти с плюсом. Как сложатся обстоятельства в 2012 году - покажет время. Будем стараться использовать все возможности и ресурсы по привлечению читателей в библиотеки.
Проблемы и перспективы библиотечного обслуживания юношества в МБУК «Чебулинская МЦБ».
Проблемы библиотечного обслуживания юношества не меняются на протяжении нескольких лет.
Во-первых, - это разница в числе зарегистрированных и реально проживающих в родном селе молодых людей, которые редко бывают в дома во время учебного процесса. Те же, кто не учится за пределами района, работают либо в Верх-Чебуле, либо в Мариинске, или же в колониях-поселениях района.
Во-вторых, материально-технической базы для этой категории читателей нет никакой. Нет компьютеров в большинстве библиотек
района и, хотя эта цифра постепенно снижается, все равно в ближайшем будущем компьютеры в оставшихся библиотеках, наверное, не появятся, если не будет специальной программы, своих же средств на приобретение техники и оборудования у МБУК «Чебулинская МЦБ» недостаточно. Нет выхода в Интернет там, где компьютеры есть (ф. №13, 21, 22, 6), поэтому за новой информацией читатели обращаются в другие учреждения.
В-третьих, книжные фонды устарели. Положение не спасают поступления книг в последние годы. Ведь далеко не каждая библиотека получала достаточное их количество. Новые книги расходятся буквально «с колёс» и в библиотеках почти не появляются, просто переписываются от одного читателя к другому.
В-четвертых, мало периодики, особенно журналов для молодёжи. Ну что такое 10-12, а то и 5-6 названий на всех – детей, юношество, взрослых?
Некоторые отмечают, что процент посещаемости и читаемости выше у работающей и безработной молодёжи; в то время как для большинства старшеклассников «книги являются просто инструментом для выполнения домашнего задания. Художественную литературу они читают мало и неохотно».
В-пятых, по мнению части библиотекарей, тот резерв, который имеется «он есть, но это в основном те, кто никогда не являлись читателями библиотеки и ведут такой образ жизни, в котором слово «библиотека и книга» не присутствуют».
Основная же часть этой группы – старшеклассники – в большинстве своём учатся не в родном, а в соседнем селе или в районном центре, домой они приезжают поздно и библиотеку посещают реже.
Можно, конечно, пункты поменять местами, расположив их в иной последовательности, нежели у меня, однако суть от этого не изменится.
Тем не менее, в 2011 году нам всё же удалось сохранить читателей, а по посещаемости и книговыдаче выйти с плюсом. Как сложатся обстоятельства в 2012 году - покажет время. Будем стараться использовать все возможности и ресурсы по привлечению читателей в библиотеки.
Координация работы библиотек по обслуживанию юношества с другими учреждениями и организациями.
Самыми первыми и главными партнерами в работе с юношеством у библиотекарей на селе – это работники клубов и Домов культуры. Конечно, у каждого учреждения свой план и свои задачи, но есть много точек соприкосновения, поэтому всегда самые важные даты и события эти учреждения отмечают совместными мероприятиями. Школа также принимает участие в организации чтения и проведения досуга учащихся, но для школы важен образовательный аспект, поэтому её задача несколько иная, чем у библиотеки.
Статистические данные.
Табл.1.
Обслуживание юношества в библиотеках МБУК «Чебулинская МЦБ».
|   |    Зарегистрированные пользователи  |    Посещения  |    Книговыдача  |  
|   Всего по МБУК «Чебулинская МЦБ»  |    1756  |    15247  |    39191  |  
|   В том числе по отдельным филиалам  |    |    |    |  
|   Центральная библиотека  |    489  |    5187  |    15753  |  
|   Детская библиотека  |    292  |    1306  |    3447  |  
|   Поселок Первый  |    53  |    607  |    1489  |  
|   Алчедатский №2  |    30  |    501  |    1489  |  
|   Дмитриевский №5  |    36  |    112  |    470  |  
|   Ивановский №6  |    14  |    187  |    395  |  
|   Казанка-20 №7  |    5  |    53  |    185  |  
|   Карачаровский №8  |    38  |    538  |    828  |  
|   Кураковский №9  |    41  |    488  |    612  |  
|   Курск – Смоленский №10  |    40  |    566  |    1268  |  
|   Михайловский №11  |    4  |    43  |    94  |  
|   Николаевский №12  |    72  |    590  |    1322  |  
|   Новоивановский №13  |    93  |    1045  |    4294  |  
|   Новоказанский №14  |    34  |    300  |    900  |  
|   Петропавловский №16  |    1  |    5  |    8  |  
|   Подгорновский №17  |    149  |    686  |    832  |  
|   Покровский №18  |    20  |    79  |    356  |  
|   Орлово-Розовский №19  |    24  |    380  |    550  |  
|   Усманский №21  |    51  |    369  |    945  |  
|   Усть – сертинский №22  |    81  |    458  |    1058  |  
|   Усть _Чебулинский №23  |    94  |    1201  |    1002  |  
|   Чумайский№24  |    88  |    456  |    1403  |  
|   Шестаковский № 25  |    7  |    90  |    491  |  
Табл.2
Динамика обслуживания юношества за период 2008-2011 гг.
|   Год  |    Зарегистрированные пользователи  |    Посещения  |    Книговыдача  |  
|   2008  |    1568  |    13119  |    36552  |  
|   2009  |    1573  |    13194  |    36670  |  
|   2010  |    1755  |    14253  |    38471  |  
|   2011  |    1756  |    15247  |    39191  |  
Таблица 3
Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста (15-24) по МБУК «Чебулинская МЦБ»
|   |    Всего  |    Старше классников  |    Учащихся ПУ  |    студентов  |    Работающей молодёжи  |    Безработной молодёжи  |  
|   Абс. числа  |    1756  |    491  |    184  |    275  |    506  |    300  |  
|   %  |    100  |    27,9  |    10,4  |    15,6  |    28,8  |    17  |  
|   Центральная библиотека  |    489  |    187  |    54  |    117  |    68  |    63  |  
|   Детская библиотека  |    292  |    154  |    20  |    41  |    23  |    54  |  
|   п. Первый  |    53  |    7  |    3  |    16  |    22  |    5  |  
|   Алчедатская  |    30  |    -  |    4  |    11  |    10  |    5  |  
|   Дмитриевская  |    36  |    2  |    15  |    -  |    14  |    5  |  
|   Ивановская  |    14  |    2  |    1  |    4  |    5  |    2  |  
|   Казанка-20  |    5  |    |    |    |    5  |    |  
|   Карачаровская  |    38  |    2  |    5  |    3  |    21  |    7  |  
|   Кураковская  |    41  |    6  |    6  |    5  |    8  |    16  |  
|   Курск-Смоленская  |    40  |    4  |    14  |    7  |    11  |    4  |  
|   Михайловская  |    4  |    |    1  |    |    1  |    2  |  
|   Николаевская  |    72  |    3  |    4  |    21  |    27  |    17  |  
|   Новоивановская  |    93  |    30  |    4  |    12  |    41  |    6  |  
|   Новоказанская  |    34  |    6  |    9  |    -  |    8  |    11  |  
|   Петропавловская  |    1  |    |    |    |    |    1  |  
|   Подгорновская  |    149  |    |    |    |    120  |    29  |  
|   Покровская  |    20  |    14  |    -  |    -  |    3  |    3  |  
|   Орлово-Розовская  |    24  |    -  |    6  |    -  |    10  |    8  |  
|   Усманская  |    51  |    9  |    10  |    9  |    14  |    9  |  
|   Усть-Сертинская  |    81  |    16  |    12  |    10  |    25  |    18  |  
|   Усть-Чебулинская  |    94  |    5  |    6  |    12  |    50  |    21  |  
|   Чумайская  |    88  |    42  |    10  |    6  |    18  |    12  |  
|   Шестаковская  |    7  |    2  |    -  |    1  |    2  |    2  |  
Таблица 4
Обслуживание детей в библиотеках МБУК «Чебулинская МЦБ» Чебулинского муниципального района
|   |    Зарегистрированные пользователи  |    Посещения  |    Книговыдача  |  
|   Всего по МБУК «ЧМЦБ»  |    2749  |    45797  |    91088  |  
Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах)
В 2011 году по пункту 3.1 работа не проводилась.
3.2. Библиотечные программы
Всего в МБУК «ЧМЦБ» 4 программы. На данный момент одна - в Чумайском филиале. Работа по программам Новоивановского и Усманского филиалов завершена.
Из анализа ситуации по проблемам работы с молодёжью (см.выше) и далее из таблицы 1 и других видно, что эта категория наших читателей в большинстве библиотек малочисленна, за исключением детской и центральной библиотек и филиалов №№17, 22, 23 и 24( следует учесть, что 17 филиал – это участок колонии-поселения). В ЦБ для юношества работает уже много лет клуб «Встреча», в Чумайской модельной библиотеке – клуб для старшеклассников «Истоки», в детской – программы и клубы рассчитаны на детей.
Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности библиотеки (опишите наиболее интересные и актуальные)
4.1. Поддержка и популяризация чтения. Здесь же опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.
Поддержка и популяризация чтения – важнейшее направление в деятельности библиотек района. Используем практически все формы работы: наглядные, индивидуальные, массовые.
Книжная выставка «Вам, молодые» (Чумайский филиал) предлагает литературу по наиболее интересующим молодёжь темам: 1) взаимоотношения с обществом, родителями, сверстниками; 2) физкультуре и спорту: 3) различным видам рукоделия и творчества. В этом филиале давно приглашают молодые семьи вместе с детьми и пока родители выбирают книги, малыши под присмотром библиотекаря коротают время в уютном детском уголке, где с ними не только поиграют, но и почитают красивые книжки-малышки, таким образом, закладывая в ребёнке потребность в чтении и библиотеке.
В центральной библиотеке постоянно действует полка – рекомендация «Читают твои сверстники», на которой представлена литература, прочитанная этой категорией читателей. Для всех и молодёжи в том числе, - «Анонс – рекомендация «В книге и на экране», цель которой – привлечь внимание читателей к прочтению произведения, по которому снят фильм.
Выставки новинок литературы всегда привлекают внимание читателей и молодых в том числе. Они тоже с нетерпением ждут новые книги и тогда гораздо чаще приходят в библиотеку. Традиционно в такие дни сотрудники готовят презентации выставок, обзоры литературы, викторины и т.п. мероприятия. Многие библиотекари практикуют приём первого прочтения новых книг отдавать лучшим своим читателям, молодёжь не является исключением. В каждой библиотеке всегда найдутся 1-2 читателя этой категории, которые активно посещают библиотеку и оказывают сотруднику всяческое содействие.
В Усть-Чебулинском филиале учащиеся старших классов принимали участие в конкурсе «Лето. Книга». Награждение победителей традиционно проходит на мероприятии в День Знаний. Здесь же существует традиция: под занавес уходящего года приглашать читателей на встречу «В библиотечном царстве, замечательном государстве», на которой проводится награждение победителей – читателей и самых активных старшеклассников - участников массовых мероприятий.
В Алчедатском филиале молодых читателей библиотекарь пригласила на День новых книг «Новых книг живые строки открывают мир широкий», в ходе которого провела различные мероприятия: обзор новых поступлений, рекомендательную беседу «Здравствуйте, я новый автор» и аукцион новинок.
Час позитива «Без газет и журналов» провела для молодых читателей библиотекарь Новоивановского филиала. «Моя цель, - пишет в отчёте библиотекарь, - представить молодым всё разнообразие периодики, познакомить с теми изданиями, которые есть в библиотеке и которые выписывают жители посёлка. Для этого часть изданий приобрела в почтовом отделении связи, часть попросила там же на время, ещё часть принесли по моей просьбе другие читатели и часть изданий (незначительная) была в библиотеке. Таким образом, список получился довольно внушительный». Свой рассказ библиотекарь построила следующим образом: вначале познакомила с периодикой, имеющейся в библиотеке, объяснив, чем одни издания отличаются от других. Затем представила «Каталог периодических изданий». Надо отметить, что ребята были удивлены таким количеством газет и журналов, выходящих в стране. Завершился День периодики аукционом «Периодики», на котором блеснули самые внимательные и наблюдательные.
Цикл мероприятий, посвящённых юбилейным датам писателей и поэтов, провела библиотекарь Николаевского филиала. Среди них: литературная гостиная к 125-летию со дня рождения Н. Гумилёва «Нужно самому творить жизнь, и тогда она станет чудесной». На мой взгляд, очень удачное название, поскольку имеет явно философский смысл и нацеливает юношество на самоутверждение и самосовершенствование: вечер – портрет «Мастер» - М. Булгаков; час знакомство «Проникновенный голос юности» к 80- летию со дня рождения писателя А. Приставкина. Особенно удивило молодых то, что писатель был детдомовцем, но сумел найти себя в этой жизни. Вот такой положительный пример для юношества – не сдаваться ни при каких обстоятельствах.
Выставку под названием «Рацион молодёжного чтения» предложила своим читателям библиотекарь Шестаковского филиала. Чтобы обратить внимание на книги, представленные на выставке, она применила приём «заочного диалога»: читатели в письменной форме обменивались мнениями о книгах и героях, советовали прочитать произведения тех или иных авторов. Так, не видя друг друга, они имели возможность узнать мнение других и познакомиться с интересными книгами. А кому, как не нам знать, к чьему мнению, как правило, больше прислушиваются читатели?
«Поэтический пикник» провела со старшеклассниками библиотекарь Покровского филиала. Предварительно она пригласила их в библиотеку и предложила тему пикника «Целый мир на двоих» и стихи на их выбор. Пикник удался. Читали стихи Н. Заболоцкого, С. Есенина, Я. Смелякова, Д. Кедрина и других, пели под гитару песни. И это очень хорошо потому, что чтение стихов для души, а не по программе, юношеством как-то не приветствуется, и вот момент, когда представляется возможность изменить ситуацию, при чём с помощью самих ребят.
Это были наиболее интересные примеры по этому разделу отчёта.
Что касается форм и методов работы в области рекомендательной библиографии, полагаю, что приведённые выше примеры частично осветили этот вопрос. Мы используем в своей практике оповещение читателей о документах, а также о том, где их можно найти с помощью «Бюллетеня новых поступлений», «Списков литературы», информации в газете. Сюда мы относим и работу по воспитанию культуры чтения читателей и, как справедливо заметила одна коллега, «с помощью этих рекомендаций мои читатели, по крайней мере, те, кто к этому стремится, умеют обосновывать выбор произведения и критически осмысливать прочитанное». В настоящее время, когда произошла резкая смена читательских предпочтений, самообразовательные цели чтения, реализацию которых в основном обеспечивала рекомендательная библиография – информационная, просветительская, образовательная и воспитательная – стали занимать более скромное место. Будем надеяться на то, что в будущем пособия рекомендательной библиографии наших главных библиотек вновь появятся у нас в фондах.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: