Дифференцированное домашнее задание
Красноперова Людмила Евгеньевна, работает в МОУ «Федоровская СОШ № 3» 12 лет, учитель первой квалификационной категории.
Дифференцированное домашнее задание.
И. Кант как-то сказал, что способность правильно пользоваться знаниями, полученными в школе, в ученике развивает только домашний самостоятельный труд. А известный психолог Эльконин - Давыдов вообще считал, что «фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». То есть вопросы о значении домашнего задания, о его роли в развитии самостоятельных умений и навыков учащихся, о том, каковы допустимые объемы и время, отводимое для его выполнения, занимали педагогов на протяжении многих веков. Эти вопросы неоднократно обсуждались и обсуждаются как на страницах педагогической печати, так и среди учителей – практиков и особенно актуальны в последнее время.
Каждая школа может вообще отказаться от домашних заданий, исключив их из своих образовательных программ, но это трудно сделать сразу. Гораздо целесообразнее осуществить переход от обременительных домашних заданий к индивидуальному образовательному маршруту. Для этого домашние задания должны представлять систему. Элементы такой системы - предметные и межпредметные задания, работа с которыми позволяет ребёнку овладеть метапредметными умениями. Задания в системе дифференцируются по уровню знаний, умений и навыков ребёнка, в соответствии с его возрастом и полом, с учётом темповых показателей учебной деятельности, разделяются по способу организации, характеру деятельности и форме деятельности. Ученику предоставляется возможность самому выбирать задания для работы и время для их выполнения. Таким образом, домашняя работа школьника может перейти в индивидуальный образовательный маршрут. Она оценивается по специальной системе, отметки за нее влияют на итоговую оценку. Поэтому предлагаемая система должна носить открытый характер, легко изменяться в ответ на изменения, происходящие в обучении ребёнка. Она может учитывать даже время года. Ведь, по мнению психологов, зимой, особенно в феврале, нагрузка в школе достигает максимального значения. И такая система домашнего задания может перераспределить нагрузку учащихся, уменьшив её в зимние месяцы и увеличив, например, в апреле.
Виды дифференциации домашнего задания.
По уровню знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается выбрать домашнее задание по своему уровню развития (подразумевается три уровня: высокий, средний, низкий).
В соответствии с возрастом ребенка. В начальной школе домашнее задание должно находиться за пределами урока (повторение, закрепление). В средней школе - рядом с уроком (должно быть частично-поисковым). В старшей школе – опережать урок (творческие задания, проектная деятельность переходящая в индивидуальные маршруты).
В соответствии с полом ребенка. Рекомендуется давать домашние задания, ориентированные на половую дифференциацию, т.е. отдельно для мальчиков и девочек. Если вспомнить поведение тех и других на уроке, то мальчики обычно более активны в начале урока, поэтому им требуется объяснять новый материал в начале занятия, а девочкам в середине.
Особенности мальчиков.
Кратковременно избирательно реагируют на эмоциональный фактор.
Избирательно реагируют на оценки.
Важно, что оценивается. Необходимо объяснять, за какое содержание ему
поставили оценку.
Важна зрительная опора при объяснении нового материала
Рекомендуемые домашние задания | Не преемственные домашние задания |
Задания, включающие поисковую деятельность | Не преемственно при оценивании учитывать качество, аккуратность в написании работы |
Выдвижение новых идей | Речевые задания не действенны |
Решение нестандартных учебных задач | |
Задания, связанные с видео пространственными умениями, умением ориентироваться в пространстве | |
Решение творческих заданий, связанных с интеллектом | |
Особенности девочек.
Повышение эмоционального фона резко и длительно влияет на общую
активность.
Реагируют на все оценки: положительные и отрицательные.
Важно, кто и как оценивает.
Рекомендуемые домашние задания | Не преемственные домашние задания |
Решение типовых, шаблонных задач | Реже задавать поисковые задания |
Задания, требующие проработки детали | |
Равновесие устных и письменных заданий | |
По способу организации, характеру деятельности и форме деятельности. Чаще всего задания носят репродуктивный характер, хотя для работы дома больше подходят задания частично-поискового и продуктивного характера (так называемые творческие задания). К таким целесообразным видам домашних работ на рубеже 19-20 веков относили сочинения. В наше время самыми распространёнными стали доклады, сообщения и рефераты. Именно они вызывают нарекания в связи с несоответствием работы и
возраста учащихся, вызывают самые большие разногласия среди педагогов,
учеников и их родителей.
Работа ученика в школе и дома, если она предполагается, должна иметь отличия. Целесообразно было бы задавать на дом то, что невозможно выполнить в классе, что требует наблюдений, размышлений, творческого подхода.
Говоря о дифференциации домашних заданий, можно утверждать, что если на рубеже 19-20 веков такой вопрос не поднимался, то в наше время каждый учитель знает о ней, однако на практике дети получают одинаковые задания. Это можно объяснить тем, что одинаковое задание проще не только задавать, но и проверять и оценивать. В педагогической науке до сих пор нет методик, позволяющих объективно оценить результаты домашних заданий. Подход и основания для оценивания сделанного дома должны иметь отличия, так как ребёнок выполняет работу в иных, чем в классе, условиях (большой временной интервал, самостоятельность при выполнении, помощь родителей).
В заключение, отвечая на вопрос о том, нужны ли домашние задания, можно сказать следующее. Если домашние задания сводятся только к заучиванию того, о чем говорилось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правило и т. п., если домашние задания приводят к перегрузкам детей, ухудшению состояния здоровья ребенка, вводят их в состояние стресса, то такой домашней работе нет места в системе обучения современной школы. Любое домашнее задание должно выводить школьника на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать его любознательность. Поисковый характер задания - вот главный признак домашней работы. Если же домашнее задание дается с максимальной пользой для ученика, то и отказываться от него не следует.
Красноперова Людмила Евгеньевна, учитель информатики, МОУ «Федоровская СОШ № 3» Сургутский район
страница 1
скачать
Другие похожие работы: