Этика и этические поведение
УДК 172.2
М. Ибраева, Идрис уулу М.
г. Каракол, ИГУ им. К.Тыныстанова
ЭТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ПОВЕДЕНИЕ
В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
В статье рассматриваются вопросы этики и этического поведения в бухгалтерском учете. С этой целью даны рекомендации по применению прикладной этики в принятии решении бухгалтерами.
Этика и этическое поведение - важнейшая составная цивилизованного общества, этические дилеммы изобилуют в повседневной жизни, в индивидуальной и профессиональной среде.
Мы вспоминаем о важности этического поведения, когда сталкиваемся с ложными публикациями в средствах массовой информации или становимся очевидцами незаконных действий. Эти действия включают обман, аморальное поведение, взяточничество и другое антиобщественное поведение. Эти случаи снижают доверие между людьми и наша жизнь становится более недостаточной, неприятной и тяжелой.
В бухгалтерском учете, как и в других областях бизнеса, этические дилеммы встречаются часто. Одни из них просты и легко разрешимы, другие сложны и решение их не совсем ясно.
Так как цель бухгалтерского учета - обеспечение полезной информацией пользователей для принятия решений, то чтобы информация была полезна, она должна быть надежной и верной. Это делает необходимым наличие этики и этического поведения в бухгалтерском учете.
Этика и право часто совпадают, так как результаты многих неэтических действий, таких как воровство, физическое разрушение, считаются незаконными, а некоторые действия против закона определяются как неэтичные, например; не оказать помощь людям, когда они в нем сильно нуждались.
Идентифицировать этические ситуации иногда трудно. Предпочесть одно этическое решение, это избежать сомнений по другим альтернативным решениям. Например: пользователи бухгалтерской информацией вероятно, не будут доверять благоприятному заключению аудитора, если они будут знать, что выдача заключений разной степени аудитором, зависит от размера оплаты.
Всю нашу жизнь мы будем сталкиваться с решениями этических аспектов. Это часть нашей жизни. Этическое поведение требует от нас заботливости, осторожности, прежде чем мы произведем действие. Наш успешный правильный выбор будет воздействовать на наше самочувствие, а также на то, как другие будут относиться к нам. Этика не персональное дело индивидуума. Комбинирование индивидуального выбора влиять на качество нашего сообщества и будет служить опытом для других.
Организационная этика изучается посредством примеров и участий. В настоящее время очень низка этика в бизнесе. Почти во всех бизнес — организациях существует этические проблемы, но те, кто соблюдает этические нормы, достигают успехов на длительный период. Это подкрепляется старым изречением: “Хорошая этика, это хороший бизнес”. Этическая практика строится на доверии, способствующая лояльности и длительным отношениям с клиентами, поставщиками, работниками. Хорошая этика повышает репутацию организации и ведет к успеху. Так как существует общественный интерес в этике, многие компании создают собственные этические правила, которые устанавливают внутренние стандарты деятельности, регулируют отношения с клиентами, поставщиками и даже с конкурирующими компаниями. Компании часто используют свои этические стандарты, как обещания обществу соблюдения этики в практике. Очень важно, чтобы эти стандарты служили руководством для служащих в их повседневной работе.
От бухгалтеров, при выполнении их профессиональных обязанностей, требуется моральное суждение и принятие решений, согласующееся с этическими нормами. Процесс обеспечения пользователей бухгалтерской информацией, часто сталкивается с выбором, каким образом подготовить финансовые отчеты. Этот выбор может повлиять, с одной стороны, на размеры выплаты налогов государству, а с другой, на сумму дивидендов акционерам. Это также может повлиять на цену товара, которую платит покупатель и заработную плату работников.
Это может воздействовать на спрос продукции, услуг. Вводящая в заблуждение информация, может привести к закрытию и разделению предприятия, которая причинит серьезный ущерб клиентам, поставщикам, работникам. Поэтому важность этики в бухгалтерском учете требует установления и применения соответствующих норм и правил. Эти нормы помогут обращению с конфиденциальной информацией. Например: аудитор имеет доступ к информации о размерах заработной платы управленческого персонала, а также о стратегии компании. Если аудитор передаст эту информацию другим, компания потерпит серьезный урон. Поэтому этические правила аудитора должны содержать требования по хранению секретной информации. Этот пример показывает практическую ценность этических норм и правил.
Бухгалтер в своей работе опирается на существующие правовые и этические стандарты, которые выступают для защиты имущественных и социальных прав, которые общество признает как ценность. Эти стандарты должны считаться, как стандарты, устанавливающие равенство и справедливость среди различных противоположных групп интересов.
Суждение, что бухгалтерский учет имеет поведенческие последствия, заключается в безопасном этическом поведении для профессии бухгалтера. При решении этической ситуации, бухгалтер должен быть компетентным, решительным и справедливым. В целом, процесс этической чувствительности, выбор альтернатив может усложняться: давлением фактора времени, клиента, оглядки, профессиональной ответственности.
В бизнесе часто концентрируют внимание на следующих суждениях: “максимизация нижней черты”, “не страшиться вызова конкуренции”, “выделять краткосрочные результаты”, это показывает, что место бухгалтера в центре конфликтов и давлений. Перед бухгалтером встают такие вопросы: “этот метод передачи информации хорош или плох?”, “что делать в конкретной этической ситуации?”. В этих случаях надо не просто придерживаться общепринятых принципов бухгалтерского учета или следовать правилам профессии, так как техническая компетенция недостаточна при принятии этических решении. Бухгалтер должен осознавать размеры этических ситуаций, так как стандарты не могут полностью давать определения по всем специфическим чертам, особенностям, которые включаются в финансовые отчеты.
Бухгалтер должен сделать выбор из существующих альтернатив, этот выбор может повлиять на участвующие стороны и принести им потери или выгоды. Например: акционеры настоящие и будущие выступают в конфликтные ситуации, если руководство примет решение по отсрочке возникших расходов для получения выгод сегодня, тем самым, создав ситуацию для получения убытков в будущем. Этическое принятие решений включает в себя осознание потенциального вреда или выгоды для конфликтующих сторон и прием на себя ответственности за сделанный выбор.
Практикующий бухгалтер должен высоко оценивать важности признания этической дилеммы, анализируя и изучая специальные издания. Делать правильные вещи не всегда легко, судя по выражению: “Правильно - не всегда, очевидно, верно”. Давление ситуаций: “обойти закон”, “играть в игру”, “игнорировать” может быть значительным.
Бухгалтер, столкнувшись с трудным этическим решением, может удивится:
“Неужели мое решение отразится на моей работе негативно?”,
“Будут ли мой начальник и мои коллегии недовольны мной?”.
Принятие решений становится все более трудным, так как общественный консенсус по общепонятной этической системе еще не существует, который предоставлял бы основные характеристики решений, согласующихся с нормами этики. Однако прикладная этика необходима и возможна.
Бухгалтера могут применять следующие шаги в решении этических ситуаций:
1. Признание этической ситуации или дилеммы.
При определении надо быть осторожным к потенциальному эффекту от действий и решений, соблюдать индивидуальную этику, не быть чуждым чувству вины, совести. Сочувствие к другим помогает идентифицировать этическую ситуацию и в итоге сделать правильный выбор. Осведомленность о действиях участвующих сторон от принятого решения первый шаг решения дилеммы.
2. Идентификация и анализ основных принципиальных элементов ситуации.
Для решения этической ситуации, бухгалтеру следует поискать ответы на следующие вопросы:
а) какая часть из участвующих сторон может понести потери или
выгоды?
б) какие права или требования сторон нарушаются?
в) какие особенные интересы вступили в конфликт?
г) какова моя личная ответственность и обязательства?
3. Определение альтернативного решения, измерение силы воздействия каждой альтернативы на различные группы участвующих сторон. Считается, что бухгалтерский учет способен измерять, оценивать эффект решения по альтернативным методам.
4. Выбор наилучшей альтернативы, принимая во внимание все обстоятельства и последствия. Бухгалтер должен подготовить корректное описание финансовой информации, как защиту сделанного выбора.
Эти предложения используются при определении и исключении неверных шагов при принятии решении. Бухгалтер должен помнить, что этика наиболее фундаментальный принцип бухгалтерского учета и что он должен в своей работе все делать этически.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шепель В.Н. Управленческая этика. –М., 1989.
2. Афанасьев И.А. Деловой этикет. –К., 1998.
3. Intermediate accounting Kieso, Weygandt, Irvine. Irvine. Fifth Canadian edition.
4. Advanced accounting Murray, W. Hilton second edition.
5. Аудит./Пер. с англ. – М.: Арена, 2001.
6. Нидлз Б., Андерсен Х. Принципы бухгалтерского учета. –М., 1998.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: