NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Автор работы: Усынина Елена Витальевна Образовательное учреждение


Название: Педагогический проект «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе». Автор работы: Усынина Елена Витальевна Образовательное учреждение: МБОУ гимназия № 4, г.Сургут, ХМАО-Югра.

Краткая аннотация: В данном проекте описан опыт внедрения проектно-исследовательского метода в учебный процесс начального образования.

Цель работы: Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Задачи:

  • Определить условия для формирования навыков исследовательской деятельности.

  • Сформировать у младших школьников и их родителей представлений о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью с учащимися

моего класса;

  • Ввести в учебный процесс метод проектов, как технологию развития умений учиться.

Актуальность работы: В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов. Знакомясь с литературой о проектной деятельности в школе, я часто сталкивалась с такими высказываниями, как «проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников». Получается несоответствие – стандарты требуют, а дети неспособны. Я решила проверить это на своих учениках. В данном проекте описан опыт внедрения проектно-исследовательского метода в учебный процесс начального образования.

Участники проекта:

  • Ученики моего класса;

  • Родители обучающихся.

Критерий отбора:

По желанию (согласно анкетам).

Количественный состав:

25 учеников.

Качественный состав:

Ученики с разным уровнем учебных способностей.

Рабочий план реализации проекта:

  1. Изучение литературы о методе проектов.

  2. Знакомство родителей и обучающихся с проектной деятельностью учащихся.

  3. Выявление интересов учащихся.

  4. Создание рабочей программы к курсу НОУ «Школа Почемучек».

  5. Создание рабочей тетради в помощь ученику.

  6. Подготовка материально – технической базы.

  7. Апробирование программы.

Описание проекта:

В первую очередь учитель должен сам понимать, что он будет делать, как он это будет делать, а главное – для чего он это будет делать. Поможет в этом литература по методу проектов, а также курсы повышения квалификации «Intel. Обучение для будущего».

Информационная справка:

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Основные этапы проектно-исследовательской деятельности:

  • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели

  • проекта, выбор названия проекта;

  • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор

  • способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту,

  • составление плана работы, распределение обязанностей;

  • Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

  • Подготовка и защита презентации;

  • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

  • загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,

  • игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.);

  • связи материала с наглядно – образным игровым материалом;

  • игр – исследований;

  • ролевых игр;

  • игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты и т.д.

Формы организация учебно-исследовательской деятельности:

  • Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

  • Организация учебно-исследовательской деятельности протекает в основном в рамках дополнительного образования (факультативные занятия, научные общества учащихся, конференции и т.д.), а сформированные исследовательские умения, опора на опыт и познавательный интерес ребенка являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.

  • Формы организации учебно-исследовательской деятельности многообразны: это детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, экспедиции, школы, научные объединения учащихся (НОУ).

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап

Основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап

Прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап

Заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап

Итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.

Описание проекта:

Задача № 1: Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимо

соблюдение следующих условий:

  • Целенаправленность и систематичность.

  • Мотивированность.

  • Творческая среда.

  • Психологический комфорт.

  • Личность педагога.

  • Учет возрастных особенностей.

Задача № 2: Сформировать у обучающихся начальных классов и их родителей представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности. С этой целью я провела родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности во 2 классе», автор Жакулина И.В. (http://zhakulina20090612.blogspot.com). В данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе. В качестве образца показала готовую детскую презентацию проекта. Также я провела анкетирование родителей для того, чтобы узнать, какие возможности имеются в каждой семье (компьютер, Интернет, домашняя библиотека, множительная техника и т.д.). С родителями обговорили о том, какую помощь они могут оказать своим детям в работе над проектом. (Приложение № 1).

Задача № 2:

Чтобы заинтересовать своих учеников проектной деятельностью, мы посетили научно-практическую конференцию, на которой ученики среднего и старшего звена нашей гимназии защищали свои проекты. Также показала готовые детские презентации.

Задача №3: Создать условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью младших

школьников.

С этой целью мне необходимо было подготовить материально – техническую базу. Мы с родителями собрали классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими энциклопедии, дидактический материал. Необходимая техника и Интернет имелись.

Задача №3:

Следующий шаг, который я считаю очень важным – это подготовка дидактического материала для учащихся. В помощь ученикам нужна рабочая тетрадь. Можно, конечно, ограничиться памятками или планами работы, но лучше иметь тетрадь, в которой содержатся упражнения для закрепления полученных знаний. Такую рабочую тетрадь я составила сама. Она называется «Хочу всё знать!». Доступным языком она знакомит младших школьников с целями и задачами проектной деятельности, различными видами проектов, этапами работы над проектом, правилами проведения анкетирования и интервью, работы в группе, требованиями к оформлению публикации и презентации, учит работать с информацией, выполнять исследования и наблюдения и т.п.

Задача №3:

Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для обучающихся. Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети. Хороши для начальной школы и творческие проекты.

Задача №4: Ввести в учебный процесс метод проектов, как технологию развития умений учиться.

Когда всё было готово, начались занятия в НОУ «Школа Почемучек». Стали появляться первые проекты. По прошествии времени я сделала для себя вывод, что, учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразнее выполнять такие виды проектов, как:

1 класс – исследовательские проекты;

2 класс – творческие проекты;

3-4 классы – информационные и ролевые проекты.

Прогнозируемые результаты: (при условии успешной реализации данного проекта)

  • Совершенствование познавательных потребностей учащихся;

  • Развитие познавательных способностей учащихся и критического мышления;

  • Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;

  • Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • Формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем

способе учебной деятельности.

Оценка эффективности реализации проекта:

  1. Стабильный состав группы «Школы Почемучек» на протяжении 4-х лет обучения (посещает весь класс).

  2. Ежегодное успешное выступление на научно – исследовательских конференциях МБОУ гимназии № 4.(Слайды с 26 по 30).

  3. Все проекты получают высшие оценки (100 баллов из 100). (Слайды № 28, № 30).

  4. Высокая техника чтения. (Диаграмма на слайдах).

  5. Высокий процент успеваемости. (Диаграмма на слайдах).

  6. Сплочение детей, умение слаженно работать в группах.

  7. Активное участие в различных конкурсах: не только в рамках гимназии, но и Международных и Всероссийских конкурсах. Имеется немало победителей данных конкурсов.

  8. Возрос интерес к проектно-исследовательской деятельности – по собственной инициативе выполняют мини-проекты, которые им интересны, представляют их на классных часах.

  9. Освоили компьютер (самостоятельно делают презентации к урокам и классным часам).

  10. Мой опыт работы по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе представлялся на следующих мероприятиях:

  • Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста». Напечатана моя статья в сборнике конференции.

  • Выступление на III Международном Педагогическом Форуме в г.Санкт-Петербург (выступление на круглом столе по теме «Методы проектов, технологии мастерских, модульного и тематического обучения. Роль учителя в реализации НОИ «Наша новая школа»).

  • Участие в региональном конкурсе методических разработок «Школа – 2100: развиваемся вместе».

  • Выступление на 4 межшкольной научно-практической конференции для педагогов г.Сургута «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в условиях реализации Приоритетного национального проекта «Образование»;

  • Участие в Международном конкурсе для педагогов «Моя проектная деятельность»;

  • Участие в Международном конкурсе исследовательских работ и проектов;

  • Участие в конкурсе методических разработок уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе «Я исследую мир».

Наши проекты:

1. «Радуга-дуга»

2. «Пусть всегда будет Солнце!»

3. «Живая и неживая природа»

4. «Как появились буквы?»

5. «Хлеб – всему голова!»

6. «Хочу в космос!»

7. «Дед Мороз – Красный нос»

8. «В плену суеверий»

9. «Волшебный мир модульного оригами»

10. «Охрана редких животных»

11. «Есть ли жизнь на других планетах?»

12. «Путешествие в Мексику»

Оценка рисков:

  • У первоклассников низкая техника чтения для обработки информации (выход - в 1 классе лучше выполнять исследовательские проекты);

  • Низкий уровень самостоятельности (выход – помощь родителей и учителя);

  • Первоклассники не умеют слаженно работать в группе (выход - создание правил работы в группе, использование считалок);

  • Первоклассники не умеют аккуратно оформить продукт своей деятельности (выход - творческие проекты выполнять, начиная со 2-го класса).

Результаты анкетирования:

Обучающиеся испытывают трудности: выступая на публику; при работе с информацией.

Дальнейшее развитие проекта:

  1. Вовлечение в исследовательскую деятельность дошкольников, закреплённых за нашей гимназией.

  2. Участие в конкурсе проектов «Шаг в будущее» и других Всероссийских и Международных конкурсах.

  3. Представление опыта работы в других образовательных учреждениях г.Сургута и России.

  4. Размещение материалов проекта в сети Интернет.

Поскриптум:

Меняется мир непрерывно, неспешно.

Меняется всё – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов.

Информационные источники:

  1. А.И.Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, 2011 г.

  1. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г.. Методическое пособие «Проектная деятельность в

учебном процессе», Санкт – Петербург, 2005 г.

 3. А.И.Савенков. «Я – исследователь» рабочая тетрадь для младших школьников, Самара, 2011 г.

4. http://0lik.ru/cliparts/clipartvector/134439-back-to school- vector.htm

5.http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i092/1108/60/e918556f2ee2.jpg.html

6.http://radikal.ru/F/s007.radikal.ru/i301/1103/99/6199f83a006a.png.htm

7. http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1104/4f/315eaf1515d8.png.htm

8. http://radikal.ru/F/i060.radikal.ru/1008/11/c307d759d821.png.html

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


События

Урок: 1 стр.