Автор работы: Усынина Елена Витальевна Образовательное учреждение
Название: Педагогический проект «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе». Автор работы: Усынина Елена Витальевна Образовательное учреждение: МБОУ гимназия № 4, г.Сургут, ХМАО-Югра.
Краткая аннотация: В данном проекте описан опыт внедрения проектно-исследовательского метода в учебный процесс начального образования.
Цель работы: Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи:
Определить условия для формирования навыков исследовательской деятельности.
Сформировать у младших школьников и их родителей представлений о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью с учащимися
моего класса;
Ввести в учебный процесс метод проектов, как технологию развития умений учиться.
Актуальность работы: В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов. Знакомясь с литературой о проектной деятельности в школе, я часто сталкивалась с такими высказываниями, как «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников». Получается несоответствие – стандарты требуют, а дети неспособны. Я решила проверить это на своих учениках. В данном проекте описан опыт внедрения проектно-исследовательского метода в учебный процесс начального образования.
Участники проекта:
Ученики моего класса;
Родители обучающихся.
Критерий отбора:
По желанию (согласно анкетам).
Количественный состав:
25 учеников.
Качественный состав:
Ученики с разным уровнем учебных способностей.
Рабочий план реализации проекта:
Изучение литературы о методе проектов.
Знакомство родителей и обучающихся с проектной деятельностью учащихся.
Выявление интересов учащихся.
Создание рабочей программы к курсу НОУ «Школа Почемучек».
Создание рабочей тетради в помощь ученику.
Подготовка материально – технической базы.
Апробирование программы.
Описание проекта:
В первую очередь учитель должен сам понимать, что он будет делать, как он это будет делать, а главное – для чего он это будет делать. Поможет в этом литература по методу проектов, а также курсы повышения квалификации «Intel. Обучение для будущего».
Информационная справка:
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Основные этапы проектно-исследовательской деятельности:
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели
проекта, выбор названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор
способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту,
составление плана работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,
игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.);
связи материала с наглядно – образным игровым материалом;
игр – исследований;
ролевых игр;
игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты и т.д.
Формы организация учебно-исследовательской деятельности:
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
Организация учебно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап Инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап Основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап Прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 этап Заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап Итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Описание проекта:
Задача № 1: Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимо
соблюдение следующих условий:
Целенаправленность и систематичность.
Мотивированность.
Творческая среда.
Психологический комфорт.
Личность педагога.
Учет возрастных особенностей.
Задача № 2: Сформировать у обучающихся начальных классов и их родителей представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности. С этой целью я провела родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности во 2 классе», автор Жакулина И.В. (http://zhakulina20090612.blogspot.com). В данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе. В качестве образца показала готовую детскую презентацию проекта. Также я провела анкетирование родителей для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями обговорили о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. (Приложение № 1).
Задача № 2:
Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы посетили научно-практическую конференцию, на которой ученики среднего и старшего звена нашей гимназии защищали свои проекты. Также показала готовые детские презентации.
Задача №3: Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших
школьников.
С этой целью мне необходимо было подготовить материально – техническую базу. Мы с родителями собрали классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими энциклопедии, дидактический материал. Необходимая техника и Интернет имелись.
Задача №3:
Следующий шаг, который я считаю очень важным – это подготовка дидактического материала для учащихся. В помощь ученикам нужна рабочая тетрадь. Можно, конечно, ограничиться памятками или планами работы, но лучше иметь тетрадь, в которой содержатся упражнения для закрепления полученных знаний. Такую рабочую тетрадь я составила сама. Она называется «Хочу всё знать!». Доступным языком она знакомит младших школьников с целями и задачами проектной деятельности, различными видами проектов, этапами работы над проектом, правилами проведения анкетирования и интервью, работы в группе, требованиями к оформлению публикации и презентации, учит работать с информацией, выполнять исследования и наблюдения и т.п.
Задача №3:
Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для обучающихся. Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети. Хороши для начальной школы и творческие проекты.
Задача №4: Ввести в учебный процесс метод проектов, как технологию развития умений учиться.
Когда всё было готово, начались занятия в НОУ «Школа Почемучек». Стали появляться первые проекты. По прошествии времени я сделала для себя вывод, что, учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразнее выполнять такие виды проектов, как:
1 класс – исследовательские проекты;
2 класс – творческие проекты;
3-4 классы – информационные и ролевые проекты.
Прогнозируемые результаты: (при условии успешной реализации данного проекта)
Совершенствование познавательных потребностей учащихся;
Развитие познавательных способностей учащихся и критического мышления;
Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;
Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности.
Оценка эффективности реализации проекта:
Стабильный состав группы «Школы Почемучек» на протяжении 4-х лет обучения (посещает весь класс).
Ежегодное успешное выступление на научно – исследовательских конференциях МБОУ гимназии № 4.(Слайды с 26 по 30).
Все проекты получают высшие оценки (100 баллов из 100). (Слайды № 28, № 30).
Высокая техника чтения. (Диаграмма на слайдах).
Высокий процент успеваемости. (Диаграмма на слайдах).
Сплочение детей, умение слаженно работать в группах.
Активное участие в различных конкурсах: не только в рамках гимназии, но и Международных и Всероссийских конкурсах. Имеется немало победителей данных конкурсов.
Возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности – по собственной инициативе выполняют мини-проекты, которые им интересны, представляют их на классных часах.
Освоили компьютер (самостоятельно делают презентации к урокам и классным часам).
Мой опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе представлялся на следующих мероприятиях:
Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста». Напечатана моя статья в сборнике конференции.
Выступление на III Международном Педагогическом Форуме в г.Санкт-Петербург (выступление на круглом столе по теме «Методы проектов, технологии мастерских, модульного и тематического обучения. Роль учителя в реализации НОИ «Наша новая школа»).
Участие в региональном конкурсе методических разработок «Школа – 2100: развиваемся вместе».
Выступление на 4 межшкольной научно-практической конференции для педагогов г.Сургута «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях реализации Приоритетного национального проекта «Образование»;
Участие в Международном конкурсе для педагогов «Моя проектная деятельность»;
Участие в Международном конкурсе исследовательских работ и проектов;
Участие в конкурсе методических разработок уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе «Я исследую мир».
Наши проекты:
1. «Радуга-дуга»
2. «Пусть всегда будет Солнце!»
3. «Живая и неживая природа»
4. «Как появились буквы?»
5. «Хлеб – всему голова!»
6. «Хочу в космос!»
7. «Дед Мороз – Красный нос»
8. «В плену суеверий»
9. «Волшебный мир модульного оригами»
10. «Охрана редких животных»
11. «Есть ли жизнь на других планетах?»
12. «Путешествие в Мексику»
Оценка рисков:
У первоклассников низкая техника чтения для обработки информации (выход - в 1 классе лучше выполнять исследовательские проекты);
Низкий уровень самостоятельности (выход – помощь родителей и учителя);
Первоклассники не умеют слаженно работать в группе (выход - создание правил работы в группе, использование считалок);
Первоклассники не умеют аккуратно оформить продукт своей деятельности (выход - творческие проекты выполнять, начиная со 2-го класса).
Результаты анкетирования:
Обучающиеся испытывают трудности: выступая на публику; при работе с информацией.
Дальнейшее развитие проекта:
Вовлечение в исследовательскую деятельность дошкольников, закреплённых за нашей гимназией.
Участие в конкурсе проектов «Шаг в будущее» и других Всероссийских и Международных конкурсах.
Представление опыта работы в других образовательных учреждениях г.Сургута и России.
Размещение материалов проекта в сети Интернет.
Поскриптум:
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Информационные источники:
А.И.Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, 2011 г.
Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г.. Методическое пособие «Проектная деятельность в
учебном процессе», Санкт – Петербург, 2005 г.
3. А.И.Савенков. «Я – исследователь» рабочая тетрадь для младших школьников, Самара, 2011 г.
4. http://0lik.ru/cliparts/clipartvector/134439-back-to school- vector.htm
5.http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i092/1108/60/e918556f2ee2.jpg.html
6.http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1103/99/6199f83a006a.png.htm
7. http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1104/4f/315eaf1515d8.png.htm
8. http://radikal.ru/F/i060.radikal.ru/1008/11/c307d759d821.png.html
страница 1
скачать
Другие похожие работы: