NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка о работе библиотек мук «Чебулинская мцб» с юношеством


Аналитическая справка о работе библиотек МУК «Чебулинская МЦБ» с юношеством


Название ЦБС (точно по Уставу)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Чебулинская межпоселенческая центральная библиотека»

Адрес:




Почтовый индекс:

652270

район

Чебулинский муниципальный район

Населённый пункт

пгт Верх-Чебула

Улица, дом

Мира, 10

Сайт библиотеки

Bibliotekacheb.ucoz.ru

Электронная почта (e – mail)

[email protected]

ICQ («аська»), скайп

нет

Директор МБУК «ЧМЦБ» (ФИО, тел. с кодом, факс)

Горелова Валентина Александровна;

тел.: 8-384(44)-2-11-93

Методист (ФИО, тел. с кодом)


Чеботова Мария Семёновна;

Тел.: 8-384(44)-2-11-93

Методист по работе с юношеством (ФИО, тел. с кодом)

нет

Заведующая юношеской библиотекой

нет

Начальник управления культуры и кино (ФИО, тел. с кодом)

Данильченко Ирина Александровна;

Тел.:8-384(44)-2-16-86



  1. Анализ ситуации с молодежью в Чебулинском муниципальном районе в 2011 году.


В районе, кроме общеобразовательных школ, других учебных заведений нет. Молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет в районе проживает 2391 человек. ( Цифры отдела статистики на конец декабря 2011 года. Данных переписи ещё нет). Читателями библиотек являются 1756 человек, что составляет 73 % процента. Вроде резерв есть, но реально виды на перспективу у многих библиотекарей пессимистические. Меня поразила одна фраза в отчёте: «Даже не знаю, на что надеяться». В самом деле, большинству моих коллег, особенно из небольших деревень, в этом плане надеяться на лучшее сложно: закрытие школ привело к тому, что число жителей в селах постепенно сокращается. Люди уезжают в другие города, райцентр в надежде найти работу самим и выучить детей. Там, где раньше были средние школы, остались основные, а учащиеся ездят на учебу кто куда. Многие в этой ситуации поступили в профессиональные училища и средние специальные учебные заведения. Демографическая ситуация 90-х годов привела к тому, что в школах может быть в выпускном классе только один ученик, а может и не быть! Тем не менее, в 2011 году нам всё же удалось сохранить читателей, а по посещаемости и книговыдаче выйти с плюсом. Как сложатся обстоятельства в 2012 году - покажет время. Будем стараться использовать все возможности и ресурсы по привлечению читателей в библиотеки.
Проблемы и перспективы библиотечного обслуживания юношества в МБУК «Чебулинская МЦБ».
Проблемы библиотечного обслуживания юношества не меняются на протяжении нескольких лет.

Во-первых, - это разница в числе зарегистрированных и реально проживающих в родном селе молодых людей, которые редко бывают в дома во время учебного процесса. Те же, кто не учится за пределами района, работают либо в Верх-Чебуле, либо в Мариинске, или же в колониях-поселениях района.

Во-вторых, материально-технической базы для этой категории читателей нет никакой. Нет компьютеров в большинстве библиотек

района и, хотя эта цифра постепенно снижается, все равно в ближайшем будущем компьютеры в оставшихся библиотеках, наверное, не появятся, если не будет специальной программы, своих же средств на приобретение техники и оборудования у МБУК «Чебулинская МЦБ» недостаточно. Нет выхода в Интернет там, где компьютеры есть (ф. №13, 21, 22, 6), поэтому за новой информацией читатели обращаются в другие учреждения.

В-третьих, книжные фонды устарели. Положение не спасают поступления книг в последние годы. Ведь далеко не каждая библиотека получала достаточное их количество. Новые книги расходятся буквально «с колёс» и в библиотеках почти не появляются, просто переписываются от одного читателя к другому.

В-четвертых, мало периодики, особенно журналов для молодёжи. Ну что такое 10-12, а то и 5-6 названий на всех – детей, юношество, взрослых?

Некоторые отмечают, что процент посещаемости и читаемости выше у работающей и безработной молодёжи; в то время как для большинства старшеклассников «книги являются просто инструментом для выполнения домашнего задания. Художественную литературу они читают мало и неохотно».

В-пятых, по мнению части библиотекарей, тот резерв, который имеется «он есть, но это в основном те, кто никогда не являлись читателями библиотеки и ведут такой образ жизни, в котором слово «библиотека и книга» не присутствуют».

Основная же часть этой группы – старшеклассники – в большинстве своём учатся не в родном, а в соседнем селе или в районном центре, домой они приезжают поздно и библиотеку посещают реже.

Можно, конечно, пункты поменять местами, расположив их в иной последовательности, нежели у меня, однако суть от этого не изменится.

Тем не менее, в 2011 году нам всё же удалось сохранить читателей, а по посещаемости и книговыдаче выйти с плюсом. Как сложатся обстоятельства в 2012 году - покажет время. Будем стараться использовать все возможности и ресурсы по привлечению читателей в библиотеки.
Координация работы библиотек по обслуживанию юношества с другими учреждениями и организациями.
Самыми первыми и главными партнерами в работе с юношеством у библиотекарей на селе – это работники клубов и Домов культуры. Конечно, у каждого учреждения свой план и свои задачи, но есть много точек соприкосновения, поэтому всегда самые важные даты и события эти учреждения отмечают совместными мероприятиями. Школа также принимает участие в организации чтения и проведения досуга учащихся, но для школы важен образовательный аспект, поэтому её задача несколько иная, чем у библиотеки.


  1. Статистические данные.

Табл.1.

Обслуживание юношества в библиотеках МБУК «Чебулинская МЦБ».





Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

Всего по МБУК «Чебулинская МЦБ»

1756

15247

39191

В том числе по отдельным филиалам










Центральная библиотека

489

5187

15753

Детская библиотека

292

1306

3447

Поселок Первый

53

607

1489

Алчедатский №2

30

501

1489

Дмитриевский №5

36

112

470

Ивановский №6

14

187

395

Казанка-20 №7

5

53

185

Карачаровский №8

38

538

828

Кураковский №9

41

488

612

Курск – Смоленский №10

40

566

1268

Михайловский №11

4

43

94

Николаевский №12

72

590

1322

Новоивановский №13

93

1045

4294

Новоказанский №14

34

300

900

Петропавловский №16

1

5

8

Подгорновский №17

149

686

832

Покровский №18

20

79

356

Орлово-Розовский №19

24

380

550

Усманский №21

51

369

945

Усть – сертинский №22

81

458

1058

Усть _Чебулинский №23

94

1201

1002

Чумайский№24

88

456

1403

Шестаковский № 25

7

90

491



Табл.2

Динамика обслуживания юношества за период 2008-2011 гг.


Год

Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

2008

1568

13119

36552

2009

1573

13194

36670

2010

1755

14253

38471

2011

1756

15247

39191


Таблица 3

Характеристика состава зарегистрированных пользователей юношеского возраста (15-24) по МБУК «Чебулинская МЦБ»





Всего

Старше

классников

Учащихся

ПУ

студентов

Работающей

молодёжи

Безработной

молодёжи

Абс. числа

1756

491

184

275

506

300

%

100

27,9

10,4

15,6

28,8

17

Центральная библиотека

489

187

54

117

68

63

Детская библиотека

292

154

20

41

23

54

п. Первый

53

7

3

16

22

5

Алчедатская

30

-

4

11

10

5

Дмитриевская

36

2

15

-

14

5

Ивановская

14

2

1

4

5

2

Казанка-20

5










5




Карачаровская

38

2

5

3

21

7

Кураковская

41

6

6

5

8

16

Курск-Смоленская

40

4

14

7

11

4

Михайловская

4




1




1

2

Николаевская

72

3

4

21

27

17

Новоивановская

93

30

4

12

41

6

Новоказанская

34

6

9

-

8

11

Петропавловская

1













1

Подгорновская

149










120

29

Покровская

20

14

-

-

3

3

Орлово-Розовская

24

-

6

-

10

8

Усманская

51

9

10

9

14

9

Усть-Сертинская

81

16

12

10

25

18

Усть-Чебулинская

94

5

6

12

50

21

Чумайская

88

42

10

6

18

12

Шестаковская

7

2

-

1

2

2

Таблица 4

Обслуживание детей в библиотеках МБУК «Чебулинская МЦБ» Чебулинского муниципального района




Зарегистрированные пользователи

Посещения

Книговыдача

Всего по МБУК «ЧМЦБ»

2749

45797

91088




  1. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах)


В 2011 году по пункту 3.1 работа не проводилась.
3.2. Библиотечные программы
Всего в МБУК «ЧМЦБ» 4 программы. На данный момент одна - в Чумайском филиале. Работа по программам Новоивановского и Усманского филиалов завершена.

Из анализа ситуации по проблемам работы с молодёжью (см.выше) и далее из таблицы 1 и других видно, что эта категория наших читателей в большинстве библиотек малочисленна, за исключением детской и центральной библиотек и филиалов №№17, 22, 23 и 24( следует учесть, что 17 филиал – это участок колонии-поселения). В ЦБ для юношества работает уже много лет клуб «Встреча», в Чумайской модельной библиотеке – клуб для старшеклассников «Истоки», в детской – программы и клубы рассчитаны на детей.


  1. Отдельные направления информационно-библиотечного обслуживания юношества и информационно-досуговой деятельности библиотеки (опишите наиболее интересные и актуальные)


4.1. Поддержка и популяризация чтения. Здесь же опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.
Поддержка и популяризация чтения – важнейшее направление в деятельности библиотек района. Используем практически все формы работы: наглядные, индивидуальные, массовые.

Книжная выставка «Вам, молодые» (Чумайский филиал) предлагает литературу по наиболее интересующим молодёжь темам: 1) взаимоотношения с обществом, родителями, сверстниками; 2) физкультуре и спорту: 3) различным видам рукоделия и творчества. В этом филиале давно приглашают молодые семьи вместе с детьми и пока родители выбирают книги, малыши под присмотром библиотекаря коротают время в уютном детском уголке, где с ними не только поиграют, но и почитают красивые книжки-малышки, таким образом, закладывая в ребёнке потребность в чтении и библиотеке.

В центральной библиотеке постоянно действует полка – рекомендация «Читают твои сверстники», на которой представлена литература, прочитанная этой категорией читателей. Для всех и молодёжи в том числе, - «Анонс – рекомендация «В книге и на экране», цель которой – привлечь внимание читателей к прочтению произведения, по которому снят фильм.

Выставки новинок литературы всегда привлекают внимание читателей и молодых в том числе. Они тоже с нетерпением ждут новые книги и тогда гораздо чаще приходят в библиотеку. Традиционно в такие дни сотрудники готовят презентации выставок, обзоры литературы, викторины и т.п. мероприятия. Многие библиотекари практикуют приём первого прочтения новых книг отдавать лучшим своим читателям, молодёжь не является исключением. В каждой библиотеке всегда найдутся 1-2 читателя этой категории, которые активно посещают библиотеку и оказывают сотруднику всяческое содействие.

В Усть-Чебулинском филиале учащиеся старших классов принимали участие в конкурсе «Лето. Книга». Награждение победителей традиционно проходит на мероприятии в День Знаний. Здесь же существует традиция: под занавес уходящего года приглашать читателей на встречу «В библиотечном царстве, замечательном государстве», на которой проводится награждение победителей – читателей и самых активных старшеклассников - участников массовых мероприятий.

В Алчедатском филиале молодых читателей библиотекарь пригласила на День новых книг «Новых книг живые строки открывают мир широкий», в ходе которого провела различные мероприятия: обзор новых поступлений, рекомендательную беседу «Здравствуйте, я новый автор» и аукцион новинок.

Час позитива «Без газет и журналов» провела для молодых читателей библиотекарь Новоивановского филиала. «Моя цель, - пишет в отчёте библиотекарь, - представить молодым всё разнообразие периодики, познакомить с теми изданиями, которые есть в библиотеке и которые выписывают жители посёлка. Для этого часть изданий приобрела в почтовом отделении связи, часть попросила там же на время, ещё часть принесли по моей просьбе другие читатели и часть изданий (незначительная) была в библиотеке. Таким образом, список получился довольно внушительный». Свой рассказ библиотекарь построила следующим образом: вначале познакомила с периодикой, имеющейся в библиотеке, объяснив, чем одни издания отличаются от других. Затем представила «Каталог периодических изданий». Надо отметить, что ребята были удивлены таким количеством газет и журналов, выходящих в стране. Завершился День периодики аукционом «Периодики», на котором блеснули самые внимательные и наблюдательные.

Цикл мероприятий, посвящённых юбилейным датам писателей и поэтов, провела библиотекарь Николаевского филиала. Среди них: литературная гостиная к 125-летию со дня рождения Н. Гумилёва «Нужно самому творить жизнь, и тогда она станет чудесной». На мой взгляд, очень удачное название, поскольку имеет явно философский смысл и нацеливает юношество на самоутверждение и самосовершенствование: вечер – портрет «Мастер» - М. Булгаков; час знакомство «Проникновенный голос юности» к 80- летию со дня рождения писателя А. Приставкина. Особенно удивило молодых то, что писатель был детдомовцем, но сумел найти себя в этой жизни. Вот такой положительный пример для юношества – не сдаваться ни при каких обстоятельствах.

Выставку под названием «Рацион молодёжного чтения» предложила своим читателям библиотекарь Шестаковского филиала. Чтобы обратить внимание на книги, представленные на выставке, она применила приём «заочного диалога»: читатели в письменной форме обменивались мнениями о книгах и героях, советовали прочитать произведения тех или иных авторов. Так, не видя друг друга, они имели возможность узнать мнение других и познакомиться с интересными книгами. А кому, как не нам знать, к чьему мнению, как правило, больше прислушиваются читатели?

«Поэтический пикник» провела со старшеклассниками библиотекарь Покровского филиала. Предварительно она пригласила их в библиотеку и предложила тему пикника «Целый мир на двоих» и стихи на их выбор. Пикник удался. Читали стихи Н. Заболоцкого, С. Есенина, Я. Смелякова, Д. Кедрина и других, пели под гитару песни. И это очень хорошо потому, что чтение стихов для души, а не по программе, юношеством как-то не приветствуется, и вот момент, когда представляется возможность изменить ситуацию, при чём с помощью самих ребят.

Это были наиболее интересные примеры по этому разделу отчёта.

Что касается форм и методов работы в области рекомендательной библиографии, полагаю, что приведённые выше примеры частично осветили этот вопрос. Мы используем в своей практике оповещение читателей о документах, а также о том, где их можно найти с помощью «Бюллетеня новых поступлений», «Списков литературы», информации в газете. Сюда мы относим и работу по воспитанию культуры чтения читателей и, как справедливо заметила одна коллега, «с помощью этих рекомендаций мои читатели, по крайней мере, те, кто к этому стремится, умеют обосновывать выбор произведения и критически осмысливать прочитанное». В настоящее время, когда произошла резкая смена читательских предпочтений, самообразовательные цели чтения, реализацию которых в основном обеспечивала рекомендательная библиография – информационная, просветительская, образовательная и воспитательная – стали занимать более скромное место. Будем надеяться на то, что в будущем пособия рекомендательной библиографии наших главных библиотек вновь появятся у нас в фондах.


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: