Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики башкортостан, реализующих программы общего образования Начальное общее и основное общее образование Среднее (полное) общее образование
базисный учебный план
и примерные учебные планы
для образовательных учреждений
Республики башкортостан, реализующих
программы общего образования
Начальное общее и основное общее образование
Среднее (полное) общее образование
1. начальное общее и основное общее образование
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.
Региональный Базисный учебный план разработан с учетом преемственности с аналогичным планом 2008/2009 учебного года, с учетом федерального Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 09.03.2004 года №1312) и в соответствии с действующим СанПиН 2.4.2-1178-.02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Базисный учебный план является нормативно-правовой основой для разработки учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения. В базисном учебном плане предложено годовое и недельное распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта,' который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования, а также национально-региональный компонент республиканского образовательного стандарта, который отражает особенности республики.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию школьного компонента.
Базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 34 учебных недель.
Базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока – 45 минут.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе. При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе – 25 часов.
В Базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов;
компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.
Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.
Особенности Базисного учебного плана и примерных учебных планов начального общего и основного общего образования
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.
При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание в области «Филология», рекомендуется использовать следующим образом.
В школах с русским языком обучения изучаются русский язык, русская литература, башкирский язык как государственный в объеме 2 часа в неделю согласно Закону Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» и иностранный язык.
В школах с башкирским языком обучения изучаются русский язык как государственный, русская литература, башкирский язык и литература, иностранный язык
В школах с родным (нерусским) языком обучения изучаются русский и башкирский языки как государственные, родной язык и родная литература, иностранный язык.
В школах с многонациональным составом учащихся при изучении родного языка осуществляется деление классов на группы по изучению родных языков.
При изучении башкирского языка как государственного также осуществляется деление классов на начинающие и продолжающие группы.
В 1-9 классах национальных школ отдельные темы предмета «Культура Башкортостана» изучаются в рамках часов башкирского языка и литературы.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс . Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, алгоритмической и информационной культуры в III-IV классах изучаются в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» и с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет.
Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология (Труд)» (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю).
Учебный предмет «Природоведение» (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю).
Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
Учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».
Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в
данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».
Учебный предмет «Искусство» изучается и в IX классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.
Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».
На преподавание учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях – из компонента образовательного учреждения.
На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.
В учебном процессе допускается деление классов на две группы при наполняемости 25 человек и более в городских общеобразовательных учреждениях, в сельских - не менее 20 человек при проведении занятий:
- по русскому языку в 1-11 национальных классах;
- по иностранному языку в 4-11 классах;
- по физике, химии на практических занятиях;
- по информатике и вычислительной технике;
- по трудовому обучению в 5-11 классах, по физической культуре - в 10-11 классах на группы юношей и девушек.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также деление на группы в 1-4 классах при изучении иностранного языка.
БАЗИСНЫЙ учебныЙ план (А) ( годовой)
для общеобразовательных учреждений
Республики Башкортостан
Начальное общее образование
Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV |
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19
скачать
Другие похожие работы: