Аналитическая справка по работе библиотек цбс мариинского района с детьми Сведения о цбс
Карта инноваций
Библиотека для детей и юношества
Название инновации: семейные фотовыставки
Вид и форма инновации: работа с читателями – детьми и родителями
Автор инновации: коллектив Библиотеки для детей и юношества
Описание инновации:
С 2013 года в библиотеке организовывались тематические фотовыставки, на которых помещались семейные фотографии наших читателей. Таких фотовыставок было организовано 5:
- «Счастливые мгновения» (ко Дню семьи, любви и верности)
- «Лето – это маленькая жизнь»
- «Наш классный – самый классный!» (ко Дню учителя)
- «Мама! Нет тебя милее и дороже» (ко Дню матери)
- «Новый год к нам в дом стучится!»
Они вызвали большой интерес у пользователей библиотеки. За период с марта по декабрь было представлено более ста разноплановых фотографий – портретных, сюжетных и пр. В 2014 году работа над этими выставками продолжится.
Приложение 1
Чтение дошкольников
Результаты исследования
Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее от сотрудников библиотеки дополнительных знаний и навыков. У ребенка интерес к книге и чтению пробуждается в самом раннем возрасте, и вместе с тем в его сознании закладываются такие важные понятия, как добро и зло, милосердие и участие. И библиотечные работники наряду с родителями и воспитателями активно участвуют в многогранном процессе воспитания и формирования личности самых маленьких читателей.
Потребность в чтении начинает формироваться в дошкольном возрасте. Какой бы важной не была роль библиотекарей, учителей, воспитателей детского сада - первым "руководителем" детского чтения является семья. Именно родители читают ребенку его первые книжки, именно они переживают вместе с ребенком за судьбу его первых любимых литературных героев. Именно родители формируют домашнюю детскую библиотеку, выбирая и покупая детские книжки. Таким образом, именно семья оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития. В связи с этим методический отдел МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района» принял решение изучить чтение дошкольников.
Актуальность такого исследования обусловлена поиском резерва развития интереса у детей дошкольного возраста к книге, процессу чтения, общению с литературой. Для этого необходима атмосфера сотрудничества ребенка, родителей, библиотекаря и дошкольного учреждения, чтобы содействовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей растущей личности. Мы полагаем, что такое сотрудничество поможет приобщить дошкольников к книге и процессу чтения.
Цель данного исследования - выявление информационных потребностей читателей дошкольного возраста. Его объектом стали родители дошкольников, предметом являются информационные потребности детей.
Основные задачи исследования:
- выявить отношение к чтению в семьях;
- определить отношение к чтению у ребенка;
- выявить любимые жанры художественной литературы у детей;
- установить необходимость профессиональной помощи в формировании детского чтения.
В качестве основных методов использовались анкетирование, наблюдение, опрос, анализ цифровых показателей за три года (количество читателей-дошкольников, количество посещений, количество проведенных мероприятий).
В исследовании приняли участие 7 библиотек - 2 городских и 5 сельских.
Одним из методов изучения чтения дошкольников являлось наблюдение и опрос. В ходе наблюдения выявлялось, как родители выбирают книги для детей на открытом доступе, как реагируют на предложенную библиотекарем помощь в выборе литературы, как воспринимают рекомендации библиотекаря.
Этот метод воспринимался читателями по-разному. В сельских библиотеках, где все в основном друг друга знают, разговор был более доверительным и открытым. В Библиотеку для детей и юношества приходят совершенно незнакомые люди, здесь все зависит от профессиональных действий библиотекаря, который должен расположить к себе потенциального маленького читателя и родителей, ребенок должен почувствовать, что ему здесь рады. Наблюдая за тем, как родители и дети воспринимают библиотечную обстановку, можно сделать вывод: все маленькие читатели очень довольны, что их записали в библиотеку. Они с удовольствием гуляют по ней, рассматривают книжки, играют, общаются друг с другом. Так было, когда проходила акция «Всей семьей в библиотеку». После таких совместных посещений количество читателей-дошкольников увеличилось на 18 человек.
Метод наблюдения использовался и для проверки действенности библиотечных мероприятий, например, активны или пассивны были малыши на библиотечных праздниках.
Среди исследовательских методов, позволяющих изучить процессы детского чтения, важная роль принадлежит методам опроса: беседе и анкетированию.
Беседы в основном проводились с родителями, в ходе которых выявлялись читательские предпочтения как их самих, так и их маленьких детей.
В анкетировании приняли участие 130 человек (50 - в Библиотеке для детей и юношества, 20 – в городской библиотеке-филиале №47 и 60 – в сельских библиотеках). На вопросы анкеты отвечали родители в возрасте от 24 до 40 лет, у которых имелись дети от 3 до 6 лет.
Родителям детей-дошкольников предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся детского чтения.
На вопрос: «Любите ли Вы читать книги своему ребенку?» все респонденты ответили положительно.
На вопрос: «Часто ли Вы читаете книги своему ребенку?» положительно ответили 92% (65 человек) городских жителей, а сельских 55% (33 человека).
На вопрос: «Какие книги Вы читаете своему ребенку?» ответы были примерно одинаковые. Мамы и папы читают детям разные книги, но руководствуются в основном одними и теми же критериями: яркостью обложки и иллюстраций, крупным шрифтом, знакомыми авторами.
Следующий вопрос предполагал выявить читательские предпочтения ребенка. И здесь ответы были тоже предсказуемые. 78% (101 человек) и городских, и сельских детей предпочитают сказки, затем идут стихи, книги о природе, а литература познавательного содержания на последнем месте. 9% (11 человек) респондентов ответили, что у ребенка нет определенных предпочтений. Именно с этой группой читателей и необходимо работать руководителям детского чтения, в том числе библиотекарям. Если родители не умеют направить интерес ребенка на какую-либо определенную тему, то инициативу в руки должен взять библиотекарь.
На вопрос: «Есть ли у Вашего ребенка любимая книга и какая?» родители ответили следующим образом: известные русские народные сказки любит 70% детей (91 человек), 37 человек (28%) любит стихи А.Барто, С.Михалкова и других детских поэтов-классиков. Среди любимых произведений назывались «Курочка Ряба», «Приключения Незнайки» Н.Носова, сказки А.С.Пушкина, «Царевна Лягушка», сказки К.Чуковского, «Дядя Степа» С.Михалкова, стихи А.Барто «Игрушки». Два человека (1,5%) назвали книгу про динозавров и «Ужасный Генри».
То, что назывались известные произведения, а не новые авторы, совсем не значит, что родители плохо информированы о детской литературе. Просто они читают детям книги по воспоминаниям своего детства, и надо сказать, что это не совсем плохая литература. Это классика, которая во все времена будет востребованной, потому что она учит добру, пониманию и милосердию.
На вопрос: «Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка или по своей инициативе?» 97 человек (74%) ответили, что по просьбе ребенка, а 33 человека (26%) читают по своей инициативе.
На вопрос: «С удовольствием ли слушает Вас ребенок?» 100% (130 человек) ответили положительно.
На вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное?» 85% (110 человек) ответили положительно, 15% (20 человек) ответили: «Не всегда».
На вопрос: «Есть ли у ребенка домашняя библиотека?» все 130 человек ответили положительно, некоторые уточняли, что библиотека небольшая.
Десятый вопрос звучал так: «Ходите ли Вы с ребенком в библиотеку?» 85% (51 человек) сельских респондентов ответили положительно. В городской библиотеке-филиале №47 – 15 человек из 20 опрошенных (75%) ответили положительно. Родителей, отвечавших на этот вопрос положительно, в детских садах было 35% (15 человек), остальные 30 человек ответили отрицательно, но некоторые уточняли, что при первой же возможности обязательно запишут своего ребенка в детскую библиотеку.
На вопрос: «Как Вы думаете, чем библиотека может помочь Вам в приобщении ребенка к чтению?» родители отвечали по-разному. 70% (91 человек) уверены в том, что возможность свободного выбора любой понравившейся книги – это и есть помощь. 30% (39 человек) согласились с тем, что библиотека дает возможность познакомиться с новыми детскими произведениями, которые можно почитать дома с родителями, почти все соглашались с тем, что проведение познавательных мероприятий в библиотеке тоже идет на пользу ребенку. Ответы на этот вопрос принимались с несколькими вариантами.
12 и 13 вопросы касались самих родителей: «Читаете ли Вы сами литературу, назовите свои предпочтения». 72% (93 человека) назвали художественную литературу, 20% (26 человек) - познавательную, 8% (11 человек) предпочитают периодику.
Таким образом, все опрошенные родители - 130 человек (100%) ответили, что их дети любят книгу и чтение. Они знают любимые книги своих детей, во многих семьях есть домашняя библиотека (хотя и небольшая), они понимают важность и значимость чтения для всестороннего развития ребенка и приобретения им новых знаний. Родители очень заинтересованы, чтобы с их детьми проводились разнообразные занятия по приобщению к чтению, будь то это в дошкольном учреждении или в библиотеке. Другое дело, что не все находят время посещать с ребенком библиотеку. Если в сельских территориях записано в библиотеку большинство опрошенных, то в городских с этим есть проблема.
С нашей точки зрения эти трудности связаны с тем, что родители не совсем понимают, для чего им нужно вести в библиотеку своего маленького ребенка, кроме этого, многие молодые родители очень увлечены компьютером, Интернетом, новомодными гаджетами и, к сожалению, считают, что той информации, которую может получать таким образом их ребенок, вполне достаточно.
Надеемся, что подобное анкетирование помогло родителям задуматься о важности традиций семейного чтения.
Ситуация с чтением дошкольников в библиотеках МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района
Библиотека | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||||||||
читатели | посещения | книговыдача | кол-во мероприятий | читатели | посещения | книговыдача | кол-во мероприятий | читатели | посещения | книговыдача | кол-во мероприятий | |
Библиотека для детей и юношества | 211 | 956 | 2200 | 14 | 197 | 1119 | 2329 | 13 | 151 | 980 | 1998 | 14 |
Городская библиотека-ф. №47 | 103 | 241 | 285 | 10 | 153 | 383 | 485 | 13 | 189 | 405 | 635 | 19 |
Сусловская модельная б-ка ф. №5 | 89 | 1068 | 1600 | 8 | 93 | 1116 | 1798 | 12 | 88 | 1059 | 1256 | 13 |
Благовещенская сельская б-ка ф. №11 | 77 | 708 | 793 | 19 | 86 | 799 | 905 | 18 | 86 | 808 | 927 | 18 |
Кирсановская сельская б-ка ф. №16 | 26 | 192 | 387 | 10 | 25 | 176 | 360 | 9 | 29 | 243 | 496 | 12 |
Библиотека-ф.№29 села 2-я Пристань | 32 | 288 | 864 | 13 | 29 | 267 | 783 | 11 | 38 | 306 | 918 | 16 |
Первомайская сельская б-ка ф. №30 | 47 | 752 | 2256 | 23 | 49 | 882 | 2646 | 19 | 45 | 900 | 2700 | 18 |
Библиотека для детей и юношества плодотворно сотрудничает с детскими садами ОАО РЖД №205, «Сказка» и «Счастливый островок». На базе этих дошкольных учреждений был создан клуб «Дошкольник», который объединил руководителей детского чтения, родителей и самих малышей. В рамках работы клуба в библиотеке проходят совместные мероприятия самой разнообразной тематики: фольклорные посиделки, литературные минутки, громкие читки, экологические утренники, познавательные игры Из таблицы видно, что количество читателей-дошкольников по сравнению с 2010 годом заметно уменьшилось. Это можно объяснить тем, что на младший абонемент пришел работать другой библиотекарь, который еще не совсем был в курсе, как нужно было организовать такую работу. В 2013 году число читателей-дошкольников составило 156 человек. Работа заметно активизировалась, воспитанники детских садов стали чаще посещать библиотеку организованно, их чаще приглашали на комплексные мероприятия, малыши вместе с руководителями детского чтения включились в Большой книжный марафон, в работу библиотечного Уголка природы.
В городской библиотеке-филиале №47 очень хорошо налажена работа с читателями-дошкольниками. Здесь организована «Книжкина пятница» с детьми, посещающими занятия в творческом объединении «Солнышко» Дома детского творчества №2. Два раза в месяц по пятницам библиотекари приходят к малышам и проводят с ними литературные минутки, знакомят их с новыми книжками, а также проводят беседы с родителями по теме детского чтения.
Библиотека сотрудничает с детским садом «Малыш». Здесь проводятся совместные мероприятия по краеведению, экологии, правилам дорожного движения, но чаще всего это литературные утренники. Благодаря такому активному сотрудничеству число читателей дошкольников в этой библиотеке увеличилось по сравнению с 2010 годом на 86 человек.
Сусловская модельная библиотека очень тесно сотрудничает с детскими садами, расположенными на территории села: «Елочка» и «Березка». Именно для ребят дошкольного возраста здесь создан клуб «Лучики доброты», девизом которого стали слова: «Коль от души добро дается, оно добром к тебе вернется!». Прежде чем начать реализацию плана работы данного клуба, сотрудники библиотеки провели предварительное знакомство с детьми, учли их интересы и увлечения. Работа с дошколятами строится по двум направлениям: «Малышок» (для детей до 5 лет) и «Я расту с книгой» (для детей 5-7 лет). Занятия проходят раз в месяц с каждой группой, как в детском саду, так и в библиотеке. Планируя мероприятия: сказочные викторины, путешествия, литературный сундучок, игры-загадки и другие - библиотекари опираются на понимание того, что большое значение в общем развитии ребенка имеет творческое чтение художественной литературы, которое дает представление о широкой картине мира, богатстве внутренней духовной жизни человека, помогает развивать воображение, речь, способность выразить себя, то есть формирует общую гуманитарную культуру человека. Если ребенок в детстве не переживал за мишку, которому «оторвали лапу и уронили на пол», если не плакал вместе с Таней, «уронившей в речку мячик», то он вполне мог потерять частичку доброты, так присущей детям в раннем возрасте. На совместных встречах происходит чередование выразительного чтения, бесед о прочитанном, игр, театрализованных моментов, в

Такие встречи очень важны, они формируют первоначальное представление о библиотеке, прививают интерес к книге и чтению. Посещая библиотеку, дети приобщаются к непростой науке – науке быть грамотным читателем!
Работа с дошкольниками является одной из главных составляющих в работе и Благовещенской библиотеки-филиала. Вот уже много лет (с 1997 года) библиотека тесно сотрудничает с дошкольным учреждением «Калинка». С воспитателями детского сада составляются совместные планы работы, в которые включается проведение мероприятий по знакомству с библиотекой, прививанию любви к книге. Воспитателям групп предоставляются книги для ежедневного громкого чтения. Дошкольников знакомят с детскими писателями и поэтами
Для того чтобы дошколята могли познакомиться с основными классиками детской литературы и современными детскими писателями, Благовещенская библиотека использует не только свой фонд, но и пользуется книгами фонда БДЮ г. Мариинска. Так, например, в 2012 году из БДЮ было взято 25 экземпляров книг. Группы детского сада получили 57 экземпляров детских книг.
Ежегодно проводятся экскурсии в библиотеку младшей и старших групп детского сада «Калинка». На Неделе детской книги библиотека приглашает дошколят в «Библиотечный теремок», где обучающиеся младших и средних классов проводят театрализованные представления. В подготовке праздника славянской культуры и письменности «Ярмарка чудес» (2010 год) принимали участие и воспитатели старшей группы, и библиотекари.
В помощь экологическому воспитанию с воспитанниками детского сада «Калинка» библиотекари проводили экологические праздники, эко - часы. В «живом уголке» детского сада для ребят была организована постоянно действующая выставка книг «Природа тайн своих не прячет…». В этом направлении библиотекари сотрудничали с воспитателем Мартыновой Г.А. В 2013 году в детском саду силами волонтёрской группы состоялось театрализованное представление стихов местной поэтессы Ворониной Т.Н. «Прогулка по лесу».
В направлении содействия военно-патриотическому воспитанию совместно с воспитателями к 65-летию Победы была проведена работа среди родителей по сбору материалов для составления фото - сборника «Победа прадеда – моя победа». В 1-е издание сборника вошли не только рассказы ребят о своих прадедах, но и их рисунки на тему «Пусть всегда будет солнце». В детском саду была проведена презентация выпущенного библиотекой сборника. В социальной сети «Одноклассники» в группе «Живёт село моё» организован виртуальный фото - альбом «Победа прадеда – моя победа».
В помощь воспитателям детского сада проводятся Дни информации по вновь поступившим книгам. «Прикоснись к душе ребёнка» - под таким названием прошёл день информации в 2011 году. В 2012 году День информации был посвящён книгам по детскому творчеству.
Для родителей дошкольников составляются библиографические пособия в серии «Дом. Семья. Книга». Например, «Чтобы ваш ребёнок говорил правильно», «Читаем всей семьёй».
Кирсановская сельская библиотека тесно сотрудничает с детским садом «Чебурашка». Ребят приглашают на различные детские праздники – открытие Недели детской книги, День защиты детей, Рождество и Масленицу. В летний период в библиотеке возрастает количество читателей-дошкольников. Детей привозят на все лето к бабушкам и дедушкам, они становятся активными участниками летних библиотечных мероприятий, причем очень часто в них участвуют и взрослые. Статистика показывает, что число читателей-дошкольников в Кирсановской библиотеке по сравнению с 2010 годом увеличилось на 3 человека, посещения – на 51, а книговыдача на 109 экземпляров.
Не первый год библиотеку в селе 2-я Пристань посещают ребята старших групп детского сада. В 2012 году на сельской территории открылся еще один детский сад – «Полянка». Это позволило увеличить число читателей-дошкольников в библиотеке. Знакомство с библиотекой у ребят и их родителей всегда начинается с экскурсии. К этому мероприятию библиотекари тщательно готовятся: украшают библиотеку, оформляют книжные выставки для этой возрастной категории. Чтобы первое посещение запомнилось надолго, экскурсии проходят в виде игры или литературного путешествия.
В Первомайской сельской библиотеке успешно реализуется программа «Читаленок», которая складывается из индивидуальных занятий с дошкольниками, работы воскресного клуба «Светлячок» и лектория для родителей. Сроки реализации программы были рассчитаны на два года с целью определения эффективности работы. Подведя итоги, посовещавшись с социальными партнерами, решили продолжить эту программу и в дальнейшем. Во-первых, «Читаленок» - тот самый главный персонаж, ради которого выстроена работа с книгой. Во-вторых, традиции литературного слушания не потеряли своей актуальности даже с приходом аудиокниг и Интеренета. В-третьих, контакт с родителями дошкольников и младших школьников за эти годы только укрепился.
Анализ эффективности работы семи библиотек, выбранных для исследования чтения дошкольников за 2010-2012 г.г.:
- записано в библиотеку 1843 дошкольника
2010 г. - 585 человек
2011г. - 632 человека
2012 г. – 626 человек
- выдано литературы для родителей и работающих с детьми по темам детского чтения - 2215 экз.
- выдано литературы для дошкольников - 26621 экз.
2010 г.- 8385 экз.
2011 г. - 9306 экз.
2012 г. - 8930 экз.
- обслужено 62 специалиста, работающего с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
- созданы картотеки для родителей «Ответы почемучкам» (Первомайская б-ка), «Литературный сундучок» (стихи к праздничным датам) Библиотека для детей и юношества
- приобретены новые книги для дошкольников 1378 экз.
- выписано 4 наименования периодических издания для дошкольников («Веселые картинки», «Свирелька», «Мурзилка», «Непоседа»)
- проведено 302 мероприятия для дошкольников
2010 г. – 97 мероприятий
2011 г. – 95 мероприятий
2012 г. – 110 мероприятий
- проведено лекториев для родителей – 48
- выпущены комплекты закладок «Будь здоров, малыш-читатель!» (Первомайская б-ка), для родителей дошкольников библиографические пособия в серии «Дом. Семья. Книга». Например, «Чтобы ваш ребёнок говорил правильно», «Читаем всей семьёй» (Благовещенская б-ка), буклеты «Как стать родителем читающего ребенка» (Библиотека для детей и юношества, библиотека-ф. №47).
- напечатано и роздано пригласительных билетов на мероприятия – 740 штук
- проведено анкетирование семей дошкольников – 130 семей
- отзывы родителей и социальных партнеров оформляются в «Альбомах отзывов» (БДЮ, Первомайская б-ка)
- оформлены тематические папки «Светлячок» (Первомайская б-ка), «Дошкольник» (БДЮ), «Книжкина пятница» (ф.47)
Из результатов исследования видно, что в сельских библиотеках посещения детей-дошкольников чаще всего происходит неорганизованно, а в городские библиотеки активнее ходят организованные дети. Они приходят на экскурсии в библиотеку вместе с воспитателями детских садов и на совместные мероприятия. Большинство детей 5-6 лет впервые посетило Библиотеку для детей и юношества с экскурсией в детском саду. Лишь 3% пришли сюда с родителями. Но зато 78% дошкольников, посещавших библиотеку в детском саду, остаются ее читателями и в школьном возрасте.
Эффективности работы с читателями-дошкольниками прибавляет разработка и реализация библиотечных программ по поддержке чтения.
Целями программ могут являться следующие: ввести ребенка дошкольного возраста в мир художественной литературы, активизировать интерес семьи к библиотеке, способствовать развитию духовного общения детей с взрослыми в библиотеке и семье.
Одной из главных задач таких программ является помощь родителям в понимании собственного ребенка, сближение с ним в процессе семейного чтения, раскрытие для себя литературы для детей.
По результатам социологического исследования мы выработали следующие рекомендации для родителей и руководителей детского чтения:
1) Знакомить родственников (родителей, бабушек и дедушек) дошкольника (можно на собраниях в детских садах, а также при посещении библиотек) с лучшими произведениями для детей, деятельностью и возможностями библиотек.
2) Предоставлять родственникам дошкольников необходимую им информацию о новинках методической литературы и о новинках детского чтения.
3) Проводить мероприятия для дошкольников, направленные на приобщение их к книге и чтению.
4) Проводить "Дни родителей" в библиотеках с обзорными экскурсиями.
5) Проводить Дни специалиста для руководителей детского чтения (в детских садах, детских домах и приютах)
страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11
скачать
Другие похожие работы: