NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Дорога к Храму»


Тема: «Дорога к Храму»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «православный храм», с назначением и устройством православного храма.

  2. Формировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыне для православных людей.

  3. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь воспитанников.

  4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход занятия
I. Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

Ребята, сегодня на занятии вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация знаний.

Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(Воспитанники дают определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

III. Изучение нового материала.

Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на занятии мы подробно проговорим о православном храме. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
2. Беседа.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Чем храм отличается от всех остальных зданий?

У него есть купол, на котором находится крест.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминает нам о вечности Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? (предположения детей)

- две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

- три главы (три Лица Святой Троицы);

- пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

- семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

- девять глав (девять чинов Ангельских);

- тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

3. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? Мысли о храме, церкви, России…

4. Изучение храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм? (предположения детей)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, то есть заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина ее измеряется не верстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к Храму – это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.

Дорога в храм В. Зоберн.

Не бросай меня

Посередь пути.

Мне б до той,

До той маковки дойти.

Нет пути назад,

Не дойти вперед,

Может, ветерком

Свежим донесет.

Мне б остаться там,

Да не дом мой храм,

То, что дали там,

То, что получил, -

Донести назад

И не расточить…

Высшим смыслом наполняет нашу жизнь храм. Благодаря ему, человеческий путь не заканчивается.

Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм.

Раздаются стихи и дети читают:

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...


Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.


Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Педагог:

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

5. Вопросы к детям:

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

VI. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Христос объединяет всех людей, молящихся в храме, и тех святых, которые изображены на иконах и фресках. В храме мы оказываемся в обществе святых и учимся святости, то есть чистоте, духовной простоте и любви ко всем. В храме мы молимся – просим прощения у Бога и помощи в деле спасения, благодарим Бога за Его милосердие, долготерпение и благодеяния.

Список использованной литературы.

  1. «Методика преподавания православного учения для невоцерковленных детей» (Из опыта работы воскресной школы), Мурманск 2008.

  2. «Патриотическое воспитание» Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий» И.А. Пашкович.- Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

  4. Закон Божий, Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского. 2004;

  5. Закон Божий, «Оранта», - 2008;

  6. «Мироведение» Л. В. Сурова. Комплекс методических разработок «Христианская жизнь» 2004

  7. http://old-rus.narod.ru/prav.html

  8. http://www.rus-sobori.ru/info/

  9. http://www.rustrana.ru/

  10. http://www.eparhia-tmb.ru/

  11. http://www.predanie.ru/muz/kolokola/

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.