Фаза Избрание проблемы (что хотим узнать задаем вопросы, формулирование проблемы и выбор главной, определение целей исследования) Фаза Формулировка подтем (проблем)
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности
Цели:
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях
развитие коммуникативных, исследовательских умений, умений сотрудничества
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения
развитие критического мышления
Идея: Грундтвиг Н.Ф.С., Бахтин М.М.
Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления»
главный аспект работы над проектом – не только как мы это делаем, а почему мы это делаем
Что я лично могу сделать для решения этой проблемы
Алгоритм проектной мастерской:
Фаза 1. Представление темы проекта (выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей, проблем) – мозговой штурм
Фаза 2. Избрание проблемы (что хотим узнать – задаем вопросы, формулирование проблемы и выбор главной, определение целей исследования)
Фаза 3. Формулировка подтем (проблем)
Фаза 4. Планирование работы (обсуждение в группах плана работы, главных вопросов и поиск информации, формы проекта)
Фаза 5. Осуществление проекта –
самостоятельная работа в группах (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения проблемы, оформление работы; консультирование)
Фаза 6. Представление проекта (защита)
Фаза 7. Оценка проекта (определение уровня знаний предмета, самооценка, выявление успехов и неудач)
Работа над проектом:
Общая тема
Проблема
Подтемы
Участники
Планирование
Осуществление проекта
Представление проекта
Что я лично сам могу сделать?
Исследовательская деятельность – такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающихся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом
Уровни исследовательского метода:
1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования, допускается коллективный поиск;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником самостоятельно.
Типология творческих работ учащихся:
Реферативные
Экспериментальные
Проектные
Натуралистические описательные
Исследовательские
Этапы учебного исследования:
выявление (видение) проблемы;
постановка (формулирование) проблемы;
формулирование предмета и объекта исследования, постановка цели;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка учебных действий;
выбор методов исследования;
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
проведение исследования;
обработка результатов;
анализ и синтез собранных данных; сопоставление полученных данных и умозаключений;
проверка гипотез;
подготовка, написание работы;
структура текста;
публичная защита.
Формирование исследовательских умений и навыков:
8 - 9 класс
умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;
формулировать цели и задачи исследования;
умение определять возможные методы решения несложной проблемы;
умение подбора литературы, источников, которые относятся к исследуемому вопросу;
умение составления БД (базы данных);
умение составления раздела «Состояние вопроса».
10 класс
формулировать актуальность данного учебного исследования;
проводить обзор литературы по теме исследования;
умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;
связывать темы исследования с аналогичными учебными темами школьных курсов;
умение определять возможные методы исследования;
написать самостоятельно тезисы по учебному исследованию;
умение защитить результаты работы на школьной конференции.
11 класс:
под руководством научного руководителя формируется умение находить научные и учебные подразделения, в которых проводится исследование по выбранной теме;
умение написания реферата, рецензии, эссе;
дипломная зашита проекта
Особенности этапов исследования:
Проблема исследования (задача) – нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать.
Тема (название работы) отражает суть проделанной работы, характеризует направление проведённого исследования , содержит в себе предмет и название метода исследования.
Объект исследования – область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться.
Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению.
Цель – это то, что необходимо получить в результате работы, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать.
«Что и для чего это нужно делать?»
Задачи – конкретизация и развитие цели в виде комплекса последовательно решаемых проблем.
Пример: «Цель – вырастить в теплице арбуз на основании изучения основных видов агротехнической деятельности.
Задачи:
1)познакомиться с основными этапами агротехнического процесса;
2) освоить технику работы с землёй;
3) вырастить арбуз.
Гипотеза – это развёрнутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер.
Формулировка гипотезы: «Если …, то…» или «Чем…, тем …».
Методика.
Описание условий исследования
Приборная и аналитическая база исследований:
Приборы
Описание оригинальных методик
Ссылки на общепринятые методики
Эксперимент
Регистрация результатов на бумаге
Наличие опытного и контрольного объектов
Наличие нескольких повторностей (в природе желательно 50 – 100)
Использование методов математической статистики
компьютерные программы: «Диана-2», STATGRAPHICS — для DOS; STATISTICA, MINITAB — для Windows, Excel и др.
Анализ результатов:
Установление причинно-следственных связей между явлениями
Выводы - корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных.
Выводы:
Корректные
Точные
Лаконичные
3-5
Соотнесены с задачами работы
Написание отчёта о проделанной работе:
Содержит все части научной статьи;
Публичное представление
страница 1
скачать
Другие похожие работы: