Анализ реализации программы по военно-патриотическому воспитанию учащихся 2012-2013 уч год
Количественный анализ
мероприятий по военно-патриотическому воспитанию
на 2012 /2013 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Время проведения | Класс/ Кол-во | ||
| Оформление кабинета ОБЖ. и начальной военной подготовки | В течение года | 5-11/ 500 чел | ||
| Оформление стендов по безопасности жизнедеятельности, основам медицинских знаний, здорового образа жизни и основам военной службы. | Сентябрь-октябрь В течение года | 10-11/ 20 чел | ||
| Приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, макетов, муляжей, учебных видеофильмов, мультимедийных носителей информации по разделам курса ОБЖ. и НВП | В течение года | 5-11 | ||
| Подготовка на пришкольной спортивной площадке универсальной полосы препятствий и мест для занятий по прикладной физической подготовке | Апрель - май | 10-11/ 20 чел | ||
| Оформление заявки на приобретение учебно-материальных пособий для организации занятий по ОБЖ и НВП | Сентябрь | | ||
| Организация допризывной подготовки юношей | В течение года | | ||
| Организация сотрудничества с работниками военкомата по вопросам допризывной подготовки | В течение года | | ||
| Постоянно проводить военную профориентацию с целью подготовки обучающихся к поступлению в ВВУЗы. | В течение года | | ||
| Проведение учебных занятий по курсу ОБЖ. и НВП | Сентябрь-май | 5-11 | ||
| Подготовка дидактического и раздаточного материала для учащихся: ксерокопии схем, таблиц, рисунков, заданий для самостоятельной работы и др. | Сентябрь-май | 5-11 | ||
| Организация консультативной работы и итоговой аттестации обучающихся. | Май | 9,11 | ||
| Организация учебно-полевых сборов (юноши) | Май | 10 | ||
| Организация правовой подготовки юношей допризывного возраста | В течение года | | ||
| Разработка, внесение изменений и уточнений в документы планирования учебного процесса по курсу ОБЖ. и НВП | Август-сентябрь | 5-11 | ||
| Разработка концепции и программы военно-патриотического воспитания школьников | Сентябрь-октябрь | | ||
| Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по отдельным темам курса ОБЖ. | Сентябрь-май | 5-11 | ||
| Подготовка методических материалов (разработки, указания, рекомендации, пособия) по разделам курса ОБЖ. | В течение года | 5-11 | ||
| Разработка тестовых заданий для проверки и закрепления знаний учащихся. | В течение года | 5-11 | ||
| Подготовка вопросов по темам и разделам курса ОБЖ для текущего и рубежного контроля знаний в рамках внутришкольного контроля | В течение года | 5-11 | ||
| Проведение оборонно-спортивных мероприятий между классами:
| декабрь февраль | 5-8 10-11 5-9 1-11 5-9/ 600 чел. | ||
|
| В течение года | | ||
|
| Сентябрь, май | 120 чел. | ||
|
| Сентябрь, май | 600 чел. | ||
|
| В течение года | 350 чел. | ||
|
| Май | 70 чел. | ||
|
| Май | | ||
|
| Май | 600 чел. | ||
|
| 9 мая | 176 чел. | ||
| | |
Итого в реализации программы приняли участие:
100% учащихся гимназии;
100% педагогов гимназии;
39 участников и ветеранов ВОВ, локальных войн.
В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы с 20 января по 23 февраля 2013 года, в гимназии состоялось:
17 общешкольных мероприятий;
10 творческих конкурсов;
15 спортивно-массовых и военно-спортивных мероприятий;
10 видов спортивных соревнований по параллелям классов, посвящённых Дню защитников Отечества;
62 внеклассных мероприятия;
27 мероприятий в День юных героев – антифашистов.
За период 2012-2013 учебного года проведено более 230 мероприятий (школьных, городских, краевых) на высоком организационном уровне.
Хочется отметить, что в результате систематической работы по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, учащиеся гимназии меняются. В душе каждого из них крепнет уверенность в том, что мы – великий народ, уходящий корнями в глубокую древность. Изучая его историю, они наполняются пониманием значимости связи поколений – нашего прошлого и настоящего. А из этого в душе возникает чувство любви к Родной земле, народу, Отечеству.
«И дай Бог – как сказал митрополит Кирилл, - чтобы эти ростки, которые начинают произрастать, действительно стали ростками к новой жизни. Вот тогда у нас будет иначе – и будни, и праздники, и наши лица, и лица наших детей. Тогда всё изменится к лучшему».
Директор МБОУ гимназии №3 З.В.Стрелкова
СИСТЕМА ВОЕНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МБОУ ГИМНАЗИИ №3 ГОРОДА КРАСНОДАРА
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Гражданско-патриотическое воспитание является важной составляющей воспитания личности. Особенно важным оно становится сегодня, в эпоху смены идеалов. Именно сейчас должны оставаться такие нравственные ценности, как любовь к Родине, патриотизм. Люди, прошедшие испытание войной, доказали свою любовь к Родине не на словах. И хорошо, если у поколения сегодняшних школьников также будет сформировано граждански – патриотическое сознание и активная гражданская позиция.
ПРОГРАММА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
I. Введение
Программа Гимназии № 3 «Новое Поколение» разработана на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Программа, ориентирована на учащихся 1-11 классов, определяет основные пути сложившейся в гимназии системы патриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность учащихся к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и сложившиеся в Гимназии традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.
II. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в Гимназии № 3; массовую патриотическую работу, организацию научных обществ учащихся, исторических чтений, конкурсов сочинений и рисунков, формирование и работу групп доверия, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Гимназия № 3 имеет свой гимн, девиз, эмблему, флаг. Каждое школьное мероприятие предполагает наличие флага Гимназии, эмблема Гимназии - обязательный элемент единой школьной формы.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания обучающихся Гимназии.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
1-4 классы:
-воспитание чувства гордости за нашу страну, уважительных отношения к ее символике.
5-7 классы:
-формирование чувства долга перед Родиной;
-воспитание чувства ответственности за свой дом, Гимназию;
-развитие потребности к изучению истории своей Родины, своего народа, города;
-изучение и развитие национальных традиций;
-8-9 классы
-воспитание уважительного отношения к ветеранам,
-воспитание гражданской ответственности и чувства патриотизма , уважения к защитникам Родины;
10-11 классы:
-приобщение к духовным ценностям своего Отечества;
-воспитание ответственности за судьбу Родины и готовности встать на защиту ее интересов.
IV. Система программных мероприятий
1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В программных мероприятиях предусматриваются:
подготовка положений о музейных тематических стендах,
совершенствование положений о проведении военно-спортивных игр, 5 традиционных Дней Здоровья, смотра-конкурса строя и песни, подготовка постоянно действующего конкурса проектов, программ, форм и методов патриотического воспитания в современных условиях.
2. Совершенствование деятельности в области патриотического воспитания в учебном процессе.
В числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания учащихся как системы взглядов на формирование гражданина — патриота Родины в современных условиях. А именно:
На всех этапах реализации Программы определены меры подготовки учащихся и их родителей по патриотическому воспитанию:
изучение учебного материала, включенного в учебный план по основам военной службы , гуманитарным дисциплинам;
подготовка экскурсоводов музейных комнат;
проведение научно-практических конференций,
экскурсий,
семинаров,
«круглых столов»,
часов общения,
бесед,
родительского лектория
по вопросам патриотического воспитания.
3.Система мер по совершенствованию процесса патриотического
воспитания обучающихся.
Системой мер предусматривается формирование у обучающихся духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий военно-патриотической работы, создание новых музейных экспозиций, стенда «Символика государства Российского» и организация деятельности патриотических и военно-патриотических, военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических и военно-спортивных мероприятий, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, военно-патриотической работы и подготовки к военной службе, Вахт памяти и поисковых мероприятий, военно-спортивных игр и походов, организация кружков, в том числе военно-патриотической и спортивно-прикладной направленности, тесная связь с социумом.
4. Воздействие на пропаганду
патриотизма в средствах массовой информации
(школьный медиоцентр «МИГ», газета).
Предусматривается система мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, в том числе:
формирование программы вещания школьного медиоцентра «МИГ» в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий;
активное противодействие фактам искажения и фальсификации-истории Отечества;
создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания;
организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании учащихся в радиовещательных программах и в школьной печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания преподавателей Вузов, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, военной службы и труда.
Программа предусматривает постановку спектаклей, направленных на патриотическое воспитание учащихся с учетом особенностей развития, истории и культуры народов России, содействия их взаимообогащению, мобилизацию потенциала творческих учителей словесности , истории в целях создания образов положительных героев для художественных произведений, рассчитанных на учащихся 1-11 классов.
5. Формирование научно-теоретических
и методических основ патриотического
воспитания гимназистов.
Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
Это направление предполагает мобилизацию творческого потенциала педагогов и обучающихся на всестороннее изучение и решение проблем патриотического воспитания, разработку научных работ по истории и боевой летописи армии, о деятельности выдающихся полководцев России, написание рефератов на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее».
Предлагается развитие работы в информационно-аналитической группе при Совете Гимназии, аккумулирующих проблемы формирования и развития личности гражданина — патриота Родины.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется сложившейся системой патриотического воспитания и учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет заместитель директора гимназии по ВР в соответствии с функциональными обязанностями, куратор казачьих классов, преподаватель-организатор ОБЖ.
Материально-техническая база.
Кабинет ОВС.
Школьный музей:
Кабинеты классов казачьей направленности
Школьная библиотека.
Школьный медиоцентр «МИГ».
2 спортивных зала, спортивные площадки.
Элементы военного городка (место для метания гранат, обязанности часового, гимнастический городок).
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы производится за счет средств полученных при проведении традиционных школьных ярмарок
Программа кружка
духовно-нравственного направления
«Традиции казачества»
Программа рассчитана на 270 часов
Срок реализации – 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Традиции казачества »
В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Программа курса расширяет «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению», так как она составлена на основе регионального компонента. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся два раза в неделю Общий объем программы – 270 часов: 1 класс - 66 часов, 2-4 классы - по 68 часов. Продолжительность занятия – 30 минут в 1 классе, 40 минут – во 2, 3, 4 классах, согласно СанПиН.
Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, города, края;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
Использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
Формы организации работы с аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев района и края;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Темрюкского района, Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родной школы, района, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани;
- посетят театры, музеи, памятники района, края;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: