Дифференцированное домашнее задание
Красноперова Людмила Евгеньевна, работает в МОУ «Федоровская СОШ № 3» 12 лет, учитель первой квалификационной категории.
Дифференцированное домашнее задание.
И. Кант как-то сказал, что способность правильно пользоваться знаниями, полученными в школе, в ученике развивает только домашний самостоятельный труд. А известный психолог Эльконин - Давыдов вообще считал, что «фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». То есть вопросы о значении домашнего задания, о его роли в развитии самостоятельных умений и навыков учащихся, о том, каковы допустимые объемы и время, отводимое для его выполнения, занимали педагогов на протяжении многих веков. Эти вопросы неоднократно обсуждались и обсуждаются как на страницах педагогической печати, так и среди учителей – практиков и особенно актуальны в последнее время.
Каждая школа может вообще отказаться от домашних заданий, исключив их из своих образовательных программ, но это трудно сделать сразу. Гораздо целесообразнее осуществить переход от обременительных домашних заданий к индивидуальному образовательному маршруту. Для этого домашние задания должны представлять систему. Элементы такой системы - предметные и межпредметные задания, работа с которыми позволяет ребёнку овладеть метапредметными умениями. Задания в системе дифференцируются по уровню знаний, умений и навыков ребёнка, в соответствии с его возрастом и полом, с учётом темповых показателей учебной деятельности, разделяются по способу организации, характеру деятельности и форме деятельности. Ученику предоставляется возможность самому выбирать задания для работы и время для их выполнения. Таким образом, домашняя работа школьника может перейти в индивидуальный образовательный маршрут. Она оценивается по специальной системе, отметки за нее влияют на итоговую оценку. Поэтому предлагаемая система должна носить открытый характер, легко изменяться в ответ на изменения, происходящие в обучении ребёнка. Она может учитывать даже время года. Ведь, по мнению психологов, зимой, особенно в феврале, нагрузка в школе достигает максимального значения. И такая система домашнего задания может перераспределить нагрузку учащихся, уменьшив её в зимние месяцы и увеличив, например, в апреле.
Виды дифференциации домашнего задания.
По уровню знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается выбрать домашнее задание по своему уровню развития (подразумевается три уровня: высокий, средний, низкий).
В соответствии с возрастом ребенка. В начальной школе домашнее задание должно находиться за пределами урока (повторение, закрепление). В средней школе - рядом с уроком (должно быть частично-поисковым). В старшей школе – опережать урок (творческие задания, проектная деятельность переходящая в индивидуальные маршруты).
В соответствии с полом ребенка. Рекомендуется давать домашние задания, ориентированные на половую дифференциацию, т.е. отдельно для мальчиков и девочек. Если вспомнить поведение тех и других на уроке, то мальчики обычно более активны в начале урока, поэтому им требуется объяснять новый материал в начале занятия, а девочкам в середине.
Особенности мальчиков.
Кратковременно избирательно реагируют на эмоциональный фактор.
Избирательно реагируют на оценки.
Важно, что оценивается. Необходимо объяснять, за какое содержание ему
поставили оценку.
Важна зрительная опора при объяснении нового материала
| Рекомендуемые домашние задания | Не преемственные домашние задания |
| Задания, включающие поисковую деятельность | Не преемственно при оценивании учитывать качество, аккуратность в написании работы |
| Выдвижение новых идей | Речевые задания не действенны |
| Решение нестандартных учебных задач | |
| Задания, связанные с видео пространственными умениями, умением ориентироваться в пространстве | |
| Решение творческих заданий, связанных с интеллектом | |
Особенности девочек.
Повышение эмоционального фона резко и длительно влияет на общую
активность.
Реагируют на все оценки: положительные и отрицательные.
Важно, кто и как оценивает.
| Рекомендуемые домашние задания | Не преемственные домашние задания |
| Решение типовых, шаблонных задач | Реже задавать поисковые задания |
| Задания, требующие проработки детали | |
| Равновесие устных и письменных заданий | |
По способу организации, характеру деятельности и форме деятельности. Чаще всего задания носят репродуктивный характер, хотя для работы дома больше подходят задания частично-поискового и продуктивного характера (так называемые творческие задания). К таким целесообразным видам домашних работ на рубеже 19-20 веков относили сочинения. В наше время самыми распространёнными стали доклады, сообщения и рефераты. Именно они вызывают нарекания в связи с несоответствием работы и
возраста учащихся, вызывают самые большие разногласия среди педагогов,
учеников и их родителей.
Работа ученика в школе и дома, если она предполагается, должна иметь отличия. Целесообразно было бы задавать на дом то, что невозможно выполнить в классе, что требует наблюдений, размышлений, творческого подхода.
Говоря о дифференциации домашних заданий, можно утверждать, что если на рубеже 19-20 веков такой вопрос не поднимался, то в наше время каждый учитель знает о ней, однако на практике дети получают одинаковые задания. Это можно объяснить тем, что одинаковое задание проще не только задавать, но и проверять и оценивать. В педагогической науке до сих пор нет методик, позволяющих объективно оценить результаты домашних заданий. Подход и основания для оценивания сделанного дома должны иметь отличия, так как ребёнок выполняет работу в иных, чем в классе, условиях (большой временной интервал, самостоятельность при выполнении, помощь родителей).
В заключение, отвечая на вопрос о том, нужны ли домашние задания, можно сказать следующее. Если домашние задания сводятся только к заучиванию того, о чем говорилось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правило и т. п., если домашние задания приводят к перегрузкам детей, ухудшению состояния здоровья ребенка, вводят их в состояние стресса, то такой домашней работе нет места в системе обучения современной школы. Любое домашнее задание должно выводить школьника на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать его любознательность. Поисковый характер задания - вот главный признак домашней работы. Если же домашнее задание дается с максимальной пользой для ученика, то и отказываться от него не следует.
Красноперова Людмила Евгеньевна, учитель информатики, МОУ «Федоровская СОШ № 3» Сургутский район
страница 1
скачать
Другие похожие работы: